Методические рекомендации по теме: «Развитие фонематического восприятия и необходимость преодоления несовершенств детской речи» .
Методические рекомендации по теме: «Развитие фонематического восприятия и необходимость преодоления несовершенств детской речи» .
«Развитие фонематического восприятия и необходимость преодоления
несовершенств детской речи»
Необходимость преодоления несовершенств детской речи.
Язык занимает чрезвычайно важное место в развитии ребёнка. Только через родной язык ребёнок входит в жизнь окружающих его людей. Хорошее значение родного языка ребёнку необ-
ходимо для изучения других предметов, для овладения программой д/с, а в последующем – шко-
лы.
Родной язык является средством общения, выражения и формирования мыслей, и таким об-
разом служит «активным средством всестороннего развития личности ребёнка» (А.И.Сорокина)
Но для начала полноценная речь ребёнка является непременным условием его успешного
обучения в школе. Поэтому очень важно устранить недостатки звукопроизношения, а ещё важнее
их предупредить. Этому способствует своевременное развитие фонематического восприятия, раз-
личение на слух фонем, звуков, из которых состоит наша речь. Маленький ребёнок не умеет уп-
равлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но малыша этому можно научить. В противном
случае нарушение фонематического восприятия приведёт к тому, что ребёнок не может восприни-
мать, дифференцировать близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его сло-
варь не будет пополняться теми словами, в состав которых будут входить трудноразличимые зву-
ки.В дальнейшем ребёнок начнёт значительно отставать от возрастной нормы. По той же самой причине не будет формироваться в нужной степени и грамматический строй речи, так как при не-
достаточности фонематического восприятия многие предлоги или безударные окончания слов для ребёнка останутся «неуловимыми».
Таким образом, возникает целая «цепь» нарушений, которая впоследствии приводит к об-
щему недоразвитию речи. А общее недоразвитие речи обязательно повлечёт за собой нарушение
письма и чтения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по теме: «Развитие фонематического восприятия и необходимость преодоления несовершенств детской речи» .»
«Развитие фонематического восприятия и необходимость преодоления
несовершенств детской речи»
Необходимость преодоления несовершенств детской речи.
Язык занимает чрезвычайно важное место в развитии ребёнка. Только через родной язык ребёнок входит в жизнь окружающих его людей. Хорошее значение родного языка ребёнку необ-
ходимо для изучения других предметов, для овладения программой д/с, а в последующем – шко-
лы.
Родной язык является средством общения, выражения и формирования мыслей, и таким об-
разом служит «активным средством всестороннего развития личности ребёнка» (А.И.Сорокина)
Но для начала полноценная речь ребёнка является непременным условием его успешного
обучения в школе. Поэтому очень важно устранить недостатки звукопроизношения, а ещё важнее
их предупредить. Этому способствует своевременное развитие фонематического восприятия, раз-
личение на слух фонем, звуков, из которых состоит наша речь. Маленький ребёнок не умеет уп-
равлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но малыша этому можно научить. В противном
случае нарушение фонематического восприятия приведёт к тому, что ребёнок не может восприни-
мать, дифференцировать близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его сло-
варь не будет пополняться теми словами, в состав которых будут входить трудноразличимые зву-
ки.В дальнейшем ребёнок начнёт значительно отставать от возрастной нормы. По той же самой причине не будет формироваться в нужной степени и грамматический строй речи, так как при не-
достаточности фонематического восприятия многие предлоги или безударные окончания слов для ребёнка останутся «неуловимыми».
Таким образом, возникает целая «цепь» нарушений, которая впоследствии приводит к об-
щему недоразвитию речи. А общее недоразвитие речи обязательно повлечёт за собой нарушение
письма и чтения.
Развитие фонематического восприятия.
Всю работу по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на этапы:
узнавание неречевых звуков;
различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе, тембру го-
лоса;
различение слов, близких по звуковому составу;
дифференциация слогов ;
дифференциация фонем;
развитие навыков элементарного звукового состава.
Первый этап – узнавание неречевых звуков.
На первом этапе работы предлагаем детям послушать звуки за окном и ответить на вопро-
сы: что шумит? кто кричит? Можно предложить следующие игры:
«Отгадай, что звучит»- дети сидят спиной к взрослому, взрослый звенит бубном, бумагой, коло-
кольчиком, погремушкой, играет на дудочке, мнёт фольгу, перелистывает книгу.
«Солнце и дождик»- светит солнышко- бубен звенит, пошёл дождь- надо постучать в бубен.
«Угадай, кто идёт»- перед детьми картинки цапли и воробья, взрослый объясняет, что цапля ходит
важно и медленно, а воробей быстро. Если взрослый быстро стучит в барабан, дети прыгают, как
воробьи, если медленно- то дети ходят медленно.
«Морзянка»- детям предлагаем повторить ритмический рисунок, далее с усложнением.
221-078-431 Кибальченко Любовь Николаевна
Второй этап – различение одинаковых слов, фраз звукокомплексов
и звуков по высоте, силе, тембру голоса.
«Как мяукает котёнок» - когда находится близко и когда далеко (аналогично: щенок, телёнок…).
«Три медведя» - взрослый показывает, как говорит каждый из медведей, а потом предлагает отга-
«Подскажи словечко» - взрослый читает интересные загадки – складки и просит добавить послед-
нее слово. Зайку бросила хозяйка – под дождём остался …(зайка).
Уронили мишку на пол – оторвали мишке…(лапку).
На просёлки, на лужок тихо падает…(снежок).
На снегу-то посмотри – с красной грудкой…(снегири).
Четвёртый этап – дифференциация слогов.
«Какой слог лишний»- на-на-па, да-да-ма; далее усложнение: па-ба-па.
«Повтори цепочку»- па-па-ба, на-ана-ма,2А-мо-му. С возрастом даётся 4 слога.
Пятый этап – дифференциация фонем.
Игра 1. Взрослый показывает картинку и говорит: поезд гудит у-у-у, девочка плачет а-а-а, птичка поёт и-и-и, Затем взрослый произносит, а ребёнок показывает соответствующую картинку. Далее
Шестой этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.
Общие правила по формированию навыков звукового анализа следующие:
Соблюдение строгой последовательности: выделение звука в слове (есть такой звук или нет),
определение первого звука в слове, последнего, установление звука в слове (начало, середина, конец слова). Полный анализ. Далеко не все слова можно предлагать детям.
Для узнавания звука в слове: ударные гласные; в начале слова согласные (р,л,м,н), в кон-
це слова: (к,т,п,х,ц,ч,с); любые звуки в любой позиции (кроме йотированных гласных:е,я,
ю, т.к. они содержат два звука).
Для определения первого звука в слове: ударные гласные; сонорные согласные (р,л,м,н);
щелевые согласные (с,,з,ш,ж,ч,щ); остальные согласные.
Для определения места (начало, середина, конец слова) последовательность сохраняется такая же.
Теперь приведём последовательность слов для полного звукового анализа слов. Нельзя использо-вать слова, в которых нет полного соответствия между звуками и буквами ( йотированными буква-
ми: я,е,ю,ъ,ь и звонкими согласными: б,в,г,д,ж,з на конце слова и в середине типа: ложка, арбуз).
Что касается слов с безударными гласными, то они тоже не берутся (коза).
221-078-421 Кибальченко Любовь Николаевна
Итак, порядок анализируемых слов:
- из двух гласных ( ау);
- из двух звуков (ум);
- из двух открытых слогов (мама);
- из одного слога со стечением согласных ( волк);
- из одного слога со стечением согласных ( стол);
- из двух слогов ( сумка);
- из трёх открытых слогов (радуга).
2. Соблюдение порядка формирования умственных действий: с опорой на материальные средст-
ва,в речевом плане и по представлению.
Сначала ребёнку говорят слова и выделяют голосом нужный звук, а ребёнок слушает сло- во и поднимает условный сигнал, когда услышит слово с нужным звуком;
Далее он должен выделить этот утрированно произносимый звук и назвать его изолиро-
ванно, вне слова;
Затем умственное действие переходит в речевой план – ребёнок сам произносит слово и
выделяет из него заданный звук;
И, наконец, происходит действие по представлению, в умственном плане, когда слово не
произносится, а ребёнок откладывает картинки с заданным звуком или придумывает сло-
ва.
Данный порядок умственных действий ведёт параллельно с работой по формированию зву-
кового анализа: выделение звука и определение его места в слове.
Когда ребёнок будет осваивать последовательность звуков в слове, ему придётся опираться на вспомогательные средства: звуковую схему и фишки. Схема состоит из квадратиков, равных по
количеству звуков в слове. Ребёнок слушает слово и выкладывает фишки в квадратики схемы.
Принимая во внимание данную последовательность в работе по формированию навыков звукового анализа, можно придумать много игр или воспользоваться имеющимися.
Игры на выделение звука из слова на слух.
«Утки – окуни»- две команды двигаются произвольно по площадке. Ведущий говорит слова то со звуком «о», то со звуком «у». «Окуни» останавливаются на «о», «утки»- на «у».
«Сколько слов с буквой?»- дети находят и читают слова с заданной буквой («с»: солнце, стол, 3умм-
ка). Приложение 1.
«Угадай, какой звук играет с вами в прятки?». Текст произносится с утрированно протяжным зву-
ком.
Игры на выделение звуков из собственной громкой речи.
«Назови предмет и гласный звук»- взрослый называет какой-нибудь гласный звук, а дети произно-
сят слово с этим звуком и показывают предмет на картинке.(Аналогично с согласными звуками).
Приложение 2.
«Четвёртый лишний»- выделение заданного звука из слова на основе громкого проговаривания
(арка-аист-утка-ангел).
Игры на выделение звуков из слова по представлению.
«Найди предметы»- в названии которых слышится звук «с».
«Кто быстрее закроет предметы»-перед детьми сюжетная картинка. Один ребёнок накрывает
фишками предметы со звуком «с», а другой со звуком «ш».
221-078-421 Кибальченко Любовь Николаевна
Игры на выделение первого и последнего звука в слове.
«Доскажи звук»- ходит по лесу хорёк, хищный маленький зверё…
«Хриплый голосок»- взрослый произносит слова без первого звука, дети называют звук и произно-
сят слово целиком: -умка -ок -алфетка
-арафан -анки -апоги
Игры на определение места звука в слове.
«Составь слово и найди фишке место»-у детей полоски картона, поделённые на три части: начало, середина, конец слова. Дети произносят слово и определяют место заданного звука в слове, поло-
жив фишку в нужное окошко. Приложение 3.
«Найди сбежавшую букву»-дети подбирают парные согласные, которые пропущены в словах.
Приложение 4.
«Кто в домике живёт?»-дети разыскивают слова по слогам: 1-слова с заданным звуком в начале, 2- в середине слова, 3- в конце слова. Приложение 5.