№ п/п | Тема занятия | Содержание занятия | Дата |
Тема 1. Первые шаги по тропинке открытий |
1 | 1 | Готовимся наблюдать и изучать | Знакомство с оборудованием, необходимым для работы на природе: полевой дневник, компас, лупа, определители растений и животных, справочники, карта местности и др. Правила ведения полевого дневника: запись наблюдений и зарисовка наблюдаемых явлений. | |
2 | 2 | Какие качества необходимы юному исследователю | Четыре основных качества, необходимые каждому во время проведения исследований в лесу: терпение, внимательность, точность, сотрудничество. | |
3 | 3 | Учимся наблюдать | Наблюдение — основной метод работы на природе. Его цель, планирование. Значение систематичности в проведении наблюдений. Четыре основных вопроса, на которые необходимо ответить, прежде чем приступать к наблюдению: зачем? что? где? и как наблюдать? | |
4 | 4 | Тренируем наблюдательность | Упражнения для развития наблюдательности: «В гармонии с природой», «Ходим, подняв голову вверх», «Смотрим под ноги», «Ходим задом наперёд», «Прогулка вслепую» и др. | |
5 | 5 | Десять заповедей друзей леса | Знакомство с правилами поведения на природе на основе анализа заповедей, составленных учёным-экологом Ф. Тасси. | |
6 | 6 | Экскурсия в городской парк культуры и отдыха. | Наблюдения за сезонными изменениями в природе. | |
Тема 2. Природа в наших ощущениях |
7 | 1 | Как мы воспринимаем окружающий мир | Каждый человек связан с окружающей средой посредством органов чувств. Сенсорное восприятие — один из путей существования в гармонии с окружающим миром. | |
8 | 2 | Тренируем органы чувств | Упражнения для тренировки зрительного восприятия. Нахождение объектов по заданным признакам. Упражнения на расширение опыта сенсорного взаимодействия с использованием слуха, обоняния, осязания, вкуса. | |
9 | 3 | Какого цвета лес? | Восприятие цвета и формы различных природных объектов. Цвета леса. Цветовая гамма растений: листьев, цветков, коры деревьев и кустарников. Составление палитры красок одного растения. Составление гаммы оттенков зелёного цвета — основного цвета леса, коричневого — цвета коры и почвы, голубого — цвета неба. | |
10 | 4 | Что такое гармония? | Выразительность линий и форм живых организмов. Гармония в природе как «связь», «стройность», «соразмерность». Гармоничное сочетание в организме растений и животных отдельных частей, пропорциональность форм. | |
11 | 5 | Рисуем впечатления | Знакомство с различными техниками рисования, позволяющими выразить своё впечатление от посещения леса: монотипия, акватипия, рисунок пером, использование трафаретов и пр. | |
12 | 6 | Учимся пользоваться приборами | Использование различных оптических приборов — биноклей, ручных и бинокулярных луп, микроскопов — для изучения различных микро- и макрообъектов. | |
13 | 7 | «Микроскоп» из пластикового стаканчика | Изготовление модели, позволяющей понять принцип действия увеличивающих линз микроскопа. Изготовление простейшего «микроскопа» из пластмассового стаканчика, прозрачной плёнки и резинового колечка. | |
14 | 8 | Игра «Давайте познакомимся» | Игра проводится с использованием «чёрного ящика» — «волшебного мешочка», в котором находятся пластиковые игрушки небольшого размера из различных наборов (дикие и домашние животные, морские обитатели, насекомые и т. п.). Дети садятся в круг и по очереди «вслепую» достают одну игрушку и на ощупь определяют название животного. Если возникают затруднения, учитель задаёт наводящие вопросы. Затем каждый участник игры готовит небольшое (три-четыре предложения) выступление от имени этого животного, представляя его наиболее интересным образом. | |
Тема 3. Геометрия живой природы |
15 | 1 | Что такое симметрия? | Элементарные представления о симметрии. Ось симметрии. Основные типы симметрии: двусторонняя и лучевая. Симметрия в природе. Двусторонняя симметрия в различных органах животных и строении растений. Использование прямоугольного карманного зеркальца для определения типа симметрии у различных природных объектов (листья, цветки, насекомые и др.). | |
16 | 2 | Лучевая симметрия | Лучевая симметрия в строении растений и органов животных. Цветки растений, имеющие различное количество лучей симметрии (остролист — три луча, пастушья сумка — четыре, яблоня, шиповник — пять и т. д.). Животные, имеющие лучевую симметрию: гидры, актинии, медузы. Связь образа жизни и типа симметрии живых организмов. | |
17 | 3 | Живая спираль | Примеры спирали в живой и неживой природе (рога винторогого козла, барана, раковины моллюсков; сворачивающиеся спиралью змеи, хвост хамелеона и т. п.). Примеры спирального расположения отдельных органов растений и животных: расположение листьев на побеге, почек на клубне картофеля. Спираль в движении, росте и развитии растений (усики растений, бутоны цветков, листья в растительной почке, вайи папоротника и др.). Спираль как способ достижения дополнительной жёсткости и устойчивости в пространстве (ножки грибов, побеги растений). | |
18 | 4 | Такие разные листья | Строение листьев растений: листовая пластинка и черешок. Разнообразие форм листьев деревьев и кустарников. Сопоставление формы листьев с геометрическими фигурами (овальные, треугольные, круглые и т. д.) и другими объектами окружающего мира. | |
19 | 5 | Различаем деревья по кроне | Описание разнообразия форм кроны деревьев и кустарников. Используются наиболее широко распространённые виды: берёза, липа, тополь, клён, яблоня, сосна, ель, можжевельник. Обращается внимание на то, что в условиях города или на дачном участке человек часто изменяет форму кроны в декоративных или иных целях, используя для этого обрезку. | |
20 | 6 | О кронах, густых и ажурных | Определение различной степени густоты кроны деревьев и кустарников с использованием простейшей трёхбалльной шкалы (густая, средняя, сквозистая). | |
21 | 7 | Организм и среда обитания | Выявление на доступных примерах зависимости особенностей внешнего строения растений и животных от условий среды обитания и образа жизни. | |
Тема 4. Природа и её обитатели |
22 | 1 | Учимся планировать наблюдение | Поэтапное обсуждение с учителем плана наблюдений. Планирование конкретных наблюдений за растениями в соответствии с целью, поставленной учителем или предложенной учениками. | |
23 | 2 | Наблюдаем за животными | Наблюдения за животными (насекомыми, птицами, домашними питомцами) по согласованному с учителем плану. | |
24 | 3 | Изучаем условия обитания растений | Изучение условий обитания, особенностей произрастания (для растений — одиночные или образуют заросли, угнетён ли рост и т. д.). | |
25 | 4 | Всё связано со всем | Выявление взаимоотношений между различными видами живых организмов (сотрудничество, конкуренция, хищничество, паразитизм и др.). | |
26 | 5 | Изучаем поведение животных и растений | Выявление в ходе наблюдений особенностей поведения живых организмов. Обращается особое внимание на то, что и у растений также можно изучать поведение: это разнообразные формы движения побегов и листьев, открывание и закрывание цветков и т. п. | |
27 | 6 | Чья «столовая»? | Изучение типов повреждений растений насекомыми, грибами и микроорганизмами. | |
28 | 7 | Что и кто влияет на живой организм? | Изучение зависимости состояния растений от условий произрастания, от видов растений и животных, существующих в ближайшем окружении. Выявление примеров, подтверждающих взаимосвязь растений и животных. | |
29 | 8 | Экскурсия в краеведческий музей. | Экспозиция, посвященная природному и растительному миру Самарской области. | |
Тема 5. Лесные ремёсла |
30 | 1 | Лес в работе народных умельцев | Традиционные народные промыслы, связанные с лесом: резьба по дереву, бересте; плетение из луба, лыка, ивового прута, берестоплетение. | |
31 | 2 | Лесные мотивы | Лесные мотивы в работах вышивальщиц, ткачих, кружевниц, в росписи павловопосадских платков. Игрушки пришли из леса: богородская игрушка, сергиевопосадские матрёшки. | |
32 | 3 | Животные и растения в народном творчестве | Элементарные представления об антропоморфизме в народном творчестве. Животные и растения, наделяемые различными положительными и отрицательными человеческими качествами. Преодоление стереотипов, выражающихся в негативном отношении к некоторым животным (отношения неприязни, брезгливости, отвращения, безразличия и т. п.). | |
33 | 4 | Экскурсия в мастерскую художника, посещение фотовыставки или выставки живописи о природе. Лесная палитра. | Наблюдение за техникой работы народных мастеров, художников. Растения-красители. Красильная мастерская в работе — окрашиваем ткани. Рисуем природными красками. | |
|
35 | 5 | Лес — кормилец и врачеватель | Лесное «меню». Лекарственные растения леса. | |