Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации для проведения занятия по ПДД в начальной школе»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №2» города Чебоксары
« Путешествие в город Безопасности».
Автор:
Ярукина Ольга Васильевна,
учитель высшей категории
Чебоксары, 2016
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
« Путешествие в город Безопасности».
Сценарий для детей начальной школы.
(Материал программы можно использовать для классного часа, на уроках, во внеклассной работе. Можно использовать для классного мероприятия и для школьного)
Задачи:
1.Обучающая:формировать умение предвидеть возможные экстремальные ситуации; сообщить сведения о дорожной безопасности;
2. Развивающая: закрепление навыка правильного поведения на дороге;
3.Воспитательная: воспитывать ответственность за жизнь и здоровье : свое и окружающих, воспитывать культуру поведения.
Оборудование: видеоаппаратура, слайды, видеофильм «Безопасность на дорогах», картинки с дорожными знаками, знаки 2 –х светофоров , рисунки детей, плакаты по правилам дорожного движения..
Выходят 8 учеников в белых рубашках-блузках в галстуками и в пилотках.
1 ученик: Вы послушайте, ребята,
Мы хотим вам рассказать
Все о правилах движенья,
И вопросы вам задать.
2 ученик : На вопрос, чтоб отвечать
Надо очень много знать.
Вопрос с друзьями обсудите,
Кто отвечать будет , решите,
Принять решенье не спешите,
Приняли—руку поднимите.
3 ученик: Первые правила дорожного движения появились в 1683 году. Тогда на улицах господствовали конные экипажи. Запрещалось «резво ездить, лихо размахивать кнутом, дабы не задеть прохожего». За неповиновение полагалось битье кнутом или ссылка.
4 ученик: Правила менялись часто, но во все времена они старались оградить пешеходов от опасности на дорогах. Для ориентирования на дорогах были придуманы особые указатели
5 ученик: Раньше всего появились дорожные указатели в Древнем Риме. Вдоль дорог через определенное расстояние устанавливались каменные столбы. А в самом Риме около здания Форума стоял позолоченный камень, от которого велся счет расстояний всех главных дорог.
6 ученик: Наши предки славяне тоже заботились о путешественниках. В лесу делались затесы на стволах деревьев, а на перекрестках устанавливались кресты или возводились часовни. Царь Алексей Михайлович установил первые верстовые столбы.
7 ученик: Предлагаем вам совершить путешествие в город Безопасности. Но улицы там непростые:
--улица Инспекторов дорожного движения,
--улица Дорожных знаков,
--улица Дорожной Безопасности,
--перекресток.
8 ученик: Ребята, вы готовы отправиться в путешествие по этим улицам? На каждой улице вам предстоит продемонстрировать теоретические и практические знания , умения и навыки безопасного поведения.
Улица Инспекторов дорожного движения
1 инспектор :Движенья полон город
Бегут машины в ряд,
Цветные светофоры
И день , и ночь горят.
Чтоб было безопасно,
Вам нужно, без сомненья,
Знать и выполнять
Правила …(дорожного движенья)
2 инспектор :Добро пожаловать на улицу инспекторов дорожного движенья. С вами беседует главный инспектор дорожного движенья.
Главный инспектор: По статике примерно три четверти всех ДТП с участием детей происходит в результате их непродуманных действий , среди наиболее частыми являются :
-- переход в неустановленных местах (35-40 %);
--неожиданный выход из-за движущихся или стоящих транспортных средств . мешающих обзору (25-30);
--неподчинение сигналам светофора ( 10-15%);
--игры на проезжей части и ходьба по ней при наличии тротуара ( 5-10%).
Как можно уберечь детей от непродуманных действий на дороге ? Как не допустить рост ДТП с участием школьников ?
Просмотр видеофильма «Безопасность на дорогах».
3 инспектор : Город Безопасности отличается от других городов. Но и он имеет много дорог и перекрестков , поэтому нам необходимо быть внимательными на улицах нашего города. Мы должны «уважать» правила движенья.
На доске – игровое поле, разделенное на квадраты , на обратной стороне квадрата—определенный цвет , который обозначает область знаний, Ребята выбирают квадрат с определенной областью знаний , по цвету выбирают задания.
Сигналы светофора ,дорожная разметка
1
Обязанности пассажиров
2
Правила перехода улиц и дорог
3
Дорожные знаки
4
Вопросы
Сигналы светофора . дорожная разметка:
Какие сигналы пешеходного светофора вы знаете , что они обозначают ?
Как на проезжей части улиц и дорог обозначен пешеходный переход ?
3. Какие светофоры вы знаете ?
4. Где и как должны ходить пешеходы по улице ?
5. В каких местах пешеходам разрешено переходить улицу ?
Обязанности пассажиров :
1.Где нужно стоять в ожидании автобуса?
2.Какие правила поведения в общественном транспорте вы знаете?
3.Как нужно переходить улицу при выходе из автобуса?
4. Каков порядок посадки в автобус и выход из него?
Правила перехода улиц и дорог :
В каких местах нужно переходить улицу?
Как надо переходить улицу и дорогу?
3.Можно ли перебегать через улицу , дорогу ?
4.Почему пешеходам нельзя ходить по проезжей части улицы , дороги ?
5.Сколько сигналов у пешеходного светофора ?
Дорожные знаки:
1.На какие группы делятся дорожные знаки ?
2.Покажи знак, который запрещает движение пешеходов.
3.Кто должен знать дорожные знаки?
4. Нарисуйте знак «Велосипедная дорожка».
5.Какие информационно-указательные знаки вы знаете?
Главный инспектор: Молодцы , ребята! Вы правильно отвечали на вопросы.
4 инспектор : А знаете ли вы , сколько детей погибает на дорогах? Ежегодно на дорогах России погибает 1.5 тыс. детей. 24 тыс. получают ранения. А кто виноват в их смерти? Виноваты сами дети. Они не уважали дорогу , а дорога»отплатила» им за это.
Дорога не терпит непослушания и забирает жизни.
5 инспектор : Во всех странах мира дети стараются никогда не нарушать правила дорожного движения , потому что правильное поведение на дорогах—показатель культуры человека.
Желаю вам безопасных дорог.
Будьте воспитанными.
Улица Дорожных знаков.
Светофорик 1 Город, в котором с тобой мы живем,
Можно и вправду назвать букварем:
Азбука улиц , проспектов ,дорог,
Город дает нам все время урок.
Показ слайдов города Чебоксары: перекресток ул.Гагарина , переход («зебра») у магазина «Детский мир»,ул.Энгельса(светофор около гимназии №4 и переход у Торгового дома «Выбор»),Красная площадь. (Места , где часто бывают наши дети.)
Светофорик 2 Вот она ,азбука, перед вами:
Входят дорожные знаки-дети с карточками дорожных знаков.
Знаки расставлены вдоль дорог.
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда.
Знак «Осторожно ,дети!» :Я детишек добрый друг,
Я их жизни охраняю,
«Школа рядом»,--всех вокруг
Шоферов предупреждаю,
Знак «Пешеходный переход» : Я приятель пешеходу,
Я водителей гроза,
Я стою у перехода—
Нажимай на тормоза!
Пешеход! Решил дорогу
В этом я тебе подмога,
Безопасно перейти--
Поспеши меня найти!
Знак «Подземный переход»: Это что же? Ой-ой-ой!
Переход здесь под землей.
Так смелей иди вперед!
Трусишь ты напрасно.
Знай ,подземный переход
Самый безопасный.
Знак «Пешеходный переход» : Решил дорогу перейти,
А красный свет застал в пути.
Тогда спеши на островок--
Здесь безопасный уголок!
На островке том переждешь,
Когда пройдут машины,
Потом дороги перейдешь
Вторую половину!
Знак «Движение на велосипедах запрещено» :В красном кружочке велосипед::
Велосипедистам проезда нет,
Если ты даже мастер спорта,
Этот знак должен ты помнить твердо.
Велосипед на синем диске--
Катите , велосипедисты.
Знак «Движение пешеходов запрещено»: Посмотрите, знак опасный--
Человек в кружочке красном
Перечеркнут пополам.
Виноват он ,дети, сам,
Тут машины быстро мчатся,
Может даже быть несчастье.
По дороге здесь ,друзья,
Никому ходить нельзя.
Знак «Пункт медицинской помощи» : Я не мыл в дороге рук,
Поел фрукты ,овощи,
Заболел и вижу пункт
Медицинской помощи.
Звучит «Песенка дорожных знаков» (муз. Миролюбова , сл. В. Мурзина) Сборник «Светофор», Башкирское книжное издательство, Уфа.
Игра «Красный .желтый, зеленый».Играет быстрая музыка. Звучит команда»Зеленый»--все начинают ходьбу на месте. По команде «Красный»--все замирают. По команде «Желтый»--начинают двигаться, «оживают».Команды чередуются в произвольном порядке.
Музыкальная пауза. Группа детей танцуют танец под песню «Зеленый свет».
Музыкальная пауза.
Ч А С Т У Ш К И
Мы ребята – гимназисты
Из гимназии № 2.
Всем она то хороша – то,
Да дорога нелегка.
Окружают нас дороги,
Мы стоим на островке.
Нам помогут светофоры,
Не дадут придти беде.
Мы еще совсем малявки.
Ранцы всем нам велики.
Эй, шофер притормози – ка,
Нам дорогу уступи.
Красный и зеленый бантик
Мама завязала.
Посмотрите – ка, ребята,
Cветофором стала.
Мы ребята озорные,
Любим в мячик поиграть.
Но одно мы тоже знаем
На мостовых нельзя играть.
Если нужный вам автобус
К остановке подошел.
Не бегите через дорогу,
Подойдет еще другой.
Мы пропели вам частушки
О ребятах озорных.
А теперь мы вас попросим—
Вы похлопайте хоть раз.
Улица дорожной безопасности
9 ученик: А сейчас мы все обобщим на примерах сценок.
Сценка №1«Что такое хорошо и что такое плохо» на новый лад
Автор
Крошка к маме подошел
И спросила кроха:
Кроха
Как в автобусе вести?
Расскажи немного.
Мама
У меня секретов нет.
Слушайте, детишки.
Прочитаю вам советы
Я из этой книжки.
У посадочных площадок
Пассажиры транспорт ждут-
Установленный порядок
Нарушать нельзя вам тут.
Подойдет автобус твой-
Ты спокойно жди и стой.
Автобус остановился-
В него спокойно садишься.
Ты - пассажир и твердо знай:
Правила в автобусе всегда выполняй.
Место старшим уступай,
Никого там не толкай,
Не кричи и не играй,
Ведь автобус не спортзал.
Не сори в автобусе,
Коль ты не бессовестный!
Место есть – спокойно сядь.
Это лучше, чем стоять.
Ну, а если ты стоишь, То за поручни держись.
Из открытого окна
Тебе улица видна.
Очень я прошу тебя –
Не высовывайся туда.
Рук не надо выставлять:
Можно их переломать.
Дверь рукой не открывай
Ты же не хозяин – знай,
Что в автобусе водитель
Всем нам руководитель.
И до полной остановки
Ты сиди, как мышка в норке.
Из автобуса выходишь – не спеши,
Не толкайся, а спокойно выходи.
Подожди, когда автобус отойдет,
Вот тогда своей дорогой и пойдешь.
Кроха
Ясно, чтобы быть здоровым,
Чтобы быть к труду готовым,
Эти правила, друзья,
Нужно знать от А до Я.
Автор
Кроха радостный пошел,
И решила Кроха…
Кроха
Знанье правил – хорошо!
А незнанье – плохо!
9ученик: Как садиться в автобус? Какие правила поведения надо знать в автобусе7
Сценка №2 «В траве сидел кузнечик»
В такси сидел кузнечик,
В такси сидел кузнечик,
Совсем как человечек,
Он пассажиром был.
Представьте себе, представьте себе,
Совсем как человечек,
Представьте себе, представьте себе,
Он пассажиром был.
Но вот и остановка,
Но вот и остановка.
Кузнечик очень ловко
Вдруг дверцу отворил.
Представьте себе, представьте себе,
Кузнечик очень ловко,
Представьте себе, представьте себе,
Вдруг дверцу отворил.
Но правила движенья,
Но правила движенья,
Не знал он, к сожаленью,
И на дорогу прыг.
Представьте себе, представьте себе,
Не знал он, к сожаленью,
Представьте себе, представьте себе,
И на дорогу прыг.
А тут на легковушке,
А тут на легковушке,
Проехала лягушка
И сбила кузнеца.
Представьте себе, представьте себе,
Проехала лягушка,
Представьте себе, представьте себе,
И сбила кузнеца.
Не думал, не гадал он,
Не думал, не гадал он,
Никак не ожидал он
Такого вот конца.
Представьте себе, представьте себе,
Никак не ожидал он
Представьте себе, представьте себе,
Такого вот конца.
9 ученик: Жалко кузнечика7 Какие правила нарушил наш герой?
Сценка №3«Бездельник Светофор»
Автор. В лесу, где все без правил
Ходили до сих пор,
Однажды появился
Дорожный светофор.
Откуда – то с дороги
Принес его Медведь.
И звери прибежали
На технику смотреть.
И первым начал ежик…
ЕЖ. Какая ерунда!
Нужны для светофора
И ток, и провода.
А если он не будет
Как следует гореть,
То нам на эту штуку
Не стоит и смотреть!
ВОЛК Я с ежиком согласен! -
Автор Сказал, зевая, Волк.
ВОЛКА если б он работал,
Какой в нем был бы толк?
Когда гоню я зайца,
Мне просто смысла нет
Бежать на свет зеленый,
Стоять на красный свет!
ЗАЙЧИШКА И я,-
Автор Сказал Зайчишка…
ЗАЙЧИШКА Когда уже бегу,
Следить за светофором,
Никак я не могу!
ЛИСАУ нас
Автор Лиса сказала..
Лиса Порядки здесь свои,
И нам на перекрестке
Не нужен пост ГАИ!
Крот Мне тоже он не нужен.
Автор Сказал из норки Крот..
КРОТ Я сам себе пророю
Подземный переход!
Автор Услышав под собою
Разумные слова..
СОВА А я вообще летаю!
Автор Прогукала сова.
СОВА И мне совсем не нужно
На красный свет глядеть,
Когда я перекресток могу перелететь!
Автор Осталось все, как было.
Шумит дремучий бор.
Качается на елке
Бездельник светофор.
Но мы с тобой не зайцы,
Не волки и кроты –
Хожу я на работу,
И в школу ходишь ты.
А мимо мчат машины,
Стальные муравьи,
И нам на перекрестках
Нужны посты ГАИ!
Они нам помогают,
Нас учат с малых лет
Шагать на свет зеленый,
Стоять на красный свет!
9 ученик : Зачем нужен светофор ?
П Е Р Е К Р Е С Т О К
Появляется слайд перекресток ул. Гагарина.
10 ученик: Мы на перекрестке улицы. Заканчивается наше путешествие по городу Безопасности.. Мы идем домой. Подводим итоги. Отгадайте загадки .
Дом по улице идет,
На работу всех везет
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках.
(Автобус)
В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит.
(Поезд)
Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень быстро в час любой
Провезу вас под землей.
(Метро)
Спозаранку за окошком,
Стук и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам
Ходят красные дома.
(Трамвай)
Несется и стреляет,
Ворчит скороговоркой.
Трамваю не угнаться
За этой тараторкой.
(Мотоцикл)
Бывают ли у дождика
Четыре колеса? Скажи:
Как называются такие чудеса?
(Поливальная машина)
Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два слепящих огонька.
(Машина)
Бегу при помощи двух ног,
Пока сидит на мне ездок.
Мои рога в его руках,
А быстрота в его ногах.
Устойчив я лишь на бегу,
Стоять минуты не могу.
(Велосипед)
10 ученик: Молодцы! Вы знаете много видов транспорта. А какие дорожные знаки встречали нас на улице Дорожных знаков ? Какие правила поведения рассказала мама крохе? Что случилось с кузнечиком ?