Методическая разработка:"Технология современного проектного обучения в начальной школе"
Методическая разработка:"Технология современного проектного обучения в начальной школе"
«Технология современного проектного обучения»
Одной из инновационных педагогических технологий для повышения эффективности обучения и воспитания младших школьников является технология проектного обучения или педагогическое проектирование.
Педагогическое проектирование есть совместная деятельность учителя и ученика по предварительной разработке, направленной на освоение учебным материалом, соответственно с целью и задачами урока. Основу составляет перевод теоретических идей в практику жизни, способных быть реализованными.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка:"Технология современного проектного обучения в начальной школе"»
КГКС (К) ОУ
«Алтайская краевая специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа III-IV»
филиал в городе Рубцовске
Название работы: Методическая разработка
«Технология современного проектного обучения»
Автор:
учитель начальных классов
Миллер Наталья Ивановна Место выполнения работы:
город Рубцовск
Алтайский край
2014-2015г.
Методическая разработка
«Технология современного проектного обучения»
Одной из инновационных педагогических технологий для повышения эффективности обучения и воспитания младших школьников является технология проектного обучения или педагогическое проектирование.
Педагогическое проектирование есть совместная деятельность учителя и ученика по предварительной разработке, направленной на освоение учебным материалом, соответственно с целью и задачами урока. Основу составляет перевод теоретических идей в практику жизни, способных быть реализованными.
В проектном обучении основную функцию направляющую выполняет учитель. Оформляется вся проектная деятельность в понятийно-описательной форме устного или письменного текста.
Проектное обучение, что бы это не было, в том числе урок, осуществляется в три последовательных этапа:
-моделирование,
-проектирование,
-конструирование
Эти этапы хорошо просматриваются в данной методической разработке.
Этапы проекта по охране окружающей среды рассчитаны на четыре урока:
Этап 1(1 урок)
а) «Погружение» в проблему. На этом этапе учащиеся знакомятся с одной из глобальных экологических проблем - загрязнением атмосферы угарным газом. Возросшее количество автомобилей на улицах города привело к увеличению заболеваний у людей. Ребятам зачитывается письмо от ТЭСИ с просьбой провести оценку выбросов автотранспорта. Распределяются задания между всеми учениками класса.
б) Подготовить фотографии выявляющие проблему загрязнения атмосферы и провести тематический монтаж в защиту окружающей среды.
(см. Приложение 5)
Этап 2.Урок 2. Подсчитать количество машин, проезжающих в час по ул. Гагарина и ул. Советская, разделив их на следующие типы: легковые; грузовые; автобусы, работающие на газе. Подсчет вести два раза за день: с 10 до 11 часов (время затишья) и с 17 до 18 (час пик). (Видеоролик: движение автотранспорта по улице Гагарина, улице Советской. Дети ведут подсчет автотранспорта, проезжающего в час пик и время затишья).
(Видеоролик прилагается)
Этап 3.Урок 3. Сбор данных. Учащиеся ведут подсчет различных видов автотранспорта, проезжающих по вышеуказанным улицам в указанное время. Предварительная обработка данных. На этом этапе учащиеся просчитывают среднее количество машин разных типов, проходящих за один час по ул. Гагарина, ул. Советская, в рабочем листе выполняются задания №1, №2,№3.
(Видеоролик прилагается)
Этап 4. Урок 4. Заключительный этап расследования проводится в форме межпредметного урока-расследования (биология-математика), в ходе которого учащиеся завершают выполнение заданий в рабочем листе, формулируют выводы, заполняют экспертную справку по результатам исследований (см. Приложение1-4) . Все ученики класса делятся на рабочие группы. В течение урока, между группами, происходит соревнование за право подписи экспертной справки: за каждый правильный ответ на вопрос учителя, правильно отгаданное слово кроссворда группа получает цветной жетон-«ум». Группа, набравшая большее количество « умов», получает право подписи экспертной справки.
Используется презентация «Воздух нашего города» с темой урока и фотографии выявляющие проблему загрязнения атмосферы.
Моделирование урока - это процесс определения основных параметров, что включает в себя: выбор концепции или технологической идеи, определяющее мировоззренческое поле урока, его цель, вид и тип, данный этап мысленный, устный.
Проектирование урока - следующая ступень разработки. Этот этап состоит из регулятивных аспектов, с помощью которых будет достигаться поставленная цель. Это компоненты педагогического процесса: задачи, принципы, содержание, методы, формы учебной деятельности. На этом этапе создается педагогическая структура, каждый компонент которой как бы материализует модель как исходный образ урока.
Цель урока уточняется, разбивается на задачи, принципы «переводятся» в правила своей реализации, содержание формируется как учебный материал.
Методы отбираются на основании массы факторов: цели, уровня развития детей, на основании той идеи, которая заложена в модели урока.
Средства обучения отбираются аналогичным образом.
На этом же этапе разработки урока осуществляется подбор материала, который будет превращаться в технологию.
Конструирование урока-конечный этап проектирования, его основная роль –создание технологии обучения учащихся как процесс освоения ими учебного материала. Система взаимодействия учителя и учащихся направленная на овладение ими учебным материалом согласно поставленной цели и есть технология урока. Проектирование состоит именно в разработке конкретной технологии как технологии конкретной формы организации обучения. Проектировочный подход упорядочивает разрозненные действия, приводит их в систему. Показывает зависимость дуг от друга, как процесс перевода теории в практику школьной жизни.
Педагогическое проектирование урока имеет свои ограничители в виде принципов проектирования, хотя это ступенчатый процесс, но имеет целостную картину, слагающую из принципов:
-системного единства всех этапов и форм проектирования;
-доступности проектирования и проектов.
Эти пять принципов касаются самой технологии проектирования урока, но его конкретного содержания.
Этапы проектирования урока представляют собой определенный набор действий. Так, на этапе моделирования урока учитель выполняет действия:
-вычленение объекта проектирования;
-анализ объекта и разделение его на составные части;
-выбор формы проектирования;
-определение цели изучения материала как цели урока;
-формулировка темы урока как обобщенного свернутого его содержания;
-определение исходных педагогических идей;
-определение пространственного и временного обеспечения урока;
-определение материально-технического обеспечения урока;
-определения вида урока;
-определения типа урока.
Все это начальный и подготовительный этап к самому конструированию.
Второй этап проектирования - создание проекта урока, представляет собой целостный педагогический процесс освоения материала в соответствии с поставленной целью. Как только разработали цели и задачи, переходим к принципам проведения урока. Всем известны принципы научности, доступности, системности, наглядности ,опоры на личный опыт учащихся и другие.
Третий этап - непосредственно самого конструирования урока, его методической структуры и последовательности действий его участников.
Выбор формы конструирования урока зависит от типа и вида урока, от назначения этого материала.
Вот краткая характеристика некоторых из них.
План урока - краткое, пунктирное обозначение основных элементов методической структуры урока, системный перечень действий учителя и ученика. План имеет функцию опорного напоминания последовательности событий урока, ни учебного материала, ни методы работы с ним отсутствуют.
Сценарий урока - форма описания разыгрывания темы с элементами импровизации, игры, сложного взаимодействия между собой.
Методическая разработка урока - это не только его конспект или сценарий, но и описание процесса их подготовки и источников информации, раскрытие оснований при постановке целей и задач, выборе методов и средств.
Конспект урока - это тоже план, но снабженный конкретными вопросами к учащимся, иногда конспективным изложением содержания, определениями, схемами и указанием методов, приемов и средств, используемых при работе с ними, содержание и технология обучения здесь раскрываются в двух разделах-деятельность учителя и деятельность учащихся.
Внутренняя структура проектных документов довольна разнообразна.
Каждый проект имеет «шапку», называется иногда «паспортом урока» .Сюда заносятся общие данные о предмете, классе, учителе, теме урока, виде, типе.
Разработала: учитель начальных классов Миллер Наталья Ивановна
Класс:3
Тема урока: «Воздух нашего города»
Тип урока: нестандартный (межпредметный)
Форма урока: экологическое расследование
Цель: формирование экологического сознания и здоровьесберегающих знаний у школьников.
Задачи:
Привлечь учеников к исследовательской деятельности, проявить заботу о чистоте воздуха, практически применяя свои знания.
Изучить влияние транспортных нагрузок на город, их воздействие на организм человека, его здоровье, самостоятельно выявить способы улучшения воздушной среды.
Реализация межпредметных экологических связей. Закрепление навыков действий с дробными выражениями, применение этих действий при решении практических задач.
Оборудование: 1)видеосюжет: движение автотранспорта по ул. Советская, ул. Гагарина, ТСО (на диске).
2)тематические плакаты и рисунки, выполненные ребятами.
3)аудиозапись симфонии №40 В.А.Моцарта в исполнении инструментального ансамбля П.Мориа.
4) Диаграмма «Газовый состав воздуха»
5)Комплект кроссвордов по числу групп
6)Комплект рабочих листов по числу учеников класса
7)Жетоны -«умы» для организации соревнования.
8)Экспертная справка ТЭСИ
9)Презентация «Воздух нашего города» с темой урока и фотографии выявляющие проблему загрязнения атмосферы .
Тематический монтаж в защиту окружающей среды.
Конспект урока
Этапы
Деятельность учителя
Деятельность
ученика
I.Организационный момент.
Психологический тренинг.
Контроль осанки
II.Введение в тему урока
Дыхательная
разминка.
III.Словарная
работа
IV. Работа над пройденным материалом.
V.Работа в группах
Тестирование
VI.Практическая работа
Подготовка экспертной справки
VII.Итог
Релаксация с аромотерапией.
VIII.Домашнее
задание.
Начать урок с «кругарукопожатий».
- Обратите внимание на схему как правильно сидеть за партой. (Схематично указано как правильно сидеть за партой)
-Отгадав загадку, вы узнаете, о чем мы будем говорить на уроке:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем!
(Слайд1)
Экологическое расследование
«Воздух нашего города»
-Сейчас, ребята, мы за счет дыхательной разминки постараемся улучшить функции дыхания и кровообращения. Обогатим мозг кислородом.
Пилка дров
Погреться на морозе
Листья шелестят
Покатай карандаш
Экология - «экос» - дом
«логос» - наука о взаимодействии человека и природы.
Модернизация-преобразование (слова на плакате)
Дана нам возможность исследователями стать,
Проблемы экологические решать.
Природа дарит людям чудеса,
Мы навечно стали должниками.
Долг природе мы обязаны отдать,
Ведь иначе мы не сможем выжить сами.
-Почти каждый день вы слышите слово «воздух».
Опыт.
(Слайд 2)
Можно ли воздух увидеть? Что произойдет, если опустить соломинку в воду и подуть? Появляются пузырьки.
(Приложение1)
-Из каких газов состоит воздух?
(Слайд3) Диаграмма «Газовый состав воздуха»
Вывод:
(Слайд 4)
Задание для 1 группы: разгадайте кроссворд .
Газы, входящие в состав воздуха.
Впишите правильный ответ. Кроссворд.
Задание для 2 группы: Выбери правильный ответ.
(Приложение 2)
Тест.
1. Атмосфера - это:
а) водная оболочка Земли
б) каменная оболочка Земли
в) воздушная оболочка Земли
г) все живые организмы, населяющие Землю
2. Воздух - смесь газов:
а) голубого цвета
б) белого цвета
в) бесцветная
г) серого цвета
3. Газ, входящий в состав воздуха и необходимый для дыхания
а) азот
б) углекислый газ
в) озон
г) кислород
-Ребята, теперь вы знаете, какой воздух можно считать чистым, какой газ нам необходим для дыхания. Сейчас я проведу тест и узнаю, правильно ли вы выбираете место для прогулок.
Опыт Джозефа Пристли
(Слайд 5)
С целью проверки своего предположения он посадил под стеклянный колпак мышь – довольно быстро животное погибло, тогда он под такой же колпак посадил другую мышь, но уже вместе с веткой мяты – мышь прекрасно могла жить в сосуде вместе с веткой мяты).
– О каком газе идет речь?
– Почему воздух полей и лесов чище городского?
– Для чего человеку и другим животным нужен кислород?
(Слайд6)
-Вот такая история произошла с бароном Мюнхгаузеном.
-Как-то раз во время похода я оказался посреди большого болота. Запах стоял ужасный, дышать было просто невозможно. Тогда я завязал свой нос и рот плотной тканью, через которую совсем не проходит воздух. Целых 4 часа я ехал по болоту и не чувствовал никакого запаха. Зато в лесу отдышался».
- Могла ли произойти эта история? Почему?
«Как выбрать для прогулок безопасный участок».
1. Как часто вы гуляете после занятий?
а) каждый день (сколько по времени)
б) по выходным дням
в) другие варианты
2. Чаще всего вы гуляете:
а) в парке (сквере), (укажите, каких)
б) во дворе
в) в других местах
3. Вспомните, есть ли недалеко от мест ваших прогулок:
а) автомобильная дорога
б) гаражи
в) автостоянки
г) свалки
д) предприятия
4. Много ли зелени в таких местах:
а) много деревьев, кустарников
б) есть отдельные деревья
в) растения практически отсутствуют
5. Назовите растения, которые вы видели в местах прогулок. Знаете ли вы, как они влияют на состояние воздуха?
6. Слышен ли какой-нибудь шум на этой территории?
а) сильный
б) слабый
в) отсутствует
г) постоянный
в) бывает изредка
7. Как вы сами оцениваете состояние воздуха в местах ваших прогулок.
а) чистый
б) загрязненный
8. Как вы себя чувствуете после прогулок.
а) самочувствие очень хорошее
б) иногда болит голова, тошнит
в) часто болит голова, чувствую недомогание.
-Сегодня мы с вами подведем итог нашему расследованию и докажем математическим путем, что на улице Советской необходимо принимать меры, так как воздух на этой улице нельзя назвать чистым и это грозит здоровью людей которые там постоянно живут. С результатами расследования и своими предложениями
обратимся ТЭСИ.
4 этап расследования.
(Приложение 3-4)
-Подсчитали количество машин, проезжающих за 30 минут по ул. Советской и ул. Гагарина, разделили их на следующие типы: легковые, грузовые, автобусы, работающие на бензине, автобусы, работающие на газе. Подсчет вели 2 раза в день: с 10часов до 11часов (время затишья) и с 17часов до 18 часов (час пик).
Произвели обработку данных:
m-количество угарного газа, выбрасываемого одним автомобилем(г/км)
n- среднее количество автомобилей определенного типа, проехавшие за 30минут.
M-масса угарного газа.
Сделали вывод:
-По построенной диаграмме сделайте вывод.
-Какой тип автомобилей выбрасывает в окружающую среду наибольшее количество угарного газа?
(С опорой на построенную диаграмму)
-Какой тип автомобилей выбрасывает в окружающую среду наименьшее количество угарного газа?
(С опорой на построеннуюдиаграмму)
-На какой из обследованных улиц меньше проходит транспорт, а также соответственно меньше угарного газа выходит в атмосферу?
-Какие будут предложения по улучшению экологии улице Советской?
-Используя данные рабочей таблицы, заполните «Экспертную справку о состоянии воздушной среды по улице Гагарина и улице Советская», начертите сравнительные диаграмму выбросов угарного газа после модернизации двигателей, сделайте вывод, запишите предложения.
Оценка ответов и работ учеников.
Группа, набравшая большее количество «умов», получает право подписи экспертной справки.
«Экспертная справка о состоянии воздушной среды улице Гагарина и улице Советской» отдается представителю ТЭСИ для рассмотрения материалов экологического расследования и принятия решения.
Тематическая подборка стихов «В защиту воздуха» (задание №2)в сопровождении
Аудиозаписи, симфонии №40 В.А.Моцарта в исполнении
инструментального ансамбля П.Мориа.
(Приложение 5.2)
-А сейчас, ребята, обратитесь к природе. Вдохните ее аромат, послушайте ее голос, постарайтесь расслабиться.
1 группа
-Подобрать из периодической печати, интернета, как в других регионах идет борьба за чистоту воздуха, за здоровье человека.
2 группа
-Подготовить заметку в местную газету, об исследовании уровня загрязненности, воздуха нашего города.
Дети с учителем становятся в круг и берутся за руки. Учитель здоровается с детьми, желает им хорошего дня и «отправляет» свое дружеское пожелание- «заряд»- пожатием руки соседям справа и слева. «Заряды» проходят по кругу и возвращаются учителю.
Дети правильно садятся за парты, обращают внимание на схему.
Дети отгадывают загадку. Ответ–воздух.
Читают название темы урока.
Дети становятся друг против друга парами, берутся за руки и имитируют пилку дров: руки на себя - вдох, руки от себя - выдох.
Дети вдыхают через нос и дуют на «озябшие» руки, плавно выдыхая его через рот, как бы согревая руки.
Предлагаются полоски тонкой зеленой бумаги, вырезанные в виде листиков и прикрепленные к «ветке». По сигналу «Подул ветерок» дети плавно дуют на листики так, чтобы отклонились и шелестели.
Детям предлагается вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по парте круглый карандаш.
Дети читают вслух хором словарные слова, отвечают, что они обозначают.
Класс делится на две группы исследователей.
За каждый правильный ответ дети получают цветной жетон «ум».
Нет нельзя.
Воздух - газообразное тело, не имеет постоянной формы. Воздух легкий, прозрачный, бесцветный.
Воздух-смесь газов и примесей.
Азота- 78%
Кислород- 21%
Другие газы- 1%
Дети читают по диаграмме «Газовый состав воздуха»
Дети делают вывод:
« Состав воздуха»
Дети разгадывают кроссворд «Газы, входящие в состав воздуха», вписывают правильный ответ.
Дети 2 группы выбирают правильный ответ
на вопрос теста.
Взаимопроверка.
-О кислороде.
-Потому что, там где много зеленых насаждений много кислорода.
-Для того что бы жить и дышать.
Дети отвечают.
Дети выбирают ответы на вопросы теста, делают вывод. Чтобы быть здоровым, нужно дышать чистым воздухом.
(Видеоролик)
Учащиеся заполнили таблицу и посчитали массу газа, выбрасываемого автомобилями определенного типа на протяжении одного километра пути .
Дети делают вывод по диаграмме (задание №1).
Вывод: грузовые автомобили работающие на бензине, выбрасывают в окружающую среду наибольшее количество угарного газа.
Вывод: автобусы, работающие на газе, выбрасывают в окружающую среду наименьшее количество угарного газа.
Вывод: на улице Гагарина меньше проходит транспорта, соответственно меньше угарного газа.
Ребята внесли предложения, модернизировать все типы автомобилей, значит перевести их на более экологически чистый вид топлива, на газ.
Дети заполняют
«Экспертную справку о состоянии воздушной среды по ул. Гагарина и ул. Советская».Чертят сравнительную диаграмму выбросов угарного газа после модернизации двигателей, если в среднем 25 г /км (сравнительная диаграмма).
Делают вывод и записывают
предложения по улучшению качества воздушной среды, это модернизация двигателей автомобилей.
Дети подсчитывают жетоны «умы», говорят учителю. Подписывают
«Экспертную справку о состоянии воздушной среды по улице Гагарина и улице Советской».
Дети наизусть читают стихотворение «В защиту воздуха», тем самым подводят итограсследования, для чего необходимо беречь воздух, чтобы не погубить самого себя, сохранить здоровье.
Дети, закрыв глаза, расслабляются. Слушают по записи звуки природы (шелест листвы, пение птиц, шум воды) , вдыхают аромат можжевельника через аромолампу. (звуки природы оказывают успокаивающее действие на организм, а аромат можжевельника
оздоравливает его).
Дети записывают домашнее задание по группам.
После того как проект положен на бумагу, непременно надо провести самопроверку качества проекта урока: верно ли сделан выбор цели и задач; точно ли рассчитано время на выполнение заданий и задач, на ответы учащихся; нет ли отвлекающих моментов в уроке; все ли возможности использованы; достаточно ли наглядного, технического и раздаточного материала; грамотно ли соотнесены между собой цели, содержание и методы урока.
Коротко об основных ошибках проектировочной деятельности учителя: непризнание ценности самого проектирования как важнейшей педагогической функции, господствующая недооценка целей и задач в организации деятельности, односторонняя ориентация учителя, разделение сфер духовного и материализованного творчества.
Приложения
Приложение 1. Газовый состав воздуха.
-
-Азот 78%
-Кислород 21%
-Другие газы 1%
Приложение 2.
Кроссворд «Состав воздуха». Разгадай кроссворд. Впишите название газов, входящих в состав воздуха.
в
к
и
с
л
о
р
о
д
а
з
о
т
в
о
д
а
у
г
л
е
к
и
с
л
ы
й
х
Приложение 3.
Задание №1.Заполни таблицу, используя рабочую формулу.
Рабочая формула: M =m *n
m- количество угарного газа, выбрасываемого одним автомобилем определенного типа (г/км)
n- среднее количество автомобилей определенного типа, проехавших за один час.
m
ул. Советская
ул. Гагарина
n
M
n
M
Грузовые автомобили
89
25
2225
7
623
Легковые автомобили
24,7
93
2297,1
16
395,2
Автобусы с бензиновыми двигателями
82,6
11
908,6
3
247,8
Автобусы, работающие на газе
25
10
250
2
100
Всего:
5680,7
Всего: 1366
Дети обрабатывают данные, подсчитывают среднее количество машин разных типов, проходящих за один час по ул. Гагарина и ул. Советская, сведения заносят в таблицу. Высчитывают по рабочей формуле количество угарного газа (г /км) выбрасываемого автомобилями на данных улицах.
Задание №2. Используя данные рабочей таблицы в задании №1, нарисуй сравнительные диаграммы.
Выброс угарного газа автомобилями разных типов.
Выброс
угарного газа ( г /км)
ул. Советская
ул. Гагарина
автомобили автобусы
грузовые легковые газовые бензиновые
Выброс угарного газа на разных улицах.
Выброс угарного газа на разных улицах (г /км)
ул.Советская ул.Гагарина
Задание №3. Используя диаграммы, ответь на вопросы.
1.На какой из обследованных улиц состояние воздушной среды наиболее благоприятно и почему?
3. Если модернизировать все автобусы, работающие на бензине и перевести их на более экологический вид топлива - сжатый газ, то во сколько раз уменьшится выброс угарного газа на каждой из улиц?
4. Предположи, что весь автотранспорт перевели на газ и любой тип автомобиля выбрасывает в среднем 25 г/км угарного газа. Как изменится состояние воздушной среды? Рассмотри на примере наиболее загрязненной улицы. Составь сравнительную диаграмму.
Выброс угарного газа на улице Советской (г /км)
до модернизации после модернизации
Сделай выводы об использовании сжатого газа в виде топлива и внеси свои предложения.
Провели обследование состояния воздушной среды по ул. Советска я( от ул. Советской до ул. Димитрова), ул. Гагарина(от ул. Гагарина до ул. Молодежной)и получили следующие результаты:
n- количество автомобилей определенного типа;
m- выброс угарного газа одним автомобилем определенного типа;
M=m*n
m
ул.Советская
ул.Гагарина
n
M
n
M
Грузовые автомобили
89
25
222,5
7
623
Легковые автомобили
24,7
93
2297,1
16
395,2
Автобусы с бензиновыми двигателями
82,6
11
908,6
3
247,8
Автобусы, работающие на газе
25
10
250
2
100
Всего-5680,7
Всего-1366
Сравнительная диаграмма выбросов угарного газа ( г /км)
ул. Советская ул. Гагарина
Количество автомобилей всех типов
Ул. Советская- 139 Ул. Гагарина- 28
Предложения по улучшению качества воздушной среды:
Сравнительная диаграмма выбросов при условии модернизации двигателей.
Выброс угарного газа (г/км)
до модернизации после модернизации
Дата заполнения: _______ Ф.И.О. заполняющих:_______________________
Приложение 5.
Задание: 1. Подготовить плакат и презентацию с темой урока и фотографиями, иллюстрирующими проблему загрязнения атмосферы.
2. Подготовить тематический монтаж в защиту окружающей среды.
В защиту воздуха
Мы здесь сегодня говорим
О том, что всем знакомо:
Что очень часто мы сорим
На улице и дома.
Что все отходы за порог
Бросаем, как попало
И до тех пор, пока здоров.
Забот об этом мало
Очистка воздуха, похоже,
Всегда обходится дороже,
Чем серый ядовитый дым,
Но ведь дышать-то нужно им!
Где засыхают сосны, ели
И нам недолго до постели.
Так что дешевле заплатить,
Чем всем в больницу угодить.
Итак, ресурсы и здоровье,
Наш отдых, красоту земли
Бездумно ставят по угрозу
Природы славные сыны,
Которых гордость ослепила,
Которым все подай сейчас
И для которых , мощь и сила
Важнее воздуха в сто раз.
Вот как дела-то обстоят
На шарике земном.
И надо срочно мир спасать,
В котором мы живем!
Список литературы:
А.Б. Воронцова. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя – М.: Просвещение, 2011.
Господникова М.К. и др. Проектная деятельность в начальной школе. Волгоград: Учитель, 2012.
Кондратьева Е.П. Проект: проблемы, поиск, опыт. Учебно-методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации учителей начальных классов.-Чебоксары, 2007.
Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников//Начальная школа. - 2006, №1.
Кравец Т.Н., Телеганова М.В., Спутай С.Младшие школьники проводят исследование //Начальное образование.- 2005, №2.
Методология учебного проекта: Материалы городского методического семинара, М.: МИПКРО. 2001.