kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая статья. Духовно-нравственное воспитание школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Духовно - нравственное воспитание младших школьников средствами урочной и внеурочной деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая статья. Духовно-нравственное воспитание школьников.»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Школа № 77 города Донецка»















ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ













Выполнила:

учитель начальных классов

Твердохлебова Галина Валерьевна













2017г.







Духовно – нравственное воспитание младших школьников средствами урочной и внеурочной деятельности

В детстве человек должен пройти

эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств»

В.Сухомлинский

В настоящее время вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из важных проблем современного общества. Перед общеобразовательной школой, семьёй ГОС ставит задачу воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Её решение связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника. Актуальность данной задачи очевидна, т.к. во все времена стоял вопрос: «Как воспитать подрастающее поколение, чтобы оно было опорой в будущем, несло в себе то положительное, что уже опробовано, испытано?»

Я считаю, что решение этого вопроса следует искать в истоках народной педагогики. Творческое применение и развитие исторически сложившихся народных традиций обучения и воспитания должны определять направления развития педагогической теории и практики в современной школе. Но, наивно полагать, что народная педагогика способна решить все сложные проблемы бытия, хотя можно с уверенностью утверждать, что глубокое знание педагогики народа, его культурного наследия поможет сделать мир добрее и чище.

В начальной школе закладывается фундамент духовно-нравственных представлений об окружающей среде на основе патриотических, культурно-исторических и православных традиций .

Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. Каким же должен быть идеал? Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях народа .

В государственном стандарте общего образования духовно - нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены, как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом «Об образовании».

В концепции духовно-нравственного воспитания формулируются цели и задачи воспитания и социализации обучающихся, раскрывается система базовых национальных ценностей, лежащая в основе учебно-воспитательного процесса, определяются основные формы и методы духовно-нравственного развития гражданина в процессе урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в партнерских отношениях с семьей, институтах гражданского общества. Стандарт устанавливает, что программа воспитания и социализации должна быть направлена на духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к национальным ценностям.

Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость. Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения.

Несомненно, важное место в воспитании духовно-нравственного развития принадлежит урокам. В содержание учебного материала заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина ». Средствами разных предметов в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой родине, своему народу, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам , к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам.

Так, например учебники «Литературное чтение» содержат литературные тексты мастеров художественного слова, детских писателей, фольклорные произведения, литературные тексты исторического содержания, работая с которыми дети постигают простые и вечные истины добра, сострадания, сочувствия, любви к другим людям, к Родине, чувство патриотизма и гордости за свою страну. Именно знакомство с литературой Древней Руси приближает к постижению красоты истинно народной речи, глубины её философского смысла. Произведения Древней Руси несут особое воспитательное значение, дает возможность окунуться в быт Древней Руси, познать нравы и обычаи наших предков, приобщиться к духовному миру древнерусского человека.
Огромную роль на уроках играют и народные пословицы. Они отражают богатство языка. Некоторые пословицы требуют не простого объяснения, а исторического комментария и справки. В пословицах отражается быт, обычаи и нравы народа, конкретные исторические события. Например, опираясь на содержание сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович», развиваю у детей представления о таких нравственных качествах людей, как: трудолюбие, доброта, тактичность и т.д. Автор начинает сказку с пословицы: «Нам даром, без труда ничего не дается, - недаром исстари пословица ведется…». Это начало помогает детям понять смысл произведения. В русской народной сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» важное место занимает взаимодействие брата и сестры, испытание этих отношений жизненными обстоятельствами. При чтении «Сказки о рыбаке и рыбке», «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкина дети делают выводы о том, что добром воздаётся тем, кто живёт, следуя нравственным законам: «Не убий», «Почитай отца и мать», «Не лги», «Не завидуй», а к тем, кто нарушает заповеди, приходит возмездие. Знакомясь на уроке со сказками отечественными и зарубежными, дети видят, как богат и разнообразен мир сказки и как при этом едины у всех народов и наций нравственные оценки, выраженные в сказке: добро всегда сильнее зла, добро всегда вознаграждается, а зло наказывается.
Изучая произведения Н. Н. Носова, В. Ю. Драгунского развиваю такие важные качества, как дружба, взаимоотношение друзей. Например, рассказ «Друг детства» В. Драгунского учит верности в дружбе, даже если друг – это просто плюшевый медвежонок. Воспитание духовно - нравственных чувств детей происходит особенно успешно, если они осознают идею художественного произведения и мотивируют поступки героев.

На уроках русского языка часто провожу работу по обогащению словарного запаса учащихся. . Предлагаю учащимся поработать над понятиями: сострадание, уважение, забота, чуткость, сопереживание, любовь, нежность, сердечность, сочувствие, миролюбие, совесть, благородство, стыд, память, жертвенность, чувство вины, порядочность, угрызения совести. Стараюсь научить ребят не только объяснять значение нового слова, но и пользоваться изученным на практике. Этому помогают образцы употребления слов – готовые словосочетания и предложения, которые могут быть прочитаны, а затем записаны под диктовку. Поле усвоения новой лексики предлагаю выполнить творческую работу, например, вставить в текст пропущенные по смыслу слова или написать сочинение – миниатюру с использованием новых слов. Опыт небольших творческих работ нужен детям, в них проявляется их личностное отношение к окружающему миру, ценность и радость бытия.

На уроках математики тоже возможно поводить работу по духовно-нравственному воспитанию младших школьников. Поэтому я обязательно обращаю внимание на сюжетные задачи. Текстовые задачи, включённые в учебники для начальной школы, содержат богатый материал для нравственного воспитания. В процессе решения задач обязательно провожу краткую целенаправленную беседу. По воспитательной направленности задачи можно сгруппировать следующим образом:

• задачи о труде, воспитывающие бережливость, ответственность;

• задачи, отражающие достижения науки, техники, трудовую жизнь людей;

• задачи, направленные на формирование духовных интересов, воспитывающие чувство прекрасного;

• задачи по охране окружающей среды, воспитывающие чувство любви к животным, бережное отношение к природе, понимание её красоты.

Например: В первый день посадили 6 саженцев деревьев, а во в торой на 5 больше. Сколько всего деревьев посадили?

В задаче говорится о том, как Катя собирала с мамой грибы, а Коля поливал огород.- Что можно сказать о Коле и Кате? Кто из вас помогает своим родителям? Ребята смастерили сначала 4 кормушки, а потом ещё 3. Сколько кормушек смастерили ребята? и д.р

Приведённый пример задач действительно можно использовать в воспитательных целях, что такого характера задачи ориентированы на духовно-нравственное развитие младших школьников.

Учебники курса «Окружающий мир» дают мне возможность формировать знания о природе, человеке и обществе, работать над осознанием характера взаимодействия между ними и на этой основе воспитывать экологическое отношение к окружающему миру. Учебники расширяют представления учащихся о своем крае, природных условиях и ресурсах, об особенностях взаимодействия человека, природы, общества; воспитывают бережное отношение к природе и продуктам труда человека, формируют чувство сопричастности к жизни страны и гордости за свой народ и историю.

Музыка и изобразительное искусство технология помогают решать задачи патриотического, эстетического воспитания учащихся, творческого отношения к жизни.

  • Непременным условием формирования способностей воспринимать объекты православной культуры в структуре процесса учебного познания, является применение на уроках методов работы, вызывающих творческую активность. Дети очень любят мастерить, раскрашивать, лепить, вырезать и т.д. Эту способность и использую на занятиях, чтобы дети лучше запомнили изучаемый материал.

  • Готовим сувениры в подарок родителям. Рождественский венок. Пасхальные корзиночки.

  • Расписываем пасхальные яйца гуашевыми красками.

  • Пасхальная салфетку вышиваем.

  • изготавливаем поздравительную пасхальную открытку.

Почти все предметы предполагают проектную деятельность.

Неотъемлемой и важнейшей составляющей образовательно-воспитательного процесса является внеурочная деятельность школьников.

Это диспуты, классные праздники, поездки в театр, музеи, классные часы.

Огромное значение в воспитании личности имеют школьные традиции.

- дни знаний, день здоровья, праздник осени, день матери;

день именинника, новогодний карнавал.

- спортивные мероприятия: «В здоровом теле - здоровый дух.

-масленица, праздник книги;

- интеллектуальные марафоны, кругосветки;

- научно – практические конференции и др.

Одной из форм учебно-воспитательного процесса является экскурсия.

Экскурсии – важнейшее средство формирования и развития нравственных качеств личности младшего школьника. В своей работе я использую разные виды экскурсий

1. Экскурсии в природу

2. Экскурсии, знакомящие с трудом людей.

3. Обзорные экскурсии .

Чтобы увидеть ребенка в процессе образования, его надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность.

В.А. Сухомлинский писал:  «Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на молодую, формирующуюся личность. От чуткости учителя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам».

В своей работе стараюсь:

  1. Научить ребёнка видеть красоту внешнюю, т.к. от внешнего мира красоты возвышается душа.

  2. Дать знания о христианском понимании устройства мира: связи красоты рукотворной нерукотворной.

  3. Дать знания и показать на примерах жития святых, как строилась система отношений христиан: к ближним.

  4. Научить анализировать свои поступки, руководствуясь совестью, как нравственным критерием (какой я?) и сформировать нравственную потребность взаимодействия с окружающим миром на основе бескорыстной любви.

  5. Постановка детям нравственного идеала. Высший нравственный идеал для человека – любовь к Отечеству.

  6. Развитие исторической памяти. Нельзя строить будущее, не зная прошлого.

Мои ученики с большим желанием участвуют в различных творческих конкурсах:

И ещё хотелось бы сказать об очень важном моменте в воспитании духовно-нравственной личности. Детство - это цветущий луг, залитый солнцем, по которому бежишь без оглядки к далёкому горизонту. И как важно, чтобы рядом с тобой был любящий, опытный наставник. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не является примером нравственного и гражданского поведения для ученика. Важно не только научить, но и вдохновить своим примером. Сделать себя добрее, чище – значит сделать таким мир вокруг себя.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Методическая статья. Духовно-нравственное воспитание школьников.

Автор: Твердохлебова Г.В.

Дата: 18.05.2017

Номер свидетельства: 416749


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства