«Методика и инструментарий достижения планируемых результатов ООП»
«Методика и инструментарий достижения планируемых результатов ООП»
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования представляет собой один из инструментов реализации Требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и направлена на обеспечение качества образования, что предполагает вовлечённость в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Методика и инструментарий достижения планируемых результатов ООП» »
Доклад по теме
«Методика и инструментарий достижения
планируемых результатов ООП»
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования представляет собой один из инструментов реализации Требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и направлена на обеспечение качества образования, что предполагает вовлечённость в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования основное содержание оценки личностных результатов в начальной школе строится вокруг сформированности:
внутренней позиции школьника;
мотивации учебной деятельности;
Нравственно-этической позиции школьника.
Для оценки внутренней позиции первоклассника предлагаю модифицированный вариант методики «Беседа о школе», авторами которой являются Т. А. Нежнова, Д. Б. Эльконин, А. Л. Венгер. Реализуется данная методика в ходе индивидуальной беседы с ребёнком, целью которой является выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения. Результаты фиксируются в протоколе собеседования. Так же данная методика позволяет определить уровень школьной мотивации. Более подробно познакомиться с этой методикой вы сможете в книге «Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителей.» Авторы: А.Г. Асмолов,Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанова. Москва, «Просвещение», 2008.
Для третьеклассников предлагаю методику Богдановой «Какой я?», цель которой выявление уровня осознанности нравственных категорий и адекватности оценки наличия у себя нравственных качеств (промежуточная диагностика). Детям предлагается выписать из данных качеств те, которые есть у них в два столбика. Затем учитель по формуле определяет самооценку каждого ребёнка (завышенная, адекватная, заниженная).
В 4 классе можно использовать методику самооценки «Лесенка», составитель которой является В. Г. Щур. Цель данной методики: выявление уровня развития самооценки. Реализуется данная методика в ходе фронтального письменного опроса.
Для оценки мотивации учебной деятельности предлагается «Анкета для оценки уровня школьной мотивации» автором которой является Н. Г. Лусканова. Анкета состоит из 10 вопросов, каждый вариант ответа оценён определённым количеством баллов. Баллы заносятся в таблицу, суммируются и определяется уровень школьной мотивации обучающегося.
Для оценки нравственно-этической позиции в 1 классе предлагается выполнить задание на норму справедливого распределения по Ж. Пиаже. Цель данного задания: выявление уровня моральной децентрации как спорности к координации трёх норм: справедливого распределения, ответственности, взаимопомощи. Реализуется данное задание в ходе индивидуальной беседы.
Во 2 классе используется Задание на оценку усвоения нормы взаимопомощи по Ж. Пиаже, цель которого выявление уровня усвоения нормы взаимопомощи. Также данное задание реализуется в ходе индивидуальной беседы.
В 3 классе предлагается анкета «Оцени поступок» по Э. Туриэлю в в модификации Е. А. Кургановой и О. А. Карабановой. Цель данной анкеты: выявление степени дифференциации конвенциональных и моральных норм. Реализуется в ходе фронтального анкетирования. Детям предлагается оценить поступок сверстника своего пола.
В 4 классе используется методика «Что такое хорошо и что такое плохо», адаптированная Н. В. Кулешовой. Цель методики: выявление нравственных представлений учеников. Реализуется в ходе фронтального анкетирования.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.
Предлагаю вам формы оценки уровня сформированности УУД.
Можно использовать диагностики для оценки уровня сформированности регулятивных УУД:
- 1 класс: методика «Изучение саморегуляции»(по У. В. Ульенковой);
- 2 класс: «Проба на внимание (буквы)» (П. Я. Гальперин);
- 3 класс: «Проба на внимание (текст)» (П. Я. Гальперин);
- 4 класс: «Анкетирование учащихся» (сост. Н. Ю. Яшина).
Для оценки познавательных УУД:
- 1 класс: методика «Кодирование»(11-й субтест теста Векслера в версии А.Ю. Панасюка);
- 2 класс: методика «Выделение существенных признаков» (С. Я. Рубинштейн);
- 3 класс: диагностика универсального действия общего приёма решения задач (по А. Р. Лурия, Л. С. Цветковой);
- 4 класс: исследование способности к умозаключению, методика «Простые аналогии».
Для оценки коммуникативных УУД:
- 1 класс: методика «Рукавички» (Г. А. Цукерман);
- 2 класс: методика «Дорога к дому»;
- 3 класс: методика «Кто прав?» (Г. А. Цукерман);
- 4 класс: методика «Ваза с яблоками» (модифицированная проба Ж. Пиаже)
На слайде показаны таблицы, фиксирующие результаты диагностик в 1 классе.
Таблица 1.
Результаты вводной диагностики оценки уровня сформированности УУД
Методика «Кодирование» (11-й субтест теста Д. Векслера в версии А.Ю. Панасюка)
Регулятивные УУД
2
методика «Изучение саморегуляции»
(по У. В. Ульенковой);
Коммуникативные УУД
3
методика «Рукавички» (Г. А. Цукерман);
Таблица 2.
Сводная ведомость диагностики оценки уровня сформированности УУД
учащихся 1___ класса
№ п/п
Оцениваемые УУД
Название диагностики
Количество учащихся
Уровни
1
низкий
2
средний
3
высокий
Познавательные УУД
1
Методика «Кодирование» (11-й субтест теста Д. Векслера в версии А.Ю. Панасюка)
Регулятивные УУД
2
методика «Изучение саморегуляции»
(по У. В. Ульенковой);
Коммуникативные УУД
3
методика «Рукавички» (Г. А. Цукерман);
Выбраны три диагностики. Они наиболее просты в применении и в обработке результатов и единые уровни оценивания, 3 уровня: низкий, средний, высокий. Подробные таблицы можно вести и в последующих классах.
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов по предметам, представленных в обязательной части учебного плана.
Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе стартового, текущего, тематического и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых комплексных работ.
Оптимальным способом организации системы накопительной оценки является портфолио обучающегося, понимаемое как коллекция работ и результатов обучающегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и
достижения в различных областях.
Портфолио — это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:
• поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
• поощрять их активность и самостоятельность, расширять
возможности обучения и самообучения;
• формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
В состав портфолио могут включаться результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, — протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за ее пределами.
В портфолио учеников начальной школы, которое используется для оценки достижения планируемых результатов начального общего образования, целесообразно включать следующие материалы.
1. Выборки детских работ — формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых учащимися факультативных учебных занятий, реализуемых в рамках образовательной программы школы (как ее общеобразовательной составляющей, так и программы дополнительного
образования).
Обязательной составляющей портфолио являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам. Остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность,
объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.
На слайде показан пример портфолио ученицы 1 класса.