Методическое сообщение. На тему: «Логоритмических упражнений на занятиях раннего эстетического образования».
Методическое сообщение. На тему: «Логоритмических упражнений на занятиях раннего эстетического образования».
Методическое сообщение.
На тему: «Логоритмических упражнений на занятиях раннего эстетического образования».
1. Прежде чем начать свое сообщение хотелось бы познакомить вас с термином логоритмика.
ЛОГОРИТМИКА - активная терапия, средство воздействия в комплексе методик и учебной дисциплины.
2. ЛОГОРИТМИКА СТРОИТСЯ НА СЛЕДУЮЩИХ ПРИНЦИПАХ:
развитие
всестороннее воздействие
комплексность
Моё методическое сообщение посвящено знакомству с одной из методик Железновых «Музыка с мамой», которая на сегодняшний день, признана одной из наиболее эффективных систем раннего развития. И возможности использования представленных в ней логоритмических упражнений на уроках раннего эстетического развития.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическое сообщение. На тему: «Логоритмических упражнений на занятиях раннего эстетического образования». »
20
Методическое сообщение.
На тему: «Логоритмических упражнений на занятиях раннего эстетического образования».
1. Прежде чем начать свое сообщение хотелось бы познакомить вас с термином логоритмика.
ЛОГОРИТМИКА - активная терапия, средство воздействия в комплексе методик и учебной дисциплины.
2. ЛОГОРИТМИКА СТРОИТСЯ НА СЛЕДУЮЩИХ ПРИНЦИПАХ:
развитие
всестороннее воздействие
комплексность
Моё методическое сообщение посвящено знакомству с одной из методик Железновых «Музыка с мамой», которая на сегодняшний день, признана одной из наиболее эффективных систем раннего развития. И возможности использования представленных в ней логоритмических упражнений на уроках раннего эстетического развития.
3. Сначала расскажу немного об авторах:
Авторы методики раннего музыкального развития «Музыка с мамой»
Железнов Сергей Станиславович
Педагог с консерваторским образованием, несколько лет руководил практикой в педагогических вузах, 10 лет преподавал в детских музыкальных школах города Москвы, более 20 лет вёл студию раннего музыкального развития «Музыка с мамой».
Железнова Екатерина Сергеевна
В 2003 г. закончила музыкальный педагогический колледж №7 "Маросейка", специализация - дирижёр, музыкальный руководитель.
В 2007 г. закончила МПГУ, факультет дошкольной педагогики и психологии, специализация - учитель музыки и методист. С 2008 г. – учится в аспирантуре Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования. Ведёт студии раннего музыкального развития «Музыка с мамой» в детском клубе «Гармония»
Сергей и Екатерина Железновы – одни из немногих, чьи программы и методические разработки стали популярны далеко за пределами России. Диски Железновых пользуются успехом во многих странах мира, помогая развивать у детей музыкальные способности и даже абсолютный слух. Характерной особенностью методики «Музыка с мамой» является:
- игровая форма подачи учебного материала
- комплексный характер
- доступность и практичность использования
Именно это превращает уроки музыки с малышами в весёлую обучающую игру.
4.Ну а сейчас небольшая историческая справка.
Как все начиналось?
Методика «Музыка с мамой» начала складываться в 90-е годы ХХ века. И, в начале, основной задачей ее авторов было выявление и развитие музыкальных способностей детей 3 – 5 лет, а также их подготовка к конкурсному поступлению в специальные музыкальные школы и к успешному обучению в районных музыкальных школах.
Была создана методика-технология обучения элементарной игре на клавишных инструментах, методика развития абсолютного слуха, игровые приёмы обучения пения и игре по нотам для детей дошкольного возраста.
Со временем авторам стало ясно, что для большинства родителей самым ценным является общее развитие малышей, а также получение положительных эмоций в процессе обучения. Таким образом, формирование маленьких вундеркиндов и связанные с этим серьёзные занятия подходили далеко не всем.
К Железновым на занятия приводили, привозили и приносили всё более и более юных учеников, и творческий поиск авторов продолжался. В конце - концов, выяснилось, что взять готовые материалы для занятий с самыми маленькими, в общем-то, негде, методик и тем более поурочных планов для весёлых музыкальных занятий с детьми раннего возраста, как ни странно, нет.
Методистами-музыкантами с 30-х по 60-е годы была создана стройная система общего музыкального развития детей в группах из 20 детей, в более старых, особенно довоенных сборниках попадались задорные тексты, чувствовался творческий поиск, но подходящего материала для «современных» условий там практически не было.
Даже более современные сборники, в основном, содержали или слишком сложные, или недостаточно интересные песенки с примитивным аккомпанементом и унылыми текстами, а ограниченность игровых приёмов и заданий не позволяли надеяться на поддержание интереса у современных родителей и энергичных малышей.
Ни модная в то время эмоционально - образная методика запоминания интервалов и аккордов В. Кирюшина, ни игра в детском оркестре по методике К. Орфа, ни пение по методике Струве не подходили для малышей. Железновым пришлось идти по тернистому пути педагогического творчества. Реальной помощью могли стать только самоотверженные оптимистичные мамочки, которые, не зная никаких методик, шли на урок вместе с малышами и готовы были поддержать любое полезное и интересное дело.
5.Во время становления метода авторы приняли несколько принципиальных решений:
Родительское участие на уроке признаётся нужным и важным, формы участия должны быть творческими и разнообразными.
Малышам трудно сидеть на месте, и основой музыкальной деятельности должно быть движение.
В работе необходимо использовать фонограммы, так как без них педагог не имеет возможности участвовать в играх и танцах, активно помогать детям, играя при этом на музыкальном инструменте. Родители благодаря фонограммам получают возможность развивать и развлекать малышей не только на занятиях, но и дома.
Критерием для создания звуковых материалов и заданий должны быть их традиционность, а также интерес и удовольствие детей.
Музыка должна быть или классической, но в то же время яркой и образной, или современной танцевальной, но при этом действительно хорошей.
Раннее знакомство с музыкальной клавиатурой и игра самых лёгких песенок с подпеванием всё же признаётся хотя и нетрадиционным, но полезным и интересным делом для детей раннего возраста.
Итак, во-первых, музыка всегда (наряду с движением, речью и игровым оборудованием) является необходимым условием общего развития малышей. В методических разработках Железновых музыка должна всегда сочетаться с движением, например в танцах, в подвижных играх с песенками, в пальчиковых играх, в детской гимнастике и игре на шумовых инструментах. Во-вторых, на музыкально - ритмических занятиях музыка не только «цель», но и «средство»: определяя темп и ритм движений, чередование фраз и разделов, музыка подсказывает детям образ и выполняемые действия.
С другой стороны, сама музыка становиться понятней и интересней для ребёнка именно в движении: через танец и жестовые подвижные игры, задолго до того, как они смогут понять разговоры о музыке или начать обучаться игре на музыкальных инструментах.
Полистав умные книжки, авторы осознали, что, развлекая детей и мамочек с помощью движения под музыку, делают весьма полезное дело. Подвижные, пальчиковые и ролевые игры, звукоподражания и игра на детских шумовых инструментах, гимнастика под музыку и пение - необходимый вид деятельности для малышей. В таких играх с другими детьми и взрослыми, ребёнок использует и развивает многие свои способности, в частности: 1) Улучшается общее физическое развитие, укрепляется мышечный корсет, формируется осанка. 2) Развивается музыкальный слух, ритм, и музыкальная память. 3) Формируются навыки вербального и невербального общения. 4) Ребёнок учится принимать решения, добиваться взаимопонимания, идти на компромиссы, он развивается эмоционально, у него формируется готовность и умение действовать в коллективе. 5) Развиваются навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию.
6. Влияние Музыкально-ритмической деятельности на формирование физиологических и анатомических структур мозга и, на обмен информацией между полушариями.
Музыкально - ритмическая деятельность, по мнению специалистов, имеет ещё и особую важность благодаря формированию ускоренного обмена информацией между левым и правым полушариями. Процессы восприятия, распознавания, мышления, принятия решений возможны только благодаря взаимодействию двух полушарий, каждое из которых имеет свою специализацию.
ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ
ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ
речь
музыка, ритм, шумы, ритм и интонации речи
распознавание букв, слов, элементов целого
зрительное восприятие предмета в целом
осознаваемые движения, комбинации движений
автоматизированные движения
запоминание слов и фраз
запоминание музыки, картин, запахов
логическое мышление
интуиция
В конце прошлого века учёные установили, что занятия музыкой в детстве положительно влияют на формирование физиологических и анатомических структур мозга и, прежде всего, на обмен информацией между полушариями.
Многолетние исследования зарубежных психологов показали, что дети, занимающиеся музыкой, опережают сверстников в интеллектуальном, социальном, и психомоторном развитии. Исследователями также отмечено заметное влияние музыкально - ритмических игр на формирование у детей хороших способностей к восприятию информации и способности концентрировать внимание.
Таким образом, музыкально - ритмические игры являются эффективным средством для социальной адаптации ребёнка, укрепляют положительный эмоциональный контакт со взрослыми, а также являются прекрасной подготовкой для дальнейшего обучения малыша.
7.Логоритмическая ритмика.
Итак, логоритмическая ритмика – это система музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции, двигательной активности. Необходимо особо отметить значение музыки при использовании логоритмики. Музыка не просто сопровождает движение и речь, а является их организующим началом. Музыка может задавать определённый ритм перед началом занятия, настраивать на глубокий отдых во время релаксации на заключительном этапе занятия.
Ритмитизированная форма речи привлекает детей своей живостью, настраивает их на игру. Именно способность захватывать своим ритмическим строем, активно стимулировать и регулировать движения человеческого тела делает её незаменимым компонентом логоритмики.
Включение логоритмических упражнений в музыкальные занятия, помогает легче усваивать программное содержание занятий даже детям, имеющим речевые нарушения. У всех детей наблюдаются укрепление костно-мышечного аппарата, развитие дыхания, улучшаются моторные функции, что способствует сохранению укреплению здоровья детей. Поэтому, начав углубленно работать над этой темой, Железновы поставили перед собой следующую цель.
Цель: Воспитание целостной речевой и музыкально-двигательной активности на музыкальных занятиях.
Цель раскрывается такими задачами:
Учить детей осваивать двигательно-речевые упражнения. Развивать у детей чёткую ритмичность и координацию движений.
Воспитывать умение двигаться, одновременно вникая в музыку, осваивать движения и речевое сопровождение к ним.
Учить детей внимательно слушать музыку и воспринимать её логическое заключение, уметь вовремя остановиться.
В своей работе Железновы используют упражнения представленные в программе составленной для всех возрастных групп детского сада “ЛАДУШКИ” авторов Каплуновой И, Новоскольцевой Н.
Логоритмические упражнения, для развития у детей мелкой моторики по моделям И. Голянд,
Голосовые игры, разработанные Светланой Коротаевой на основе фонопедического метода В. Емельянова.
Игры Татьяны Тютюнниковой, которая научно доказала, что восприятие и понимание музыки заключается в ощущении её связками, мышцами, движением, дыханием. Вся её методика связана с концепциями К. Орфа, то есть не одно музыкальное занятие и урок не может обойтись без движения, так как оно является составной частью элементарной музыки…
Рассматривая роль музыки в концепции К. Орфа необходимо сказать о ведущей роли в формировании чувства ритма, которое имеет в своей основе моторную природу, сопровождается моторными реакциями. Восприятие ритма вызывает многообразие двигательных ощущений: сокращение языка, мышц, головы, пальцев ног и рук, гортани, грудной клетки. Поэтому коммуникативные игры и упражнения Т.Э. Тютюнниковой как нельзя лучше способствуют оздоровлению детей.
8. Таким образом, возникает вопрос, в чём же новизна методики?
В том, что она представляет собой систематизированный музыкально-игрового материал для музыкально – игровых занятий с малышами 1 – 3 лет в семье и ДОУ.
В том, что музыкальное развитие является не только целью, но средством общего и социального развития детей младшего возраста.
В сочетание традиционных подходов и использование современных технических средств обучения.
В обеспеченности практическим аудио и видеоматериалом.
И наконец, возможностью проведения на её основе отдельного курса занятий, а так же сочетание с любой базовой программой, используемой в ДОУ, а также наличие практических материалов, позволяющих использовать её в семье.
Логоритмические упражнения в музыкальные занятия Железновы включают комплексно, то есть, связывают их с разными видами музыкальной деятельности: пение, ритмическое движение, танцы, игры.
Используя музыку как ритмический раздражитель авторы достигают повышения ритмических процессов организма, так как музыка захватывает своим ритмическим строем, активно стимулирует и регулирует движение человеческого тела, и является незаменимым компонентом логопедической ритмики.
По мнению авторов, наиболее уместно включать логоритмические упражнения перед выполнением музыкально – ритмических движений, перед распевкой или пением песен, а также перед работой над танцами или хороводами. Исходя из этого, Железновы составили схему последовательности включения логоритмических упражнений в программные музыкальные занятия, где отразили, какие именно логоритмические упражнения используются на том или ином этапе занятия.
Например, вначале занятия очень хорошо использовать речевые упражнения, упражнения с предметами: палочками, шумелками, листочками и т.д.
Перед работой над песней очень хорошо использовать пальчиковые игры, пальчиковую гимнастику. После того как дети подвигаются, прослушают музыку, пальчиковая гимнастика помогает детям расслабиться, отдохнуть, работаем над артикуляцией, одновременно укрепляя мышцы пальцев, ладоней. Разучиваем забавные стишки, прибаутки, тем самым развиваем детскую память, внимание, способствуя лучшему запоминанию текста песен, ритмичному их исполнению.
Дети выполняют логоритмические упражнения с большим удовольствием, для них это игра, а значит радость, хорошее настроение, благоприятный эмоциональный настрой, они стали более уверенными в себе, раскрепощенными, активными, организованными. С желанием поют песни, ритмично, эмоционально двигаются, танцуют, с радостью участвуют в праздниках и концертах.
В результате работы на музыкальных занятиях с использованием логоритмических упражнений прослеживается положительная динамика в формировании у детей чувства ритма, внимания, координации в соответствии с музыкальным сопровождением, что способствует снижению психоэмоционального напряжения и укреплению здоровья детей. Ведь музыкальная ритмика для дошкольника оказывает большую помощь в лечение нервной системы. Музыка создает особое воздействие, направленное на исправление разнообразных речевых расстройств, а введение слова в упражнение позволяет сохранить принцип ритмичности в движениях. Василий Александрович Сухомлинский писал: «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки… Без этого он засушенный цветок».
9.Ну а сейчас мне хотелось бы показать практические занятия с использованием логоритмических упражнений.
10. Отзывы о методике Железновых.
Просыпается Маша под песенки Железновых (нам к восьми утра на процедуру в поликлинику, приходится ее рано будить). Машка подхватывается моментально, глаза еще закрыты, но улыбка до ушей. Настроение на все утро гарантировано! И даже если настроение в течение дня у нее портится, стоит мне поставить диск или напеть что нибудь из Железновых, тучки тут же разбегаются. Вот такое волшебство.
Danilka.com
Мне лично Железновы нравятся: их программы развивают музыкальное восприятие, обучают элементарной нотной грамоте, там мелодии простые и удобные для повторения – у меня теперь ребёнок поёт и в ноты попадает, а не просто так горланит, как раньше.
Materinstvo.ru
Я музыкант и мне работа Железновых очень нравиться, дочка с большим восторгом слушает все их программы, будем развиваться по их методике, потому что это - супер.
Danilka.com
Мы попробовали «Мамины уроки» Железновых ещё до года. ОЧЕНЬ нравились. Выполняли, в основном, так, как это описано у авторов. Доча приняла с радостью, поэтому менять что-то необходимости не было. С песенкой про крокодила выступили на первом дне рождения. Успех был ошеломляющий!!!
Ольга. Nanya.ru
Всем советую купить музыкальные развивающие игровые диски Е. Железновой "Музыка с мамой". У нас просто восторг.
Натка. Nanya.ru
А мы только на днях приобрели диск «Ти-ли-бом». Все просто в восторге. Моя Катерина и без того любящая музыку и песенки и слушает, и танцует, и слова подпевает. Больше всего ей нравится подпевать ноты. И наша подружка, не любившая обычные детские песенки из мультиков, начала танцевать и подпевать. Одним словом, очень довольны!
Sibmama.ru
У нас DVD Железновых, показаны пальчиковые игры и упражнения в исполнении деток. Доча наша в восторге и все повторяет – так почти каждое утро и начинается
Sibmama.ru
А мы под «Музыку с мамой» уже с февраля балдеем: мама от того, что ребёнок-хвостик может целых полчаса самостоятельно в комнате находиться. Никите же песни и потешки просто нравятся. Я, честно признаюсь, мама из ленивых, методику Железновых изучила, но силы воли заниматься по ней целенаправленно не хватает. Поэтому просто ставлю диск целиком и либо вместе с сыном выполняю задания, либо оставляю его одного – дел в хозяйстве много. Танцует он под песенки с удовольствием, выделяет для себя любимые, поёт.
Danilka.com
Занятия на DVD вполне простые, может, даже слишком, но пользу, несомненно, фильм приносит: в детях в большинстве случаев срабатывает стадный инстинкт – все наши знакомые дети, некоторые сразу, остальные постепенно – начинают, глядя на героев съёмки, движения повторять
Nanya.ru
А я купила диски «Мамины уроки», «Аэробика», «Гимнастика» и уже месяц каждое утро у нас начинается с «ля-ля» - Арик бежит включать старый магнитофон и поёт (пока на своём языке) и делает движения (вначале смотрел на меня, как я делаю, просил делать, даже если я отмахивалась. Теперь делаем вместе). И ещё очень любит, чтобы я пела эти песенки вместе с магнитофоном, хотя слух и пение у меня не очень (хотя, со временем, стало получаться лучше)
Rustoys.ru
(о «Катеньке и Котеньке») Просто потрясающе! Мы купили в 2 года. С тех пор это – один из обожаемых хитов. Сейчас нам 6, всё равно нравится. Нашей бабушке 60 – тоже в восторге. Запись пригодилась для начала муз. занятий. Дитятко даже нотки стала подбирать самостоятельно
Danilka.com
В Голландии детки занимаются по этим материалам, особенно нравится азбука пластилиновая. Как музыкант и педагог – одобряю.
Приложение
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ГРУПП
С чего начать:
Детско-родительские группы могут создаваться на базах детских образовательных учреждений; таких, как:
Детские сады (группы адаптации, группы кратковременного пребывания, дополнительное образование)
Подготовительные группы в музыкальных или «эстетических» школах
Самоорганизация (организация своей студии или центра, когда вы арендуете помещение, а не работаете «в штате»).
Что вам понадобится для занятий:
Оборудование и материалы для занятий по программе «Музыка с мамой» можно разделить на следующие виды: Мебель (обстановка), Музыкальное, Спортивное, Игровое, Атрибутика.
МЕБЕЛЬ:
доска
детские стульчики и столики,
закрывающиеся шкафы для вашего оборудования,
ковровое покрытие
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ И ОБОРУДОВАНИЕ
Музыкальный центр
Пианино/синтезатор
На всю группу:
Бубенчики 2 видов (на ручке, на палочке)
Бубны
Маракасы
Деревянные ложки
Погремушки
Музыкальные молоточки
Клавесы (деревянные палочки)
Металлофоны
Ксилофоны
Коробочка (1-2)
Гимнастическое оборудование (по числу детей):
Гимнастические палки
Обручи
Мячи средних размеров резиновые (надувные)
Мячи фитбольные
Массажные мячи
Мешочки с песком
Дополнительной оборудование и атрибутика:
Газовые платочки и большие платки
Подушки (в количестве на группу)
Плед или одеяло (2 – 3)
Сюжетные картинки
Ленты
Мишура
Султанчики/флажки
«Сюжетные» шапочки/детали (хвосты, уши, крылья…)
Данный перечень оборудования является полным и оптимальным, но требует больших финансовых вложений. В приложении вы найдёте список оборудования, которое вам будет необходимо для первого года занятий.
Организация и проведение набора в группы.
Для наиболее финансово независимых и активных педагогов возможна своевременная реклама в местной печати или кабельном телевидении, но наиболее действенной остаётся расклейка объявлений в нужном микрорайоне, а затем при успешной работе, начнёт помогать «сарафанное радио». Вы можете также разместить объявление о занятиях на вашем «районном» сайте.
Комплектация групп:
Количество детей в группах - не более восьми. Оптимальным количеством является присутствие на занятии 5 - 6 пар (взрослый - ребёнок). Возможно предоставление выбора для родителей – заниматься в большом коллективе(10 человек) или мини-группе (4-5 человек), что отражается на стоимости занятий.
Возрастная разница между детьми не должна превышать 6 месяцев. Чем младше дети - тем менее предпочтительна большая разница по возрасту. Хотя, несомненно, следует ориентироваться на индивидуальные особенности малышей
Количество музыкально-игровых занятий для каждой группы – 1-2 раза в неделю. Продолжительность урока составляет 30 - 35 минут для детей до 2 лет 30 - 45 минут для детей от 2 до 3 лет 45 минут для детей от 3 до 5 лет
При двукратных занятиях рекомендуемая продолжительность урока для любой из возрастных групп – 30 минут.
Для успешной работы лучше иметь хотя бы по две группы каждого возраста и расположить их в учебном графике подряд - чтобы можно было их, при необходимости, без труда соединить в одну. Особенно это важно на начальном этапе, когда часть детей "отсеивается".
Приложение-рекламма
В СТУДИИ «МУЗЫКА С МАМОЙ»
Приглашаем на развивающие игровые музыкальные занятия детишек от 9 месяцев до 4 лет вместе с родителями. Занятия по нашей программе позволяют ребёнку не только в увлекательной и игровой форме войти в мир музыки, но и развивают умственные и физические способности, а также способствуют социальной адаптации ребёнка.
Наша программа построена на активном участии родителей в процессе занятий. Это позволяет решить несколько задач: 1. Создание благоприятного психологического и эмоционального климата на уроках. 2. Обеспечение высокого уровня продуктивности в усвоении знаний, приобретении навыков и умений малышом. 3. Возможность контроля родителями процесса развития своего ребёнка, приобретение необходимых знаний, методов и способов занятий с малышом в домашних условиях. 4. Налаживание тесного эмоционального контакта между родителями и ребёнком в процессе совместной музыкально-игровой деятельности, упрощение процесса социальной адаптации ребёнка в коллективе.
Наши занятия проходят в игровой форме, построены на частой смене видов деятельности: это обеспечивает комплексный подход, динамику продвижения и постоянный интерес детей: "А что же будет дальше?". В процессе занятий в группах раннего развития мы решаем важнейшие задачи в развитии ребёнка: 1. Умственное развитие. 2. Физическое развитие. 3. Эстетическое развитие.
Через все уроки красной нитью проходит музыка. Весёлые игровые песенки, упражнения под музыку, песенки-потешки, лучшие образцы авторской, народной и классической музыки оказывают благотворное влияние на развитие всех сфер личности ребёнка: на формирование его умственных, физических, творческих способностей.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ:
1) Подвижные игры, ритмика, логоритмика а. Развитие основных двигательных навыков (крупной моторики), б. Развитие координации движений и концентрации внимания, в. Игры на социальную адаптацию: выработка слаженности действий в коллективе, установление позитивных взаимоотношений, г. Развитие фантазии и творчества в игре, д. Развитие и коррекция речи в движении (проговаривание, подпевание). Авторский материал - Забавные уроки, Первые уроки, Мамины уроки, Весёлые уроки, Игры для здоровья и др.
2) Пальчиковые игры а. Развитие мелкой моторики, б. Развитие высших психических функций (внимание, память, мышление, воображение, наблюдательность), в. Развитие речи (проговаривание и подпевание песенок - игр направленных на развитие мелкой моторики), г. Обучение счёту. Авторские игры с пальчиками - Ладушки, Десять мышек, Пять поросят и др.
3) Развитие речи, голоса а. Простейшее интонирование (голоса ж ивотных, звуки природы, забавные слоги). б. Пение и движение, инсценировки. в. Работа с микрофонами д. Постановка детских мюзиклов Авторский материал - Азбучка, Песенки-возгласы, Кошкин дом, Сказки-инсценировки.
4) Развитие слуха, знакомство с нотной грамотой Использование разработанных авторами методических пособий и специальных игровых тренингов способствует развитию музыкального слуха: абсолютного и относительного. А также позволяют в игровой и доступной форме обучать детей раннего и младшего дошкольного возраста игре на звуковысотных музыкальных инструментах (металлофонах, ксилофонах, синтезаторах).
5) Игра на детских музыкальных инструментах а. Музицирование, игра в мини-оркестре (дети и родители), элементарные инструментальные импровизации. д. Знакомство с музыкальными инструментами - как детскими, так и инструментами симфонического и народного оркестров (звучание, иллюстрации). Авторский материал - Мамины уроки, Азбучка, Кошкин дом, Наш оркестр, подборка народной
ПРИМЕРЫ ПОУРОЧНЫХ ПЛАНОВ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ.
Организационные и методические принципы проведения занятий в детско-родительских группах
Педагог должен иметь собственный годовой и перспективный планы, скоординированные с планированием ДОУ, но педагогу также необходимо готовиться к каждому уроку, подбирая новые или видоизменяя старые задания с учётом индивидуального темпа продвижения каждой группы.
Желательно от урока к уроку менять условия проведения игр, а также необходимый «реквизит», что способствует закреплению нового материала или навыков, и в то же время поддерживает интерес детей к многократному повторению игрового задания.
Выбрав определённые игры - проводите их в течение того времени, которое необходимо для их разучивания (4 - 6 занятий), а затем - постепенно заменяйте новыми. НО - Не меняйте все игры сразу!
Темп проведения занятия довольно высокий, игра проводится 2-3 раза и сменяется следующей игрой или игровым упражнением.
Оптимально ставить по расписанию 2 одновозрастные группы подряд, что позволяет: - Соединить группы для подготовки к праздникам. - Соединить группы в случае, если часть детей «отсеивается», а «учебного резерва» нет. - Отрабатывать, отшлифовывать учебный материал, проводя урок повторно.
Этапы занятий по программе с детьми раннего возраста включают в себя: - Совместное выполнение здания взрослым и ребёнком по показу педагога. Как правило, активную роль выполняет взрослый. Ребёнок - наблюдатель или пассивный участник. Родитель на этом этапе находится в позиции за спиной ребёнка, который сидит у него на коленях или на подушке между ногами. - Совместное выполнение задания взрослым и ребёнком по показу педагога. Взрослый находится рядом с малышом, помогая только в том случае, если ребёнок не справляется самостоятельно. - Совместное, «параллельное» выполнение. Поддержка осуществляется в основном на эмоциональном уровне, возможен небольшой контроль и словесная корректировка выполнения. - И взрослый, и ребёнок - полноправные участники. Родитель - эмоционально поддерживает и одобряет успешность. Корректировка производится через наглядный показ.
При разучивании новой игры: - Следует обеспечить понимание детьми сюжета и содержания игры. Если в ней встречаются персонажи, образы или понятия, не знакомые детям, расскажите сначала малышам о них, используя игрушки и картинки. - Проведите «презентацию» игры под фонограмму (показав детям необходимые движения или комбинации), а затем, на первом этапе разучивания, проводите игру под пение или мелодическую ритмизацию текста - в удобном темпе и с необходимыми остановками. - Когда игра разучена детьми - проводите её под «минус» (музыку без пения солистки), исполняя песню сами и побуждая подпевать детей. - Старайтесь делать «тематические связки» между играми и упражнениями (хотя бы в рамках одного «блока» игр)
Никогда не принуждайте к выполнению игры или задания. Если ребёнок не хочет играть - всё выполняет взрослый.
Объясните родителям, что не следует всё время активно помогать своему ребёнку или постоянно исправлять ошибки. Лучшая поддержка для малыша - совместная игра, когда ребёнок видит, что родитель также заинтересованно участвует в процессе, а не постоянно поправляет и одёргивает.
Проведение подряд более четырёх групп, а также работа более, чем 4 раз в неделю, может привести к эмоциональной перегрузке педагога. Будьте внимательны к своему здоровью.
ЗАНЯТИЕ №1 (возраст детей 1 – 1,5 года)
Раздел
Название игры
№ диска
1
Приветствие
Ну-ка, все
28
2
Разминка 1
Ручки вверх
32
3
Разминка 2
С молоточками
28
4
Жестовая игра
Наши ручки (вот так)
25
5
Пальчиковая игра
Мальчик-пальчик и (или) Рисование
21-22
6
Песенки-шумелки
Колокольчики
32
7
Развитие слуха
С использованием разрезных карточек, кубиков (см. альбом бим-бом) *
8
Игра с перемещением
Королевский марш
2, 4
9
Игровой массаж
Массаж
2
10
Показ игрушек, развитие речи, пение
Мошка (ай); Жук (жу)
25
11
Игра песен
-//-
-//-
12
Игра на мяче (катание на коленях)
Едет-едет
28
13
Завершающая игра
В лодке
32
14
Прощание
Всем домой пора
28
ЗАНЯТИЕ №1 (возраст детей 2 – 2,5 года)
Раздел
Название игры
№ диска
1
Приветствие
Ну-ка, все
28
2
Разминка
Пора начинать
4
3
Разминка с инструментами
С бубнами
21-22
4
Жестовая+массажная игра
Листочки
33
5.
Игра
Листочки
4
6
Развитие слуха, нотная грамота
С использованием карточек и наклеек (см.альбом бим-бом) *
7
Игра с подражат. движениями
Дождик
6
8
Игра с предметом
Платочек
4
9
Распевание и пение
Дождик, котенок
25
10
Игра
Котик
4
11
Сказка-шумелка
Пушок
38
12
Прощание
Всем домой пора
28
ЗАНЯТИЕ №1 (возраст детей 3 – 3,5 года)
Раздел
Название игры
№ диска
1
Приветствие
Все на ножки
28
2
Разминка 1
Ну-ка, повторяйте!
28
3
Разминка 2
Вот все ребята...
28
4
Жестовая игра
Дом и (или) Утром
27, 21-22
5
Игра-массаж
Мы пилим
33
6
Ритмика
- ходьба в ритме с остановками (в конце музыкальных фраз)
35
7
Нотная грамота и слух, синтезаторы
Работа с карточками, игрушками, синтезаторами с наклейками*
8
Распевание, пение
1.дыхательные упражнения 2.распевание 3.попевки: Дождик, два кота
25, 12
9
Слушание, Танец
С кубиками, мешочками или бубнами
34
10
Прощание
Мы урок позанимались
28
Методическое сообщение.
На тему: «Логоритмических упражнений на занятиях раннего эстетического образования».
1. Основное понятие.
ЛОГОРИТМИКА - активная терапия, средство воздействия в комплексе методик и учебной дисциплины.
2. Принципы строения логоритмики:
- развитие
- всестороннее воздействие
- комплексность
3. Знакомство с авторами методики «Музыка с мамой».
Железнов Сергей Станиславович
Железнова Екатерина Сергеевна
Историческая справка.
Основные критерии становления методики.
Влияние Музыкально-ритмической деятельности на формирование физиологических и анатомических структур мозга и, на обмен информацией между полушариями.
ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ
ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ
речь
музыка, ритм, шумы, ритм и интонации речи
распознавание букв, слов, элементов целого
зрительное восприятие предмета в целом
осознаваемые движения, комбинации движений
автоматизированные движения
запоминание слов и фраз
запоминание музыки, картин, запахов
логическое мышление
интуиция
Логоритмическая ритмика.
Новизна методики Железновых.
Видео материал.
- пальчиковые игры для детей от 1 года
- игры за столом вместе с мамой
- игры-действия для детей 2-3 лет.
- игры с использованием различных предметов, для детей 3-4 лет
- игры для детей 4-5 лет с пропеванием мелодии нотами.
10. Отзывы о методике Железновых
11. Приложение, для администрации, по организации детско-родительских групп.
Мария Монтессори - удивительная женщина целиком посвятившая свою жизнь детям. Жила в Италии в середине 19 века. Была первой женщиной - доктором страны.
Мария Монтессори создала педагогическую систему , которая состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель.
В центре системы стоит ребенок, в ней ребенок упражняется, формирует моторные и сенсорные навыки, соответствующие возрасту, приобретает жизненный опыт, учится упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления.
Девиз методики Монтессори - помоги мне сделать это самому.
В домашних условиях использовать материал методики Монтессори проблематично, их довольно много. Но можно использовать отдельные элементы.
О российских программах дошкольного образования.
Среди факторов, влияющих на эффективность и качество образования детей в ДОУ, важная роль принадлежит образовательной программе.
Современная дифференциация дошкольного образования, многообразие видов ДОУ предполагают значительную вариативность в использовании программ и педагогических технологий.
В соответствии с п.5ст.14 закона РФ «Об образовании», каждому образовательному учреждению предоставлено право самостоятельно разрабатывать или из комплекса вариативных выбирать те программы, которые наиболее полно учитывают конкретные условия работы ДОУ.
В условиях новой образовательной политики вариативности образования, разработан ряд отечественных программ и педагогических технологий нового поколения.
Все программы предусматривают разные подходы к организации педагогического процесса в детском саду.
Предлагаем вам для ознакомления российские программы дошкольных образовательных учреждений.
Все программы дошкольных учреждений можно разделить на комплексные и парциальные.
Комплексные (или общеразвивающие)- включают все основные направления развития ребёнка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое; содействуют формированию различных способностей (умственных, коммуникативных, двигательных, творческих), становлению специфических видов детской деятельности (предметная, игровая, театрализованная, изобразительная, музыкальная деятельность, конструирование и др.).
Парциальные (специализированные, локальные)- включают одно или несколько направлений развития ребёнка.
Целостность образовательного процесса может достигаться не только путём использования одной основной (комплексной) программы, но и методом квалифицированного подбора парциальных программ.