Научно-практическая конференция
«ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ – ФУНДАМЕНТ УСПЕШНОЙ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ»
Денисенко Ольга Михайловна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №6», г. Ангарска
ЛУУД
РУУД
ПУУД
КУУД
Важнейшая задача школы – предоставить каждому ученику возможность реализовать свой творческий потенциал, а также создать условия для формирования личности, способной к самооценке, самоутверждению, самоконтролю.
Всего за курс начальной школы формируется 110 универсальных учебных действий!!!
16
Объем контролируемых знаний и УУД.
Познавательная активность
23
47
24
Цель и задачи педагога
Организовать деятельность, направленную на формирование у учащихся умений самостоятельно выделять и формулировать проблему, находить способы и пути ее решения
Повысить результативность учебного процесса посредством использования проблемно-диалогического обучения, которое способствует повышению мотивации детей к обучению
Цель: выявление и создание на уроках условий, способствующих формированию у учащихся основ умения учиться и способности к организации своей деятельности
Изучить и проанализировать существующие в педагогической теории и практике подходы к организации проблемно- диалогического обучения.
Создать условия для принятия и освоения социальной роли учащихся не только в учебной, но и во внеурочной деятельности
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА
Мельникова Е.Л.
Матюшкин А.М.
Учебный диалог
Психология мышления и творчества
Проблемное обучение
Обоснование выбора проблемно-диалогического обучения
Проблемное обучение
1. Методы постановки проблемы, определения темы
(развитие познавательного интереса)
СЛОЖНЫЕ
ПРОСТЫЕ
Проблемная ситуация (противоречие) → эмоция удивления
2. Методы поиска решения, открытия знания
- «учитель» (малопродуктивно)
- «ученик» (редко, продуктивно),
- Побуждающий диалог
Имитация творческой работы
Побуждающий к гипотезам диалог
- Подводящий диалог (к теме)
- Мотивирующий прием («Яркое пятно», «Актуальность», «Интрига в коробочке»)
Подводящий диалог от проблемы или
Проверка гипотез (поиск решения)
без проблемы
Методы постановки проблемы, определения темы
«Яркое пятно»
«Актуальность»
Сообщение темы с мотивирующим приёмом
Фрагмент урока
Математика, 1 класс.
Тема: "Числовой отрезок".
Учитель: В одном большом-пребольшом городе жил-был маленький Паровозик. Дома все его любили, и Паровозику жилось хорошо. Только одна была у него беда - он не умел считать, не умел складывать и вычитать числа. И вот тогда старый Умный Паровоз посоветовал ему отправиться в путешествие и пронумеровать станции, которые Паровозик будет проезжать. "Ты построишь, -сказал Умный Паровоз, - волшебный отрезок, который называется "числовым отрезком" (тема урока). Он станет твоим верным другом и помощником и научит решать даже самые трудные примеры".
Методы постановки проблемы, определения темы
«Интрига в коробочке»
Сообщение темы с мотивирующим приёмом
Фрагмент урока
Окружающий мир, 3 класс
Тема: «Органы чувств".
Учитель предлагает кому-либо из учащихся заглянуть в коробочку и, не называя предмет, рассказать о своих ощущениях.
Ученик описывает предмет (лимон). Учащиеся называют предмет, формулируют тему урока.
Фрагмент урока
Математика, 3 класс
Тема: «Формула стоимости".
Учитель:
- Кто уже самостоятельно совершал какие-то покупки?
- Для того, чтобы остаться довольным своей покупкой, нужно быть достаточно грамотными. Любая покупка не может быть совершена без того, что находится у меня в коробочке. Без этого и дня не обойтись. У одних их мало, у других «куры не клюют», хотя счастливее не делают, да и ума на них не купишь.
-Как вы думаете, что это?
Методы постановки проблемы, определения темы
Диалог подводящий
Структура
Диалог побуждающий
Система вопросов и заданий, подводящих ученика к открытию мысли
Признаки
Проблемные ситуации, побуждающие мысль ученика к их самостоятельному решению
- Пошаговое ведение учителем мысли ученика.
- Почти невозможны неожиданные ответы учеников.
- Диалог не может быть прекращен без последнего обобщающего вопроса учителя
Результат
- В центре урока – проблемная ситуация.
- Мысль ученика делает скачок к неизвестному.
- Возможны неожиданные ответы учеников.
- Диалог прекращается с появлением новой мысли ученика
Развитие логического
мышления ученика
- Осознание понятия.
- Рефлексия.
- Развитие творческих способностей
Подводящий диалог
Фрагмент урока
Русский язык, 3 класс
Тема: «Правописание гласных в приставках».
Учитель предлагает ребятам записать слова: долетел, забежал, надписал , поставить ударение, подчеркнуть безударные гласные, выделить части слова.
Далее следует цепочка подводящих к теме урока вопросов :
- В каких частях слова находятся безударные гласные?
- Какое правило о написании безударных гласных знаем?
- Какого правила о безударных гласных ещё не учили?
- Какая тема урока?
Учащимися формулируется тема урока.
?
?
ТЕМА
?
?
Побуждающий диалог
«с удивлением»
В основу проблемных ситуаций «с удивлением» можно заложить противоречие между двумя (или более) положениями.
«с затруднением»
В основе проблемных ситуаций «с затруднением» лежит противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя.
Побуждение к осознанию противоречия
- Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение?
- Вопрос был один? А мнений сколько?
- Что вас удивило? Что интересного заметили?
- Почему это задание не получилось? Что мы не знаем?
Побуждение к формулированию проблемы в виде темы урока
- Какой возникает вопрос?
- Какова будет тема нашего урока?
Побуждающий диалог
Фрагмент урока
Фрагмент урока
Обучение грамоте, 1 класс
Окружающий мир, 3 класс
Тема: «Чудо под ногами».
Тема: «Звуки речи: и неречевые звуки».
Учитель :
- Часто ли в жизни вам приходится встречаться с чудом? Какие события вы могли бы назвать чудом?
- Я правильно вас поняла, что чудо – это что-то необыкновенное, удивительное, необычное?
- Сегодня на урок я принесла для каждого из вас маленькую частичку чуда. Хотите посмотреть на неё? На счет «три» открываем мешочек: раз, два, три.
- Я вижу вы удивлены и даже разочарованы? Что вы ожидали увидеть? А что увидели? (В мешочке лежит почва)
- Что вас удивило? (Почему почва – это чудо?)
- Постарайтесь сформулировать тему и цели урока. (Тема: «Чудо под ногами». Цель: Понять почему почва – это чудо. )
Учитель : Откройте Букварь на с.14. Рассмотрите картинки. Составьте предложения по этим картинкам.
Какие звуки мы можем услышать? (Кукареку, Гавгав, Мяу)
Могут ли разговаривать петух, собака, дождь? (Да).
Послушайте эти звуки. (Учитель включает фонограмму неречевых звуков)
Попробуйте из этих звуков сделать слова.
(Возникает затруднение)
Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение?
Какой возникает вопрос?
( Почему из этих звуков нельзя сделать слова? Из каких звуков можно составить слова?)
Работа с родителями
Проектная деятельность
Проблемно-диалогическое обучение
Исследовательская деятельность
Олимпиадное движение
Внеклассные мероприятия
Результаты применения проблемно-диалогического обучения во внеурочной деятельности
Качество знаний учащихся по предметам за 2012 – 2016 уч.г.
Реализация развивающего обучения
Познавательная активность
Ключ к успеху и творчеству
Высокая
мотивация
Технология проблемно-диалогического обучения
Психологический комфорт ребёнка
«Человек глубоко постигает лишь то, до чего додумывается сам».
Сократ
Источники информации
- Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. М., Просвещение, 2008
- Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение как средство реализации ФГОС Пособие для учителя. М., 2013. 138 с
- Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. М., 2002. 168 с
- Мельникова Е.Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения // Образовательные технологии. Сборник материалов. М., Баласс, 2008. Стр. 5-55.
- Оконь В. Основы проблемного обучения. М.: Просвещение, 1998.