kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации к выполнению исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Начальная школа - важная ступень не только базового образования, но и является основой для формирования азов проектно-исследовательской деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность   - деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение желаемых результатов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации к выполнению исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

УДО «ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЭКОЛОГО-НАТУРАЛИСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»



Отдел сельского хозяйства



Методические рекомендации к выполнению исследовательских работ

и творческих проектов дошкольников и младших школьников

для участия в Республиканском конкурсе «Я – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»





Составлены заведующей отделом

сельского хозяйства УДО «Донецкий Республиканский эколого-натуралистический центр», канд. биол. наук Кирилленко Светланой Константиновной







Начальная школа - важная ступень не только базового образования, но и является основой для формирования азов проектно-исследовательской деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность - деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение желаемых результатов.

Основным отличием учебной проектно-исследовательской деятельности от научной является то, что в результате ее учащиеся не производят новые знания, а приобретают навыки исследования, развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция учащегося. Любой ребенок вовлечен в исследовательский поиск практически постоянно. Задача педагога или руководителя творческого объединения - помочь в проведении исследований, сделать их полезными и безопасными для самого ребенка и его окружения. Помощь эта требуется первое время на всех этапах: и при выборе предмета исследования, и при поиске методов его изучения, и при сборе и обобщении материала, и при доведении всего дела до логического завершения. Это, прежде всего, бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований. Эта работа потребует от учителя педагогического мастерства, умения быстро ориентироваться в ситуации. И, может быть, та памятка, которую мы вам предлагаем, будет вам тоже полезна.

По степени самостоятельности детей можно выделить 3 уровня реализации исследовательского обучения:

самый простой уровень (проблему задает педагог, помогает наметить стратегию и тактику ее решения);

средний уровень (проблему ставит педагог, а ребенок метод ее решения пытается уже найти самостоятельно или сообща со сверстниками. это так называемый коллективный поиск);

высший уровень (постановку проблемы, ее постановку, поиск методов ее исследования и разработка решения производится ребенком самостоятельно).

Как показали представленные в 2017 году на конкурс «Я – исследователь» работы, даже дошкольники, способны работать на любом из этих уровней.

Основные этапы проектно-исследовательской деятельности.

  1. Выбор темы исследования, определение и постановка проблемы.

Существует несколько общих правил выбора темы:

- в первую очередь, тема должна быть актуальная, но интересна ребенку, с элементами оригинальности, необычности и должна увлечь его, поэтому, в первую очередь, необходимо объяснить ребенку актуальность и значимость выбранной темы – как степень важности определенной проблемы, задачи, вопроса. А затем дать обоснование актуальности и объяснить необходимость изучения и проведения исследований.

- тема должна быть доступной для выполнения ребенку, согласуясь с его возрастом и уровнем подготовки, а решение ее должно принести реальную пользу.

- тема подбирается согласно тому сроку, который отводится по положению конкурса и ее можно выполнить в кратчайшие сроки.

2. Определение цели и задач проектно-исследовательской работы.

Цель проекта или исследовательской работы – это стремление получить конечный результат в процессе проведения исследований. Цель исследований всегда должна начинаться со слов: изучить, исследовать, узнать, почему; выяснить, доказать, что…; проверить и др. Затем к этим словам добавляется объект исследований. Например: «Изучить пути повышение качества семян для получения рассады»; «Изучить развитие котенка в первые месяцы жизни»; «Исследовать влияние различных видов воды на рост и развитие пшеницы», «Показать мифы и правду о растениях – синоптиках»; «Проверить пользу и вред от чипсов»; «Доказать влияние вредных выбросов на экологию города» и др.

3. Для достижения цели проекта или исследований нужно определить задачи (пути), которые выбираются для ее реализации. Задачи должны начинаться словами: «проанализировать», «исследовать», «определить», «сравнить», «описать», «разработать», «показать». Например: «Собрать легенды и мифы о растениях – синоптиках», «Проанализировать показатели роста и развития растений»; «Узнать свойства чипсов» и др.

4.Создание гипотезы конечного результата. Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблемы, и они подвергаются проверке непосредственно уже в ходе исследования. Создание гипотезы - основа процесса творческого мышления ребенка. Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблемы, и они подвергаются проверке непосредственно уже в ходе исследования.

5. Одним из важнейших этапов проектно-исследовательской работы является – сбор материалов.  Для этого необходимо собрать необходимую информацию. Источники информации во многом зависят от того, какая была избрана тема. Для определения проблемы необходимо в первую очередь собрать и дать анализ отдельным фактам и опытам, обобщить их. Достичь этого можно поиском в литературе и Internet – ресурсах методики для решения поставленной цели. Источники информации во многом зависят от того, какая была избрана тема. Это позволит увидеть что-то необычное и неожиданное, в результате чего может выявиться множество проблем, для которых необходимо выработать ряд гипотез. Процесс поиска информации - обычно самое сложное, но и его можно сделать интересным, увлекающим.

6. Одним из важнейших этапов выполнения ребенком проектно-исследовательской работы является поиск и предложение возможных вариантов и методов решения.

Методы – это способы достижения цели проекта или исследования. Разрабатывая программу поиска, необходимо научить ребенка вникать в проблему, способствовать предложить и разработать интересные, нетрадиционные идеи.

Способы решения проблемы начинающими исследователями во многом зависят от выбранной темы. Во-первых, надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели. Затем выделить общепринятые, общеизвестные и нестандартные, альтернативные. Четко их расклассифицировать, определить эффективность каждого способа. Необходимо поощрять использование ребенком нестандартных, альтернативных способов, даже если это решение может показаться из области “фантастики». Виды способов: наблюдения, измерения, сравнение, анкетирование. Методы экспериментально-теоретические: экспериментальный, лабораторный опыт, анализ.

7. Следующим этапом, который вызывает затруднение у ребенка, - это обобщение полученных данных.

Задачи этого этапа: проанализировать полученный материал, обобщить его, выделить главное и исключить второстепенное. И в этом здесь на помощь должен прийти педагог. При этом необходимо найти предварительное решение того, в какой форме может быть реализован проект и сколько времени необходимо для его подготовки. Не следует планировать изготовление сложных, требующих больших временных затрат работ, поскольку возможности младших школьников имеют предел и он достаточно невелик.

8. Итогом проектно-исследовательской работы, как всякого настоящего исследования, может быть его защита перед другими, такими же ребятами. Поэтому “ этап защиты проекта” пропустить нельзя. Без этапа защиты проекта исследование не может считаться завершенным и его пропустить нельзя. Способ представления результатов (текстовой, описание работы, диаграммы, фотографии процесса исследования, видеозаписи наблюдений, опытов, этапов экспериментального и конечного результата). Защита проекта должна быть “публичной”. Защита может быть в виде устного отчета, устного отчета в виде демонстрации, письменного отчета, краткой устной защиты с презентацией результатов. В ходе защиты ребенок учиться излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учиться доказывать свою точку зрения, отвечать на вопросы. Защита – это конечный итог исследовательской работы и один из главных этапов обучения маленького исследователя.


Тематика работ, представленных на Республиканский конкурс «Я – исследователь» в 2017 году

Направление «Живая природа» (номинация «Мы вырастили сами»):

- Условия, необходимые для прорастания семян ячменя;

- Крепкий росточек;

- Орхидея фаленопсис – заморская гостья;

- Путешествие пшеничного зернышка;

- Выращивание лука в домашних условиях;

- Огород на подоконнике;

- Как вырастить из каштанового орешка росток каштана;

- Чудо дерево – береза;

- Зеленый витамин;

- Почки распускаются – листочки появляются: выгонка веток тополя зимой в воде;

- Влияние ростактиватора из корней окопника лекарственного нам всхожесть семян;

- Определение лучшего сорта домашнего картофеля на содержание крахмала;

- Мир грибов;

- Изучение путей повышения качества семян для получения рассады;

- Орхидеи – вершина изысканности и изящества;

- Выращивание винограда на земле Донбасса;

- Методы борьбы с вредителями комнатных растений;

- Мой огород;

- Влияние различных видов воды на рост растений;

- Как прорастить семена?;

- Растения – барометры и растения синоптики на подоконнике;

- Секреты петунии;

- Размножение пеларгонии зональными черенками;

- Выращивание пшеницы в органических емкостях.


Направление «Живая природа» (номинация «Мой четвероногий друг»)

- Выведение цыплят в домашних условиях;

- Выращивание перепелов в домашних условиях;

- Бездомные собаки в городе;

- Зимующие птицы. Изготовление кормушек из вторичного сырья;

- Зимняя подкормка птиц;

- Как выбрать и подружиться с волнистым попугайчиком;

- Мои любимые волнистые попугайчики;

- Мои любимые домашние питомцы;

- Наблюдения за поведением шиншиллы;

- Мои кролики;

- Нутрия – чем не домашнее животное;

- Бездомные собаки Горловки;

- Синоптические способности животных;

- Домашняя крыса – домашний любимец;

- Собака человеку – друг или враг?;

- Эти удивительные кошки;

- Без кота и жизнь не та…

- Мифы и правда в приметах о кошках;

- Все о моей шотландской вислоухой кошке;

- Мой прирученный дикарь;

- Мы в ответе за тех, кого приручили;

- Развитие котенка в первые полтора месяца жизни;

- Собака – лучший лекарь человека.


Направление «Неживая природа» (номинация Экологические проблемы родного края»)

- Какую воду мы пьем?;

- Сестрица – водица;

- Берегите воду!;

- Удивительные свойства воды;

- Вода дороже золота;

- Чем мы дышим?;

- Воздух, которым я дышу;

- Что мы знаем о микробах;

- Продлим жизнь роднику;

- Наш родник;

- Микробы на руках;

- Бактерии и микроорганизмы;

- «Злые» и «добрые» бактерии вокруг нас;

- Плесень – живой организм;

- Роль микроорганизмов в жизни человека;

- Амброзия!

- Невидимые жители;

- Влияние военных действий на экологию Донецкого края;

- Решение проблемы сортировки мусора в Горловке;

- Пригодность водоемов города Донецка для купания людей;
- Исследование воды в домашних условиях;

- Сдай батарейку – спаси планету;

- Экологическое состояние школы и пришкольного участка;

- Изучение экологического состояния реки Кальмиус;

- Экологические проблемы большого города (на примере города Макеевки)

Направление «Неживая природа» (номинация «Общие проблемы»)

- Почему идет дождь?;

- Вся правда о хлебе глазами детей;

- Как на день рожденья испекли мы каравай;

- Волшебное электричество;

- Выращивание кристаллов;

- Домашний мир кристаллов;

- Извержение вулкана;

- Наш помощник – ветер;
- Батарейка из овощей и фруктов;

- Здоровье и питание. Чипсы: вредно или полезно?;

- Пищевые добавки;

- Какие продукты мы едим;

- Невидимые жители;

- Растения – часы;

- Погода. Прогноз погоды и народные приметы;

- Кто предсказывает нам погоду?;

- Сам себе синоптик;

- Облако на ножке у меня в ладошке;

- Как сделать нашу молодую Республику богаче?;


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Кирилленко Светлана Константиновна

Дата: 01.06.2017

Номер свидетельства: 420001


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства