Место и роль портфолио в системе контрольно-оценочной деятельности. Технология работы с портфолио ученика
Место и роль портфолио в системе контрольно-оценочной деятельности. Технология работы с портфолио ученика
Под портфолио (в широком смысле слова) обычно понимают способ фиксации, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Место и роль портфолио в системе контрольно-оценочной деятельности. Технология работы с портфолио ученика»
Место и роль портфолио в системе контрольно-оценочной деятельности.
Технология работы с портфолио ученика.
Под портфолио (в широком смысле слова) обычно понимают способ фиксации, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения.
Портфолио (портфель достижений) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является системой, объединяющей возможности накопительной (итоговой) оценки и формирующего оценивания. Существенным преимуществом портфолио по сравнению с другими формами оценивания является то, что предметом оценки и последующего совершенствования являются не только предметные достижения обучающегося, но и личностные и метапредметные результаты.1
Этот «портфель достижений» представляет целый диапазон способностей, склонностей, интересов ребенка, позволяет учитывать и оценивать результаты в деятельности учебной, творческой, социальной, коммуникативной, а также даёт возможность увидеть динамику развития личности.
Особая ценность портфолио состоит в том, что оно позволяет увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, зафиксировать и оценить способность практически применять приобретённые знания и умения. Тем самым эта форма оценивания удачно дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, используемые при текущем, промежуточном, рубежном и итоговом контроле, которые, как правило, направлены на проверку уровня освоения отдельных элементов системы опорных знаний и умений учащихся. Портфолио ориентирован:
- на демонстрацию динамики достижений в образовательном контексте;
-на самоорганизацию собственной учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, рефлексия)
Портфолио реализует следующие функции образовательного процесса:
Диагностическую: фиксируются изменения и рост показателей за определенный период времени.
Целеполагания: поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом.
1.Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования. / М.: Просвещение, 2012.
Мотивационную: поощряет детей, педагогов и родителей к взаимодействию в достижении положительных результатов.
Содержательную: максимально раскрывает спектр достижений и выполняемых работ.
Развивающую: обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания от класса к классу.
Рейтинговую: показывает диапазон и уровень навыков и умений.
В этом учебном году я приняла 1 класс. На сегодняшний день для учащихся начальной школы предлагают несколько видов портфолио. Проанализировав различные портфолио, я остановилась на пособии А.В. Иванова. На мой взгляд, данная брошюра является оптимальным способом организации накопительной системы оценки. В увлекательной форме детям рассказывается, что такое портфолио, из каких частей он состоит, как правильно собирать и хранить материалы портфолио. Книга включает большое количество интересных заданий. Работа с ней позволит накопить и систематизировать полезную информацию об учебных и внеучебных достижениях ребенка, урочных и внеурочных результатах деятельности, развить навыки простого самоконтроля, самооценки и самоанализа. В дальнейшем брошюра включается в итоговый портфолио выпускника начальной школы. Книга имеет понятную структуру, необходимые пояснения к заданиям и может использоваться родителями самостоятельно. Для учителей начальных классов разработано методическое пособие с подробными рекомендациями о том, как правильно организовать работу с учащимися и их родителям по формированию портфолио.
Принципы формирования портфолио:
- универсальность содержания – структура портфолио предоставляет возможность отразить информацию, которую можно использовать при осуществлении процедур поощрения, мониторинга учебных и внеучебных достижений учащегося;
- вариативность – ученик имеет право выбора направлений, объёма и форм предъявления информации;
- технологичность – портфолио – инструмент проектирования индивидуальной траектории развития ученика, процессов самонаблюдения, самоконтроля;
- востребованность материалов портфолио – презентация материалов в рамках системы мероприятий по оценке качества образования.2
Брошюра – организатор «Мой портфолио. 1 класс» (автор А. В. Иванов) состоит из пяти тематических разделов:
_________________________________________________________________________________________________2 Иванов А.В. «Портфолио в начальной школе»: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / А.В.Иванов // 2-е изд. – М.: Просвещение , 2012
«Фоля и Фолик дают советы»
«Презентация моих увлечений и размышлений»
«Презентация моих учебных достижений»
«Мои итоги за год»
«Мастерская портфолио»
Каждый раздел включает темы, организованные по разворотному принципу.
Первый раздел брошюры «Презентация моих увлечений и размышлений» содержит следующие темы:
«Это Я»
«Тайник моего портфолио»
«Мир моих интересов»
«Мои дошкольные достижения»
«Когда закончу первый класс, я научусь»
«Мой репортаж о первом сентября»
«У меня есть такой плюс»
«Читаю, слушаю, смотрю»
«Мои увлечения»
«Вот моё творчество»
Данный раздел предоставляет установочную информацию для первичного знакомства детей с понятием «портфолио», принципами работы с брошюрой – организатором, требованиями и правилами подготовки портфолио. Важная роль при этом отводится совместной работе детей и родителей.
Каждая тема даёт возможность продемонстрировать начальные навыки письма, способность копировать образец, способности производить элементарные измерения, проявлять сообразительность, самостоятельность, фантазию, продемонстрировать свои творческие умения – это первый шаг к созданию своего первого портфолио – важного документа для взрослой жизни.
Главная цель данной работы - поддержание у детей постоянного стремления пополнять свой портфолио новыми материалами и наглядно продемонстрировать свою успешность в этой деятельности. Информация данного раздела может быть использована для самооценки своей активности в заполнении портфолио, а также оценки этого процесса со стороны взрослых, служить в качестве источника информации, отражающего индивидуальный прогресс в работе с портфолио.
Следующий раздел «Презентация моих учебных достижений» включает темы:
«Учусь самостоятельно оценивать свои успехи», а также ряд повторяющихся тем:
«Спидометр успехов»
«Самооценка за четверть»
«Кружки и секции, в которых я занимаюсь»
«Совместные дела с моим участием»
«Чего не хватает в моём портфолио»
Работа с данным разделом осуществляется в течение соответствующей четверти и завершается с началом новой. Здесь предложены задания, с помощью которых ребенок может самостоятельно оценить свои успехи. Очень важно при выполнении таких заданий не навязывать собственного мнения и не предлагать готовых решений.
«Спидометр успехов» - это форма регулярной оценки обучающимися своей учебной деятельности. Данные задания в первом классе выполняют в большей степени функцию полигона, где ребенок учится:
ставить перед собой конкретные задачи самооценки учебной деятельности;
осуществлять самоконтроль своей деятельности по самооценке;
практиковаться в оценке своей ученой деятельности;
структурировать критерии самооценки;
анализировать накопленные материалы;
использовать накопленные материалы для обобщенной самооценки;
использовать отзывы учителя для оценки своей деятельности.
Работа со «Спидометром успеха» проводится в три этапа. Первый этап - обучение технике заполнения «Спидометра успеха» - рисованию стрелки. Цифру «10» определяем как «идеальный, лучший результат», а «0» - как отсутствие любого результата. Второй этап охватывает вторую и третью четверти. Вместе с детьми обсуждаем критерии оценки результатов. Уровень развития данных способностей у обучающихся я отражаю в отзывах по итогам четверти. На третьем этапе использую осознанное отношение к самооценке, для стимулирования стремления использовать её для улучшения своих образовательных успехов. По итогам года материалы «Спидометров успехов» включаются в раздел «Работы» как материалы, демонстрирующие прогресс обучающегося в самооценивании и самоконтроле.
Результаты самооценивания обсуждаются индивидуально. Я уделяю основное внимание тому, как дети объясняют те оценки, которые они себе поставили, и рекомендую, с одной стороны, не переоценивать свои достижения, а с другой – избегать недооценки. В конце четверти провожу индивидуальные обсуждения итогов самооценивания за определенный период и помогаю каждому ребенку составить соответствующую таблицу. В каникулы я формирую и записываю отзывы в портфолио каждого обучающегося. Отзывы должны быть объективными, с акцентом на успехи и содержать краткие предложения о том, как улучшить свои результаты. Эти отзывы являются еще одним видом обратной информации для родителей.
Цель раздела «Совместные дела с моим участием» - продемонстрировать готовность обучающегося к целенаправленной деятельности со сверстниками, умение действовать в команде, проявлять инициативу, работать на общую цель, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Это некоторая конечная цель, которая должна быть отражена в портфолио и сформирована с помощью данной темы в брошюре-организаторе.
Раздел «Мои итоги за год» состоит из тем:
«Учусь общаться и, общаясь, учусь»
«Я могу самостоятельно»
«Мои олимпиады, конкурсы, соревнования»
« Мои полезные дела»
«Физкультуре – ура! Здоровью – да!»
«Мои учебные достижения»
Данные темы в течение года формируют у детей понятия «знание» и «умение». Учащийся отражает только лучшие результаты. После того как ученик заполнит все таблицы и итоговое задание, родители пишут пожелания с учётом своего представления о достижениях ребёнка. В конце четвёртой четверти все обучающиеся представляют свои портфолио. Подводится итог, определяются цели деятельности для работы в следующем классе.
Цель заданий раздела «Учусь общаться, общаясь, учусь» - помочь обучающемуся и учителю оценить достижения ребенка в сфере общения и коммуникаций. Косвенно они позволяют дать самооценку владению устной речью и русским языком в целом. Поскольку общение всегда имеет двусторонний характер, у детей есть возможность получить информацию о результатах своего общения.
Таким образом, рабочий Портфолио как инновационный продукт носит системный характер. В образовательном процессе начальной школы он используется как: процессуальный способ фиксирования достижений учащихся; копилка полезной информации; наглядные доказательства образовательной деятельности ученика; повод для «встречи» школьника, учителя и родителя.
Одна из задач портфолио – учесть весь комплекс лучших достижений обучающегося, которые он самостоятельно отобрал. Учащиеся должны демонстрировать как конкретные формы деятельности, так и лучшие достижения образовательных результатов. Поэтому учителя гимназии дополнили портфолио Иванова А.В. дополнительными разделами: «Портфолио работ» и «Портфолио документов».
Портфолио работ - это собрание формальных и творческих работ, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых учащимися факультативных учебных занятий, реализуемых в рамках образовательной программы гимназии.
Примерами такого рода работ могут быть:
- по русскому языку и литературному чтению, иностранному языку – диктанты и изложения, сочинения различных видов, аудиозаписи монологических и диалогических высказываний, «дневники читателя», иллюстрированные «авторские» работы детей, материалы их самоанализа и рефлексии и т.п.;
- по математике – математические диктанты, оформленные результаты мини-исследований, решение учебно-практических задач, математические модели, аудиозаписи устных ответов, материалы самоанализа и рефлексии и т.п.;
- по окружающему миру – дневники наблюдений, оформленные результаты мини-исследований и мини-проектов, интервью, аудиозаписи устных ответов, творческие работы, материалы самоанализа и рефлексии и т.п.;
- по технологии – фотографии продуктов исполнительской деятельности, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии и т.п.;
- по физкультуре – дневники наблюдений и самоконтроля, самостоятельно составленные расписания и режим дня, комплексы физических упражнений, материалы самоанализа и рефлексии и т.п.
Также в эту папку учащиеся помещают систематизированные материалы текущейоценки, проводимой учителем начальных классов, учителями -предметниками, педагогом -психологом, организатором воспитательной работы: оценочные листы, материалы и листы наблюдений за процессом овладения универсальными учебными действиями; результаты специальных испытаний (при необходимости).
В данном разделе портфолио у моих первоклассников находятся следующие материалы: «Личностная оценка результата освоения учебной программы по математике» (предметные результаты), «Личностная оценка результата освоения учебной программы по русскому языку» (предметные результаты),оценочный лист “Главное, чему я научился в 1-м классе», «Мониторинг отслеживания динамики техники чтения» и т.д.
В «Портфолио работ» находятся материалы стартовой диагностики УМК «Школьный старт» (авт. Беглова Т.В., Битянова М.Р., Теплицкая А.Г), «Учимся учиться и действовать» (авт. Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г., Беглова Т.В), а также результаты и материалы тематических проверочных работ, материалы итогового контроля.
В раздел «Портфолио документов» учащиеся помещают документы, подтверждающие различные достижения ребенка: дипломы, грамоты, благодарности, сертификаты, свидетельства, удостоверения. Эти материалы в большей степени характеризуют достижения обучающегося в рамках внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности (результаты участия в олимпиадах, конкурсах, смотрах, выставках, концертах, спортивных мероприятиях и т.д.)
Сегодня я могу подвести некоторые итоги работы с портфолио. В апреле было проведено анкетирование с учащимися с целью выявления отношения к портфолио. На вопрос «Нравится ли тебе вести портфолио?» 100% опрошенных ответили «Да». А на вопрос «Какой раздел тебе нравится больше всего?» мнения распределились следующим образом: «Презентация моих увлечений и размышлений»- 52 %, «Презентация моих учебных достижений»- 48 % , «Портфолио документов» - 95%.
Хочется отметить, что значительно повысился уровень активности учащихся во всех сферах деятельности. По данным диагностики, проведенной педагогом - психологом, у детей сформировался высокий уровень мотивации обучения - 54%, средний – 34%, низкий – 12 %. Ребята с удовольствием участвуют в конкурсах и олимпиадах различного уровня, предлагают свои варианты конкурсов. Уже сегодня я могу сделать вывод, что введение технологии «портфолио» дало ощутимые положительные результаты.
Наряду с этим следует отметить трудности, с которыми я столкнулась при создании и работе с портфолио: подмена участия детей родителями, субъективность мнений учащихся, формальный подход к ведению портфолио, фрагментарность.
Преодолевать трудности помогают родители. В начале учебного года, когда дети только начинали работать над портфолио, без помощи родителей обойтись было просто невозможно. Конечно же, по мере того, как дети взрослели и приобретали опыт работы с портфолио, эта помощь постепенно сводится к минимуму. С самого начала работа ребенка строилась таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. Например, «Спидометр успеха» учащиеся заполняли по субботам вместе со взрослыми. Кроме этого, дети не умели писать. Существенен вклад родителей и в формирование у детей навыков целеполагания. Немало времени посвятили они, чтобы помочь своим детям в составлении планов на неделю, в анализе их достоинств и недостатков. На первичном этапе, когда ученики не имеют ещё прочных навыков самоанализа, такая помощь неоценима. Могу утверждать, что, благодаря участию большинства родителей в работе над детским портфолио, удалось не только глубже посвятить родителей в проблемы их детей, не только помочь детям раскрыться с новой (часто неожиданной для родителей) стороны, но и удалось сформировать у школьников высокий уровень мотивации к учебной, познавательной, творческой и общественной деятельности.
Материал портфолио собирается не один год, а в течение всего периода обучения. Портфолио ученика начальных классов является одной из составляющих системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и играет важную роль при переходе ребенка в 5 класс средней школы для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.
По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов «портфеля достижений», делаются выводы о:
сформированности у обучающегося универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования в основной школе;
сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности — мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.
В конце 4 класса классный руководитель пишет характеристику на каждого ученика.
Все выводы и оценки, включаемые в характеристику, должны быть подтверждены материалами портфолио и другими объективными показателями.
В характеристике даются общие объективные сведения о выпускнике (фамилия, имя, возраст, класс, образовательная среда дома и поддержка семьи, уровень здоровья), отмечается уровень достижения планируемых результатов по отдельным учебным предметам, по междисциплинарной программе «Чтение и работа с информацией», уровень сформированности универсальных учебных действий.
На основе материалов портфолио указываются основные образовательные достижения выпускника в отдельных областях, отмечается вклад семьи и школы в достижения учащегося. Отмечаются также проблемные зоны и даются обоснованные рекомендации по организации образования на следующей ступени обучения.
Характеристика каждого выпускника начальной школы заслушивается и утверждается решением педагогического совета общеобразовательного учреждения.
Таким образом, инновационная технология «портфолио» помогает активизировать образовательную активность учащихся, делает их более уверенными в себе, и как следствие, более успешными.
Проанализировав работу по созданию портфолио, можно сделать вывод – портфолио является мощным стимулирующим средством, которое позволяет в значительной степени активизировать деятельность учащихся, развивать в них инициативность. Ценность портфолио состоит в том, что данная технология является средством активизации личностного развития. Портфолио позволяет максимально раскрыть индивидуальные возможности учащихся, способствует повышению самооценки школьника, содействует развитию мотивации дальнейшего личностного роста.
Список используемой литературы
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования. / М.: Просвещение, 2012.
Иванов А.В. «Портфолио в начальной школе»: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / А.В.Иванов // 2-е изд. – М.: Просвещение , 2012