kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методический семинар "ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ – ФУНДАМЕНТ УСПЕШНОЙ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка методического семинара "ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ – ФУНДАМЕНТ УСПЕШНОЙ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ". 

В архиве: 

1. Пояснительная записка (текст выступления)

2. Презентация к выступлению. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конкурсное задание Методический семинар Пояснительная записка»


Денисенко Ольга Михайловна,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №6», г. Ангарска


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ – ФУНДАМЕНТ УСПЕШНОЙ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

«Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот,

кто не умеет читать, а тот, кто не научился учиться».

Элвин Тоффлер

(Слайд 2) В современном обществе меняются приоритеты образования. Ученик должен иметь не только знания, умения и навыки, но и уметь организовывать собственную учебную деятельность, иметь готовность и способность учиться. Современное образование должно стать процессом личностного развития ученика. Социальный заказ государства направлен на формирование компетентной, высокоинтеллектуальной и конкурентоспособной личности.

К сожалению, в последнее время учителями отмечается снижение познавательной активности у учащихся. А с другой стороны, мы наблюдаем увеличение объёма контролируемых знаний и универсальных учебных действий.

Передо мной встает вопрос: «Как сделать так, чтобы на уроках дети не только усваивали программный материал, но и у них формировалась мотивация к познанию нового, не угасала любознательность, формировалось желание искать новые знания и учиться их применять для своей жизни, для самосовершенствования?»

Придя работать в школу, я задавала себе вопрос: «Каким я хотела бы видеть идеального ученика на уроке? Какие качества я хотела бы видеть у своих выпускников?». С одной стороны, я хотела учить усидчивых и внимательных, слушающих и понимающих учителя детей, а с другой – хотела, чтобы дети были самостоятельны, имели свою, точку зрения, а, самое главное, умели поставить для себя проблему, найти путь ее решения. Я понимала, что надо искать такие формы и технологии работы, которые, основываясь на совместной активной деятельности узнать новое.

(Слайд 3) Моей педагогической задачей является не только преподавать свой предмет, а развивать личность каждого ребёнка средствами программного материала. Я следую заповеди педагогики сотрудничества: «Не с предметом к детям, а вместе с детьми к предмету».

(Слайд 4) Одной из технологий, которая помогает мне обеспечить достижение предметных, метапредметных и личностных результатов, включить учащихся в активный познавательный процесс, позволяющий самим искать, а не получать истину готовой из уст учителя, является проблемно-диалогическое обучение.

Технология проблемного диалога, на мой взгляд, стоит на трёх китах: психологии мышления и творчества, проблемном обучении и учебном диалоге; целиком построена на лучших российских педагогических традициях, исследованиях последних лет и полностью учитывает особенности детской психики, закономерности восприятия.

Изучая опыт А.М. Матюшкина, Е.Л. Мельниковой и других авторов, которые являются основоположниками проблемного диалога, я и сейчас отмечаю актуальность использования данной технологии. По моему мнению, диалог является ведущей формой общения, на которой выстраиваются современные образовательные технологии.

(Слайд 5) Использование мной проблемно-диалогической технологии предоставляет учащимся возможность максимально усваивать новый материал на уроке. На уроках учащиеся сами определяют тему урока, выявляют трудности, обозначают проблемы, самостоятельно делают выводы, составляют правила, получая радость открытия. Кроме того, ребята увлеченно включаются в поисковую деятельность, что помогает им овладевать приёмами самостоятельной работы.

Работая учителем начальных классов, я понимаю, что специфика обучения основана на формировании универсальных учебных действий у учащихся. Человек начинает мыслить только тогда, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление начинается с проблемы или вопроса, удивления или недоумения. На уроках русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира я создаю проблемные ситуации с учётом реальных противоречий, значимых для детей, что является источником мотивации познавательной деятельности, активизирует мыслительную деятельность.

При постановке учебной проблемы я использую три основных метода:

  • побуждающий от проблемной ситуации диалог;

  • подводящий к теме диалог;

  • сообщение темы с мотивирующим приемом.

(Слайд 6,7) Опыт показывает, что торжественно объявленная новая тема чаще всего не интересна ученикам, и получается скучный традиционный урок. Мне очень важно, чтобы мои ученики с радостью и желанием каждый день приходили в школу. Ребят надо увлечь. Для этого использую сообщение темы с мотивирующим приемом, условно называемым «яркое пятно» или «актуальность», «интрига в коробочке», способную захватить внимание учащихся, помочь им в обнаружении смысла, значимости предлагаемой проблемы. (Слайд 8)

На своих уроках я помогаю ученикам сначала сформулировать тему или вопрос для исследования, тем самым вызывая у них интерес, а затем в диалоге стараюсь организовать «открытие» школьниками новых знаний, посредством подводящего диалога, добиваясь тем самым понимания материала. (Слайд 9) Результатом работы детей является созданный ими эмпирический продукт. Вопросы и задания различаются по характеру и степени трудности, но всегда с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся.

(Слайд 10,11) Не менее важным считаю диалог, побуждающий учащихся к выдвижению и проверке гипотез, направленный на развитие творческих способностей моих учеников, где продуманы вопросы к осознанию противоречия и формулированию проблемы в виде темы урока. Именно он вызывает у учащихся эмоциональную реакцию удивления или затруднения.

(Слайд 12,13) Я считаю, что использование технологии проблемного обучения дает возможность не только проводить интересные уроки, помогает мне в организации внеурочной деятельности и работе с родителями, но и позволяет получать стабильно высокие показатели качества знаний по предметам. Наблюдения показывают, что используя технологию проблемного обучения, классный коллектив формируется быстрее, ребятами приобретаются навыки общения, волевые качества. Они учатся смело высказывать свою точку зрения, отстаивать её или принимать чужую, но верную. На встречах с родителями не предлагаю готовых ответов на вопросы, а стимулирую к совместному поиску решений.

(Слайд 14) Отмечаю повышение уровня познавательной активности, глубину и осознанность усвоения учебного материла. Анализ процесса и результатов учебной деятельности учащихся (на основе наблюдения, анализа их продуктов деятельности, самооценки и оценки универсальных учебных действий и т.д.) свидетельствует о том, что большая часть детей способна самостоятельно обозначить проблему, предложить способы ее решения, реализовать эти способы и выйти на результат: «Я сам (или в сотрудничестве с ребятами и учителем) открыл для себя новое знание и понял, как его буду использовать!» А это есть мой главный методический результат!

(Слайд 15) Подводя итог проделанной работе, хочу отметить, что технология проблемного диалога – это совершенно особая педагогическая технология. Она может быть реализована на любом предметном содержании любой образовательной системы. Разрешение системы проблемных ситуаций приучает учащихся к умственному напряжению, способствует формированию у школьников универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться. Мне близко высказывание Сократа: «Человек глубоко постигает лишь то, до чего додумывается сам».


Просмотр содержимого презентации
«Конкурсное задание Методический семинар»

Научно-практическая конференция  «ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ – ФУНДАМЕНТ УСПЕШНОЙ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ» Денисенко Ольга Михайловна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №6», г. Ангарска

Научно-практическая конференция

«ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ – ФУНДАМЕНТ УСПЕШНОЙ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ»

Денисенко Ольга Михайловна,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №6», г. Ангарска

ЛУУД РУУД ПУУД КУУД  Важнейшая задача школы – предоставить каждому ученику возможность реализовать свой творческий потенциал, а также создать условия для формирования личности, способной к самооценке, самоутверждению, самоконтролю.   Всего за курс начальной школы формируется 110 универсальных учебных действий!!! 16 Объем контролируемых знаний и УУД.  Познавательная активность 23 47 24

ЛУУД

РУУД

ПУУД

КУУД

Важнейшая задача школы – предоставить каждому ученику возможность реализовать свой творческий потенциал, а также создать условия для формирования личности, способной к самооценке, самоутверждению, самоконтролю.

Всего за курс начальной школы формируется 110 универсальных учебных действий!!!

16

Объем контролируемых знаний и УУД.

Познавательная активность

23

47

24

Цель и задачи педагога Организовать деятельность, направленную на формирование у учащихся умений самостоятельно выделять и формулировать проблему, находить способы и пути ее решения Повысить результативность учебного процесса посредством использования проблемно-диалогического обучения, которое способствует повышению мотивации детей к обучению Цель: выявление и создание на уроках условий, способствующих формированию у учащихся основ умения учиться и способности к организации своей деятельности Изучить и проанализировать существующие в педагогической теории и практике подходы к организации проблемно- диалогического обучения. Создать условия для принятия и освоения социальной роли учащихся не только в учебной, но и во внеурочной деятельности

Цель и задачи педагога

Организовать деятельность, направленную на формирование у учащихся умений самостоятельно выделять и формулировать проблему, находить способы и пути ее решения

Повысить результативность учебного процесса посредством использования проблемно-диалогического обучения, которое способствует повышению мотивации детей к обучению

Цель: выявление и создание на уроках условий, способствующих формированию у учащихся основ умения учиться и способности к организации своей деятельности

Изучить и проанализировать существующие в педагогической теории и практике подходы к организации проблемно- диалогического обучения.

Создать условия для принятия и освоения социальной роли учащихся не только в учебной, но и во внеурочной деятельности

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА Мельникова Е.Л. Матюшкин А.М. Учебный диалог Психология мышления и творчества Проблемное обучение

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА

Мельникова Е.Л.

Матюшкин А.М.

Учебный диалог

Психология мышления и творчества

Проблемное обучение

Обоснование выбора проблемно-диалогического обучения Проблемное обучение 1. Методы постановки проблемы, определения темы (развитие познавательного интереса) СЛОЖНЫЕ ПРОСТЫЕ Проблемная ситуация (противоречие) → эмоция удивления 2. Методы поиска решения, открытия знания  «учитель» (малопродуктивно)  «ученик» (редко, продуктивно), Побуждающий диалог Имитация творческой работы Побуждающий к гипотезам диалог Подводящий диалог (к теме)  Мотивирующий прием («Яркое пятно», «Актуальность», «Интрига в коробочке») Подводящий диалог от проблемы или Проверка гипотез (поиск решения) без проблемы

Обоснование выбора проблемно-диалогического обучения

Проблемное обучение

1. Методы постановки проблемы, определения темы

(развитие познавательного интереса)

СЛОЖНЫЕ

ПРОСТЫЕ

Проблемная ситуация (противоречие) → эмоция удивления

2. Методы поиска решения, открытия знания

  • «учитель» (малопродуктивно)
  • «ученик» (редко, продуктивно),
  • Побуждающий диалог

Имитация творческой работы

Побуждающий к гипотезам диалог

  • Подводящий диалог (к теме)
  • Мотивирующий прием («Яркое пятно», «Актуальность», «Интрига в коробочке»)

Подводящий диалог от проблемы или

Проверка гипотез (поиск решения)

без проблемы

Методы постановки проблемы, определения темы «Яркое пятно» «Актуальность» Сообщение темы с мотивирующим приёмом Фрагмент урока Математика, 1 класс. Тема:

Методы постановки проблемы, определения темы

«Яркое пятно»

«Актуальность»

Сообщение темы с мотивирующим приёмом

Фрагмент урока

Математика, 1 класс.

Тема: "Числовой отрезок".

Учитель: В одном большом-пребольшом городе жил-был маленький Паровозик. Дома все его любили, и Паровозику жилось хорошо. Только одна была у него беда - он не умел считать, не умел складывать и вычитать числа. И вот тогда старый Умный Паровоз посоветовал ему отправиться в путешествие и пронумеровать станции, которые Паровозик будет проезжать. "Ты построишь, -сказал Умный Паровоз, - волшебный отрезок, который называется "числовым отрезком" (тема урока). Он станет твоим верным другом и помощником и научит решать даже самые трудные примеры".

Методы постановки проблемы, определения темы «Интрига в коробочке» Сообщение темы с мотивирующим приёмом Фрагмент урока Окружающий мир, 3 класс Тема: «Органы чувств

Методы постановки проблемы, определения темы

«Интрига в коробочке»

Сообщение темы с мотивирующим приёмом

Фрагмент урока

Окружающий мир, 3 класс

Тема: «Органы чувств".

Учитель предлагает кому-либо из учащихся заглянуть в коробочку и, не называя предмет, рассказать о своих ощущениях.

Ученик описывает предмет (лимон). Учащиеся называют предмет, формулируют тему урока.

Фрагмент урока

Математика, 3 класс

Тема: «Формула стоимости".

Учитель:

- Кто уже самостоятельно совершал какие-то покупки?

- Для того, чтобы остаться довольным своей покупкой, нужно быть достаточно грамотными. Любая покупка не может быть совершена без того, что находится у меня в коробочке. Без этого и дня не обойтись. У одних их мало, у других «куры не клюют», хотя счастливее не делают, да и ума на них не купишь.

-Как вы думаете, что это?

Методы постановки проблемы, определения темы Диалог подводящий Структура Диалог побуждающий Система вопросов и заданий, подводящих ученика к открытию мысли Признаки Проблемные ситуации, побуждающие мысль ученика к их самостоятельному решению Пошаговое ведение учителем мысли ученика. Почти невозможны неожиданные ответы учеников. Диалог не может быть прекращен без последнего обобщающего вопроса учителя Результат В центре урока – проблемная ситуация. Мысль ученика делает скачок к неизвестному. Возможны неожиданные ответы учеников. Диалог прекращается с появлением новой мысли ученика Развитие логического мышления ученика

Методы постановки проблемы, определения темы

Диалог подводящий

Структура

Диалог побуждающий

Система вопросов и заданий, подводящих ученика к открытию мысли

Признаки

Проблемные ситуации, побуждающие мысль ученика к их самостоятельному решению

  • Пошаговое ведение учителем мысли ученика.
  • Почти невозможны неожиданные ответы учеников.
  • Диалог не может быть прекращен без последнего обобщающего вопроса учителя

Результат

  • В центре урока – проблемная ситуация.
  • Мысль ученика делает скачок к неизвестному.
  • Возможны неожиданные ответы учеников.
  • Диалог прекращается с появлением новой мысли ученика

Развитие логического

мышления ученика

  • Осознание понятия.
  • Рефлексия.
  • Развитие творческих способностей
Подводящий диалог Фрагмент урока Русский язык, 3 класс Тема: «Правописание гласных в приставках». Учитель предлагает ребятам записать слова: долетел, забежал, надписал , поставить ударение, подчеркнуть безударные гласные, выделить части слова. Далее следует цепочка подводящих к теме урока вопросов : - В каких частях слова находятся безударные гласные? - Какое правило о написании безударных гласных знаем? - Какого правила о безударных гласных ещё не учили? - Какая тема урока? Учащимися формулируется тема урока. ? ? ТЕМА ? ?

Подводящий диалог

Фрагмент урока

Русский язык, 3 класс

Тема: «Правописание гласных в приставках».

Учитель предлагает ребятам записать слова: долетел, забежал, надписал , поставить ударение, подчеркнуть безударные гласные, выделить части слова.

Далее следует цепочка подводящих к теме урока вопросов :

- В каких частях слова находятся безударные гласные?

- Какое правило о написании безударных гласных знаем?

- Какого правила о безударных гласных ещё не учили?

- Какая тема урока?

Учащимися формулируется тема урока.

?

?

ТЕМА

?

?

Побуждающий диалог «с удивлением» В основу проблемных ситуаций «с удивлением» можно заложить противоречие между двумя (или более) положениями. «с затруднением» В основе проблемных ситуаций «с затруднением» лежит противо­речие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя. Побуждение к осознанию противоречия Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение? Вопрос был один? А мнений сколько? Что вас удивило? Что интересного заметили?  Почему это задание не получилось? Что мы не знаем? Побуждение к формулированию проблемы в виде темы урока

Побуждающий диалог

«с удивлением»

В основу проблемных ситуаций «с удивлением» можно заложить противоречие между двумя (или более) положениями.

«с затруднением»

В основе проблемных ситуаций «с затруднением» лежит противо­речие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя.

Побуждение к осознанию противоречия

  • Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение?
  • Вопрос был один? А мнений сколько?
  • Что вас удивило? Что интересного заметили?
  • Почему это задание не получилось? Что мы не знаем?

Побуждение к формулированию проблемы в виде темы урока

  • Какой возникает вопрос?
  • Какова будет тема нашего урока?  

Побуждающий диалог

Фрагмент урока

Фрагмент урока

Обучение грамоте, 1 класс

Окружающий мир, 3 класс

Тема: «Чудо под ногами».

Тема: «Звуки речи: и неречевые звуки».

Учитель :

- Часто ли в жизни вам приходится встречаться с чудом? Какие события вы могли бы назвать чудом?

- Я правильно вас поняла, что чудо – это что-то необыкновенное, удивительное, необычное?

- Сегодня на урок я принесла для каждого из вас маленькую частичку чуда. Хотите посмотреть на неё? На счет «три» открываем мешочек: раз, два, три.

- Я вижу вы удивлены и даже разочарованы? Что вы ожидали увидеть? А что увидели? (В мешочке лежит почва)

- Что вас удивило? (Почему почва – это чудо?)

- Постарайтесь сформулировать тему и цели урока. (Тема: «Чудо под ногами». Цель: Понять почему почва – это чудо. )

Учитель : Откройте Букварь на с.14. Рассмотрите картинки. Составьте предложения по этим картинкам.

Какие звуки мы можем услышать? (Кукареку, Гавгав, Мяу)

Могут ли разговаривать петух, собака, дождь? (Да).

Послушайте эти звуки. (Учитель включает фонограмму неречевых звуков)

Попробуйте из этих звуков сделать слова.

(Возникает затруднение)

Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение?

Какой возникает вопрос?

( Почему из этих звуков нельзя сделать слова? Из каких звуков можно составить слова?)

Работа с родителями Проектная деятельность Проблемно-диалогическое обучение Исследовательская деятельность Олимпиадное движение Внеклассные мероприятия

Работа с родителями

Проектная деятельность

Проблемно-диалогическое обучение

Исследовательская деятельность

Олимпиадное движение

Внеклассные мероприятия

Результаты применения проблемно-диалогического обучения во внеурочной деятельности

Результаты применения проблемно-диалогического обучения во внеурочной деятельности

Качество знаний учащихся по предметам за 2012 – 2016 уч.г.

Качество знаний учащихся по предметам за 2012 – 2016 уч.г.

Реализация развивающего обучения Познавательная активность Ключ к успеху и творчеству Высокая мотивация Технология проблемно-диалогического обучения Психологический комфорт ребёнка

Реализация развивающего обучения

Познавательная активность

Ключ к успеху и творчеству

Высокая

мотивация

Технология проблемно-диалогического обучения

Психологический комфорт ребёнка

«Человек глубоко постигает лишь то, до чего додумывается сам». Сократ

«Человек глубоко постигает лишь то, до чего додумывается сам».

Сократ

Источники информации

Источники информации

  • Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. М., Просвещение, 2008
  • Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение как средство реализации ФГОС Пособие для учителя. М., 2013. 138 с
  • Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. М., 2002. 168 с
  • Мельникова Е.Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения // Образовательные технологии. Сборник материалов. М., Баласс, 2008. Стр. 5-55.
  • Оконь В. Основы проблемного обучения. М.: Просвещение, 1998.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Денисенко Ольга Михайловна

Дата: 30.11.2016

Номер свидетельства: 364099


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства