Просмотр содержимого документа
«Мотивация как один из параметров изучения социокультурного феномена «чтение»»
Шмелева О.Н.
Учитель начальных классов
Мотивация как один из параметров изучения социокультурного феномена «чтение»
Образовательный процесс проходит через годы жизни человека. На начальном этапе жизненного пути ребенка, когда еще неокрепшее сознание впервые выходит в мир частично взрослый, где есть не только удовольствия и игры, но еще работа и ответственность, большую роль играет мотивация. Построить процесс обучения так, чтобы он доставлял радость, выстроить систему оценок так, чтобы она привносила дополнительную мотивацию, не служила карой, задача не простая, но увлекательная и благодарная [Ананьев 2007].
Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве первого и последнего пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором – внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т.п., а во втором − о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации [Немов 2008].
В мотивации выделяют стимулы, мотивы, потребности, интересы. Наиболее полно все эти структурные компоненты охарактеризованы в работе «Психология детского чтения от А до Я» И.И. Тихомировой [Тихомирова 2004].
Стимулом называется любое побуждение, внутреннее или внешнее, которое воздействует на человека так, что его поведение или образ мысли изменяется заметным образом. Стимул – сигнал к действию, эффект которого опосредован психикой человека, его взглядами, чувствами, установками, стремлениями. Множество стимулов, воздействующих одновременно, называют стимульным полем или массивом стимулов. К такому массиву относят и книгу.
Реакция на стимул, обеспечивающая стремление, влечение, желание читать, называется мотивом. От мотивов зависит результат, эффективность и качественные особенности протекания процесса чтения, сила поглощенности, увлечения книгой. Однако, как отмечают исследователи, наличие стимула (к нему относится и научение), еще не говорит о том, что мотив чтения возникнет непременно. Массив стимулов, содержащихся в книге, как и массив научения (рекомендация, тесты, игра, реклама и другие «приманки») могут оказаться безрезультатными, если в человеке отсутствует внутренняя мотивация к чтению. Именно с таким положением мы сталкиваемся в настоящее время, когда ребенок отовсюду слышит «читай», и сама книга в ярких обложках и заманчивых иллюстрациях просится в руки, а интерес к ней со стороны детей, при наличии активного читательского спроса, все падает и падает.
Одной из причин читательского спроса детей является потребность. В отличие от мотивов, определяющих желание читать, потребность чаще всего вызывается настоятельной необходимостью. В этом случае ее иногда называют актуальной потребностью. Слово потребность в русском языке означает надобность, нужда в чем-нибудь, требующая удовлетворения. Движимый потребностью ребенок читает не потому, что хочет, а потому что «надо», или «велели». Актуальная потребность как источник читательской активности характеризуется осознанием прагматической цели чтения. Удовлетворив потребность и достигнув поставленной цели, направленность ребенка на чтение при отсутствии личностных побуждений угасает, пока не возникнет новая потребность. Как показывает опыт и социологические исследования, мотивация чтения современного ребенка, вызванная актуальной потребностью, является доминирующим фактором, определяющим читательский спрос на произведения печати. Этот источник читательской активности нынешних детей почти всецело обусловлен так называемым «изучающим чтением».
При таком положении школа, а не сам ребенок, определяет необходимость чтения и его репертуар. Ученик идет в библиотеку, чтобы выполнить задание учителя: подготовить доклад, найти ту или иную информацию. В данном случае свое общение с книгой дома или в библиотеке он воспринимает как продолжение уроков за рамками класса. Стимулируя, таким образом, чтение, учитель не спрашивает ученика, нравится это ему или нет. «Изучающее чтение» по мотивации – это вынужденное чтение. От него зависит оценка школьника потому или иному предмету, зависит и реакция родителей на успехи ребенка.
Принудительное чтение отрицательно сказывается на его качестве. Если мотив идет не от личности школьника, то и результат чтения ее не касается. Знания, полученные лишь для того, чтобы воспроизвести их на уроке, в лучшем случае закладываются в долговременную память, в худшем – тут же забываются. Стимул «изучающего чтения», не подкрепленный личностным интересом, действует только то время, пока школьник учится.
Другая потребность чтения, не столь массовая, кроется в осознанном понимании школьником и его родителями ценности чтения, его необходимости для успешной самореализации молодого человека в новых жизненных реалиях. Здесь стимул чтения идет не от учителя, а от желания самого ребенка быть признанным и востребованным в современном обществе. Человек с детства нацелен на элитарное образование. Читая лучшие художественные произведения и научно-познавательные книги, ребенок получает ориентир в системе ценностей, модели поведения и общения людей, способ речевого самовыражения, учится символьному мышлению и грамотному письму. Широкая эрудиция и информированность делают читающую личность интересной для окружающих, повышает ее статус. Школьник развивает в себе психологическую основу творческой деятельности.
Однако рациональный мотив, при всей его привлекательности, имеет крупный недостаток – он нейтрален по отношению к нравственным чертам личности. Читающий под натиском «надо» ребенок может вырасти холодной, расчетливой, склонной к карьеризму личностью.
Остановимся еще на одном стимуле чтения, к которому часто прибегают библиотекари в работе с детьми. Речь идет о викторинах, конкурсах, играх. Дети охотно отзываются на эти мероприятия, которые удовлетворяют их потребность в состязании, развлечении, воодушевляют и возбуждают. В игры закладываются задания, обуславливающие необходимость прочесть те или иные книги, обратиться к творчеству определенного писателя, усвоить те или иные знания и т.п. И ребенок, в соответствии с требованиями игры, обращается к книгам. У библиотекаря создается ощущение успеха: дети читают, значит, цель достигнута. Но этот успех, как правило, кратковременный, вместе с окончанием игры у участника ее заканчивается и желание читать. Внешний стимул не стал личностным мотивом, ибо он направлен не столько на стремление к чтению, сколько на стремление выиграть.
Все рассмотренные выше стимулы, приводящие детей к чтению и обусловливающие определенную мотивацию, имеют узкое целеполагание и лишь косвенно затрагивают личность читающего ребенка. Ни один из них не гарантирует возникновения читательского интереса как устойчивого, неодолимого желания обращаться к книге. Можно лишь надеяться, что, читая по заданию, по велению моды или для участия в игре, ученик в силу непроизвольного внимания может открыть в тексте то, что взволнует его, увлечет, заставит задуматься и включиться в жизнь персонажей.
Только тогда, когда читатель эмоционально откликается на происходящие в художественном произведении события и вместе с героями начинает радоваться или негодовать, сопереживать или осуждать, только тогда и появляется внутренний стимул к чтению.
Есть и другой важный стимул, ведущий к личностной мотивации чтения у ребенка. Стимул этот – творчество. А творчество, как известно, всегда сопровождается радостным подъемом чувств. Говоря о творчестве, мы имеем в виду не только создание творческого продукта на базе чтения (рисунки, поделки, отзывы, стихи и пр.), но и способность ребенка реагировать по – своему на слово писателя, создавать в ответ свои словесные образы.
Личностную мотивацию чтения способна вызвать и сама книга, если она своим названием, внешним видом, иллюстрациями привлечет к себе внимание ребенка, вызовет желание познакомиться с ее содержанием. Этот стимул особенно важен для дошкольников. Не случайно, вспоминая свое детское чтение, многие взрослые отмечают, какое большое впечатление осталось у них от внешнего вида первых книг. Они помнят переплет книги, ее формат цвет, шрифт, картинки, даже запах. Осознавая ценность для ребенка внешнего вида книги, библиотекарь стремиться дать ему лучшее издание, вместе с ним рассмотреть его, полюбоваться им.
Специалисты по художественному воспитанию детей утверждают, что самым сильным стимулом, подвигающим ребенка к книге, является испытанный им катарсис – эмоциональное потрясение, возникающее в результате сопереживания с героями книги. Оно пробуждает к жизни богатство внутреннего мира: чувства, ассоциации, мышление, воображение, память – полностью захватывая и увлекая человека. Катарсис возникает тогда, когда у читателя появляется чувство личной сопричастности с тем, что происходит в произведении. Важно заметить, что катарсис не несет в себе принудительного характера. Его нельзя искусственно создать. Увлеченный читатель сам отказывается от иллюзии непричастности и по мере развития событий чувствует, что происходящее имеет отношение к его собственной личности и его проблемам. Читателю открывается истина, а вместе с ней и новая шкала ценностей. Катарсис оставляет в душе читателя глубокий след и желание вновь и вновь испытывать его. Так чтение входит в жизнь ребенка и становится для него внутренней необходимостью [Тихомирова 2004].
Названными свойствами не исчерпывается массив стимулов, содержащихся в чтении. Известный философ-гуманист Ю. Карякин, говоря о чтении, подчеркнул: «Тут еще такие «Атлантиды», такие миры несчетные предстоит открыть, откопать, спасать (от самих себя!) и включить в нашу жизнь для ее спасения» [Карякин 2007].
Стимулировать чтение – это значит продвигать идею чтения в сознании детей, поддерживать его статус, убеждать каждого ребенка в личной значимости чтения, удивлять уникальностью этого процесса, «заражать».
Современный исследователь Е.П. Ильин выделяет несколько типов мотивации, связанной с результатами чтения:
1) Мотивация, которая условно может быть названа отрицательной. Под отрицательной мотивацией подразумевают побуждения школьника, вызванные осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет читать (укоры со стороны родителей, учителей, одноклассников и т.п.). Такая мотивация не приводит к успешным результатам.
2) Мотивация, имеющая положительный характер, но так же связанная с мотивами, заложенными вне самой читательской деятельности. Эта мотивация выступает в двух формах [Ильин 2004].
В одном случае такая положительная мотивация определяется весомыми для личности социальными устремлениями (чувство гражданского долга перед страной, перед близкими). Чтение рассматривается как дорога к освоению больших ценностей культуры, как путь к осуществлению своего назначения в жизни. Такая установка в чтении, если она достаточно устойчива и занимает существенное место в личности учащегося, дает ему силы для преодоления известных трудностей, для проявления терпения и усидчивости. Это – наиболее ценная мотивация. Однако если в процессе учения данная установка не будет подкреплена другими мотивирующими факторами, то она не обеспечит максимального эффекта, так как обладает привлекательностью не деятельность как таковая, а лишь то, что с ней связано [Ильин 2004].
Другая мотивация определяется узколичными мотивами: одобрение окружающих, путь к личному благополучию и т.п. Кроме этого, может быть выделена мотивация, лежащая в самой учебной деятельности, например мотивация, связанная непосредственно с целями чтения. Мотивы этой категории: удовлетворение любознательности, приобретение определенных знаний, расширение кругозора. Мотивация может быть заложена в самом процессе читательской деятельности (преодоление препятствий, интеллектуальная активность, реализация своих способностей и пр.) [Ильин 2004].
Итак, как мы видим, мотивация к чтению может иметь положительный или отрицательный характер.
Устойчивость читательской мотивации – это такая динамическая характеристика, которая обеспечивает активную читательскую деятельность на протяжении продолжительного времени. Основываясь на системном представлении устойчивости, исследователи рассматривают ее в комплексе с такими характеристиками, как сила, осознанность, действенность, сформированность, смыслообразующего мотива читательской деятельности, ориентация на процесс и т.д. Неустойчивой мотивацией к чтению называют мотивацию, которая требует постоянного влияния внешних факторов (принуждение, запугивания, награды и т.д.).
Итак, мотивация к чтению бывает:
– положительной и отрицательной,
– внешней и внутренней,
– устойчивой и неустойчивой.
Мотивы чтения делятся на социальные (чувство долга, стремление не отстать от других), узколичностные (одобрение окружающих, путь к личному благополучию, к самосовершенствованию и т.п.) и познавательные (желание получить новые знания, расширить кругозор).
В качестве критериев мотивации к чтению мы рассматриваем:
– положительное эмоционально-окрашенное отношение к чтению;
– активную познавательную и личностную направленность ребенка на чтение;
– устойчивый характер этой направленности.
Исходя из этого, показателями высокого уровня мотивации к чтению младших школьников являются:
– положительное отношение к самой читательской деятельности («люблю читать»);
– заинтересованность конкретными книгами («хочу читать эти книги»);
– увлечение самим процессом чтения («не могу оторваться от книги»);
– стремление поделиться с другими радостью от общения с книгой («хочу, чтобы другие об этой книге узнали»).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Ананьев, Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом / Б. Г. Ананьев // Начальная школа. 2007. № 3. С. 6 – 8.
Ананьев, Б.Г. Избранные труды по психологии. Том 2. Развитие и воспитание личности / Б.Г. Ананьев. СПб.: Изд-во С.-Петербург. гос. у-та, 2007. 288 с.
Карякин, Ю.Ф. Выступление на «Круглом столе»: «Латиноамериканский роман и советская многонациональная литература» / Ю.Ф. Карякин // Латинская Америка. 1983. № 1. С.74-80
Карякин, Ю.Ф. Перемена убеждений / Ю.Ф. Карякин. М.: Радуга, 2007. 416 с.
Немов, Р.С. Психология. Общие основы психологии: учеб. для студ. высших пед. учеб. завед. / Р.С. Немов. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008. 687 с.
Тихомирова, И.И. Психология детского чтения от А до Я. Методический словарь – справочник / И.И. Тихомирова. М.: Школьная библиотека, 2004. 248 с.