Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие по обучению грамоте в 1 классе "Мастерская Кирилла и Мефодия"»
Северо-Казахстанская область
Тайыншинский район
Константиновская основная школа
Мастерская Кирилла и Мефодия
по русской грамоте
Автор-составитель:
Житниковская Е.А – учитель начальных классов.
Пояснительная записка
Этот методический помощник по русской грамоте для первого класса предназначен для учителей младших классов четырёхлетней начальной школы.
Материал, представленный в методическом помощнике, можно использовать одновременно для совершенствования грамматико-орфографических и речевых умений и навыков, а также для контроля за усвоением материала школьной программы.
В помощнике представлены различные виды работ (выборочные, объяснительные, творческие, обучающие и контрольные диктанты). Задания подобраны с учётом поэтапного изучения материала и постепенного его усложнения.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка………………………………
Букварный период
Выборочные диктанты………………………………..
Объяснительные диктанты……………………………
Самодиктанты ………………………………………….
Обучающие диктанты………………………………….
Контрольные работы…………………………………..
Проверочные диктанты…………………………………
Послебукварный период
Выборочные диктанты………………………………….
Диктанты с дополнительным заданием ……………
Тексты для контрольного списывания…………………
Объяснительные диктанты………………………………
Творческие диктанты……………………………………..
Контрольные диктанты……………………………………
Проверочные диктанты……………………………………
Список используемой литературы………………………
1 класс
1 Полугодие
Букварный период
Выборочные диктанты
1.Записать только те слоги, в которых есть буква а.
Мо, су, ва, то, на, ли, ам.
2.Записать только те слоги, в которых есть буква к.
Ка, лы, ти, ру, от, ко, ок.
3.Записать только первые буквы каждой строчки.
Иголка и нитка -
Большие дружки.
Смотри, получились
Какие стежки .
4. Записать первую букву, с которой начинаются слова.
Выделенные слова разделить на слоги, поставить знак ударения.
Серик сел на пень. Пень был у Серика как конь. Он взял кнут и стал гнать его.
Списать слова. Сначала разделить их на слоги, потом – для переноса.
Ася, пою, гуляю, орехи.
Списать слова и указать все возможные варианты переноса.
Воробей, девочка, Астана.
Списать предложение. Подчеркнуть слова, в которых все согласные твердые.
Огромна наша Родина.
Тексты для контрольного списывания
Списать текст.
Кошка и птичка.
Спала кошка на крыше дома. Сжала она лапки. Села около кошки птичка. Не сиди близко, птичка, кошки хитры.
Определить границы предложений. Расставить знаки препинания, записать текст.
Ёж.
Жил в лесу ёж у него были ежата они спали в норе ёж приносил им грибы и яблоки.
Составить и записать из данных слов предложение так, чтобы выделенное слово было первым.
Живем, доме, мы, большом, в.
Дописать первый слог в именах.
..ша, ..ля, ..ня, …на, ..бай, …тя.
Дописать предложения, используя данные в скобках слова .
Я иду …………………….. ( по улице, в лес, к озеру).
Я рисую ………………….. ( дом, лес, кота, куклу).
Я ем ………………………. ( дыню, арбуз, малину).
Списать, дописывая предложения. В дописанных словах подчеркнуть твердые согласные.
Стоит в поле….. (теремок). Бежала мимо……. (мышка). Увидела она теремок и ….. (остановилась). Кто в теремке ……. (живет)? Никто не отзывался. Вошла мышка в теремок и стала в нем…….(жить).
Объяснительные диктанты
Записать слова. Подобрать к ним проверочные, изменяя форму слов.
Зуб, гриб, снег, берег, ёж, суп.
Подчеркнуть буквы, которые обозначают на письме мягкость предыдущего согласного.
Горка.
Пришла зима. Выпал снег. Дети построили снежную горку. Они полили ее водой. Горка замерзла. Хорошо лететь с горы!
Подчеркнуть буквы, которые обозначают два звука.
Ёлка.
Папа принес нам ёлку. Ёлка была пушистая и красивая. Игрушки на ёлку купила Зоя. Вот зайка и белка. А вот яблоки и конфеты. Хороша наша ёлка.
Списать слова, одной чертой подчеркнуть звонкие согласные, а двумя – глухие
Удочка-уточка,горка – корка, коса – коза.
Творческие диктанты
Составить предложения по данным схемам.
Составить и записать предложения из слов данных ниже.
наша, вот, школа.
растёт, школы, около, сирень.
любим, мы, школу, свою
3.Составить три предложения на тему «Зима», которые соответствуют схеме.
4. Подружились медведь с мужиком. Вздумали они репу сеять. Выросла славная репа. Мужик взял себе корешки. Медведю он отдал вершки. Поворчал Миша, да делать нечего.
Вопросы:
С кем подружился медведь?
Что они вздумали посеять?
Какая выросла репа?
Что взял себе мужик?
Что он отдал медведю?
5.Из данных слов составить предложения. Подчеркнуть мягкие согласные в выделенных словах.
в,ели, растут, лесу;
была, Зины, у, кукла;
реки, около, рос, дуб;
в, рыбы, озере, живут;
высоко, орел, в, летит, небе.
Контрольные диктанты
Книга.
Митя приехал к деду. Дедушка купил внуку книгу.
Митя уже знает все буквы. Он читает книгу.
Задание.
I вариант II вариант
В словах первого 1. В словах первого предложения подчеркнуть предложения подчеркнуть
гласные буквы. согласные буквы.
2. Начертить графическую 2. Начертить графическую
схему предложения. схему предложения.
Стоят ясные деньки . Кругом пушистый снег.
Милка.
У нас живет коза.Козу зовут Милка.Мы кормим нашу козу травой.
Милка дает нам молоко.
Задание
I вариант II Вариант
1. В словах 1-го предложения 1. В словах 2-го предложения
поставте ударение. поставте ударение.
2.Записать слова. Разделить их 2. Записать слова. Разделить их
для переноса. для переноса.
Внук, мышка, зайка Шарф, мороз, майка
В лесу.
Девочки Ася и Катя идут в лес. Хорошо в лесу. По веткам скачут рыжие белки. Под ёлкой норка. Там живет ёж.
Задание
I вариант II Вариан
В словах белки, 1. В словах Катя,
книга подчеркнуть детки подчеркнуть
мягкие согласные. мягкие согласные
Выпиши слова, в 2. Выпиши слова, в
которых букв больше, которых букв больше,
чем звуков. чем звуков.
Конь, клён,коньки. День, дятел, деньки.
Проверочные диктанты
1. Ласточки .
Пришла весна. Прилетели ласточки. Они делают гнёзда. Скоро будут птенцы.
2. Ручей.
Около бора была тропинка. Возле тропинки бежал ручей. Здесь пил воду олень.
3. Кошка.
У Васи и Кати была кошка. Весной кошка пропала. Дети долго искали ее. А кошка вернулась домой с котятами.
4. Дубовый лист.
На землю упал лист дуба. Он был похож на вазу. В нем собралась вода. Прилетела синица. Она выпила всю воду.
5. Для друзей.
Витя и Марат вышли из дома. Они идут гулять. Вот двор. Там играют малыши. Мальчики стали делать для них горку. Малыши рады.
6. Мой брат.
Жандос – мой брат. Брату семь лет. Он ходит в школу. У Жандоса новый букварь. Он знает все буквы. Жандос любит читать книги.
7. Малыши.
Мама ушла. Гриша и Слава дома одни. Они любят играть. У Гриши кубики. У Славы машина и конь. Он дал брату машину. Дружно живут мальчики.
8. Дымок.
У Алии кот Дымок. Он мал. Котик сер и пушист. Лапки у кота белые. Дымок ест рыбу. Он любит играть с клубком ниток.
9. Зимой.
Была зима. Митя катался на санках с горки. Румяный он вбежал в дом. Он хотел, чтобы всегда была зима. Зимой ему весело.
Список используемой литературы:
1.Азбуковедение. Издательство «Просвещение» 1984 год.
2.Занимательная грамматика.Издательство «Алматы»Атамұра» 1998 г
3.Ф.Д. Костенко Сборник диктантов, Москва, «Просвещение», 1972 год.
4.И.Кривошеева .Практическое пособие для учащихся начальных классов,
Кокчетав, ТОО «Келешек-2030», 2008 год.
5.Т.А. Кульгильдинова «Занимательная грамматика» , Алматы, «Атамура»,
1998 год.
6.А. Н. Матвеева «Сборник диктантов», Москва, 1984 год.
7. Мет одическое пособие по русской грамоте. Издательство «Алматы кітап», 2009
год.
8. Орфографический режим , Тайынша, 2009 год.
9. Проверочные работы по русскому языку . Издательство «Просвещение», 1988
год.
10. Спутник букваря. Издательство «Алматы кітап»,2012 год.