« Моделирование как средство формирования УУД в различных предметных областях: Русский язык, Математика, Литературное чтение, Окружающий мир»
« Моделирование как средство формирования УУД в различных предметных областях: Русский язык, Математика, Литературное чтение, Окружающий мир»
Развитие универсальных учебных действий для начального образования диктуется задачами формирования общекультурной и гражданской идентичностью учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«« Моделирование как средство формирования УУД в различных предметных областях: Русский язык, Математика, Литературное чтение, Окружающий мир»»
« Моделирование как средство формирования УУД в различных предметных областях: Русский язык, Математика, Литературное чтение, Окружающий мир»
Содержание
Введение…………………………………………………………………………2-6
І Основная часть.
1.1 Моделирование как универсальное учебное действие……………………...............................................................................7-12
2.1.Конспект урока
Заключение…………………………………………………………………...13-14
Список литературы……………………………………………………………...15
Введение
Актуальность развития универсальных учебных действий для начального общего образования диктуется следующими обстоятельствами:
- необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности всеми учащимися;
- задачами формирования общекультурной и гражданской идентичности учащихся, обеспечивающих социальную консолидацию в условиях культурного, этнического и религиозного разнообразия российского общества.. Целенаправленное формирование общекультурной и гражданской идентичности личности выступает как актуальная задача воспитания ребенка уже на первых ступенях его включения в институты социализации и никак не может быть предоставлена воле случая.
Цель проекта – разработка Программы развития универсальных учебных действий для начального образования.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- проведение сравнительного анализа существующих подходов к определению перечня, функций и содержания универсальных учебных действий (УУД) в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, выступающих основой оптимизации образовательного процесса;
- уточнение модели системного строения УУД;
- определение номенклатуры, функций и содержания системы УУД для предшкольного и начального общего образования;
- определение номенклатуры базовых УУД, выступающих основой для разработки системы типовых задач для оценки их сформированности в системе предшкольного и начального общего образования;
- определение значения учебных предметов для формирования УУД в начальной школе;
- разработка общих рекомендаций по формированию УУД в ходе образовательного процесса.
3) Разработка методов и средств оценки сформированности УУД, включая систему типовых задач на основе выделениякритериев и требований к инструментарию их оценки
Внедрение программы развития УУД позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в начальной школе и на ступени предшкольного образования. Разработанные положения и рекомендации могут быть положены в основу проведения мониторинга с целью оценки успешности личностного и познавательного развития детей, а также могут быть использованы разработчиками образовательных стандартов и при создании учебников и учебно-методических материалов для ступени предшкольного и начального образования.
Практическая значимость:
Объект исследования: моделирование как средство формирование у первоклассников УУД в различных предметных областях.
- повышение эффективности воспитательно-образовательного процесса на ступени начального общего образования;
- оптимизация процесса адаптации первоклассников в школе, снижение удельного веса случаев дезадаптации и низкой адаптации детей к школе;
- применение Программы развития УУД для решения задач профилактики и коррекции психического развития детей с трудностями в развитии в психолого-педагогических, медико-психолого-педагогических, социально-педагогических и др. центрах;
- при создании учебников и учебно-методической литературы для отбора и структурирования учебного содержания и разработки учебных и контрольных задач;
- для оптимизации системы профессиональной подготовки педагогов при организации профессиональной переподготовки и повышения квалификации.
Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию универсальных учебных действий находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир», «Технология» в отношении ценностно-смыслового, личностного, познавательного и коммуникативного развития учащихся. Овладение учащимися личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными универсальными учебными действиями происходит в контексте разныхучебных предметов. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и релевантных способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.
В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов становится реализация развивающегопотенциала общего среднего образования, актуальной и новой задачейстановится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.
Программа развития универсальных учебных действий – один из базовых документов, призванных конкретизировать требования к результатам предшкольного и начального общего образования и дополнить традиционное содержание учебно-воспитательных программ. Программа необходима для планирования образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях и начальной школе и обеспечения преемственности образования. Существующий разрыв между дошкольной и школьной системой образования со всей остротой ставит проблему разработки требований к содержанию и результатам предшкольного образования, нацеленного на формирование предметной и психологической готовности ребенка к успешному обучению в школе. Разработка Программы развития универсальных учебных действий для предшкольного образования позволит планировать результаты образовательного процесса, задать критерии и показатели психического развития детей, необходимые для успешного начального обучения. Программа должна стать основой для разработки учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий в системе предшкольного и начального образования.
Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию универсальных учебных действий находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир», «Технология» в отношении ценностно-смыслового, личностного, познавательного и коммуникативного развития учащихся. Овладение учащимися личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными универсальными учебными действиями происходит в контексте разныхучебных предметов. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и релевантных способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.
Моделирование как универсальное учебное действие
На ступени начального образования основным показателем развития знаково-символических универсальных учебных действий становится овладение моделированием.
Обучение по действующим программам любых учебных предметов предполагает применение разных знаково-символических средств (цифры, буквы, схемы и др.), которые, как правило, не выступают специальным объектом усвоения с точки зрения характеристик их как знаковых систем. Использование разных знаково-символических средств для выражения одного и того же содержания выступает способом отделения содержания от формы, что всегда рассматривалось в педагогике и психологии в качестве существенного показателя понимания учащимися задачи.
Из разных видов деятельности со знаково-символическими средствами наибольшее применение в обучении имеет моделирование. Более того, в концепции развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова оно включено одним из действий учебной деятельности, которое должно быть сформировано уже к концу начальной школы. Все это ставит задачу анализа использования моделирования к школьному обучению.
Анализ философской литературы показал, что в моделировании выделяется ряд этапов: выбор (построение) модели, работа с моделью и переход к реальности. Аналогичные этапы (компоненты) входят в состав учебного моделирования:
1) предварительный анализ текста задачи;
2) перевод текста на знаково-символический язык, который может осуществляться вещественными или графическими средствами;
3) построение модели;
4) работа с моделью;
5) соотнесение результатов, полученных на модели, с реальностью (с текстами).
Каждый компонент деятельности моделирования имеет свое содержание со своим составом операций и средствами, которые согласно психологическим исследованиям должны стать самостоятельным предметом усвоения.
Предварительный анализ включает ряд приемов, описанных в литературе, относящейся к разным областям знания. Это прежде всего проведение семантического анализа текста. Он предполагает работу над отдельными словами, терминами, перефразирование, переформулирование текста. Другим приемом анализа текста, ведущего к пониманию его смысла, являются постановка вопросов, определенный способ чтения текста. В литературе выделена система вопросов, ведущих к осмыслению текста. Одним из приемов анализа, ведущих к пониманию текста, является выделение «смысловых опорных пунктов» текста, которые способствуют выделению структуры текста.
В общей деятельности моделирования действие анализа является подготовительным этапом для осуществления действия перевода и построения модели.
Перевод текста на знаково-символический язык делает обозримыми связи и отношения, скрытые в тексте, и способствует тем самым поиску и нахождению решения. Эффективность перевода текста определяется видом используемых знаково-символических средств.
Поскольку перевод текста на знаково-символический язык нужен не сам по себе, а для получения новой информации, то в процессе перевода должны учитываться требования, предъявляемые к выбору и характеристикам знаково-символических средств.
В литературе выделяются разные требования к знаково-символическим средствам представления информации. Применительно к учебному процессу в школе в качестве наиболее значимых можно указать такие как:
- абстрактность,
- лаконичность,
- обобщение и унификация,
- четкое выделение элементов, несущих основную смысловую нагрузку,
- автономность,
- структурность,
- последовательность представления элементов.
По абстрактности различают следующие знаково-символические средства: предметно-конкретные, упрощенно-графические изображения обозначаемых объектов (пиктограммы, иконические знаки); условно-образные (геометрические фигуры и др.); условные знаки, индексы (буквенно-цифровая символика).
Лаконичным является знак, форма которого не имеет лишних элементов, а содержит только те из них, которые являются необходимыми для сообщения информации.
Обобщенность и унификация знаково-символических средств достигается через единообразия форм элементов, выражающих одинаковый смысл (объекты, процессы и др.), характер элементов формы, масштабное соответствие и т.д.
Автономность означает, что части текста, которые передают самостоятельное сообщение, необходимо представлять разными знаково-символическими средствами и отделять друг от друга, что облегчает восприятие информации.
Под структурностью понимается материализация взаимосвязей знаков, фиксирующих все компоненты задачи. При этом отдельные компоненты могут иметь свою подструктуру.
Последовательное представление знаково-символический средств определяется логикой отношений между компонентами задачи.
Работа с моделью. Вынесение во внешний план элементов задачи и их отношений, настолько обнажает связи и зависимости между величинами в задаче, что иногда перевод сразу ведет к открытию решения. Однако во многих задачах перевод текста на язык графики является только началом анализа, для решения задачи требуется дальнейшая работа со схемами. Именно здесь возникает необходимость формирования у учащихся умения работать с моделями, преобразовывать их. При этом необходимо иметь в виду, что уровень графической подготовки при построении модели и работе с ней (согласно психологическим исследованиям) определяется главным образом не степенью владения им техникой выполнения графического изображения, а тем, насколько он готов к мысленным преобразованиям образно-знаковых моделей, насколько подвижно его образное мышление.
Работа с моделью может вестись в двух направлениях: а) достраивание схемы, исходя из логического выведения, расшифровки данных задачи; б) видоизменение схемы, ее переконструирование.
В области чтения
техника и навыки чтения:скорость чтения «про себя» не сплошного текста (в скрытой для детей форме); общая ориентация в структуре текста (деление текста на абзацы); сформированность навыков ознакомительного, выборочного и поискового чтения; умение прочитать и понять инструкцию, содержащуюся в тексте задания и неукоснительно ее придерживаться; При этом указывается, что при проверке скорости чтения результаты детей с дисграфией или дислексией интерпретации не подлежат.Таких детей лучше вообще освободить от выполнения данной контрольной работы, дав им другое задание.
культура чтения, навыки работы с текстом и информацией, включающие разнообразные аспекты: поиск и упорядочивание информации, вычленение ключевой информации; представление ее в разных форматах, связь информации, представленной в различных частях текста и в разных форматах, интерпретация информации и т.д.;
овладение ребенком основными системами понятий и дифференцированных предметных учебных действийпо всем изученным разделам курса (фонетика, орфоэпия, графика, лексика, морфемика, морфология, синтаксис и пунктуация, орфография, культура речи): целостность системы понятий (4 кл.); фонетический разбор слова, звуко-буквенные связи (начиная с 1-го класса); разбор слова по составу (начиная с 3-го кл.); разбор предложения по частям речи (начиная с 3-го кл.); синтаксический разбор предложения (4 кл.);
умение строить свободные высказывания: словосочетания (умение озаглавить текст, начиная со 2-го класса); предложения; связный текст (начиная со 2-го класса), в том числе – и математического характера (составление собственных вопросов к задаче (2-й кл.), собственной задачи (3-й кл.), дополнительное и основное задание (4-й кл.), предполагающий отклик;
сформированность навыков правописания (в объеме изученного), техники оформления текста(в ситуации списывания слова, предложения или текста и в ситуации свободного высказывания);
словарный запас и сформированность умений его самостоятельного пополнения и обогащения(последнее задание каждой работы);
В области математики
овладение ребенком основными системами понятий и дифференцированных предметных учебных действийпо всем изученным разделам курса (счет, числа, арифметические действия, вычисления, величины и действия с ними; геометрические представления, работа с данными)
умение видеть математические проблемыв обсуждаемых ситуациях, умение формализовать условие задачи, заданное в текстовой форме, в виде таблиц и диаграмм, с опорой на визуальную информацию;
умение рассуждать и обосновывать свои действия;
В области окружающего мира
сформированность первичных представлений о природных объектах, их характерных признаках и используемых для их описания понятий: тела и вещества (масса, размеры, скорость и другие характеристики); объекты живой и неживой природы; классификация и распознавание отдельных представителей различных классов животных и растений; распознавание отдельных географических объектов;
сформированность первичных предметных способов учебных действий:навыков измерения и оценки; навыков работа с картой; навыков систематизации;
сформированность первичных методологических представлений:этапы исследования и их описание; различение фактов и суждений; постановка проблемы и выдвижение гипотез.
Заключение
Целью настоящего проекта стала разработка Программы развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования. Программа направлена на решение стратегических задач совершенствования системы общего среднего образования в рамках подготовки Государственных стандартов второго поколения.
Основными результатами реализации проекта стали:
1. Создание концептуально-методологических и научно-методических основ Программы развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования;
2. Разработана модель системы универсальных учебных действий, определяющая номенклатуру универсальных учебных действий в составе четырех основных видов (личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные) и характер взаимосвязи универсальных учебных действий применительно к младшему школьному возрасту.
3. Программа раскрывает место УУД в образовательном процессе и связь с учебными предметами – «Литературное чтение», «Русский язык», «Математика», «Окружающий мир», «Технология». Разработаны психолого-педагогические рекомендации по формированию различных видов УУД.
4. Определены критерии и показатели оценки сформированности УУД для ступени начального общего образования.
5. Выделены уровни сформированности личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД, дано их качественное описание, показана связь с успешностью освоения учащимися образовательных программ.
Разработана и апробирована система типовых задач для оценки сформированности универсальных учебных действий,
Список литературы
1. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М., 1996
2. Дьяченко В. К. Новая дидактика. М., ТК Велби, Изд-во Проспект, 2001
3 Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. Кн. 1. М.: ВЛАДОС, 2005
3. Репкина Н.В. Что такое развивающее обучение? – Томск: Пеленг, 1993.
4. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина: В 2 ч. М., 2002
5. Столяренко Л.Д., Педагогическая психология для студентов вузов, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004 г.
6. Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001
Приложение1
Итоговая комплексная работа за 1 класс
Задание 1.Начни читать текст. По сигналу учителя поставь палочку после того слова, до которого дочитаешь. Дочитай текст до конца.
Сова
8
Обидел однажды старик сову. Ничего не сказала сова
15
старику, но перестала у него на лугу
20
мышей ловить. Старик это поначалу
26
не заметил, а мыши обнаглели. Стали
31
они гнезда шмелей разорять. Улетели
35
шмели, перестали клевер опылять.
47
Но и тут ничего не понял старик.
А клевер перестал расти на
56
лугу. Голодно стало корове, и перестала она давать молоко.
63
Вот как все в природе связано между
69
собой! Теперь понял это старик и
75
пошел скорее к сове прощение просить.
Задание 2. Найди и спиши второе предложение. Проверь. Если надо, исправь.
Ответь на вопросы и выполни задания по тексту. Если нужно, перечитай текст еще раз.
Задание 3.Поставь значок рядом с той строчкой, где картинки расставлены так, как происходят события в сказке.
Задание 4.Выбери правильный ответ и отметь его значком .
Столько же “ног”, сколько у совы…
А. у мыши. В. у старика. Б. у коровы. Г. у собаки.
Задание 5.Найди и спиши слово, выделенное в тексте жирным шрифтом.
Подчеркни в этом слове буквы мягких согласных звуков. Запиши, сколько в этом слове: слогов, звуков и букв.
Дополнительная часть
Если хочешь, выполни и эти задания.
Задание 6.Составь и запиши цепочку слов на основе сказки так, чтобы показать, как в природе все связано между собой.
Задание 7.Найди на рисункахобъекты природы и соедини их стрелками с соответствующим словом-понятием.
Задание 8.Предположим, что одна сова ловит за ночь одну мышь. Сколько мышей может поймать сова за неделю?
Ответ:За неделю сова поймает ____ мышей.
Задание 9.Когда старик понял, что обидел Сову? Запиши одно – два предложения.
Я думаю, что ___________________________________________________
Задание 10.Перечитай сказку о Сове. Подчеркни незнакомые тебе слова. Подсчитай их. Запиши в квадрате цифрой, сколько незнакомых слов в тексте тебе встретилось.
Выпиши одно какое-нибудь незнакомое слово. Попробуй определить значение этого слова.
Незнакомое слово
Значение незнакомого слова
Приложение 2
Приведем пример моделей к одному и тому ж сюжету задач («выигрыш – проигрыш») в зависимости от различных отношений между величинами состояния объекта [таблица 7]. В этих задачах объектом являются шары. Так, в задаче №1: «Было 6 шаров, из них потеряно 4 шара. Сколько шаров осталось?» При построении модели объект – шары изображаются двумя квадратами, фиксирующими начальное состояние объекта, числовое значение величины которого известно – шесть, и конечное состояние, числовое значение которого надо определить. Круг с числом внутри обозначает характер и числовое значение величин отношений между состояниями объектов – разностное сравнение («4 шара потеряно»). Стрелка указывает направленность отношения между начальным и конечным состояниями объекта.
Таблица 7.
Задача
Модель
Интерпретация модели
1. Было 6 шаров, из них потеряно 4 шара. Сколько шаров осталось?
- 4
6
Известно: начальное состояние объекта; направленность отношения между начальным и конечным состоянием объекта; числовое значение величины отношения между состояниями объекта. Необходимо определить числовое значение величины конечного состояния объекта.
2. Было 4 шара, стало 6 шаров. Что произошло?
4 6
Известно: начальное состояние объекта; направленность отношения между ними. Необходимо определить характер и числовое значение величины отношений между состояниями объектов.
3. Имеется 6 шаров после того, как выиграно 4 шара. Сколько шаров было до выигрыша?
+4
6
Известно: значение величины конечного состояния объекта, направленность отношений между состояниями объекта и числовое значение величины отношений между состояниями объектов. Необходимо определить числовое значение величины начального состояния объекта.
4. Было 6 шаров, стало 4 шара. Что произошло?
6 4
Известно: значение величины начального и конечного состояния объекта, направленность отношений между состояниями объекта. Необходимо определить числовое значение величины отношения между состояниями объектов.
5. В первой партии было выиграно 6 шаров, во второй партии было проиграно 4 шара. Что произошло в результате игры?
+6 -4
Известно: направленность отношений между состояниями объекта; числовое значение величин отношений между состояниями объекта (начального, промежуточного и конечного). Необходимо определить значение величины отношения между начальным и конечным состояниями объекта.
6. В первой партии было проиграно 6 шаров, во второй партии было выиграно 4 шара. Что произошло в результате игры?
-6 +4
Известно: направленность отношений между состояниями объекта; числовое значение величин отношений между состояниями объекта. Необходимо определить значение величины отношения между начальным и конечным состояниями объекта.
7. В первой партии было проиграно 4 шара. После того, когда была сыграна вторая партия, всего было потеряно 6 шаров. Что произошло во второй партии?
-6 +4
Известно: направленность отношений между состояниями объекта; числовое значение величин отношений между состояниями объекта. Необходимо определить значение величины отношения между начальным и конечным состояниями объекта.
8. В первой партии было проиграно 6 шаров. После того, когда была сыграна вторая партия, всего было потеряно 4 шара. Что произошло во второй партии?
-6
-4
Известно: направленность отношений между состояниями объекта; значение величин отношений между начальным и промежуточным, между промежуточным и конечным состоянием объекта. Необходимо определить отношения между промежуточным и конечным состояниями объекта.
Задача: «Для спортшколы купили мячи на 4250 рублей по 25 рублей за мяч и такое же количество прыгалок по 15 рублей за каждую. Сколько денег заплатили за все прыгалки?»
В данной задаче:
1) процесс – купля-продажа,
2) количество участников процесса (объекты) – два: мячи и прыгалки,
3) величины – общая стоимость, цена мяча, цена прыгалки, количество мячей и прыгалок (одинаковое),
4) единицы измерения – рубли, штуки.
Таблица будет иметь следующий вид:
Процесс
Участники процесса
Величины
S
V
t
стоимость
цена
кол-во
руб.
руб./шт.
штуки
Купля-продажа
I мячи
4250
25
? одина-
II прыгалки
15
? ково
По мере овладения табличным способом анализа и решения задачи таблица будет упрощаться, сохраняя информацию о величинах, их значениях и единицах измерения; участники (объекты), независимо от вида процесса, обозначаются цифрами или буквами. Например, к задаче: «Для школы было закуплено одинаковое количество карандашей и ручек. Известно, что за карандаши уплатили 1600 рублей, при этом один карандаш стоит 16 рублей. За ручки уплатили 3200 рублей. Сколько стоит одна ручка?».
Может быть составлена следующая таблица:
S (руб.)
V (руб./шт.)
T (шт.)
I
1600
16
=
II
3200
?
Специфика типов задач требует иногда специальных схем представления данных (пропорция: прямая, обратная) и другие виды отношений.
Умение строить учебные модели и работать с ними является одним из компонентов общего приема решения задач. Визуализация словесно заданного текста с помощью модели позволяет перевести сюжетный текст на математический язык и увидеть структуру математических отношений, скрытую в тексте. Использование одних и тех же знаково-символических средств при построении модели для задач с разными сюжетами и разных типов способствует формированию обобщенного способа анализа задачи, выделению составляющих ее компонентов и нахождению путей решения. В статье наибольше внимание было уделено переводу текста задачи на знаково-символический язык, так как перевод на другой язык (математический, графический) и декодирование уже готовых моделей вызывает наибольшие затруднения при обучении решению задач.