kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методы и приемы ТРИЗ-технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование методов и средств ТРИЗ-технологии в обучении младших школьников позволяет организовать системно-деятельностный подход в обучении младших школьников и сделать педагогический процесс эффективным.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методы и приемы ТРИЗ-технологии»

Методы и приемы ТРИЗ-технологии



Методы, приемы Суть метода, приема


Цели, задачи метода, приема:

Метод “Морфологический ящик / копилка”

Используется для создания информационной копилки и последующего построения определений при изучении лингвистических, математических понятий.

Данный метод позволяет систематизировать учебный материал; формировать учебно–познавательный интерес к изучению нового материала, к способу решения и общему способу действия, способность к самооценке на основе критерия успешнос­ти учебной деятельности (личностные УУД); формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера ошибок (регулятивные УУД); слушать и понимать речь других, договариваться и приходить к общему решению в совме­стной деятельности, владеть диалогической формой речи (коммуникативные УУД); осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литера­туры, устанавливать причинно-следственные связи, умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках, строить речевое высказывание в устной форме (познавательные УУД).


Метод «Морфологический анализ»

(появился в середине 30-х годов XX века, благодаря швейцарскому астрофизику Ф.Цвикки)

Выбирается объект для исследования; составляется список всех мыслимых характеристик выбранного объекта по выявленным критериям, данные заносятся в таблицу (две оси). Перебираются все возможные варианты. Произвольно выбирается из каждого столбца каждой оси по одной характеристике, и соединяются воедино. Могут получиться очень интересные образы.

Цель метода - систематический обзор и анализ всех мыслимых вариантов данного явления или объекта.

Задачи метода: 1) развитие подвижности мышления, творческого воображения; 2) развитие комбинаторных умений получать множество вариантов решения проблемы в рамках заданной темы; 3)усвоение технологий общения, взаимоотношений;4) проектирования собственной творческой деятельности по поиску нестандартных решений задачи.



Метод фокальных объектов (МФО) (предложен американским психологом

Ч. Вайтингом)

Выбирается объект и на него как в фокус собирающей линзы проецируются свойства нескольких других объектов или явлений, подобранных произвольным образом. При этом возникают необычные сочетания, которые развиваются дальше путем свободных ассоциаций. Суть метода заключается в том, что к определённому объекту «примеряются» свойства и характеристики других, ни чем с ним не связанных объектов. Сочетания свойств оказываются иногда очень неожиданными, но именно это и вызывает интерес.

Цель МФО – установление ассоциативных с различными случайными объектами.

Задачи метода: 1) развивать у детей творческое воображения, фантазию; 2) формировать умение находить причинно-следственные связи между разными объектами окружающего мира, на первый взгляд, ничем не связанные друг с другом.


Метод “Системный лифт”

Для того чтобы представления детей об изучаемых объектах, явлениях, понятия складывались в определенную систему, в которой есть свои закономерности, создается уровневый ряд – « системный лифт « - понятий от узких к более широким. Выбранный объект, слово, понятие « катается» в «системном лифте», устанавливаются различные логические связи, формируется системность.

Данный метод позволяет рассмотреть части изучаемого объекта и объекта как части другого более крупного объекта, тем самым развивая логические учебные действия: умение анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; а также способность извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, модель, иллюстрация и др.); наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

Метод «Системный оператор»

(или «Мно­гоэкранная схема»),

(предложен Г. С. Альтшуллером)

Рассмотрение объекта материального мира, как систему, состоящую из определённых составляющих, имеющих определённые свойства и качества, данный объект, в свою очередь, будет являться частью другой системы, более широкой по своему строению.


Данный метод предполагает формирование системного взгляда на мир; умение анализировать и описывать систему связей любого объекта материального мира: его назначение, динамику развития в определённый отрезок времени, признаки и строение и др.; позволяет учить детей самостоятельно составлять план исследования объекта, предсказывать последствия предложенных изменений, видеть объект в развитии. Таким образом, дети учатся производить системные раскладки, анализировать и описывать систему связей между объектами окружающей действительности, строить разного рода классификации по выделенному признаку, развивая познавательные УУД.

При использовании методов «Системный лифт» и «Системный оператор» вырабатываются обобщенные инструменты действия, которые предполагают более высокий уровень детской самостоятельности.

Метод “Элемент – имя признака – значение признака”

Применяется на уроках, когда нужно рассмотреть составные части изучаемого явления и их значения

 Такая работа позволила формировать способности устанавливать родо-видовые связи, дифференцировать предметы одного ряда (познавательные УУД); выполнять самооценку и самоконтроль своей деятельности (регулятивные УУД); осознание успешной собственной деятельности (личные УУД); повысить интерес к изучению русского языка. Обучающиеся стали сами создавать свои толковые словари, обмениваться ими, составлять и загадывать друг другу загадки о многозначных словах.


Прием «Устройство конструктора»

Нацелен на решение учебной задачи по изменению явления, понятия: «было» (первое состояние объекта); «стало» (второе состояние объекта); «что изменилось» (указывается имя признака и направление изменения значений).


Позволяет планировать деятельность, прогнозировать результат, формирует логические учебные действия, дает возможность самоконтроля.

Приём «Создай паспорт»

Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану.


Используется с целью систематизации, обобщения; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями.

«Метод маленьких человечков» (ММЧ)

Суть метода состоит в том, чтобы представить объект в виде множества (толпы) маленьких человечков, моделировать строение веществ и процессы, происходящие в них, представить фазовые переходы веществ. Дети представляют себе маленьких человечков, которые живут, действуют в окружающих предметах и явлениях.


Игра в маленьких человечков способствует развитию логического мышления, внимания, наблюдательности, сообразительности, позволяет делать умозаключения.

Прием «Кольца Луллия

(автор – Раймонд Луллий)

Устройство представляет собой 2–3 картонных круга на стержне, разделенные на сектора. На круге сверху крепится стрелка. Понятия, предметы, явления совмещаются по определенному заданию.

Развитие творческого воображения


Петрик Елена Михайловна. Учитель МБОУ «СШ № 42» г. Нижневартовска.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методы и приемы ТРИЗ-технологии

Автор: Петрик Елена Михайловна

Дата: 28.09.2016

Номер свидетельства: 346456


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства