Методические рекомендации к выполнению исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников
Методические рекомендации к выполнению исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников
Начальная школа - важная ступень не только базового образования, но и является основой для формирования азов проектно-исследовательской деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность - деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение желаемых результатов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации к выполнению исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Методические рекомендации к выполнению исследовательских работ
и творческих проектов дошкольников и младших школьников
для участия в Республиканском конкурсе «Я – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
Составлены заведующей отделом
сельского хозяйства УДО «Донецкий Республиканский эколого-натуралистический центр», канд. биол. наук Кирилленко Светланой Константиновной
Начальная школа - важная ступень не только базового образования, но и является основой для формирования азов проектно-исследовательской деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность - деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение желаемых результатов.
Основным отличием учебной проектно-исследовательской деятельности от научной является то, что в результате ее учащиеся не производят новые знания, а приобретают навыки исследования, развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция учащегося. Любой ребенок вовлечен в исследовательский поиск практически постоянно. Задача педагога или руководителя творческого объединения - помочь в проведении исследований, сделать их полезными и безопасными для самого ребенка и его окружения. Помощь эта требуется первое время на всех этапах: и при выборе предмета исследования, и при поиске методов его изучения, и при сборе и обобщении материала, и при доведении всего дела до логического завершения. Это, прежде всего, бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований. Эта работа потребует от учителя педагогического мастерства, умения быстро ориентироваться в ситуации. И, может быть, та памятка, которую мы вам предлагаем, будет вам тоже полезна.
По степени самостоятельности детей можно выделить 3 уровня реализации исследовательского обучения:
самый простой уровень (проблему задает педагог, помогает наметить стратегию и тактику ее решения);
средний уровень (проблему ставит педагог, а ребенок метод ее решения пытается уже найти самостоятельно или сообща со сверстниками. это так называемый коллективный поиск);
высший уровень (постановку проблемы, ее постановку, поиск методов ее исследования и разработка решения производится ребенком самостоятельно).
Как показали представленные в 2017 году на конкурс «Я – исследователь» работы, даже дошкольники, способны работать на любом из этих уровней.
Основные этапы проектно-исследовательской деятельности.
Выбор темы исследования, определение и постановка проблемы.
Существует несколько общих правил выбора темы:
- в первую очередь, тема должна быть актуальная, но интересна ребенку, с элементами оригинальности, необычности и должна увлечь его, поэтому, в первую очередь, необходимо объяснить ребенку актуальность и значимость выбранной темы – как степень важности определенной проблемы, задачи, вопроса. А затем дать обоснование актуальности и объяснить необходимость изучения и проведения исследований.
- тема должна быть доступной для выполнения ребенку, согласуясь с его возрастом и уровнем подготовки, а решение ее должно принести реальную пользу.
- тема подбирается согласно тому сроку, который отводится по положению конкурса и ее можно выполнить в кратчайшие сроки.
2. Определение цели и задач проектно-исследовательской работы.
Цель проекта или исследовательской работы – это стремление получить конечный результат в процессе проведения исследований. Цель исследований всегда должна начинаться со слов: изучить, исследовать, узнать, почему; выяснить, доказать, что…; проверить и др. Затем к этим словам добавляется объект исследований. Например: «Изучить пути повышение качества семян для получения рассады»; «Изучить развитие котенка в первые месяцы жизни»; «Исследовать влияние различных видов воды на рост и развитие пшеницы», «Показать мифы и правду о растениях – синоптиках»; «Проверить пользу и вред от чипсов»; «Доказать влияние вредных выбросов на экологию города» и др.
3. Для достижения цели проекта или исследований нужно определить задачи (пути), которые выбираются для ее реализации. Задачи должны начинаться словами: «проанализировать», «исследовать», «определить», «сравнить», «описать», «разработать», «показать». Например: «Собрать легенды и мифы о растениях – синоптиках», «Проанализировать показатели роста и развития растений»; «Узнать свойства чипсов» и др.
4.Создание гипотезы конечного результата. Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблемы, и они подвергаются проверке непосредственно уже в ходе исследования. Создание гипотезы - основа процесса творческого мышления ребенка. Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблемы, и они подвергаются проверке непосредственно уже в ходе исследования.
5. Одним из важнейших этапов проектно-исследовательской работы является – сбор материалов. Для этого необходимо собрать необходимую информацию. Источники информации во многом зависят от того, какая была избрана тема. Для определения проблемы необходимо в первую очередь собрать и дать анализ отдельным фактам и опытам, обобщить их. Достичь этого можно поиском в литературе и Internet – ресурсах методики для решения поставленной цели. Источники информации во многом зависят от того, какая была избрана тема. Это позволит увидеть что-то необычное и неожиданное, в результате чего может выявиться множество проблем, для которых необходимо выработать ряд гипотез. Процесс поиска информации - обычно самое сложное, но и его можно сделать интересным, увлекающим.
6. Одним из важнейших этапов выполнения ребенком проектно-исследовательской работы является поиск и предложение возможных вариантов и методов решения.
Методы – это способы достижения цели проекта или исследования. Разрабатывая программу поиска, необходимо научить ребенка вникать в проблему, способствовать предложить и разработать интересные, нетрадиционные идеи.
Способы решения проблемы начинающими исследователями во многом зависят от выбранной темы. Во-первых, надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели. Затем выделить общепринятые, общеизвестные и нестандартные, альтернативные. Четко их расклассифицировать, определить эффективность каждого способа. Необходимо поощрять использование ребенком нестандартных, альтернативных способов, даже если это решение может показаться из области “фантастики». Виды способов: наблюдения, измерения, сравнение, анкетирование. Методы экспериментально-теоретические: экспериментальный, лабораторный опыт, анализ.
7. Следующим этапом, который вызывает затруднение у ребенка, - это обобщение полученных данных.
Задачи этого этапа: проанализировать полученный материал, обобщить его, выделить главное и исключить второстепенное. И в этом здесь на помощь должен прийти педагог. При этом необходимо найти предварительное решение того, в какой форме может быть реализован проект и сколько времени необходимо для его подготовки. Не следует планировать изготовление сложных, требующих больших временных затрат работ, поскольку возможности младших школьников имеют предел и он достаточно невелик.
8. Итогом проектно-исследовательской работы, как всякого настоящего исследования, может быть его защита перед другими, такими же ребятами. Поэтому “ этап защиты проекта” пропустить нельзя. Без этапа защиты проекта исследование не может считаться завершенным и его пропустить нельзя. Способ представления результатов (текстовой, описание работы, диаграммы, фотографии процесса исследования, видеозаписи наблюдений, опытов, этапов экспериментального и конечного результата). Защита проекта должна быть “публичной”. Защита может быть в виде устного отчета, устного отчета в виде демонстрации, письменного отчета, краткой устной защиты с презентацией результатов. В ходе защиты ребенок учиться излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учиться доказывать свою точку зрения, отвечать на вопросы. Защита – это конечный итог исследовательской работы и один из главных этапов обучения маленького исследователя.
Тематика работ, представленных на Республиканский конкурс «Я – исследователь» в 2017 году
Направление «Живая природа» (номинация «Мы вырастили сами»):
- Условия, необходимые для прорастания семян ячменя;
- Крепкий росточек;
- Орхидея фаленопсис – заморская гостья;
- Путешествие пшеничного зернышка;
- Выращивание лука в домашних условиях;
- Огород на подоконнике;
- Как вырастить из каштанового орешка росток каштана;
- Чудо дерево – береза;
- Зеленый витамин;
- Почки распускаются – листочки появляются: выгонка веток тополя зимой в воде;
- Влияние ростактиватора из корней окопника лекарственного нам всхожесть семян;
- Определение лучшего сорта домашнего картофеля на содержание крахмала;
- Мир грибов;
- Изучение путей повышения качества семян для получения рассады;
- Орхидеи – вершина изысканности и изящества;
- Выращивание винограда на земле Донбасса;
- Методы борьбы с вредителями комнатных растений;
- Мой огород;
- Влияние различных видов воды на рост растений;
- Как прорастить семена?;
- Растения – барометры и растения синоптики на подоконнике;
- Секреты петунии;
- Размножение пеларгонии зональными черенками;
- Выращивание пшеницы в органических емкостях.
Направление «Живая природа» (номинация «Мой четвероногий друг»)
- Выведение цыплят в домашних условиях;
- Выращивание перепелов в домашних условиях;
- Бездомные собаки в городе;
- Зимующие птицы. Изготовление кормушек из вторичного сырья;
- Зимняя подкормка птиц;
- Как выбрать и подружиться с волнистым попугайчиком;
- Мои любимые волнистые попугайчики;
- Мои любимые домашние питомцы;
- Наблюдения за поведением шиншиллы;
- Мои кролики;
- Нутрия – чем не домашнее животное;
- Бездомные собаки Горловки;
- Синоптические способности животных;
- Домашняя крыса – домашний любимец;
- Собака человеку – друг или враг?;
- Эти удивительные кошки;
- Без кота и жизнь не та…
- Мифы и правда в приметах о кошках;
- Все о моей шотландской вислоухой кошке;
- Мой прирученный дикарь;
- Мы в ответе за тех, кого приручили;
- Развитие котенка в первые полтора месяца жизни;
- Собака – лучший лекарь человека.
Направление «Неживая природа» (номинация Экологические проблемы родного края»)
- Какую воду мы пьем?;
- Сестрица – водица;
- Берегите воду!;
- Удивительные свойства воды;
- Вода дороже золота;
- Чем мы дышим?;
- Воздух, которым я дышу;
- Что мы знаем о микробах;
- Продлим жизнь роднику;
- Наш родник;
- Микробы на руках;
- Бактерии и микроорганизмы;
- «Злые» и «добрые» бактерии вокруг нас;
- Плесень – живой организм;
- Роль микроорганизмов в жизни человека;
- Амброзия!
- Невидимые жители;
- Влияние военных действий на экологию Донецкого края;
- Решение проблемы сортировки мусора в Горловке;
- Пригодность водоемов города Донецка для купания людей; - Исследование воды в домашних условиях;
- Сдай батарейку – спаси планету;
- Экологическое состояние школы и пришкольного участка;
- Изучение экологического состояния реки Кальмиус;
- Экологические проблемы большого города (на примере города Макеевки)
Направление «Неживая природа» (номинация «Общие проблемы»)
- Почему идет дождь?;
- Вся правда о хлебе глазами детей;
- Как на день рожденья испекли мы каравай;
- Волшебное электричество;
- Выращивание кристаллов;
- Домашний мир кристаллов;
- Извержение вулкана;
- Наш помощник – ветер; - Батарейка из овощей и фруктов;