Просмотр содержимого документа
«Межпредметная интеграция на уроках в первом классе в условиях обновления содержания образования»
Филатова Алена Вячеславовна
учитель начальных классов
ГУ «Кушмурунская средняя школа №121
отдела образования акимата
Аулиекольского района»
Е-mail: alena_filatova_1992 @list.ru
МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ НА УРОКАХ В ПЕРВОМ КЛАССЕ В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
АҢДАТПА
Проблеманың өзектілігі түрлі пәндерді білу интеграциясымен негізделеді.
Мақсаты: интеграцияланған сабақтырың көмегімен төменгі сынып оқушыларының уәжделегі мен танымдық белсенділігін арттыру.
Әдісі: теориялық көздерінің анализі және тәжірибелік эксперименттік жұмыс.
Нәтиже: оқытуда интеграциланған сабақтарының қолданылуы төменгі сынып оқушыларының қызығушылықтарын арттырады.
Қорытындылар: интеграцияланған сабақтар оқу уәждемегін жоғарылатады, төменгі сынып оқушыларының шығармашылық және танымдық белсенділігін,қиялдарын дамытады.
Өзекті сөздер: интеграция, қызығушылық, белгенділік, дамыту, ойлау.
АННОТАЦИЯ
Актуальность проблемы обосновывается интеграцией знаний из разных предметов.
Цель: повысить мотивацию и познавательную активность младших школьников с помощью интегрированных уроков.
Метод: анализ теоретических источников и опытно-экспериментальная работа.
Результат: использование интегрированных уроков в обучении повысило интерес младших школьников.
The relevance of the problem is justified by the integration of knowledge from different subjects.
Purpose: to increase motivation and cognitive activity of younger students with the help of integrated lessons. Method: analysis of theoretical sources and experimental work. The Result: the use of integrated lessons in learning has increased the interest of younger students. Conclusions: integrated lessons increase educational motivation, develop creative and cognitive activity imagination of younger students.
В современном Казахстане идет становление новой системы образования, которая ориентирована на мировое образовательное пространство.
В концепции 12-летнего среднего общего образования Республики Казахстан определена главная цель — формирование и развитие образованной, творческой и конкурентно-способной личности. Образование должно стать таким, чтобы выпускники казахстанской школы могли легко продолжить обучение не только в пределах нашей страны, но и в зарубежных вузах.
За последнее время изменилось не только содержание школьного образования, но и сама цель обучения. Учителю начальных классов нужно научить школьников не только читать, считать и писать, но и привить навыки решения творческих задач, поиска и анализа нужной информации, а также потребность в мотивации к обучению.
В условиях действия нового стандарта во многом изменяется организация обучения.
Главной из особенностей обновлённого содержания образования является межпредметная интеграция через сквозные темы.
Интеграция знаний из различных предметов осуществляется с помощью интегрированного урока. Такие уроки помогают развивать образное мышление, творческую и познавательную активность, повышать учебную мотивацию, снимают утомляемость и перенапряжение учащихся за счёт переключения с одного вида деятельности на другой. Интегрированный урок строится на основе какого-то одного предмета, который является главным. Он предполагает возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс. Каждый ученик имеет возможность проявить себя в той области, которая ему ближе и применить на практике полученные знания. Учителям необходимо продумывать организацию учебной деятельности школьников на интегрированных уроках: сосредоточить внимание на главных идеях, преподнести материал в занимательной, интересной форме, организовать творческий поиск познавательной деятельности, учитывая особенности младших школьников. Ученики быстро утомляются на уроках, а чередование предметов подогревает интерес и активизирует познавательную деятельность.[3, c.400]
В своей практике я использую интегрированные уроки или интеграцию на одном из этапов урока. Уроки математики образуют тесную интеграцию с художественным трудом. При изучении темы «Как измерить длину» учащиеся изготавливали мерки из цветного картона. После этого ребята активно приступили к измерению своими мерками в парах. Для того чтобы учащиеся научились отличать пространственные фигуры от плоских фигур на уроке мы лепили конус, шар, пирамиду, куб из пластилина. Благодаря этой работе развивается воображение младших школьников, мелкая моторика, кроме того ученики отлично запомнили пространственные фигуры. Большой интерес вызвал у первоклассников интегрированный урок по теме «Число и цифра 8» с естествознанием. Отправившись в путешествие по морскому царству, ребята узнали много интересного о жизни осьминогов, активно выполняли задание в группах и парах. Далее в своей работе я стала чаще применять интеграцию с естествознанием. На одном из уроков математики мы отправились на виртуальную экскурсию. На данном уроке ученики не только научились находить неизвестную часть равенства, но и узнали, люди каких профессий работают на стройке и в чём заключается их работа.
Урок математики можно интегрировать также и с уроком физической культуры. На уроке, тема которого «Взаимообратные действия» рассматривали зимние виды спорта. Эта интеграция позволяет расширять кругозор младших школьников и приучать их к ведению здорового образа жизни.
На уроках обучения грамоте младшие школьники приобретают первоначальные навыки чтения и письма, одновременно у детей формируется мышление и развитие речи. Всё это требует от младших школьников устойчивого внимания. Для повышения интереса учащихся интегрирую обучение грамоте с другими предметами. За счёт регулярной смены деятельности в течение урока внимание учащихся поддерживается на высоком уровне, снимается утомляемость, перенапряжение, повышается познавательный интерес. Для поддержки интереса на уроках использую занимательные и игровые формы, загадки, дидактические игры, инсценирование. В своей работе я использую приёмы, которые помогают научить детей сочинять. Например, вставить в стихотворную строчку пропущенное слово, а также игры, направленные на развитие творческих способностей детей: «Продолжай-ка», «Поймай рифму», «Угадай-ка», «Что лишнее?». Эти приёмы активизируют творческие способности младших школьников». Урок обучение грамоте интегрирую с уроком музыки. Например, на этапе урока закрепления знаний о парных согласных Г-К первоклассники активно участвовали в музыкальной инсценировке сказки «Колобок». Такой вид деятельности развивает воображение и речь младших школьников.
В своей практике урок обучения грамоте я интегрировала с уроками познания мира и естествознания. Так, например, изучение темы «Составляю рассказ о зиме» связан с уроком «Что такое погода?». На этом уроке школьники узнали характерные признаки времён года, познакомились с условными обозначениями погоды. На одном из уроков обучения грамоте мы отправились в путешествие по Казахстану. Для расширения кругозора младших школьников и патриотического воспитания были продемонстрированы интересные уголки нашей Родины. Кроме того, урок-путешествие способствует снятию нервной нагрузки за счет смены деятельности, развивает коммуникативные умения и навыки, поддерживает устойчивый интерес к изучаемому материалу на протяжении всего урока.
Чаще всего уроки познания мира и естествознания интегрируются с художественным трудом. При изучении темы «Космос» мы отправились в путешествие, для этого ученикам нужно было изготовить ракету из цветного картона и бумаги, описав свой летательный аппарат. Это развивает пространственное мышление, воображение, речь и фантазию учеников.
По моему мнению, интегрированные уроки помогают заинтересовать и вовлечь каждого учащегося в активную познавательную деятельность. Дети на этих уроках работают легко и с интересом усваивают материал. Кроме того, интегрированные уроки положительно влияют на развитие самостоятельности младших школьников. Содержание их, обучающая деятельность учителя обращены к личности ученика, так что эти уроки способствуют всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов учащихся, побуждают их к обобщению знаний. Интегрированные уроки дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать творческие способности.
Проведение интегрированных уроков требует особой продуманности и логической взаимосвязи изучаемого материала по различным предметам на всех этапах изучения. Это успешно достигается за счёт компактного использования учебного материала программы.
В форме интегрированных уроков следует проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов. Благодаря непривычному ходу урока, дети меньше подвержены утомляемости, так как новые условия привычных уроков вызывают интерес и активность. Но важно помнить, что частое использование интеграции на уроках может привести к нежелательным результатам. Такие уроки нельзя проводить часто, так как они теряют новизну и интерес.
Используя межпредметную интеграцию в своей практике в учебном процессе, готовлю учащихся к восприятию новых понятий, закрепляю ранее полученные знания, расширяю кругозор учащихся, развиваю творческие способности учеников. Благодаря межпредметной интеграции происходит нравственное воспитание учащихся.
Таким образом, хочется сказать, что интеграция предметов в начальной школе - реальная потребность времени и необходима всем тем, кто заинтересован в формировании всесторонне развитой личности.
Список литературы:
www/strategy2050.kz
Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы /www.edu.gov.kz
Потапова Е.Н. Интегрированные уроки в начальной школе или как создать у младших школьников целостную картину мира. М.: Новая школа,2002.С.400.