Методическая разработка "Использование технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" как важное условие социализации детей и подростков"
Методическая разработка "Использование технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" как важное условие социализации детей и подростков"
Цель работы: создание условий для развития социальных компетенций учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Использование технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" как важное условие социализации детей и подростков"»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
"Падунская средняя общеобразовательная школа"
Методическая разработка
«Использование технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» как важное условие социализации детей и подростков»
Выполнила:
Рерих Людмила Владимировна,
учитель начальных классов
2013
Содержание
Введение……………………………………………………………………………………3
1. Теоретические основы технологии РКМЧП…………………………………………. 5
2. Обоснование возможности использования технологии РКМЧП на уроках
литературного чтения и русского языка………………………………………………… 9
3. Опыт внедрения технологии РКМЧП на уроках литературного чтения………….. 10
4. Сценарий урока с использованием технологии РКМЧП…………………………… 12
5. Заключение…………………………………………………………………………….. 18
6. Список используемой литературы…………………………………………………….19
Введение
Сегодня главным, ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения становится развитие ( интеллектуальное, творческое, нравственное).
Системы образования в любой стране призваны способствовать реализации основных задач социально- экономического и культурного развития общества, ибо именно школа готовит человека к активной деятельности в различных сферах экономической, культурной, политической жизни общества. Поэтому роль школы, как базового звена образования, чрезвычайно важна. Американский педагог Ф.С.Шлехти, ссылаясь на опрос многих бизнесменов, работодателей подчёркивает, что на вопрос: «Что вы хотите от школы?» получал один и тот же ответ: «Нам нужны люди, которые умеют учиться самостоятельно». Современный и будущий работодатель заинтересованы в таком работнике, который: умеет думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы (т.е. применять полученные знания для их решения); обладает критическим и творческим мышлением; владеет богатым словарным запасом, основанным на глубоком понимании гуманитарных знаний.
Таким образом, выпускник современной школы должен обладать определенными качествами личности, а именно: гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применять их на практике для решения проблем, иметь возможность найти в жизни свое место; самостоятельно критически мыслить, быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить; грамотно работать с информацией, делать необходимые обобщения, устанавливать статистические закономерности, формулировать аргументированные выводы и на их основе выявлять и решать новые проблемы; быть коммуникабельным, уметь работать сообща в разных областях, предотвращая конфликтные ситуации или умело выходить из них; самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня. Именно это означает успешную социализацию личности. Считаем, что использование технологии РКМЧП способствует решению данной задачи школы. Решение этих задач требует комплексных усилий не только школы, но и всего общества.
Первой целью технологии РКМЧП является формирование у школьников аналитического мышления. Эта технология решает задачи образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала; повышения культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров; повышения информационной грамотности: развитие способности самостоятельной аналитической и оценочной работы с информацией любой сложности; повышения социальных компетентностей: формирование коммуникативных навыков и ответственности за знания.
Второй целью технологии РКМЧП является возможность научить школьников такому чтению, в процессе которого информация, имеющаяся в тексте, понималась, осмыслялась, сопрягалась с собственным опытом и, в конце концов, на ее основе формировалось бы собственное аналитическое суждение.
Цель работы: создание условий для развития социальных компетенций учащихся.
Задачи: Обобщитьи систематизировать весь научный материал по данной теме; апробировать на практике методы и приемы технологии РКМЧП; наработать методические разработки уроков как возможные варианты.
1. Теоретические основы технологии РКМЧП.
В основу теоретической части методической разработки легли научно-исследовательские материалы Д.Клустера. Д.Хапберна, Д.Эстоса, Э.Поппера и др..
В данной работе мы будем говорить о развитии критического мышления, и прежде должны выяснить, что же мы будем понимать под критическим мышлением.
Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное. Никто не может думать критически за нас, мы делаем это исключительно для самих себя. Самостоятельность – есть первая и, возможно, важнейшая характеристика критического мышления.
Во-вторых, информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически.
В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. «Только сражаясь с конкретной проблемой, отыскивая собственный выход из сложившейся ситуации, ученик действительно думает». (Д.Дьюи).
В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он также сознаёт, что возможны иные решения той же проблемы, и старается доказать, что выбранный путь логичнее и рациональнее прочих.
В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими людьми, мы уточняем и углубляем свою собственную позицию.
Все пять пунктов этого определения критического мышления могут воплощаться в различных формах учебной деятельности, но самая лучшая - работа учащихся на уроках литературного чтения. А именно при изучении различных произведений процесс мышления ребенка становится видимым и, следовательно, учитель может получить представление о сформированности мыслительных операций обучающегося. Анализируя произведения дети становятся активными, мыслят самостоятельно и пользуются при этом всем имеющимся у них запасом знаний. Обучающиеся совершают поиск решения некой проблемы и предлагается найденный ответ, поэтому чтение - наиболее эффективное средство обучения критическому мышлению.
Авторы технологии РКМЧП, Д. Эстос и К. Поппер, предлагают такое определение критического мышления: «Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и следствия этих фактов. Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление. Критическое мышление не есть отдельный навык или умение, а есть сочетание многих умений».
Данная технология представляет собой систему конкретных методических стратегий и приемов, направленных на достижение следующих результатов: умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение пользоваться различными способами интегрирования информации; умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; умение решать проблемы; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение выражать свои мысли (устно и письменно ) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других; способность самостоятельно заниматься своим обучением; способность брать на себя ответственность; способность участвовать в совместном принятии решения; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми; умение сотрудничать и работать в группе. В процессе долговременного слушания или чтения теряется внимание, слабеет интерес и, как результат, снижается уровень понимания, технология РКМЧП имеет приемы, с помощью которых можно интенсифицировать процесс чтения текстов или прослушивания лекции.
Для данной технологии также чрезвычайно важна проблематика групповой работы. Работа в группе оказывает сильное воздействие на формирование мыслительных способностей. В процессе групповой работы учащиеся должны сформулировать для партнера свою мысль – перевести ее из внутренней речи во внешний план, а такой процесс всегда связан с новым осмыслением. Строго говоря, нечто только в тот момент становится мыслью, когда ее автор способен донести ее суть до слушателя. В процессе обсуждения какой-либо идеи в группе школьник встает перед необходимостью убедительно аргументировать свою мысль.
Технология РКМЧП может быть использована в различных предметных областях. Базовыми философскими аспектами технологии РКМЧП являются идея открытого общества и современное понимание культуры, предполагающее активность ее субъектов, актуальность взаимоотношений между ними и существование различных мировоззрений. Такой подход дает возможность соединить в образовательном процессе навыки различных видов интеллектуальной деятельности с навыками общения.
Принципиально важны и идея ценности личности, и создание среды, благоприятной для ее (личности) развития. Это позволяет использовать данную технологию как средство и инструмент саморазвития и самообразования человека (ученика и учителя). С другой стороны, вся учебная деятельность строится на основе субъект – субъектных, партнерских взаимоотношений между учителем и учеником, между учениками.
Технология ориентирована на воспитание у ребенка социальной ответственности. Для этого весь учебный процесс тесно увязывается с конкретными жизненными задачами, выяснением и решением проблем, с которыми дети сталкиваются в реальной жизни. Социально-ориентированное отношение к действительности, навыки коллективной работы, взаимообусловленность принципов и поступков личности – необходимые условия для формирования гражданских взглядов.
В основе технологии РКМЧП лежит базовая модель, состоящая из 3 основных фаз: 1)фаза вызова; 2)фаза реализации смысла; 3)фаза рефлексии.
1)Фаза вызова предусматривает:
Актуализацию и обобщение имеющихся у учащихся знаний;
Пробуждение интереса к изучаемой проблеме;
Побуждение ученика к активной деятельности.
Первая фаза ориентирована на актуализацию имеющихся знаний, формирование личностного интереса к получению новой информации и ценностного отношения к предмету.
2)Фаза осмысления предусматривает:
Получение новой информации;
Осмысление новой информации;
Соотнесение новой информации с собственными знаниями.
Главная задача второй фазы – активное получение информации, соотнесение нового материала с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы, определяет собственную позицию.
3)Фаза рефлексии предусматривает:
Целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации;
Выработку собственного отношения к изучаемому материалу;
Анализ всего процесса изучения материала.
Третья фаза направлена на суммирование и систематизацию новой информации, выработку собственного отношения к изучаемому материалу и формулирование вопросов для дальнейшего продвижения в информационном поле.
Технология РКМЧП предлагает оригинальные стратегии и приемы. Элементы новизны содержаться в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности.
На стадии вызова используются следующие приемы:
Прием модерации, прием составления списка известной информации, «древо предсказаний», подбор определений, проблемный вопрос, прием «Корзина идей», «мозговой штурм».
На стадии осмысления текста используются следующие приемы:
Прием «пометки на полях или инсерт», таблица ЗХУ, лекция со стопами, двухчастный дневник, толстый и тонкий вопросы.
На стадии рефлексии используются следующие приемы:
Использовать все эти методы и приемы нам помогут принципы построения уроков.
1.Принцип освоения навыков в условиях специально организованной деятельности.
Этот принцип обеспечивается особой формой организации процесса обучения, когда все участники вовлекаются в действия: выполнение упражнений, наблюдение за поведением других, анализ собственных ощущений и переживаний, сравнение собственного видения ситуации или факта с видением других.
2.Принцип максимальной активности в процессе обучения.
Все занятия предусматривают максимальный уровень включенности в деятельность каждого ученика. Используемые приемы позволяют активно участвовать в выполнении упражнений всем участникам обучения.
3. Принцип максимальной достоверности информации.
Он обеспечивается тем, что средством «извлечения» знаний является собственная деятельность участников.
4.Принцип активной исследовательской позиции.
Он должен обеспечиваться мастерством и профессионализмом педагога. Каждое упражнение должно быть поводом для анализа действий учащихся. Равенство мнения педагога и мнения каждого учащегося, предоставляется каждому возможность высказаться, рассуждать, анализировать.
5.Принцип партнерского общения.
Он тесно связан с предыдущим принципом. Он также обеспечивается мастерством учителя. Партнерское общение – это общение, при котором каждый участник учитывает интересы, эмоции, чувства, переживания тех, с кем общается. Реализация этого принципа создает в группе атмосферу открытости, доверия, которая позволяет всем экспериментировать, открыто, не боясь ошибок и насмешек, высказывать свое мнение.
2. Обоснование возможности использования технологии РКМЧП на уроках русского языка и литературного чтения.
Уроки русского языка и литературного чтения представляют богатейшие возможности по использованию технологии РКМЧП.
Во-первых, сама технология нацелена на развитие чтения и письма. Письмо очень сложный вид работы, самая трудная часть учебного процесса, но и наиболее эффективное средство обучения критическому мышлению. Общеизвестно, что нельзя развивать речь, опираясь только на предметные знания, т. к. этого явно недостаточно. Почему? Речевая деятельность без развития мыслительной деятельности невозможна. Если нет оригинальных идей, то развитие речи невозможно. Вывод, речь и критическое мышление надо развивать одновременно. Именно на это и нацелена технология РКМЧП, а также на формирование аналитического мышления, т.к. выводит на ведущие компетенции: коммуникативную, языковедческую, культуроведческую.
Во-вторых, на уроках русского языка и чтения мы работаем с текстами. В стандартах образования 2004 года заложен анализ текста, но приемы его анализа в технологическом плане разработаны слабо. Возникает противоречие, мы знаем, над чем работать, но не знаем, как работать. И возникают бесконечные вопросы. Современные методики русского языка и литературы пытаются найти ответы и оптимальные пути решения этого противоречия. Технология РКМЧП ликвидирует бреши, имеющиеся в нашей методике, и предлагает оригинальные приемы и методы работы с текстом, позволяющие развивать мыслительные операции. Возникает идеальное сочетание: богатый опыт анализа текста отечественной стилистики и методы и приёмы технологии РКМЧП.
В-третьих, в целом гуманитарные предметы представляют больше возможностей для внедрения технологии РКМЧП, чем предметы естественно-математического курса, т. к. тексты русской классической литературы выводят на дискуссию, заставляют думать, спорить, высказывать собственную точку зрения. Обращаясь к художественному тексту, ученик вступает в новый диалог – диалог с писателем, временем, культурой, познаёт неистощимый потенциал слова, окунается в удивительный мир чувств, в котором мировоззрение становится мироощущением и переживанием. На уроках русского языка и литературы применение методов и приемов технологии РКМЧП возможно практически на любом уроке, что не всегда позволяют уроки естественно-математического цикла.
В-четвёртых, главная цель любого урока – воспитание личности, человека, умеющего анализировать прочитанное, самостоятельно оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний формулировать свой взгляд на мир. Одним словом, человека не боящегося мыслить.
Современная методика преподавания, к сожалению, не всегда позволяет создать в классе комфортные условия для каждого учащегося, атмосферу творчества. Поэтому мой опыт преподавания в школе – это, прежде всего, поиск таких методов работы, которые позволили бы создавать на уроках атмосферу мыследеятельности и творчества. Я часто задумывалась над тем, почему ребятам скучно на уроках, почему современные дети не любят читать, боятся отвечать на вопросы учителя, не пишут сочинения, а механически переписывают чужие мысли. Я понимала, что только заученное правило не сделает ребенка грамотным, а выученные даты жизни писателя не помогут ученику понять то или иное произведение. Применение на уроках технологии РКМЧП способно решить эту проблему. Именно поэтому работа на уроках в рамках этой американской технологии мне показалась интересной.
3. Опыт внедрения технологии РКМЧП на уроках литературного чтения.
С технологией РКМЧП познакомилась в 2008 году. Приёмы, предложенных технологией РКМЧП, позволяют «расшевелить» ленивое мышление учащихся. Можно приучить их думать, размышлять, принимать взвешенные решения.
Позже, знакомясь с технологией проблемно-диалогического обучения, которая реализуется в рамках ОС "2100", увидела много общего.
При реализации РКМЧП на уроках русского языка столкнулась с трудностями.
Русский язык очень богат и предоставляет большие возможности, как в плане подбора материала к занятиям, так и в плане используемых методик. Именно с выбором материала к занятию и возникли первые трудности, т.к. было очень сложно отобрать из « моря» информации то, что нужно. Вторая трудность состояла в выборе используемых приёмов. Казалось бы, всё просто, бери готовые приёмы, суть которых уже ясна, подбирай к ним нужный материал, и занятие готово. Но на практике всё оказалось не таким уж лёгким. В итоге моё первое занятие получилось похожим на традиционный урок, но с элементами технологии РКМЧП.
Далее я попыталась сравнить занятий с традиционным опытом проведения уроков. В технологии РКМЧП занятие состоит из 3 стадий: стадия вызова напоминает наши проблемные уроки: сначала формируется проблема, исследование которой предлагается для самостоятельного изучения. Отличается же стадия вызова поставленными целями и ожидаемым результатом обучения.
Далее идет обычная учебная работа – чтение и обсуждение текста. Новым явилось графическое оформление материала, т.е. различные таблицы. И, конечно же, новыми были цели обучения, формы подачи материала и виды работы учащихся.
После же прочтения текста всегда возникают противоречивые мнения и новые вопросы, и ни одна идея не останется без внимания, записываются все мысли, идеи и предложения учащихся.
Вызов способствует появлению у учащихся мотивации в познании нового. Этап осмысления предполагает ввод новой информации. Последний этап – рефлексия – является особо значимым, т.к. именно здесь происходит творческое развитие ребенка, осознание им уже вновь обретенной информации. Все этапы не просто взаимосвязаны, но и взаимозависимы.
Пришло понимание, что осознанное использование предложенных технологией РКМЧП приемов и методов даст положительные результаты в процессе развития критического мышления обучаемых, если каждый учитель решит для себя две проблемы:
1)какие методы, приемы следует применить для эффективной реализации определенной цели занятия?
2)как правильно организовать осмысление учебного материала?
Первая проблема тесно связана со второй. Учитель в процессе участия в обучении учится определять: подходит ли данный прием для решения конкретной педагогической задачи или нет, в какой логике нужно выстроить приемы, чтобы решить эти задачи. А, значит, благодаря технологии РКМЧП в учебном процессе происходит соединение навыков различных видов интеллектуальной деятельности с искусством общения.
После того, как мною было проведено сравнение традиционного обучения с обучением в технологии РКМЧП, я пришла к выводу, что с помощью методов и приемов технологии критического мышления, можно значительно повысить эффективность уроков русского языка и литературы.
Поэтому следующим этапом моей работы стало введение отдельных элементов, приемов технологии РКМЧП, таким образом, учащиеся имели возможность познакомиться с «правилами игры», т.е. с приемами работы. Было сразу же заметно, что такая форма работы на уроках учащимся очень нравится.
Частота проведения этих занятий зависит от времени.
Важную роль в организации таких занятий играет групповая работа. От ее организации зависит учебное сотрудничество учащихся и педагога. Работу в группах наиболее целесообразно использовать на повторительно-обобщительных уроках, когда пройденная тема дает обширный материал для анализа, а также на уроках первоначального изучения темы.
4. Сценарий урока литературного чтения с использованием технологии РКМЧП.
Тема. В.А. Осеева «Три товарища».
Цель.
Формирование представлений обучающихся о дружбе.
Задачи.
Учить составлять характеристику героя на основе анализа его поступков, развивать умение эмоционально воспринимать текст, выражать при чтении воспитывать желание быть лучше, добрее, дружелюбнее.
Приёмы: прогнозирование по чувства и характер действующих лиц, развивать критическое мышление,
названию, древо предсказаний, кластер,
чтение с остановками, синквейн.
Ход урока.
Орг. момент. Психологический настрой.
Слайд №1. Чтение хором.
Я буду учиться.
Не буду лениться.
Я буду читать, размышлять,
О многом из книг узнавать.
I. Вызов.
1.Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение стихов С. Маршак, О. Григорьева, Э Успенского. Какое стихотворение вам показалось самым забавным? Почему? 2.Актуализация знаний. Учитель: -Сегодня работу мы начнём с притчи Леонардо да Винчи. - О чём эта притча?
Высунув голову из гнезда, орлёнок увидел множество птиц, летающих внизу среди скал. – Мама, что это за птицы? – спросил он. – Наши друзья, – ответила орлица сыну. – Орёл живёт в одиночестве – такова его доля. Но и он порою нуждается в окружении. Иначе какой же он царь птиц? Все, кого ты видишь внизу, – наши верные друзья. Удовлетворённый маминым разъяснением орлёнок продолжал с интересом наблюдать за полётом птиц, считая их отныне своими верными друзьями. Вдруг он закричал: – Ай-ай, они украли у нас еду! – Успокойся, сынок! Они ничего у нас не украли. Я сама их угостила. Запомни раз и навсегда, что я тебе сейчас скажу! Как бы орёл ни был голоден, он непременно должен поделиться частью своей добычи с птицами, живущими по соседству. На такой высоте они не в силах найти себе пропитание, и им следует помогать. Всяк, кто желает иметь верных друзей, должен быть добрым и терпимым, проявляя внимание к чужим нуждам. Почёт и уважение добываются не силой, а великодушием и готовностью поделиться с нуждающимся последним куском.
Леонардо да Винчи
Ответы детей (о дружбе, о помощи)
Учитель: - Дети, скажите, пожалуйста, что для вас обозначает слово «дружба»? - А зачем человеку друг? - Кто может быть вашим другом? - Какова тема нашего урока?
3. Сообщение темы и цели урока. Мы познакомимся с произведениемВ.А. Осеевой «Три товарища». Поговорим о дружбе и друзьях. Выясним, какой человек может быть достоин этого звания. Узнаем, что надо делать, чтобы нас всегда окружали верные друзья.
Учитель: К нам в класс пришло письмо с радиостудии. Нас просят помочь в создании радиоспектакля по рассказу В.А. Осеевой «Три товарища».
Слайд №2 Портрет писательницы. Книга «Три товарища». С чего мы начнём?
Дети: Прочитаем рассказ, познакомиться с героями произведения, с характерами персонажей, вживёмся в образ, разыграем радиоспектакль. (План работы записывается на доске и учениками).
Учитель.
Как вы думаете, о чём будет идти речь в рассказе?
Предположение детей.
О дружбе (укрепляется на древе предсказаний).
Учитель.
В конверте лежат 4 фигурки мальчиков (фигурки выставляются на доску}.
Как вы думаете, кто эти мальчики?
Дети. Это герои рассказа. Товарищи, друзья (укрепляется на древе
предсказаний).
Учитель. Кого можно назвать другом, товарищем?
Запишите свое мнение на листочках, обменяйтесь мнением с соседом.
Работа в парах.
Дети. Называют свое определение.
Составляется кластер. Слайд №3.
Физкультминутка.
П. Осмысление.
4.Знакомство с новой темой.
Учитель. Итак, мы прочитаем сейчас рассказ и проверим свои предположения. Познакомимся с героями произведения.
а) Первичное чтение текста учителем с остановками.
Чтение до слов:
- Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть,- сказал Миша....
Учитель. Как вы думаете, чем закончилась эта история? Предположение детей - мальчики поделись завтраком, Витя нашёл свой завтрак(укрепляются на древе предсказаний).
б) Самостоятельное чтение рассказа.
Учитель. Прочитайте рассказ, сравните свои предположения. Что вас удивило?
Сравнение своих предположений с текстом автора (обращение к древу предсказаний).
Дети. Удивило то, что только один мальчик поделился завтраком с Витей.
Учитель. Подходит ли название «Три товарища» к рассказу?
Почему автор назвал текст «Три товарища»? (Заставляет нас задуматься над тем, каким должен быть настоящий друг.)
в) Работа над образами героев.
Где произошёл этот случай? Почему Витя стоял в сторонке и не завтракал? Зачитайте этот отрывок. Выберите фигурку мальчика.
( Фигурки мальчиков достаточно выразительны. Витя, потерявший завтрак, стоит, опустив голову. Коля готовится откусить большой кусок белого хлеба. Миша достаёт свой завтрак из портфеля).
Как звали его товарищей? Выберите фигурки Коли и Миши. Стало ли им жалко Витю? Захотели ли они помочь Вите? Как нужно прочитать слова Коли и Миши? Найди и прочитай эти слова равнодушно.
Как повёл себя Володя? С каким чувством нужно говорить его слова?
Прочитай.
Что можно сказать о Вите?
Каким было его настроение?
Какие слова подсказывают, что Вити был расстроен?
Прочитайте слова Вити с расстроенной интонацией.
Физкультминутка.
III. Рефлексия
4.Практическая работа.
Прочитайте и обозначьте слова персонажей. Самостоятельно каждая группа готовит чтение по ролям.
Разыгрывание радиоспектакля.
Творческая работа. Работа группами.
Как бы вы поступили в такой ситуации?
Как вы думаете, как будут развиваться события дальше? Придумайте
продолжение рассказа.
7.Игра «Собери пословицу».
Слайд №4
В народе сложено много пословиц о дружбе. Пословицы рассыпались.
Друзья познаются в беде.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Сам погибай, а товарища выручай.
Старый друг лучше новых двух.
Какова тема нашего урока?
С чем на уроке мы познакомились?
Кто из героев соответствует всем характеристикам настоящего друга?
(обращение к кластеру).
Сколько на самом деле друзей оказалось у Вити?
Что значит быть хорошим другом?
В.Составление синквейна. Своё понимание слова «товарищ». Слайд №5.
Кто? Товарищ.
Какой? Верный, надёжный.
Что делает? Поможет, поддержит, -подскажет.
Основная мысль. Не бросит в беде одного.
Вывод. Настоящий
9.Обобщение ответов.
Чему учит нас этот рассказ?
В рассказе нет прямых советов. Автор показывает жизненную сценку. Читая,
мы сочувствуем одним героям и осуждаем других. Художественное
произведение даёт нам возможность разобраться в человеческих
отношениях.
10.«Лесенка успеха» (нарисована на ватмане, крепится к доске). Оцените свою работу на уроке.
Дети крепят на лесенке кружочки, в зависимости от того, как они оценили свою работу.
Я работал хорошо
Я мог работать лучше
Я работал плохо
11. Домашнее задание. Придумать ситуацию, в которую может попасть Витя, чтобы ему требовалась помощь товарищей. Как поведут себя остальные персонажи рассказа?
Урок заканчивается песней
«Настоящий друг»
автор слов - Пляцковский М., композитор - Савельев Б.
Слайд №6. На фоне песни картинки на тему «дружба».
Заключение
По результатам у обучающихся наблюдается: 1)Возрастание мотивации к образовательному процессу, развитие их мыслительных возможностей, гибкости мышления. 2)Наблюдается положительная динамика в освоении общеучебных умений и навыков, а именно возросли: умение определять тему текста; ставить вопрос; выявлять авторскую позицию; аргументировать свою позицию; выделять главное; выделить и сформулировать проблему; сформулировать свою точку зрения.3)Учащиеся научились преодолевать в себе некоторые комплексы в общении, отстаивать свое мнение, наблюдается рост желания вступить в диалог, поделиться информацией.
Предложенная технология позволяет реализовать цели развития критического и творческого мышления, умений объективной оценки и принятия решений. Эта технология позволяет решать одну из главных задач, а именно социальную компетентность, формируются коммуникативные навыки.
Особенностью этой технологии является не объём знаний или количество информации, уложенное в голову ученика, а то как он умеет управлять информацией: искать наилучшие способы, находить смысл, применять в жизни не присвоенные готовые знания, а конструировать свои, которые рождаются в процессе обучения.
Технология ориентирована на воспитание у ученика социальной ответственности. Она развивает качества гражданина открытого общества. При организации обучения по этой технологии создаются условия, направленные на веру в успех. Учебная деятельность учащегося по данной технологии – это деятельность по самоизменению личности.
Литература
1. Бодалев, А. А. Личность и общение [Текст] / А. А. Бодалев. М., 1978.- С. 237-240.
2. Громова, О. Критическое мышление – как это по-русски [Текст] / О. Громова. Первое сентября. - 2001.- С.3
3. Загашев, И. О. Умение задавать вопросы [Текст] / И. О. Загашев. Перемена, весна. - 2001. - №4. - С. 8-13.
4. Заззо Р. Психическое развитие ребенка и влияние среды [Текст]: Вопросы психологии / Р. Заззо. - 1967. №2. - С. 8-10.
5. Заир-Бек, С. И. Технология развития критического мышления посредством чтения и письма [Текст] / C. И. Заир – Бек. Педагогика. - 2003. – 156 с.
6. Клустер, Д. Что такое критическое мышление? [ Текст] / Д. Клустер Критическое мышление и новые виды грамотности. - М.: ЦГЛ,- 2005. - С. 5-13.
7. Ксензова, Г. Ю. « Перспективные школьные технологии». Технологии в системе образования [Текст] / Г.Ю. Ксензова Е. В. Педагогическое Общество России. - 2001. - 224c.
8. Любичева, Е. В. Диалог с художественным текстом [Текст] / Е. В. Любичева. Сага, Азбука-классика. - 2005.
9. Майорова, Н. П. Обучение жизненно важным навыкам [Текст] / Н. П. Майорова. «Образование – культура». – 2002.
10. Обухов Л. Ф. Концепция Шана Плаже: за и против [Текст] / Л. Ф. Обухов. – М., 1981. С. 108-110.
11. Плаже Ш. Роль действий в формировании мышления [Текст]: Вопросы психологии. / Ш. Плаже. – 1965. - №6. – С. 6.
12. Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии [Текст]: сборник докладов научно- практической конференции " Глобальные телекоммуникации в образовании" / Е. С. Полат. -1996. - С. 15.