kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации по организации и проведению динамических пауз в зимнее время для учащихся общеобразовательной школы, 1 класс «Зимние прогулки»

Нажмите, чтобы узнать подробности

СанПиН предъявляет четкие требования к особенностям организации режима образовательного процесса первоклассников: рекомендуется организация в середине учебного дня  динамической паузы, которая по возможности должна проводиться в виде прогулок на свежем воздухе. Стоит отметить, что соблюдение рекомендаций и правил организации обучения учеников-первоклассников, является одним из условий успешной адаптации ребенка к школе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по организации и проведению динамических пауз в зимнее время для учащихся общеобразовательной школы, 1 класс «Зимние прогулки»»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1












Методические рекомендации

по организации и проведению динамических пауз в зимнее время

(прогулок на свежем воздухе)

для учащихся общеобразовательной школы

1 класс


«Зимние прогулки»








Разработала:

Проскурякова Е.В.,

учитель начальных классов

МАОУ СОШ №1



г. Березники, 2015



Содержание:


1.Пояснительная записка.

2.Методические рекомендации по организации и проведению динамических пауз (прогулок на свежем воздухе) в зимнее время для учащихся общеобразовательной школы, 1 класс.

3.Конспекты динамических пауз (прогулок на свежем воздухе) «Зимние прогулки».

4.Литература.



































Пояснительная записка


С момента, когда ребенок первый раз переступает порог школы, у него начинается новая неизвестная ему жизнь. Особые условия обучения первоклассникам создаются для того, чтобы они быстрее привыкли к незнакомому коллективу сверстников, к учителю, к режиму дня в школе. Почему именно для учащихся первого класса школа должна создать особые условия обучения? В школе первокласснику приходится встречаться с множеством обязанностей и требований, которые не каждый ребенок может сразу усвоить. Чтобы процесс адаптации проходил максимально успешно, классному руководителю первого класса и администрации школы необходимо следовать правилам организации обучения детей.

Положения и рекомендации, которые указаны в следующем документе, помогают минимизировать сложности, которые могут возникнуть в начальный период обучения:

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее-СанПиН).

СанПиН предъявляет четкие требования к особенностям организации режима образовательного процесса первоклассников: рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы, которая по возможности должна проводиться в виде прогулок на свежем воздухе. Стоит отметить, что соблюдение рекомендаций и правил организации обучения учеников-первоклассников, является одним из условий успешной адаптации ребенка к школе. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития младших школьников. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус. Прогулка способствует умственному развитию, так как дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем мире.





Методические рекомендации

по организации и проведению динамических

пауз в зимнее время (прогулок на свежем воздухе)

для учащихся общеобразовательной школы, 1 класс


Требования к продолжительности динамической паузы на улице.

СанПиН предъявляет четкие требования к организации динамической паузы в середине учебного дня, после третьего (или второго) урока, продолжительностью не менее 40 минут, (прогулку на свежем воздухе или игры в помещении). Время, отведенное на прогулки, должно строго соблюдаться. Для достижения оздоровительного эффекта предусматривается пребывание детей на свежем воздухе. Зимние прогулки проводятся для детей 7 - 8 лет при температуре до -20°С. Запретом для прогулок является сила ветра более 15 м/с.


Требования к оборудованию и санитарному состоянию участка для проведения динамической паузы.

Для осуществления задач всестороннего развития детей большое значение имеет спланированный и оборудованный участок. На этом участке выделяются места для проведения подвижных игр и развития движений детей - ровная площадка.

Уборка территории участка проводится дворником ежедневно: утром до прихода детей и по мере загрязнения территории. В зимнее время на участке можно привлечь родителей для постройки горки (если позволяют условия).


Подготовка к динамической паузе на улице.

Перед выходом на прогулку учитель организовывает с детьми проведение гигиенических процедур: чистку носа, посещение туалетной комнаты. Одевание детей нужно организовать так, чтобы не тратить много времени и чтобы им не приходилось долго ждать друг друга. Учитель должен научить детей одеваться и раздеваться самостоятельно и в определенной последовательности. При возвращении с прогулки раздеваются в обратном порядке. Нужно приучать детей к тому, чтобы они оказывали помощь друг другу, не забывали поблагодарить за оказанную услугу. Чтобы навыки одевания и раздевания формировались быстрее, родители должны дома предоставлять детям больше самостоятельности.


Требования к одежде детей:

— в любое время года одежда и обувь должны соответствовать погоде на данный момент и не должны способствовать перегреванию или переохлаждению детей;

—правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей. 


Структура прогулки:

  1. Наблюдение.

  2. Подвижные игры: 1-2 игры большой подвижности, 1-2 игры малой и средней подвижности, игры на выбор детей

  3. Индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических качеств.

  4. Самостоятельная игровая деятельность.

Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего урока. Если дети находились на уроке, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то в начале прогулки целесообразно провести подвижные игры, пробежки, затем — наблюдения. Если до прогулки была физкультура, то она начинается с наблюдения или спокойной игры. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 10 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности.


Наблюдение.

Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения должны занимать не более 7 минут и быть яркими, интересными. Проводить их следует ежедневно, но каждый раз детям должны предлагаться разные объекты для рассмотрения.

Объектами наблюдений могут быть:

  • Живая природа: растения и животные;

  • Неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег, текущие ручьи);

  • Труд взрослых.

Наблюдения за трудом взрослых (дворника, шофера, строителя и т.д.) организуются 1-2 раза в квартал.

     Виды наблюдения:

  • Кратковременные наблюдения организуются для формирования о свойствах и качествах предмета или явления (дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей и характер поверхности, а при ознакомлении с животными — характерные движения, издаваемые звуки и т.д.)

  • Длительные наблюдения организуются для накопления, закрепления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе. Дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.


Организуя наблюдения, учитель должен всегда соблюдать данную последовательность:

1. устанавливаются факты;

2. формируются связи между частями объекта;

3. идет накопление представлений у детей;

4. проводятся сопоставления;

5.делаются выводы и устанавливаются связи между проводимым сейчас наблюдением и проведенным ранее.

Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений.





Подвижные игры.

Ведущее место при проведении динамической паузы отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества.

Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. Зимой следует проводить игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии. Каждый месяц разучивание 2-3 п/и (повтор в течение месяца и закрепление 3-4 раза в год).Заканчиваются подвижные игры ходьбой или игрой малой подвижности, постепенно снижающей физическую нагрузку.

Не допускается длительное нахождение детей на прогулке без движений. Особого внимания требуют дети со сниженной подвижностью, малоинициативные, которых следует вовлекать в подвижные игры.

Во время прогулок учитель проводит индивидуальную работу с учениками: для одних метание в цель, для других перешагивание через снежки и т.д. Игры с высоким уровнем интенсивности движений не следует проводить в конце прогулки перед уходом с участка, так как дети в этом случае становятся перевозбужденными. Помимо подвижных игр и отдельных упражнений в основных движениях, на прогулке можно организовать спортивные развлечения — катание на санках, с горки.


Особенности организации двигательной активности в зимний период:

— в холодный период года, необходимо следить за тем, чтобы дети дышали носом. Носовое дыхание соответствует формированию у детей умения правильно дышать, предупреждает заболевание носоглотки;

— при низких температурах воздуха нецелесообразно организовывать игры большой подвижности, так как они приводят к форсированию дыхания, когда дети начинают дышать ртом. Не следует также в этих условиях проводить игры, требующие произнесения детьми в полный голос четверостиший, припевок, какого — либо текста.

Во время самостоятельной игровой деятельности дети отражают впечатления, полученные в процессе НОД, экскурсий, повседневной жизни, усваивают знания о труде взрослых. Происходит это в процессе сюжетно-ролевых игр. Во время прогулки учитель следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не озяб или не перегрелся. Тех детей, кто много бегает, он привлекает к участию в более спокойных играх.


Индивидуальные поручения: дети получают индивидуальные поручения, состоящие из одной-двух трудовых операций, например, взять корм для птиц и положить в кормушку. Необходимо поочередно привлекает к кормлению птиц всех детей.


Целевые прогулки, экскурсии. Учитель может организовать наблюдения детей за общественной жизнью и явлениями природы и за пределами школьного участка. С этой целью организуются целевые прогулки. Дети знакомятся с правилами поведения в общественных местах и правилами уличного движения.

На целевых прогулках дети получают много непосредственных впечатлений об окружающем, расширяется их кругозор, углубляются знания и представления, развивается наблюдательность и любознательность. Движения на воздухе оказывают положительное влияние на физическое развитие. Ходьба во время прогулки требует от детей определенной выдержки, организованности и выносливости.


Требования безопасности при организации прогулок на школьном участке.

Перед выходом детей на прогулку учитель осматривает территорию школьного участка на предмет соответствия требованиям безопасности в соответствии со своей должностной инструкцией. Перед выходом на прогулку необходимо следить, чтобы дети не оставались долго одетыми в помещении во избежание перегрева. Следить за исправностью и соответствием одежды и обуви детей микроклимату и погодным условиям.

В случае усиления ветра до недопустимых параметров, ухудшения погодных условий (дождь, метель и др.) во время прогулки, учитель должен немедленно завести детей в помещение.

При проведении динамической паузы учитель следит, чтобы дети не уходили за пределы школьного участка. В случае самовольного ухода ребенка немедленно сообщать о случившемся руководителю ДОУ, который организует поиски ребенка, ставит в известность Управление образования, милицию, родителей в соответствии со схемой оповещения.

В процессе прогулки учитель должен обучать навыкам безопасного поведения, правилам безопасного обращения с различными предметами.

При выборе игр учитель должен учитывать психофизические особенности детей данного возраста, предшествующую деятельность детей, погодные условия.

Запрещается:

  • Оставлять детей одних, без присмотра работников Учреждения;

  • Использовать в детских играх острые, колющие, режущие предметы, сломанные игрушки.

О каждом несчастном случае с ребенком учитель должен немедленно возвестить руководителя, родителей, при необходимости привлечь медицинский персонал для оказания первой медицинской помощи. При необходимости организовать доставку ребенка в отделение скорой помощи.








Конспекты динамических пауз (прогулок) на свежем воздухе


1: «Зима. Морозный солнечный денек»

Цель: сформировать у детей представление о зиме.

Ход прогулки:

Наблюдение: В солнечный день обратите внимание на красоту зимнего пейзажа (кругом бело, светло, снег сверкает на солнце, небо голубое). Отметить, какое солнце (тусклое, яркое, закрытое тучами). Вспомнить, какое оно было вчера. Обратить внимание детей на то, что зимой солнце не греет, не поднимается высоко, путь его становится короче. Сделать выводы, что солнце все позже восходит и все раньше заходит, из-за этого уменьшается день. В январе день заметно увеличивается, но становится все холоднее.

Стихи по теме:

Стали дни короче,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозы,

И зима настала.

И. Суриков



Мороз и солнце —

День чудесный.

А. Пушкин

Загадки

Хлеба не ело, водицы не пило,

А всех обогрело и всех осветило.

(Солнце)



Что выше леса,

Краше света,

Без огня горит?

(Солнце)

Дидактические игры

  • «Что сначала, что потом» - дети показывают по порядку времена года.

Цель - закрепить знания детей о временах года.

«Кто больше знает слов?» - учитель предлагает детям осмотреться и назвать предметы на звук «с».

Цель - найти слова со звуком «с» в начале слова.

Упражнение на развитие мелкой моторики рук «Составь узор»

  • Составить узор из цветных льдинок.

Индивидуальные физические упражнения

  • Ходьба по ограниченной поверхности.

Подвижные игры

  • «Салочки-выручалочки».

Цель - приучить быстро бегать в разных направлениях, не сталкиваясь друг с другом. Ход игры:

Салочка нас не догонит, салочке нас не поймать.

Мы умеем быстро бегать, и друг друга выручать.

Дети с последними словами убегают. Тот, кого осалили, должен остановиться.

  • «Поймай хвост». Цель - научить бегу в колонне, держась правой рукой за плечо впереди стоящего. Ход игры: Дети встают колонной. «Голова» пытается поймать «хвост».





2 «Зима. Наблюдаем за ветром»



Цель: познакомить детей с такими явлениями, как «метель» и «вьюга».

Ход прогулки:

Наблюдение: В ветреную погоду понаблюдать за низко и быстро плывущими облаками, раскачивающимися ветвями деревьев. Обратить внимание на то, как ветер поднимает с земли и переносит снег в другое место, с силой бьет в окно. Предложить прислушаться, как завывает ветер. Объяснить, что это метель, спросить, откуда дует ветер. Почему во время вьюги нельзя гулять.

Стихи по теме:

Дуют ветры в феврале,

Воют в трубах громко.

Змейкой мчится по земле

Легкая поземка.

С. Маршак



Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То как зверь она завоет,

То заплачет как дитя...

А. Пушкин



Заметает пурга

Белый путь.

Хочет в мягких снегах

Потонуть.

С. Есенин



А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

С. Есенин

Загадки

В поле снежную постель

Стелет зайчикам... (метель).



Кто бросает снег в лицо?

Наметает на крыльцо?

Кто в трубе печной завыл?

Кто ворота отворил?

(Вьюга)

Н. Нищева



Отхлестал по щекам,

Настегал по рукам,

Шапку с головы содрал

И удрал.

(Ветер)



Вихрь взвиваю, все срываю, вниз деревья пригибаю.

(Ветер)





Дидактические игры и упражнения

  • «Какой ветер?» - ответить на вопрос, подбирая относительные прилагательные.

Цель - расширить словарный запас.

Индивидуальные физические упражнения

  • Прыжки с места в длину.

Подвижная игра

  • «Ловишки».

Цель - тренировать в беге врассыпную, научить уворачиваться от водящего, развить навыки пространственной ориентации.

Ход игры: ловишка бегает за детьми, задевая бегущего. У кого забрал, тот выбывает из игры.



3 «Зима. Наблюдаем за снегом»

Цель: познакомить со свойствами снега, с сезонным явлением - снегопадом.

Ход прогулки:

Наблюдение: Полюбоваться спокойно падающими снежинками, сугробами, блестящими на солнце. Рассмотреть снежинку на рукаве пальто. Спросить, на что она похожа. Спросить, почему снежинки на руке тают. Рассмотреть, как красиво снег украсил дома, деревья, как блестит он на солнце. Познакомить со свойствами снега: легкий, холодный, белый. В теплую погоду или оттепель снег липкий, из него можно лепить, в холодную погоду - сыпучий, лепить нельзя. Обратить внимание на то, как снег падает сплошной пеленой - это снегопад. Обратить внимание детей на то, что в зависимости от погоды меняется форма снежинок: при сильном морозе снежинки выпадают в форме твердых, крупных звездочек, при слабом морозе - белые, твердые шарики (крупа), при сильном ветре - очень мелкие снежинки (если посмотреть на них через лупу, то видно, что лучи у них обломаны). Любуясь красотой высоких сугробов, подумать, почему около заборов и кустарников снег лежит более толстым слоем, чем на открытом месте (здесь он не разносится ветром).

Стихи по теме:

Светло-пушистая

Снежинка белая,

Какая чистая

Какая смелая!

К. Бальмонт



Снежинки пуховые

Веселые, живые!

Вы кружитесь, мерцаете

В молчании лесном

И землю устилаете

Блестящим серебром.

А. Липецкий



На картине у зимы

Все бело от снега:

Поле, дальние холмы,

Изгородь, телега.

В. Лунин



Загадки

Пушистый ковер

Не руками ткан,

Не шелками сшит,

При солнце, при месяце

Серебром блестит.

(Снег)

Подморозило вчера,

Налетела мошкара.

И от этой мошкары

Стали белые дворы.

(Снег)

Е. Серова



Странная звездочка

С неба упала,

Мне на ладошку

Легла и пропала.

(Снежинка)

Л. Сандлер







Летит — молчит,

Лежит — молчит,

Когда умрет,

Тогда заревет.

(Снег)



Зимой лежал,

Весной в реку побежал.

(Снег)



Нахмурилось небо

(Наверно, не в духе!).

Летают, летают

Белые мухи!

И носятся слухи,

Что белые мухи

Не только летают,

Но даже не тают!

(Снежинки)

Б. Заходер



Они хрупки и музыкальны:

Когда на них ни наступи,

Скрипят то нежно, то печально,

Как коростель в ночной степи.

(Снежинки)

Т. Траубин



Дидактический материал

  • «Кто больше назовет действий» - по предложению учителя дети перечисляют действия объекта.

Цель - расширить словарный запас подбором глаголов.

  • «Придумай предложение» - придумать предложения со словом «снег».

Цель - научить составлять предложения.

Упражнение «Выложи сам»

  • Выкладывание снежинок из веточек или палочек.





Индивидуальные физические упражнения

  • Метание снежков.

Подвижные игры

  • «Цепи кованые».

Цель - воспитывать выносливость, умение концентрировать всю силу и энергию для защиты команды. Воспитывать чувство товарищества.

Ход игры: Дети делятся на две одинаковые команды. Одна команда говорит: «Цепи кованые, раскуйте нас». Другая спрашивает: «Кем из нас?» Дети первой команды называют имя. Кого называли, тот бежит и старается разбить цепь второй команды. Если разбивает, забирает с собой любого из игроков, если нет, остается сам в этой команде. Игра продолжается.

  • «Снег кружится».

Цель - научить соотносить собственные действия с действиями товарищей в соответствии с текстом.

Ход игры:

Снег, снег кружится,

Белая вся улица.

Собрались мы в кружок,

Завертелись, как снежок



(Разлетелись "снежинки" в разные стороны.)



Игра проводится 3-4 раза.





























4 «Зима. Знакомимся со свойствами льда»



Цель: познакомить с сезонным явлением - гололедом, со свойствами льда.

Ход прогулки:

Наблюдение: Познакомить детей со свойством воды превращаться в лед. В начале зимы рассмотреть через тонкий лед замерзших луж листья, лежащие на земле. Закрепить знания о свойствах льда (твердый, хрупкий, гладкий, скользкий; по нему можно кататься на коньках). Обратить внимание детей на то, что, если после оттепели ударит мороз, на улице появляется гололед. Объяснить это явление. Предложить подумать, как сделать, чтобы было не скользко.

Стихи по теме:

Не идет и не едется,

Потому что гололедица.

Но зато

Отлично падается!

Почему ж никто

Не радуется?!

В. Берестов



Снег на улице и стужа.

Крепким льдом забита лужа.

В. Ланцетти

Загадки

Без рук, без топорища

Выстроен мостище.

(Лед)



Стали дни короче.

Ночью дождик лил.

И пришел стекольщик —

Лужи застеклил.

(Мороз)

В. Данько

Дидактические игры

  • «Какой лед?» - дети дают описание льда.

Цель – научить, детей подбирать относительные прилагательные, расширить их словарный запас.

Труд и индивидуальные физические упражнения

  • Скольжение с горки.

Подвижная игра

  • «Дед Мороз».

Цель - привить умение выполнять характерные движения.

Ход игры:

Я - Мороз Красный Нос, Дети прыгают навстречу учителю, как зайчики.

Бородою зарос.

Я ищу в лесу зверей.

Выходите поскорей!

Выходите, зайчики!

Заморожу! Заморожу! Учитель пытается поймать ребят.

Игра повторяется. Каждый раз Дед Мороз приглашает выходить из леса новых зверей (мишек, лисичек...).











5 «Зима. За окном мороз»



Цель: закрепить знания детей о зимнем явлении - морозе.

Ход занятия:

Наблюдения: Отметить, что морозы стали крепче, не всегда можно гулять. Обратить внимание, что люди одеваются теплее, быстро идут по улице, чтобы не замерзнуть. Детям указать на стекла, разрисованные красивыми узорами. Объяснить, что это мороз заморозил стекла. Рассмотреть узоры, определить, на, что они похожи.

Стихи по теме:

Жгуч мороз трескучий,

На дворе темно;

Серебристый иней

Запушил окно.



Все злее, злее, злее

На улице мороз,

И каждый потеплее

Закутывает нос.

Морозы жестокие

В этом году!

Тревожно за яблоньки

В нашем саду.

Дидактическая игра

  • «Когда это бывает?» Дается описательный рассказ одного из времен года, дети его называют. Цель - закрепить знания детей о временах года, их характерные признаки. Развить связную речь, внимание, находчивость, выдержку.

Упражнение на развитие моторики рук

  • Гимнастика «Снеговик».

Давай, дружок, смелей, дружок, «Лепят снежок».

Кати по снегу свой снежок — «Катят».

Он превратится в толстый ком, Показывают шар руками.

И станет ком снеговиком. «Рисуют» руками снеговика.

Его улыбка так светла! Показывают улыбку.

Два глаза, шляпа, нос, метла. Показывают.

Но солнце припечет слегка - Рука у лба, смотрят на солнце.

Увы - и нет снеговика. Пожимают плечами, руки в стороны.

В. Егоров

Индивидуальные физические упражнения

  • Прыжки на одной ноге с чередованием.

Подвижная игра «Два Мороза»

Цель - научить бегать врассыпную, развить навыки пространственной ориентации, быстроту и ловкость.

Ход игры: дети делятся на две группы, располагаясь в противоположных сторонах помещения. В середине братья Морозы:

«Мы — два брата молодые, два Мороза удалые:

Я — Мороз Красный Нос, я — Мороз Синий Нос.

Кто из вас решится, в путь-дороженьку пуститься?»

Дети:

«Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз!»

Дети перебегают из одного конца помещения в другой. Морозы, их ловят.



6: «Зима. Наблюдаем за работой дворника»



Цель: воспитать уважение к труду взрослых, формировать желание приходить на помощь окружающим.

Ход прогулки:

Наблюдение: Обратить внимание детей на работу дворника. Лопата у него широкая, зачем? Посмотреть, как убирает снег трактор. Кто управляет им? Какие части есть у трактора (колеса, кабина, дверь, грейдер).

Стихи по теме:

Снега прошли немалые,

А все идут, идут...

Дворники усталые

Метут, метут, метут.

Гремят они лопатами

Под тучами лохматыми,

Метелками шуршат.

На улицах, на улочках,

В дворах и закоулках

Управиться спешат.

Е. Благинина



Встанет дворник на заре,

Снег расчистит во дворе.

Дворник мусор уберет

И песком посыплет лед.

В. Степанов

Загадки

Он с утра пораньше встанет,

Лопату в руки возьмет,

Тротуар почистит

И весь двор уберет.

(Дворник)



Дидактическая игра

  • «Кому, что нужно для работы»

Дети рассуждают на тему «Профессии».

Цель - закрепить знания детей о том, что людям помогают в работе разные вещи, орудия труда. Воспитать интерес к труду взрослых, желание трудиться.



Упражнение на развитие общих движений

«Снегопад».

Белых хлопьев белый пух плавно и спокойно - Вращают кисть руки.

Над деревьями кружит и над колокольней. Руки вверх.

Каждый дом и каждый куст греют, одевают - Показывают крышу дома.

Снеговая шубка и шапка снеговая. - Показывают шубку и шапку.

Белых хлопьев белый пух с неба валит валом, Показывают, как падает снег.

Укрывая белый свет белым одеялом, Поглаживают одну ладонь другой.

Чтобы слева, впереди, позади и справа - Показывают направления.

Сладко спали до весны дерева и травы. Показывают, как спят.



Труд и индивидуальные физические упражнения

  • Перепрыгивание через очищенную дорожку.

Подвижная игра

«Дорожки». Цель - научить детей бегу друг за другом, делая сложные повороты, сохранять равновесие, не мешать друг другу и не толкать впереди бегущего ребёнка.

Ход игры: На площадке рисуются разные извилистые линии, дети бегают по ним.



7: «Зима. Наблюдаем за деревьями»



Цель: показать детям деревья: березу, ель, разобрать отличительные признаки.

Ход прогулки:

Наблюдение: Рассказать , что у елочки (сосны) — зеленые иголки (хвоя). Еловая веточка — лапа. Сравнить ее с голой белой березкой. Отметить, что она сбросила листву на зиму. Объяснить, что в морозные дни ветки деревьев и кустов очень хрупкие, легко ломаются, поэтому их надо оберегать, не ломать, не стучать по стволу. Обратить внимание детей на деревья, когда после оттепели ударяет мороз, на ветках образуется тонкий слой льда. Веточки качаются от ветра, задевают друг друга, и слышится тихий мелодичный звон.

Стихи по теме:

Вот и мороз...

Забыта осень...

Затих, застыл весенний лес.

Под низкой крышею небес

Деревья спят, одежды сбросив.

И не тревожат их нимало

Ни ветра свист, ни вьюги вой:

Закутала их с головой

Зима в свой снег

Как в одеяло.

Теперь их только по весне

С дождем желанным

Гром разбудит...

Деревья спят

Совсем как люди

И день за днем растут во сне.

К. Чомов



Зимним утром от мороза

На заре звенят березы.

В. Суслов



Загадки

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает.

(Дерево)



Весной цвету,

Летом плод приношу,

Осенью не увядаю,

Зимой не умираю.

(Ель, сосна)



Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

(Ель)

О. Высотская



Дидактическая игра

  • «Что сначала, что потом?»

Дети отвечают на вопросы: «Из чего вырастает дерево?», «Что с ним может быть потом?» Цель - развить логическое мышление, фантазию. Научить говорить полным предложением.





Упражнение на развитие моторики рук

  • Собрать из прутиков веник.

Индивидуальные физические упражнения

  • Метание в цель (шишкой).





Подвижные игры

  • «Ворона и собака ».

Цель - научить подражать движениям и звукам птиц, двигаться, не мешая друг другу. Ход игры: Выбирается «собачка», остальные дети – «вороны».



Возле елочки зеленой - Дети прыгают, изображая ворону.

Скачут, каркают вороны: «Кар! Кар! Кар!»

Тут собака прибежала Дети убегают от «собачки».

И ворон всех разогнала: «Гав! Гав! Гав!»

Игра проводится 2-3 раза.

  • «Беги к тому, что назову».

  • Цель - напомнить детям названия деревьев.

  • Ход игры:

  • Раз, два, три — елку найди!

  • Раз, два, три — к березе беги!

  • 8: «Зима. Изучаем транспорт»

  • Цель: закрепить знания детей о транспортных средствах.

  • Ход прогулки:

  • Наблюдение: Обратить внимание детей на стоящий поблизости или проезжающий мимо транспорт. Вспомнить, какой еще транспорт дети видели на дорогах города. Закрепить названия частей машины. Вспомнить предназначение разных видов наземного транспорта. Уточнить представления детей о воздушном, водном транспорте.

  • Стихи по теме:

  • Была телега у меня,

  • Да только не было коня.

  • И вдруг она заржала,

  • Заржала, побежала.

  • (Грузовик)

  • К. Чуковский

  • Мчатся бешено машины —

  • По шоссе шуршат их шины.

  • И в несущейся лавине

  • Слышен шепот — шу-шу-шу.

  • Это шина шепчет шине:

  • "Я спешу, спешу, спешу".

  • Ю. Разумовский

  • Дидактическая игра

  • «Угадай по описанию» - учитель предлагает детям более сложный план для описания.

  • Упражнение «На шоссе»

  • Цель - развивать координацию слов с движениями.

  • По шоссе спешат машины. Дети бегут по кругу, держат в руках воображаемый руль.

  • -Ш-ш-ш! - шуршат спокойно шины.

  • И шипят со злом уже: Поворачиваются и бегут по кругу в обратную сторону.

  • - Не спеш-ш-ши на вираже. Еж с мешком и посошком (Наклоняются, чтобы спина стала круглой, левую руку кладут за спину, в правой руке держат воображаемый посошок, идут медленно по кругу) По шоссе идет пешком. Упражнение на развитие моторики рук

  • Нарисовать машину на снегу.

  • Индивидуальные физические упражнения

  • Скольжение по ледяной дорожке.

  • Подвижная игра

  • «Паровозик». Цель - научить детей двигаться в разном темпе, менять направление, показывать предметы,

  • Ход игры:

  • Дети идут паровозиком.

  • Чух-чух! Чух-чух!

  • Мчится поезд во весь дух

  • Загудел паровоз и вагончики повез:

  • Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

  • Сто вагонов я тащу.

  • Чух-чу! Чух-чу!

  • Далеко я укачу! Приехали!

  • - Паровоз, паровоз,

  • Что в подарок нам привез?

  • - Мячики! (Прыгают.)

  • 9: «Зима. Зимующие птицы»

  • Цель: закрепить знание детей о зимующих птицах. Сформировать желание заботиться о живых существах.

  • Ход прогулки:

  • Наблюдение: Обратить внимание детей на поведение птиц. Назвать птиц, прилетевших на участок. Объяснить, как им голодно зимой, рассказать, что птицы прилетают поближе к людям, надеясь найти побольше корма. Предложить детям покормить птиц, понаблюдать, как птицы клюют корм. Обратить внимание детей на повадки птиц. Вспомнить, каких зимующих птиц они знают. Отметить, что у птиц две лапы, два крыла, перья, клюв.

  • Стихи по теме:

  • Воробышки игривые,

  • Как детки сиротливые,

  • Прижались у окна.

  • Озябли пташки малые,

  • Голодные, усталые,

  • И жмутся поплотней.

  • С. Есенин

  • Чуть живой. Не чирикает даже.

  • Замерзает совсем воробей.

  • Н. Рубцов

  • Вот ворона сидит на заборе.

  • Все амбары давно на запоре.

  • Все обозы прошли, все подводы,

  • Наступила пора непогоды.

  • Суетится она на заборе —

  • Горе ей, настоящее горе!

  • Ведь ни зернышка нет у вороны

  • И от холода нет обороны.

  • Н. Рубцов

  • Голуби, голуби,

  • Раз, два, три...

  • Прилетели голуби-сизари.

  • И. Токмакова

  • Трудно птицам зимовать,

  • Надо птицам помогать!

  • Распилить я попросил

  • Досочку еловую,

  • Вместе с папой смастерил

  • Птичкину столовую.

  • А. Чепуров

  • Загадки

  • Днем молчит,

  • Ночью кричит.

  • (Филин, сова)

  • Посередь деревьев кузнецы куют.

  • (Дятел)

  • Ты с модницей этой,

  • Конечно, знаком:

  • Вертушке на месте

  • Никак не сидится —

  • Все хвастает

  • Синим своим сюртуком

  • И шапочкой синей

  • Гордится... (синица).

  • Е. Ильин

  • От простуд он не страдает,

  • Не страшится злобных вьюг

  • И к зиме не улетает

  • На далекий знойный юг.

  • Пусть покроют снега груды

  • И пригорок, и пустырь —

  • Раз красавец прилетел к нам,

  • Житель севера... (снегирь).

  • Е. Ильин

  • Черный жилет,

  • Красный берет,

  • Нос как топор,

  • Хвост как упор.

  • (Дятел)

  • Вертится, стрекочет,

  • Весь день хлопочет.

  • (Сорока)

  • На голом суку сидит,

  • На весь двор кричит:

  • «Кар-кар-кар!»

  • (Ворона)

  • Странный доктор есть на свете,

  • Он деревья лечит, дети.

  • Где болит? Тук-тук!

  • А, нашел. Тут, тут.

  • (Дятел)

  • Е. Серова

  • Чик-чирик!

  • К зернышку прыг,

  • Клюй, не робей,

  • Кто это?

  • (Воробей)

  • Синяя косынка,

  • Темненькая спинка,

  • Маленькая птичка,

  • Звать ее... (синичка).

  • Дидактическая игра

  • «Угадай по описанию». Дети угадывают.

  • Индивидуальные физические упражнения

  • Спрыгивание с …

  • Подвижная игра

  • «Собака и воробьи».

  • Цель - закрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить имитировать их голоса.

  • Ход игры:

  • Один ребенок – «собака», все остальные – «воробьи».

  • Скачет, скачет воробей - Дети скачут. Скок-поскок!

  • Кличет маленьких детей: «Чив! Чив! Чив!»(3 р)

  • Киньте крошек воробью,

  • Я вам песенку спою:

  • Чик-чирик! «Чик-чирик!». Вдруг прибежала «собака» и громко залаяла. «Воробьи» разлетаются.

  • Игра проводится 2—3 раза.

  • 10: «Зимние забавы»

  • Цель: закрепить знания детей о назначении зимних построек. Повторить правила поведения на прогулке.

  • Ход прогулки:

  • Наблюдение: Познакомить детей с названием зимней постройки и с их предназначением. Разобрать правила игры на площадке.

  • Стихи по теме:

  • Вся земля в снегу,

  • Я на лыжах бегу,

  • Ты бежишь за мной.

  • Хорошо в лесу зимой.

  • А. Введенский

  • Мы слепили снежный ком,

  • Ушки сделали потом,

  • И как раз вместо глаз

  • Угольки нашлись у нас.

  • Кролик вышел как живой!

  • Он с хвостом и с головой!

  • О. Высотская

  • Катя саночки везет

  • От крылечка до ворот,

  • А Сережа на дорожке

  • Воробьям бросает крошки.

  • 3. Александрова

  • Среди нашего двора

  • Снеговик стоял вчера,

  • Мы его слепили сами,

  • Был он с носом и руками.

  • 3. Александрова

  • Загадки по теме

  • Меня хлопали лопатой,

  • Меня сделали горбатой,

  • Меня били, колотили!

  • Ледяной водой облили,

  • И скатились все потом

  • С моего горба гуртом.

  • (Горка)

  • Есть, ребята, у меня

  • Два серебряных коня,

  • Езжу сразу на обоих.

  • Что за кони у меня?

  • (Коньки)

  • Бегут по дорожке

  • Доски да ножки.

  • (Лыжи)

  • Под гору — лечу,

  • В гору — тащу.

  • (Санки)

  • Вот серебряный лужок.

  • Не видать барашка,

  • Не мычит на нем бычок,

  • Не цветет ромашка.

  • Наш лужок зимой хорош,

  • А весною не найдешь.

  • (Каток)

  • В. Орлов

  • Ой, насыпало снежка,

  • Вывожу коня-дружка,

  • За веревочку-узду

  • Через двор коня веду,

  • С горки вниз на нем лечу,

  • А назад его тащу.

  • (Санки)

  • (Русская народная потешка)

  • Что за нелепый человек

  • Пробрался в двадцать первый век?

  • Морковка — нос, в руке — метла,

  • Боится солнца и тепла.

  • (Снеговик)

  • Н. Стожкова

  • Дидактическая игра

  • «Придумать предложение» - дети придумывают предложение с заданным словом. Цель - развить связную речь, умение правильно построить распространенное предложение.

  • Упражнения

  • «Слова-родственники» - дети подбирают однокоренные слова к слову "снеговик". Цель - упражнять в подборе однокоренных слов.

  • Упражнения на развитие мелкой моторики рук

  • «С горки на горку» - сделать росчерки по снегу.

  • Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять».

  • Раз, два, три, четыре, пять,

  • (Загибают пальчики)

  • Мы с тобой снежок слепили.

  • (Дети лепят)

  • Круглый, крепкий, очень гладкий – (Показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую)

  • И совсем-совсем не сладкий.

  • (Грозят пальчиком)

  • Раз — подбросим, (Подбрасывают)

  • Два — поймаем, (Ловят)

  • Три — уроним (Роняют)

  • И... сломаем. (Топают)

  • Н. Нищева

  • Подвижные игры

  • «Зимние забавы».

  • Цель - развить координацию речи с движением, общие речевые навыки.

  • Ход игры:

  • Мы бежим с тобой на лыжах

  • ( Дети изображают ходьбу на лыжах)

  • Снег холодный лыжи лижет.

  • А потом — на коньках

  • (Дети изображают бег на конька).

  • Но упали мы. Ах! (Падают)

  • А потом снежки лепили

  • ( Стоят, сжимают воображаемый снежок ладонями)

  • А потом снежки катали

  • (Катят воображаемый комок)

  • А потом без сил упали

  • (Падают)

  • И домой мы побежали

  • (Бегут по кругу)

  • Н. Нищева

  • «Догонялки в лабиринте».

  • Цель - научить бегать друг за другом, делая осторожные повороты.

  • Ход игры: дети бегают по заранее сделанному лабиринту.

  • 11 «Зима. Где, чей след»

  • Цель: развить внимательность, вызвать интерес к окружающему, научить различать следы птиц и зверей по форме.

  • Ход прогулки:

  • Наблюдение: На свежевыпавшем снегу показать детям следы птиц, собак, кошек. Спросить, кто (что) еще может оставить следы, спросить, чем отличаются следы птиц от следов зверей, человека. Спросить, кто в лесу петляет, путает следы, почему.

  • Стихи по теме:

  • Это кто тут наследил:

  • Бегемот иль крокодил?

  • Здесь играли дети:

  • Танечки и Пети!

  • С. Маршак

  • Ох, как заяц напетлял,

  • От лисы он убегал.

  • Волку не достался

  • И живой остался.

  • Л. Воронкова

  • Дидактическая игра

  • «Чьи следы?»

  • Дети отгадывают, чьи следы, и образовывают притяжательные прилагательные.

  • Упражнения на развитие мелкой моторики рук «Погреемся».

  • Поиграем-ка немножко. Дети хлопают в ладоши.

  • Да похлопаем в ладошки.

  • Пальчики мы согреваем, Сжимают пальцы в кулак и разжимают.

  • Их сжимаем, разжимаем.

  • Индивидуальные физические упражнения

  • Пройтись точно по следам

  • Подвижная игра «Казаки-разбойники

  • Цель - развить умение ориентироваться на местности.

  • Ход игры: Дети делятся на две команды: «казаки» и «разбойники»; «казаки» убегают, прячутся, а «разбойники» их ищут по следам или нарисованным стрелкам.

  • 12: «Зима. Наблюдаем за животными»

  • Цель: познакомить с особенностями поведения собак. Уточнить, как называются детеныши собаки. Воспитать доброе отношение к животным.

  • Ход прогулки:

  • Наблюдение:

  • Показать детям гуляющую рядом собаку. Спросить, холодно ли ей. Закрепить названия частей тела животного, вспомнить, как называются детеныши, спросить, какое это животное: дикое или домашнее, почему, как зависят домашние животные от человека.

  • Стихи по теме:

  • Вот он крутится волчком,

  • Тузик, Тузик, хвост крючком.

  • Вот летит во весь опор

  • То на речку, то во двор,

  • То дежурит у ворот —

  • Словом, дел невпроворот.

  • А. Прокофьев

  • Загадки

  • Заворчал живой замок,

  • Лег у двери поперек.

  • (Собака)

  • С людьми дружит,

  • Дом сторожит,

  • Живет под крылечком,

  • А хвост колечком.

  • (Собака)

  • Лежит — молчит,

  • Подойдешь — заворчит.

  • (Собака)

  • Дидактическая игра

  • «Назови собаку»

  • Дети придумывают клички для собаки. Цель - активизировать в речи клички животных.

  • Упражнения на развитие мелкой моторики рук

  • Покрошить хлеб для маленькой собачки.

  • Пальчиковая гимнастика «Пирог».

  • Падал снег на порог. Опускают ладони медленно.

  • Кот слепил себе пирог. «Лепят» пирог.

  • А пока лепил и пек,

  • Ручейком пирог утек. Пальчики «бегут».

  • Пирожки себе пеки «Пекут» пирог.

  • Не из снега — из муки.

  • П. Воронько

  • Индивидуальные физические упражнения

  • Пройти по собачьим следам (хождение по ограниченной поверхности).

  • Подвижная игра

  • «Лохматый пес». Цель - научить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения,

  • Ход игры:

  • Вот лежит лохматый пес, в лапы свой, уткнувши нос,

  • Тихо, смирно он лежит, не то дремлет, не то спит.

  • Подойдем к нему, разбудим и посмотрим, что же будет (водящий пытается запятнать убегающих детей)

  • Литература:

  • 1.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее-СанПиН).

  • 2. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка.- М.: Мозаика-Синтез, 2000. 

  • 3. С.Н. Николаева. «Как приобщить ребенка к природе», - М.: Новая школа, 1993.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Проскурякова Елена Валентиновна

Дата: 02.10.2017

Номер свидетельства: 430586


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства