kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации по теме: «Развитие фонематического восприятия и необходимость преодоления несовершенств детской речи» .

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Развитие фонематического восприятия и необходимость преодоления

                                                           несовершенств детской речи» 

                                     Необходимость преодоления несовершенств детской речи. 

                Язык занимает чрезвычайно важное место в развитии ребёнка. Только через родной язык ребёнок входит в жизнь окружающих его людей. Хорошее значение родного языка ребёнку необ-

ходимо для изучения других предметов, для овладения программой д/с, а в последующем  – шко-

лы.

           Родной язык является средством общения, выражения и формирования мыслей, и таким об-

разом служит «активным средством всестороннего развития личности ребёнка» (А.И.Сорокина)

           Но для начала полноценная речь ребёнка является непременным условием его успешного

обучения в школе. Поэтому очень важно устранить недостатки звукопроизношения, а ещё важнее

их предупредить. Этому способствует своевременное развитие фонематического восприятия, раз-

личение на слух фонем, звуков, из которых состоит наша речь. Маленький ребёнок не умеет уп-

равлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но малыша этому можно научить. В противном

случае нарушение фонематического восприятия приведёт к тому, что ребёнок не может восприни-

мать, дифференцировать близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его сло-

варь не будет пополняться теми словами, в состав которых будут входить трудноразличимые зву-

ки.В дальнейшем ребёнок начнёт значительно отставать от возрастной нормы. По той же самой причине не будет формироваться в нужной степени и грамматический строй речи, так как при не-

достаточности фонематического восприятия многие предлоги или безударные окончания слов для ребёнка останутся «неуловимыми».

            Таким образом, возникает целая «цепь» нарушений, которая впоследствии приводит к об-

щему недоразвитию речи. А общее недоразвитие речи обязательно повлечёт за собой нарушение

письма и чтения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по теме: «Развитие фонематического восприятия и необходимость преодоления несовершенств детской речи» .»

«Развитие фонематического восприятия и необходимость преодоления

несовершенств детской речи»


Необходимость преодоления несовершенств детской речи.

Язык занимает чрезвычайно важное место в развитии ребёнка. Только через родной язык ребёнок входит в жизнь окружающих его людей. Хорошее значение родного языка ребёнку необ-

ходимо для изучения других предметов, для овладения программой д/с, а в последующем – шко-

лы.

Родной язык является средством общения, выражения и формирования мыслей, и таким об-

разом служит «активным средством всестороннего развития личности ребёнка» (А.И.Сорокина)

Но для начала полноценная речь ребёнка является непременным условием его успешного

обучения в школе. Поэтому очень важно устранить недостатки звукопроизношения, а ещё важнее

их предупредить. Этому способствует своевременное развитие фонематического восприятия, раз-

личение на слух фонем, звуков, из которых состоит наша речь. Маленький ребёнок не умеет уп-

равлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но малыша этому можно научить. В противном

случае нарушение фонематического восприятия приведёт к тому, что ребёнок не может восприни-

мать, дифференцировать близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его сло-

варь не будет пополняться теми словами, в состав которых будут входить трудноразличимые зву-

ки.В дальнейшем ребёнок начнёт значительно отставать от возрастной нормы. По той же самой причине не будет формироваться в нужной степени и грамматический строй речи, так как при не-

достаточности фонематического восприятия многие предлоги или безударные окончания слов для ребёнка останутся «неуловимыми».

Таким образом, возникает целая «цепь» нарушений, которая впоследствии приводит к об-

щему недоразвитию речи. А общее недоразвитие речи обязательно повлечёт за собой нарушение

письма и чтения.


Развитие фонематического восприятия.


Всю работу по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на этапы:

  • узнавание неречевых звуков;

  • различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе, тембру го-

лоса;

  • различение слов, близких по звуковому составу;

  • дифференциация слогов ;

  • дифференциация фонем;

  • развитие навыков элементарного звукового состава.


Первый этап – узнавание неречевых звуков.


На первом этапе работы предлагаем детям послушать звуки за окном и ответить на вопро-

сы: что шумит? кто кричит? Можно предложить следующие игры:

«Отгадай, что звучит»- дети сидят спиной к взрослому, взрослый звенит бубном, бумагой, коло-

кольчиком, погремушкой, играет на дудочке, мнёт фольгу, перелистывает книгу.

«Солнце и дождик»- светит солнышко- бубен звенит, пошёл дождь- надо постучать в бубен.

«Угадай, кто идёт»- перед детьми картинки цапли и воробья, взрослый объясняет, что цапля ходит

важно и медленно, а воробей быстро. Если взрослый быстро стучит в барабан, дети прыгают, как

воробьи, если медленно- то дети ходят медленно.

«Морзянка»- детям предлагаем повторить ритмический рисунок, далее с усложнением.


221-078-431 Кибальченко Любовь Николаевна

Второй этап – различение одинаковых слов, фраз звукокомплексов

и звуков по высоте, силе, тембру голоса.

«Как мяукает котёнок» - когда находится близко и когда далеко (аналогично: щенок, телёнок…).

«Три медведя» - взрослый показывает, как говорит каждый из медведей, а потом предлагает отга-

дать и показать ребёнку.

«Угадай, чей голосок» - взрослый изображает: самолёт, машину, паровоз, свистящий чайник и т.д.


Третий этап – различение слов, близких по звуковому составу.


Игра 1. Взрослый показывает «вагон» и говорит: «Я буду называть эту картинку правильно, то не

правильно. Как только я ошибусь, хлопните в ладоши: вагон-фагон-вагон-факон-вагом и т.д. (Бу-

мага-тумага-пумага-бумага-вумага…).

Игра 2. Надо поместить под той картинкой, название которой наиболее близко по звучанию (дом,

ком, сом, лом, бак, рак, мак, лак, каток, платок, листок…).

«Подскажи словечко» - взрослый читает интересные загадки – складки и просит добавить послед-

нее слово. Зайку бросила хозяйка – под дождём остался …(зайка).

Уронили мишку на пол – оторвали мишке…(лапку).

На просёлки, на лужок тихо падает…(снежок).

На снегу-то посмотри – с красной грудкой…(снегири).

Четвёртый этап – дифференциация слогов.


«Какой слог лишний»- на-на-па, да-да-ма; далее усложнение: па-ба-па.

«Повтори цепочку»- па-па-ба, на-ана-ма,2А-мо-му. С возрастом даётся 4 слога.


Пятый этап – дифференциация фонем.


Игра 1. Взрослый показывает картинку и говорит: поезд гудит у-у-у, девочка плачет а-а-а, птичка поёт и-и-и, Затем взрослый произносит, а ребёнок показывает соответствующую картинку. Далее

даются согласные: лопнул шарик ш-ш-ш, песенка водички с-с-с, комара з-з-з…


Шестой этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.


Общие правила по формированию навыков звукового анализа следующие:

  1. Соблюдение строгой последовательности: выделение звука в слове (есть такой звук или нет),

определение первого звука в слове, последнего, установление звука в слове (начало, середина, конец слова). Полный анализ. Далеко не все слова можно предлагать детям.

  • Для узнавания звука в слове: ударные гласные; в начале слова согласные (р,л,м,н), в кон-

це слова: (к,т,п,х,ц,ч,с); любые звуки в любой позиции (кроме йотированных гласных:е,я,

ю, т.к. они содержат два звука).

  • Для определения первого звука в слове: ударные гласные; сонорные согласные (р,л,м,н);

щелевые согласные (с,,з,ш,ж,ч,щ); остальные согласные.

  • Для определения места (начало, середина, конец слова) последовательность сохраняется такая же.

Теперь приведём последовательность слов для полного звукового анализа слов. Нельзя использо-вать слова, в которых нет полного соответствия между звуками и буквами ( йотированными буква-

ми: я,е,ю,ъ,ь и звонкими согласными: б,в,г,д,ж,з на конце слова и в середине типа: ложка, арбуз).

Что касается слов с безударными гласными, то они тоже не берутся (коза).

221-078-421 Кибальченко Любовь Николаевна

Итак, порядок анализируемых слов:

- из двух гласных ( ау);

- из двух звуков (ум);

- из двух открытых слогов (мама);

- из одного слога со стечением согласных ( волк);

- из одного слога со стечением согласных ( стол);

- из двух слогов ( сумка);

- из трёх открытых слогов (радуга).

2. Соблюдение порядка формирования умственных действий: с опорой на материальные средст-

ва,в речевом плане и по представлению.

  • Сначала ребёнку говорят слова и выделяют голосом нужный звук, а ребёнок слушает сло- во и поднимает условный сигнал, когда услышит слово с нужным звуком;

  • Далее он должен выделить этот утрированно произносимый звук и назвать его изолиро-

ванно, вне слова;

  • Затем умственное действие переходит в речевой план – ребёнок сам произносит слово и

выделяет из него заданный звук;

  • И, наконец, происходит действие по представлению, в умственном плане, когда слово не

произносится, а ребёнок откладывает картинки с заданным звуком или придумывает сло-

ва.

Данный порядок умственных действий ведёт параллельно с работой по формированию зву-

кового анализа: выделение звука и определение его места в слове.

Когда ребёнок будет осваивать последовательность звуков в слове, ему придётся опираться на вспомогательные средства: звуковую схему и фишки. Схема состоит из квадратиков, равных по

количеству звуков в слове. Ребёнок слушает слово и выкладывает фишки в квадратики схемы.

Принимая во внимание данную последовательность в работе по формированию навыков звукового анализа, можно придумать много игр или воспользоваться имеющимися.


Игры на выделение звука из слова на слух.


«Утки – окуни»- две команды двигаются произвольно по площадке. Ведущий говорит слова то со звуком «о», то со звуком «у». «Окуни» останавливаются на «о», «утки»- на «у».

«Сколько слов с буквой?»- дети находят и читают слова с заданной буквой («с»: солнце, стол, 3умм-

ка). Приложение 1.

«Угадай, какой звук играет с вами в прятки?». Текст произносится с утрированно протяжным зву-

ком.


Игры на выделение звуков из собственной громкой речи.


«Назови предмет и гласный звук»- взрослый называет какой-нибудь гласный звук, а дети произно-

сят слово с этим звуком и показывают предмет на картинке.(Аналогично с согласными звуками).

Приложение 2.

«Четвёртый лишний»- выделение заданного звука из слова на основе громкого проговаривания

(арка-аист-утка-ангел).


Игры на выделение звуков из слова по представлению.


«Найди предметы»- в названии которых слышится звук «с».

«Кто быстрее закроет предметы»-перед детьми сюжетная картинка. Один ребёнок накрывает

фишками предметы со звуком «с», а другой со звуком «ш».


221-078-421 Кибальченко Любовь Николаевна

Игры на выделение первого и последнего звука в слове.


«Цепочка слов»- автобус-стол-лампа-аист-туфли-индюк-ковш-шуба.

«Доскажи звук»- ходит по лесу хорёк, хищный маленький зверё…

«Хриплый голосок»- взрослый произносит слова без первого звука, дети называют звук и произно-

сят слово целиком: -умка -ок -алфетка

-арафан -анки -апоги


Игры на определение места звука в слове.


«Составь слово и найди фишке место»-у детей полоски картона, поделённые на три части: начало, середина, конец слова. Дети произносят слово и определяют место заданного звука в слове, поло-

жив фишку в нужное окошко. Приложение 3.

«Найди сбежавшую букву»-дети подбирают парные согласные, которые пропущены в словах.

Приложение 4.

«Кто в домике живёт?»-дети разыскивают слова по слогам: 1-слова с заданным звуком в начале, 2- в середине слова, 3- в конце слова. Приложение 5.


Литература.

Алтухова Н.Г. «Научись слышать».- СПб.: Лань, 1999.

Краузе Е.Н. «Логопедия»- СПб.: Учитель и ученик, Корона принт,2003.

Ткаченко Т.А. «Логопедическая тетрадь – совершенствование навыков звукового анализа и обуче-

ние грамоте».-М.: ЭГСИ, 1999.

Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М.: Просвещение,1989.

Лопухина И.С. «Логопедия – упражнения для развития речи».-СПб.:Дельта, 1997.






























221-078-421 Кибальченко Любовь Николаевна






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кибальченко Любовь Николаевна

Дата: 11.11.2015

Номер свидетельства: 251579


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства