Методическая разработка "Формирование коммуникативных навыков у младших школьников - фундамент для успешного обучения"
Методическая разработка "Формирование коммуникативных навыков у младших школьников - фундамент для успешного обучения"
В разработке представлены методы и формы работы по развитию ко коммуникативных навыков младших школьников. Для учвоения речевых средств и языковых правил рекомендуются основные приёмы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Формирование коммуникативных навыков у младших школьников - фундамент для успешного обучения"»
Развитие речевой коммуникации у детей младшего дошкольного возраста - фундамент успешного обучения в школе
На основе развития интереса к предметам и явлениям окружающего мира следует учить детей воспринимать обращенную речь взрослых. Есть такое выражение: «дети слушают, но не слышат, смотрят, но не видят». Поэтому основой обучения является развитие восприятия – формирование умений вслушиваться в речь, понимать ее содержание, а также сосредоточиваться, «настраиваться» на восприятие речи. С целью развития восприятия обращенной речи можно использовать речь взрослых как средство регуляции детской деятельности. Речь взрослого по своей форме и назначению может как ограничивать действия детей («Нельзя»), так и побуждать к действиям, совмещаться с действиями или завершать их («Будем мыть руки» – «Моем руки» – «Вымыли руки»). Адекватное выполнение действий детьми говорит о правильном восприятии и понимании обращенной речи. Таким образом восприятие речи взрослого подготавливает детей к овладению более сложными функциями речи – регулирующей и планирующей. В дальнейшем необходимо поддерживать у детей все возрастающий интерес к окружающим явлениям, предметам, игрушкам, картинам, к самим взрослым и на основе устойчивого интереса совершенствовать восприятие более сложных оборотов речи, в том числе и различных вариантов предложений. Развитие восприятия речи взрослых осуществляется на протяжении всего срока обучения детей в дошкольном учреждении. На основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности происходит развитие речевых средств путем обогащения словаря, уточнения лексических и грамматических значений слов. Видимый предмет и слово, его обозначающее, предстают перед ребенком одновременно и воспринимаются как единое целое. Слово по мере усвоения его лексического значения закрепляется в понятии о предмете. Следующая задача тесно связана с развитием умения пользоваться речевыми средствами в общении. На основе имеющихся речевых средств осуществляется развитие речевого общения. Развитие коммуникативной функции речи необходимо строить в соответствии с общепсихологическим закономерностями развития речи детей в норме. Сначала необходимо вызывать у детей речевую активность. По мере появления активной речи необходимо развивать у детей самостоятельность в пользовании словом, желание употреблять его в коммуникативных целях, т.е. в общении. Речь детей может быть отраженной. Эта форма речи возникает в ситуации, когда взрослый, назвав предмет (признак или действие), сразу же задает вопрос о его названии. Ребенок находится в облегченных речевых условиях: предмет – перед глазами и не нужно припоминать слово для ответа, оно только что прозвучало в речи логопеда. Самостоятельная речь в общении детей может возникнуть не произвольно. Поэтому необходимо поощрять импульсивные детские высказывания, в какой бы форме они не возникали: звукоподражание, слово, словосочетание, предложение. Необходимо учить детей пользоваться звукоподражанию с целью тренировки их артикуляционного аппарата, расширение речевой активности. На основе развития интереса к окружающим предметам надо учить детей обращенной речи в форме простых вопросов: кто это? Что это? Где была? Куда ходила? При этом допустимо обращение к взрослым на ты. На основе усвоенных речевых средств необходимо учить детей пользоваться переносом слов из одной темы в другую. Это содействует и развитию мышления. Например, при изучении темы «овощи» дети знакомятся со словами круглый, зеленый, красный, большой, маленький. Уточнение значения этих слов и дальнейшее их усвоение осуществляется при изучении темы «фрукты», а широкая активизация слов возможна значительно позже – при ознакомлении с животными: круглая голова; красный бантик у кошки; зеленый коврик, на котором лежит кошка. Развитие речевой коммуникации связанно не только с накоплением запаса слов, но и с усвоением правил их употребления. Эти правила усваиваются детьми, как и речь в целом, практическим путем постепенно: сначала – через восприятие речи взрослого, затем – в отраженной речи и наконец, применяя их в самостоятельной речи. К этим правилам относятся различные изменения слова в зависимости от сочетания его с другими словами в том или ином высказывании. Это прежде всего согласование слов в роде, числе и падеже, выражаемое их окончаниями; употребление слов с различными смысловыми оттенками, которые выражаются суффиксами и префиксами; образование новых слов по законам данного языка и т.д.
Большое значение в развитии у детей понимание речи, усвоении речевых средств и языковых правил практическим путем приобретает комментирующая речь. Когда ребенок начинает пользоваться отраженной речью, нужно давать ему готовый образец подражания. Развитие речевой коммуникации включает следующие задачи. Во-первых, необходимо учить детей употреблять в самостоятельной речи придаточные предложений типа чтобы пить, чтобы слушать, чтобы смотреть в ответах на вопросы взрослого, начинающиеся со слов: «Зачем нужен…(рот, уши, глаз)?» Во-вторых, надо учить детей употреблять слова в полной и уменьшительно-ласкательной форме: зайка, зайчик, заяц, заинька; мишка, мишенька, мишутка и т.д. С целью получения разных ответов на один и тот же вопрос педагог может побуждать детей такими обращениями: «А как можно назвать зайца (медведя и т.д.) ласково?» В-третьих, полезно активизировать в речи детей простейшие фразы из сказок в ходе их инсценировок: «Я – волк» – «Я – лиса» — «Иди к нам жить» (сказка «Теремок»). В-четвертых, необходимо обучать детей произвольному запоминанию коротких стихов, потешек. И наконец, по мере ознакомления детей со своей группой, с помещениями детского сада нужно развивать ориентировку в окружающем: понимание расположения предметов в пространстве и относительно друг друга в пределах групповой комнаты, участка и других помещений; усваивание их названий и по мере усвоения использование в коммуникативных целях (на окне, на столе, на полке, в уголке, в шкафу, в чашке, за окном, за шкафом). В результате обучения дети должны приобрести следующие навыки речевого общения: *осознанно воспринимать речь взрослых (вслушиваться в речь окружающих, правильно выполнять словесные инструкции); *активно пользоваться звукоподражаниями * пользоваться в общении ситуативной речью как по побуждению взрослых, так и по собственной инициативе. Самым важным достижением детей за первые три месяца обучения следует считать появление у них речевой активности и желания говорить. Все дети в общении начинают активно пользоваться речью, охотно отвечают на вопросы взрослых на занятиях, по своей инициативе вступают в общение с воспитателями, друг с другом. Основные синтаксические конструкции, которыми дети пользуются в общении, — слово-предложение, словосочетание. В дальнейшем дети должны приобрести следующие навыки речевого общения:
*понимать и уметь употреблять грамматические формы единственного и множественного числа (один-много), полную и уменьшительно-ласкательную форму слов; *употреблять существительные в сочетании со словом много (много кубиков, много мишек, столов, игрушек и т.д.), а также полную и уменьшительно-ласкательную форму слов (дом-домик); *пользоваться в ответах придаточными предложениями (чтобы пить, чтобы слушать, чтобы смотреть). Самыми важными достижениями ребенка за учебный год следует считать следующие накопление определенных речевых средств и овладение умением пользоваться ими в общении с окружающими; усвоение лексических и некоторых грамматических значений слов и правильное употребление их в организованной учебной ситуации и вне её; овладение некоторыми простыми структурами предложений в побудительной и повествовательной форме. В дальнейшем обучение необходимо строить с опорой на первоначально заложенный фундамент, т.е. на перечисленные выше навыки. Простейшая ситуативная речь, возникая в раннем возрасте, не исчезает с появлением контекстной речи, а сосуществует с нею. Поэтому решение новых, более сложных задач должно сочетаться с простыми