Методы и приемы ТРИЗ-технологии
Методы, приемы | Суть метода, приема | Цели, задачи метода, приема: |
Метод “Морфологический ящик / копилка” | Используется для создания информационной копилки и последующего построения определений при изучении лингвистических, математических понятий. | Данный метод позволяет систематизировать учебный материал; формировать учебно–познавательный интерес к изучению нового материала, к способу решения и общему способу действия, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (личностные УУД); формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера ошибок (регулятивные УУД); слушать и понимать речь других, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, владеть диалогической формой речи (коммуникативные УУД); осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы, устанавливать причинно-следственные связи, умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках, строить речевое высказывание в устной форме (познавательные УУД). |
Метод «Морфологический анализ» (появился в середине 30-х годов XX века, благодаря швейцарскому астрофизику Ф.Цвикки) | Выбирается объект для исследования; составляется список всех мыслимых характеристик выбранного объекта по выявленным критериям, данные заносятся в таблицу (две оси). Перебираются все возможные варианты. Произвольно выбирается из каждого столбца каждой оси по одной характеристике, и соединяются воедино. Могут получиться очень интересные образы. | Цель метода - систематический обзор и анализ всех мыслимых вариантов данного явления или объекта. Задачи метода: 1) развитие подвижности мышления, творческого воображения; 2) развитие комбинаторных умений получать множество вариантов решения проблемы в рамках заданной темы; 3)усвоение технологий общения, взаимоотношений;4) проектирования собственной творческой деятельности по поиску нестандартных решений задачи. |
Метод фокальных объектов (МФО) (предложен американским психологом Ч. Вайтингом) | Выбирается объект и на него как в фокус собирающей линзы проецируются свойства нескольких других объектов или явлений, подобранных произвольным образом. При этом возникают необычные сочетания, которые развиваются дальше путем свободных ассоциаций. Суть метода заключается в том, что к определённому объекту «примеряются» свойства и характеристики других, ни чем с ним не связанных объектов. Сочетания свойств оказываются иногда очень неожиданными, но именно это и вызывает интерес. | Цель МФО – установление ассоциативных с различными случайными объектами. Задачи метода: 1) развивать у детей творческое воображения, фантазию; 2) формировать умение находить причинно-следственные связи между разными объектами окружающего мира, на первый взгляд, ничем не связанные друг с другом. |
Метод “Системный лифт” | Для того чтобы представления детей об изучаемых объектах, явлениях, понятия складывались в определенную систему, в которой есть свои закономерности, создается уровневый ряд – « системный лифт « - понятий от узких к более широким. Выбранный объект, слово, понятие « катается» в «системном лифте», устанавливаются различные логические связи, формируется системность. | Данный метод позволяет рассмотреть части изучаемого объекта и объекта как части другого более крупного объекта, тем самым развивая логические учебные действия: умение анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; а также способность извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, модель, иллюстрация и др.); наблюдать и делать самостоятельные простые выводы. |
Метод «Системный оператор» (или «Многоэкранная схема»), (предложен Г. С. Альтшуллером) | Рассмотрение объекта материального мира, как систему, состоящую из определённых составляющих, имеющих определённые свойства и качества, данный объект, в свою очередь, будет являться частью другой системы, более широкой по своему строению. | Данный метод предполагает формирование системного взгляда на мир; умение анализировать и описывать систему связей любого объекта материального мира: его назначение, динамику развития в определённый отрезок времени, признаки и строение и др.; позволяет учить детей самостоятельно составлять план исследования объекта, предсказывать последствия предложенных изменений, видеть объект в развитии. Таким образом, дети учатся производить системные раскладки, анализировать и описывать систему связей между объектами окружающей действительности, строить разного рода классификации по выделенному признаку, развивая познавательные УУД. При использовании методов «Системный лифт» и «Системный оператор» вырабатываются обобщенные инструменты действия, которые предполагают более высокий уровень детской самостоятельности. |
Метод “Элемент – имя признака – значение признака” | Применяется на уроках, когда нужно рассмотреть составные части изучаемого явления и их значения | Такая работа позволила формировать способности устанавливать родо-видовые связи, дифференцировать предметы одного ряда (познавательные УУД); выполнять самооценку и самоконтроль своей деятельности (регулятивные УУД); осознание успешной собственной деятельности (личные УУД); повысить интерес к изучению русского языка. Обучающиеся стали сами создавать свои толковые словари, обмениваться ими, составлять и загадывать друг другу загадки о многозначных словах. |
Прием «Устройство конструктора» | Нацелен на решение учебной задачи по изменению явления, понятия: «было» (первое состояние объекта); «стало» (второе состояние объекта); «что изменилось» (указывается имя признака и направление изменения значений). | Позволяет планировать деятельность, прогнозировать результат, формирует логические учебные действия, дает возможность самоконтроля. |
Приём «Создай паспорт» | Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану. | Используется с целью систематизации, обобщения; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями. |
«Метод маленьких человечков» (ММЧ) | Суть метода состоит в том, чтобы представить объект в виде множества (толпы) маленьких человечков, моделировать строение веществ и процессы, происходящие в них, представить фазовые переходы веществ. Дети представляют себе маленьких человечков, которые живут, действуют в окружающих предметах и явлениях. | Игра в маленьких человечков способствует развитию логического мышления, внимания, наблюдательности, сообразительности, позволяет делать умозаключения. |
Прием «Кольца Луллия (автор – Раймонд Луллий) | Устройство представляет собой 2–3 картонных круга на стержне, разделенные на сектора. На круге сверху крепится стрелка. Понятия, предметы, явления совмещаются по определенному заданию. | Развитие творческого воображения |
Петрик Елена Михайловна. Учитель МБОУ «СШ № 42» г. Нижневартовска.