Просмотр содержимого документа
«Межпрежметное погружение Тема «Время»»
Межпрежметное погружение
Тема «Время»
Авторы-разработчики:
Е. М. Скворцова, И. Н. Гуревич,
Г. В. Виденкова, В. А. Куницкая и др.
Выполнила: Кузнецова И. В.
Участники: ученики 4 Б класс
Сроки проведения: 16.03.16г
Место проведения: пространства для учебных занятий
Учебно-игровые цели:
• познакомиться с различными представлениями о времени в мифологии, науке и искусстве, совершая при этом воображаемое путешествие во времени, в историю культуры;
• попробовать на личном опыте, в простых и доступных экспериментах
исследовать характер времени, а также освоить элементарные навыки его планирования, управления им;
• попытаться прочувствовать и понять в игре основные метафоры о времени: «потерять и найти время», «победить время», «остановить вре- мя», «время — деньги» и т. д.
Ход занятия
Послушайте внимательно стихотворение, после его прочтения ответите на мои вопросы.
Мы знаем время растяжимо
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.
Бывают у него застои
А иногда оно течет
Ненагруженное, пустое
Часов и дней напрасный счет.
Пусть равномерны промежутки
Что разделяют наши сутки
Но положив их на весы
Находим долгие минутки
И очень краткие часы.
Беседа
Ребята о чем я прочитал стихотворение ? (О времени)
О каких единицах времени говорит автор? (Час, день, минуты, сутки)
Что он хотел рассказать о них? (Каждая единица времени протекает по своему, но содержимое времени зависит от человека и что тратить его попусту не стоит).
Так о какой величине мы сегодня будем говорить?
Составление коллажа ВРЕМЯ
Идея в том, чтобы участники могли обратиться к себе, к своим ассоциациям, связанным с этим понятием. Участникам, собравшимся в круг, предлагается походить и рассмотреть множество небольших картинок (открыток или вырезок из журналов), в той или иной мере относящихся к теме «Время». На каждого участника может приходиться примерно по 20 таких картинок. Участник выбирает те, что ему приглянулись, и размещает их в свободном порядке на большом плакате с написанным большими буквами словом «ВРЕМЯ».
Значение слова время
Значение слова Время по Ожегову: Время - Промежуток той или иной длительности, в который совершается что-нибудь, последовательная смена часов, дней, лет
Время В период, во время существования кого-чего-нибудь
Время Категория глагола, специальными формами относящая действие в план настоящего, прошлого или будущего
Время Одна из форм (наряду с пространством) существования бесконечно развивающейся материи - последовательная смена ее явлений и состояний
Время Определенный момент, в который происходит что-нибудь
Время Период или момент, не занятый чем-нибудь, свободный от чего-нибудь
Время Период, эпоха
Время Подходящий, удобный срок, благоприятный момент
Время Пора дня, года
Время Продолжительность, длительность чего-нибудь, измеряемая секундами, минутами, часами
Время глагола (русский язык)
Существует три времени глаголов в русском языке:
Прошлое время глагола указывает на то, что называемое глаголом действие происходило или произошло до момента речи (вчера вы вернулись из отпуска, весь год он работал над проектом).
Настоящее время глагола показывает, что называемое глаголом действие происходит в момент речи (я сейчас делаю уроки, они сейчас идут в кино). Также формы настоящего времени могут указывать на типичные или постоянные действия, которые не связаны непосредственно с моментом речи (она всегда обедает в кафе, газета выходит по четвергам).
Будущее время глагола указывает на то, что называемое глаголом действие будет происходить или произойдет после момента речи, в будущем (завтра я весь день буду работать, через неделю они посетят музей).
От вида глагола напрямую зависит то, какие времена имеет глагол: глаголы несовершенного вида имеют формы всех трех времен, тогда как глаголы совершенного вида имеют только формы прошедшего и будущего времен.
Изменение глаголов по временам.
1. Записать ответы на вопросы. У глаголов определить время, вид.
Помогаю, нарисовал, буду петь, одел, сказал, найду, иду, стираю, ем, расскажу, испеку, поливает, убирает, писал, будет варить, зайду, жил.
3. Написать по памяти. Определить время у глаголов.
Солнце старалось пожарче гореть
Чтобы озябшую землю согреть.
Солнце старалось поярче пылать,
Света побольше на землю послать.
Мастерская «ЧАСЫ»
«Мастерская «Часы»: задание проводится в стиле «умелые руки», когда участники из бытового материала изготавливают наглядные модели часов, попутно изучая или повторяя начальные элементы геометрии (работа с циркулем и транспортиром и т. д.).
Математика - решение задач
Когда Маша пришла домой из театра, часы показывали 15 часов 5 минут. Определите время окончания представления, если на дорогу из театра домой ей потребовалось 25 минут.
Решение:
Переведём показание часов в минуты:
15 часов 5 минут = 15 * 60 + 5 = 905 (минут)
Вычтем из полученного время на дорогу:
905 - 25 = 880 (минут)
Теперь можно перевести минуты к показателям часы-минуты:880 минут = 14 часов 40 минут
Проверка: 14 часов 40 минут + 25 минут = 15 часов 5 минут.
Заяц за 2 ч пробегает 14 км, а сокол за 3 ч пролетает 210 км. Во сколько раз сокол движется быстрее зайца? На сколько километров в час скорость зайца меньше скорости сокола?
Анализ рисунков «12 месяцев»
Выставку рисунков, выполненных акварелью, на тему «12 месяцев».
Фразеологизмы закончить:
Идея в том, что каждый участник получает на руки по несколько карточек с началом каких-то фразеологизмов без их окончания, и по несколько карточек с окончанием других фразеологизмов без их начала. Задача — собрать своеобразный «пазл», т. е. найти участников с окончанием и началом твоих фразеологизмов.
Делу время –потехе час
Много воды утекло с тех времен
Только за смертью посылать
Глазом не успел моргнуть
Когда рак на горе свистнет
Итоги
В заключение хотелось бы отметить, что данное погружение рассчитано на самое элементарное знакомство с феноменом времени и в большей степени касается гуманитарного аспекта. Естественно, с помощью аналогичной формы организации возможен и углублённый вариант изучения природы времени, например, в химических и физических процессах, требующий, правда, более основательной подготовки педагогов и учащихся на этапах, предшествующих погружению.
Основные источники и литература:
Энде М. Момо. — М., 2001;
Завельский Ф. С. Время и его измерение. — М., 1987;
Чернин А. Д. Физика времени. — М., 1987;
Молчанов Ю. Б. Проблема времени в современной науке. — М., 1990;
Хокинг С. Кратчайшая история времени. — М., 2006;
Хокинг С. Краткая история времени. — М., 2007;
Демин В. Н., Селезнёв В.П. Мироздание постигая…— М., 1989;
Гарднер М. Теория относительности для миллионов. — М., 1979;
Моисеева Н. И. Время в нас и вне нас. — Л., 1991;
Подольный Р. Г. Освоение времени. — М., 1989;
Вишев И. В. Проблема личного бессмертия. — Новосибирск, 1990;
Курцмен Дж., Гордон Ф. Да сгинет смерть! — М., 1982;