kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Музейное пространство в современном образовании -эффективное средство реализации ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Искусство является уникальным инструментом образования, формирует картину окружающего мира, совершенствуя внутренний мир человека.

Уверена, что музейное пространство в современном образовании является эффективным средством в реализации требований ФГОС. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Музейное пространство в современном образовании -эффективное средство реализации ФГОС »

Уважаемые коллеги, благодарю вас за предоставленную возможность сказать несколько слов о работе начальной школы. Искренне верю, что использование музейного пространства на уроках может помочь в реализации ФГОС ,решении проблем преемственности, адаптации детей при переходе в среднее звено.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований к результатам, структуре программы, к условиям обязательным при реализации основной образовательной программы начального общего образования.

В основе лежит системно-деятельностный подход который предполагает личностные,метапредметные и предметные результаты, в частности в области обществознания и естествознания , предмет окружающий мир :

  1. Понимание особой роли России в мировой истории

  2. Сформированности уважительного отношения к своей стране, культуре, языку, природе, семье, истории

  3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения

  4. Освоение доступных способов изучения природы, общества в открытом информационном пространстве

  5. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире

























Искусство является уникальным инструментом образования, формирует картину окружающего мира, совершенствуя внутренний мир человека.

Уверена, что музейное пространство в современном образовании является эффективным средством в реализации требований ФГОС .

Я работала по системе 2100, Школа России, сейчас Перспектива ( автор окруж мира Плешаков) и понимаю, что независимо от программы потенциал для развития и воспитания личности учащихся можно реализовать через основные функции музея – информативную, просветительскую, коммуникативную, воспитательную, эстетическую и исследовательскую

В рамках темы семинара приведу несколько примеров такой работы на уроках окружающего мира.

Наиболее специфичной для музея формой научно-просветительской работы является музейная экскурсия. Традиционными стали интерактивные экскурсии для детей.

Например по теме 3 класса « Мир ,как дом» «Наши лучшие друзья» мы посетили музейный комплекс « Вселенная воды» интерактивная программа « По следам Аквы». В процессе игры дети узнали о традициях водопользования на Руси и стром Петербурге, секрет превращения обычной воды в питьевую. Дети бережно относятся к природным ресурсам не потому, что в учебнике так написано, а потому, что была наглядно продемонстрирована актуальность проблемы природопользования.

Интересны музейно-педагогические методики создания пространственной историко- культурной среды и ролевого погружения в нее. В этом нам помог Этнографический музей. По теме «Сокровища и традиции России» мы прошли игровое занятие « Русские народные праздники и обряды», на котором узнали о праздниках, обрядах, традиционной одежде. Неподдельный интерес вызвали валенки. Группа детей создала уникальную презентацию об истории создания валенок и пришлось включить в предмет технология урок по теме « Техника валяния. Изготовление игрушек и сувениров»

При изучении темы 4 класс «Природные зоны. Тундра» Так же в этнографическом музее мы посетили экскурсию « Предания полярной ночи», которая рассказывает о жизни народов Крайнего Севера, их адаптации к суровым климатическим условиям, трудностям добычи пищи, любви к животным и поучительным историям о дружбе и взаимовыручке. Выполняя проверочную работу по этой теме ребята не пытаются вспомнить написанное в учебнике, они понимают, почему именно оленеводство является основным видом деятельности жителей тундры.



Музей гигиены по теме « Здоровье России» экскурсия « Здоровье-главная ценность человека» способствовал проявлению интереса к здоровому образу семьи, умению характеризовать здоровый образ, желанию придерживаться норм здорового образа жизни. Детей не надо убеждать в необходимости проведения физ минуток и зарядок, они осмысленно выполняют упражнения.

По теме « Творческий союз» мы посетили занятия в музее истории религий. В процессе игры дети узнали о традициях, особенностях религий нашей многонациональной страны. Этот курс помогает в изучении нового предмета Основы мировых и религиозных культур, проведении классных часов по теме «Толерантность»

По теме « Вставай, страна огромная» музей обороны и блокады Ленинграда. Жизнь ленинградцев в осажденном городе, организация быта, хозяйства в блокадный период. Фотографии, письма, сигнал тревоги и метронома не оставили равнодушным никого и вызвали неподдельный интерес детей к изучению истории Великой Отечественной войны Как итог был создан проект с использованием репродукций картин о войне ( в том числе Оборона Севастополя ( корпус Бенуа)

По теме « Мы – граждане единого Отечества» обзорная экскурсия в Эрмитаже - символы государственной власти.



В ходе ознакомления с той или иной темой в музее создаются условия, при которых усиливает процесс восприятия, что способствует привлечению учащихся к созерцанию и анализу музейных коллекций, выявлению понятных аспектов, позволяющих свободно получать необходимую информацию, вызывает желание дополнительно изучить материал.


Конечно, очень хочется сказать о большой роли нашего родного Русского музея в обучении детей. Спецификой нашей гимназии является предмет «Мир музея» музейно-педагогической программы «Здравствуй, музей!» которая включает в себя шесть разделов: для дошкольников, среднего, старшего звена, студентов и детей с аномалиями развития. Разработана Российским центром музейной педагогики и детского творчества РМ. Тесный контакт, постоянная помощь и поддержка научных сотрудников музейно-педагогического отдела, близость расположения дает возможность максимально использовать музейное пространство на уроках.

Целью программы является создание научно-обоснованной системы взаимодействия музея и системы образования, ориентированной на творческую работу педагога, работающего в условиях учебного заведения через специальную подготовку, дает навыки работы с произведением искусства от уровня визуального восприятия до осмысления художественного образа. Программа включает четыре обучающих курса:

Учащихся первых классов ориентируют на формирование навыков визуальной грамотности, второклассники знакомятся с пространством музея, его профильной специфике, третий класс формирует способность к пониманию видовой и жанровой специфики, четвертый класс- понимание художественного процесса, специфики художественного образа.

Благодаря программе «Мир музея» наши детки достаточно легко ориентируются в музейном пространстве, оперируют специальными терминами, они раскрепощены, свободно выражают свои мысли, а вопросы дисциплины не понимаются.

Все педагоги прошли курсы повышения квалификации. Наши учителя и гимназисты являются постоянными участниками семинаров, мастер классов, круглых столов, открытых уроков разного уровня.

Так в прошлом году мы стали участниками всероссийского семинара, на базе моего класса прошел открытый урок по теме « Живопись». На примере картины Саврасова « Радуга» были закреплены следующие понятия

живописи, как вида изобразительного искусства,

жанры живописи

многообразие способов выражения художественной идеи ( основные элементы языка живописи)

сформированы представления о процессе создания картины, инструментах и материалах, биография художника



Картина находится в Русском музее, дети смогли закрепить знания на экспозиции

В процессе работы дети познают важность коллективной деятельности, музей позволяет репетировать социальные роли, дети учатся аргументировано дискутировать, воспитывает чувство сопричастности с происходящими событиями.



Картина уникальна, мы неоднократно возвращались к изучению ее с разных сторон на уроках окружающего мира . На ряду с вопросами искусства, дети искали ответы на вопросы природных явлений ( в частности возникновения радуги), используя виртуальный филиал ГРМ сделали подборку картин с изображением радуги ( Куинджи Радуга) в рамках темы « По равнинам , по горам» описывали форму земной поверхности ( косогор), природной зоны ,климатических условий, быт крестьян, историю родной страны.

Написали сочинение по картине, на уроке изобразительного искусства рисовали радугу.

Как после такой тщательной работы не полюбить свою страну, предметы искусства, людей, историю родины, не ценить красоту русской природы.



При изучении времен года, сезонные изменения в живой и неживой природе, мы использовали иллюстрации к курсу «В мире художественных образов.» + работа на экспозиции, картины ГРМ

Саврасов Ранняя весна. ГРМ На основе натурального этюда написано одно из самых известных и проникновенных произведений Грачи прилетели с изображением ранней весны

Осень. На мосту. Коровин ГРМ. Широкая и свободная живопись картины говорит о том, что это произведение результат непосредственных впечатлений и эмоций художника.

Тема 3 класс : «Круговорот воды в природе» Дети узнали свойства воды, значение, состояние. Изучили картину «Кучевое облако» Васильев ГРМ Призвано вызывать восторг перед могучими силами природы.

Тема 4 класс «Природные зоны. Среди лесов.» Детки находят ответы на вопросы что такое лес? Какие деревья вы знаете? Условия благоприятные для роста деревьев? Особенности смешанных лесов и тайги, работа с картой, изучаем картину Шишкин « Лесная глушь» по вопросам: о чем картина? Почему глядя на нее « пахнет сосной»? чем пленил автора уголок природы?

Тема урока 4 класс: «Озера – краса земли» Наряду с вопросами о значении озера в жизни людей, самые известные озера, умении находить их на карте, рассматривать очертания, перечислять в порядке увеличения глубины, мы рассматривали самое большое произведение Левитан Озеро. Русь 1900, которое несет в себе раздумья о величии и красоте родной природы, восторженной любви и поклонению Родине.



Использование музейного пространства открывает и для самих педагогов новые аспекты взаимодействия с учащимися, создает возможность совершенствовать свои навыки . Такой подход обеспечивает интерес и понимание темы, соответствующее оценивание и обратную связь, вовлекает детей в учебную деятельность.

Эффективность использования музейного пространства определяется степенью включенности в его работу учащихся школы и использованием его материалов в учебно-воспитательном процессе.

Так как все экскурсии проходят во внеурочное время, эта работа требует от учителя больших, временных, умственных, физических затрат. Заинтересованность родителей (помощь в сопровождении детей), заинтересованность администрации и естественно учителя важные составляющие успешного обучения детей в рамках музейного пространства. Хочется поблагодарить всех участников этого процесса и родной город за уникальные возможности учить и учиться вместе с детьми.

Когда музейное пространство используется в режиме творческого научно-исследовательского центра, а в основе организации работы лежит технология личностно-развивающей деятельности, предметом исследования школьников являются объекты исторического значения, исследования учащихся интегрируются с программным материалом по окружающему миру, литературе, и другим предметам, музей является эффективным средством реализации требований ФГОС.



















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Костенкова Ольга Валерьевна

Дата: 25.06.2015

Номер свидетельства: 221365


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства