Методическая помощь "Взаимодеятельность учителя и ученика"
Методическая помощь "Взаимодеятельность учителя и ученика"
Проблема качественного проведения урока с разнообразными формами работы извечна, как и сам урок. Используя и обобщая опыт коллег, предлагаю на рассмотрение технологическую карту совместной работы учителя и ученика на различных этапах урока.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая помощь "Взаимодеятельность учителя и ученика"»
Донцова Наталия Георгиевна,
учитель начальных классов
Горловской специальной общеобразовательной
школы – интерната I-II ступеней № 16 МОН ДНР
Технологическая карта взаимодеятельности учителя и обучающегося
на соответствующих этапах урока
Аннотация
В технологической карте взаимодействия учителя и обучающихся представлены разнообразные виды и формы деятельности учителя и содержание деятельности обучающихся соответственно основным этапам урока. В данном материале предлагается результативное использование дидактических приёмов и методов обучения для эффективного освоения образовательных программ на ступени начального образования. Применение указанных форм успешного педагогического взаимодействия учителя и обучающихся позволяет сберечь физическое и психическое здоровье учителя и обучающихся, достичь психологического комфорта на уроке.
Ключевые слова: план деятельности, виды и формы деятельности, дидактические приёмы и методы обучения.
Задача школы учить детей не для школы. Не просто дать знания, а научить учиться – вот задача учителя. Научить ориентироваться в непростом реальном мире можно, решая практические и жизненные задачи.
Если учителю с первых минут урока удаётся сделать активной эмоциональную сферу обучающихся, то у них просыпается желание настойчиво и плодотворно работать.
Роль учителя состоит в том, чтобы реализовать план деятельности, который был составлен в начале урока. С этой целью учитель организовывает смену форм и видов деятельности (индивидуальная – парная – групповая; репродуктивная – частично-поисковая – творческая; письменная – устная; изучение нового материала – закрепление – контроль). Обучающиеся выступают активными исполнителями плана урока. Им предоставлена возможность свободного выбора, самостоятельного составления учебных заданий. Кроме этого, на уроке предусмотрена физическая активность ребят: они могут перемещаться по классу, создавать группы сменного состава, использовать справочную литературу. Такая деятельность обучающихся координируется и корректируется учителем.
Использование активных методов обучения даёт возможность младшим школьникам не только слушать учителя, но и постоянно сотрудничать в режиме диалога и высказывать свои мысли. Но не все виды деятельности необходимо сразу использовать на одном уроке. Учитель имеет право выбрать 1 – 2 направления и изменить их в системе уроков.
Работа по такой методике способствует повышению самостоятельности обучающихся в процессе учебной деятельности и эффективной работе учителя с учениками (табл.1)
Таблица 1 Технологическая карта взаимодеятельности учителя и обучающегося на соответствующих этапах урока
№
этапа урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающегося
Варианты дидактических приёмов
Активные методы обучения
1
Стимул и мотивация учебно-познавательной деятельности
Мотивация к деятельности. Организация целеполагания. Ожидание результатов деятельности. Привлечение учеников к самостоятельному составлению плана работы или усовершенствованию его.
Осознание цели деятельности, которая предполагается. Представление об ожидаемых результатах.
Чтение темы урока
( доска, учебник и др.)
Определение перспективы в усвоении темы урока.
Выбор и аргументация целей урока среди других данных.
Определение личных возможностей выполнения задания.
«Микрофон», «Мозговая атака», работа в паре, работа в малых группах и др.
2
Работа с информацией:
открытие нового знания;
усвоение и формирование знаний, навыков и умений
Реализация плана. Коррекция деятельности. Хронометраж управление временем. Помощь, поддержка учеников, которые не имеют развитых навыков самостоятельной работы. Содержательное консультирование обучающихся. Создание общего мажора. Учитель организовывает смену форм и видов деятельности:
парная;
индивидуальная;
групповая;
репродуктивная;
творческая;
частичная;
письменная;
устная;
изучение нового материала;
закрепление;
контроль.
Такие изменения происходят согласно плану урока. Ученики могут перемещаться по классу.
Выполнение деятельности. Контроль по промежуточным результатам. Самопроверка. Коррекция деятельности. Осмысление причин неудачи деятельности.
Создание условий для использования учащимися необходимых планов, алгоритмов, памяток, которые побуждают к успешному самостоятельному выполнению учебного задания.
Создание условий для выполнения учениками задания до конца, получение результата.