kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методы развития критического мышления и приемы их реализации при интерактивномобучении на уроке

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как опытные, так и начинающие учителя начальных классов все чаще обращаются к интерактивным технологиям обучения, что продиктовано необходимостью перехода на новую образовательную парадигму (от «образования на всю жизнь» к «образованию через всю жизнь»).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методы развития критического мышления и приемы их реализации при интерактивномобучении на уроке»

Бекмулдина Гульайым Кенесовна

Учитель начальных классов

Западно-Казахстанская область г. Уральск №26 СОШ


МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ПРИЕМЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИ ИНТЕРАКТИВНОМОБУЧЕНИИ НА УРОКЕ

Современная отечественная система общего образования стоит на новом этапе переосмысления. Переход общества к принципиально новой культуре, центр которой «все более смещается на индивидуальность и индивидуальное сознание (я думаю по-другому, но ты думаешь так, и я хочу это понять)» актуализирует образовательные технологии интерактивного типа.

В инновационной модели общего образования внимание акцентируется на формировании личностно-смысловой сферы ученика, где образование личности происходит в процессе овладения творческими способами решения научных и жизненных проблем, развития рефлективного мира, собственного «Я», осознания первопричин и смысла происходящего вокруг, то есть, речь идёт об умении критически мыслить.

Критическое мышление используется в ситуации принятия решения, выбора, формирования и оценивания альтернатив, прогнозов, интерпретации и оценки мнений и точек зрения, ведения переговоров и разрешения конфликтов.

При этом думающий использует навыки, которые обоснованы и эффективны для конкретной ситуации и типа решаемой задачи. Указывается, что для критического мышления необходим набор ключевых навыков, включающий в себя наблюдательность, способность к интерпретации, анализу, выведению заключений, способность давать оценки. Эмоциональность, творческое воображение, ценностные установки также являются составными частями критического мышления .

Технология обучения критическому мышлению включает три этапа, точно ориентированные на познавательную деятельность: вызов (побуждение) - осмысление - рефлексия (таблица 1).

Таблица 1 – Этапы занятия с использованием методов развития критического мышления (КМ) и приёмы их реализации при интерактивном обучении на уроке:

Деятельность педагога

Деятельность ученика

Возможные приемы и методы КМ

1 фаза - стадия вызова

Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы.

Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответы.

Составление списка «известной информации», рассказ; предположение по ключевым словам; систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения и т.д.

Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведется индивидуально - в парах - в группах.

2 фаза - стадия осмысления

Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».

Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации.

Методы активного чтения:
- маркировка с использованием значков «V», «+», «-», «?» (чтение с пометками);

- поиск ответов на поставленные в первой части занятия вопросы и т.д.

Непосредственный контакт с новой информацией (презентация, фильм, материал учебника, учебного пособия), работа ведется индивидуально или в парах.

3 фаза - стадия рефлексии

Вернуть учащихся к первоначальным записям

-предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.

Ученики соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления.

Заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей; возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям; ответы на поставленные вопросы; организация устных и письменных столов; написание творческих работ (синквейн, эссе) и т.д.

Поведение итогов занятия (рефлексия), организация обратной связи, заслушивание мнений, отношений к теме, определение степени понимания.

Говоря об организационных особенностях технологии обучения критическому мышлению необходимо остановится на принципах интерактивного обучения. Так, по мнению В.П. Гусакова, можно выделить следующие принципы их реализации на уроке:

Принцип целеполагания.Педагог должен иметь иерархию целей: целей всего обучения, целей на каждое занятие и каждый конкретный период жизненного цикла группы. Цели относятся как к группе в целом, так и к отдельным участникам. Они могут трансформироваться в зависимости от конкретного состава участников. Для обеспечения работы группы необходимо соблюдение групповых норм и правил, которые преподаватель доводит до участников в начальной фазе занятия. К этим правилам относятся: правило активности, правило «здесь и сейчас» и т.д.

Постановка цели (проблемная ситуация).

Привлекаю детей к постановке цели:

Как вы думаете, какую цель мы поставим на уроке?(тренироваться вести счет в прямом и обратном порядке, называть «соседей» чисел, вспомнить то, что изучали в 1классе).

Принцип установки.Принцип установки заключается в следующем: начиная учебное занятие, надо дать установку ученикам на определенную тему. В психологии этот начальный элемент играет большую роль для дальнейшего развертывания действий, воздействия и саморазвития. Для занятия должна быть выбрана одна стержневая идея, которая фиксируется в его названии. Педагогу следует провести вводную беседу, актуализировать учеников на определенную проблему, ознакомить с тенденциями, дать информационную установку.

Как и в предыдущем уроке, можно вспомнить и исполнить песенки про числа (до 20, круглые десятки), посчитать количество предметов в классе (столы, стулья, счетный материал и пр.) Далее провожу игру «Найди числа». Для этого нужно повесить плакат (или несколько плакатов) с числами от 0 до 20 вразброс.

Цель игры – быстро и правильно найти и показать числа последовательно в прямом или обратном порядке Задачу можно усложнить – называть числа через один или через два.

Принцип активности. Принцип активности предполагает активное и постоянное вовлечение участников в коллективную работу. Активность ученика создает условия для более развитой внутренней мотивации, формируя тем самым благоприятные условия для того, чтобы материал был не просто воспринят, но и усвоен по существу, заинтересованно. Участие каждого ученика (вовлеченность) в коллективной работе позволяет сконцентрировать умственные и эмоциональные усилия участников на анализе и осмыслении происходящих в группе явлений. Главное правило - запрет высказываний: «я не могу», «я не знаю».

Используя модели двузначных чисел, предлагаю записать число в виде суммы десятков и единиц. Можно разбить детей на группы или пары. Далее модель

Рассматриваем другими детьми и проверяется, соответствует ли сумма указанному числу и его модели. Формулирует правило: чтобы разложить число на сумму разрядных слагаемых, надо записать сумму круглых десятков и единиц этого числа.

Принцип диалога.Диалог - это основа интерактивного общения, позволяющая повышать активность учеников. Диалог в процессе обучения является своего рода цепочкой к мысли и ведет к дальнейшему разворачиванию других элементов деятельности. В диалоге ученики могут поделиться опытом, который является открытием для других.

Обсудить, для чего людям дан язык, какие значения есть у этого слова.

Принцип сочетания коллективной и индивидуальной самостоятельной работы ученика в учебно-познавательном процессе. Интерактивное обучение требует сочетания коллективной (работа группой, подгруппой, в парах) и индивидуальной форм обучения. Групповая форма выполняет важную педагогическую функцию - она помогает воспитывать коллективизм, дружбу, товарищество, чувство взаимопомощи.

Выразительное чтение стихотворения. Учащиеся пробуют рассказать стихотворение с помощью картин в учебнике. (К) Изучение памятки для выразительного чтения. Выразительное чтение стихотворения учащимися.

Принцип проблемности.Участвуя в упражнениях, деловых играх, групповых дискуссиях, члены группы должны приобретать знания, умения, навыки, путем преодоления трудностей, эмоционально переживая ситуации. Получение знаний должно быть пережито каждым участником и стать его личным опытом (рефлексия).

Проверка понимания содержания текста Л. Каминского «Начинаю новую жизнь». Выполнение тестового задания №1 в тетради «Что я знаю и умею».

Исследовательский принцип.Обучение организуется таким образом, чтобы любая ситуация, моделирующая управленческую деятельность, являлась доступным предметом исследования для группы. Группа (5-6 человек) исследует ситуацию и находит правильное решение самостоятельно. Педагог лишь способствует этому, но не предлагает готовых решений. Учащиеся к решению проблемной ситуации и к выводам приходят самостоятельно.

Стратегия чтения «Шапка вопросов».Ученик формулирует вопросы по прочитанной сказке на листочке бумаги и кидает в шапку вопросы, проверяющие знание текста. Однако «Шапка вопросов» как прием требует некоторой формализации, чтобы сделать его универсальным. Во-первых, необходимо четко сформулировать перед ребятами учебные задачи. Во-вторых, формулировать таким образом, чтобы данные задания можно было выполнить на всех учебных предметах.В шапку размещаются вопросы, требующие репродукции знаний. Они могут начинаться со слов: Когда …?Сколько ...?Кто ...?Что ...?Почему ...? (поиск причинно-следственных связей) Как ...? (описывающие какие-то процессы)Итак, вопросы шапки позволяют упрочить и увеличить багаж знаний.

Принцип моделирования.Моделирование ставит перед учениками серьезную проблему, которую они должны решить в предложенной обстановке, где они вместе с одноклассниками играют определенные роли, встречающиеся в реальной жизни. Моделирование вовлекает учеников в абстрактную или вымышленную ситуацию, которая представляет собой упрощенный, но живой пример реального события.

Детям предлагается практическая работа со счетным материалом. Дети составляют модели чисел и дают характеристики числам.

Принцип свободного пространства.В классе должна быть создана возможность свободного перемещения, передвижения участников занятия, их расположения по кругу, объединения в микрогруппы (по 3-5, 7-8 человек) и индивидуального уединения. Исходя из этих позиций, желательно внедрить свободное перемещение учеников при выполнении самостоятельных заданий.

Сравнить свои увлечения и увлечения героев стихотворений.

Принцип новизны.Для поддержания активности участников обучения необходимо обеспечивать в каждых последовательных деловых играх, каждых упражнениях и дискуссиях новизну, как в содержательном, так и в формальном плане. Новизну обеспечивать путем смены партнеров в различных видах внутригруппового взаимодействия.

Стратегии чтения, прием «Море вопросов». Для того чтобы научить детей задавать вопросы разной сложности, разных уровней, есть немало стратегий. Стратегия «Море вопросов» (или «Дерево вопросов»).

Цель: научиться задавать к тексту вопросы разной сложности. Простые вопросы – поверхностные (в «Море вопросов») – это вопросы, ответы на которые четко прописаны в тексте. Как правило, эта категория вопросов начинается со слов: КТО...? КОГДА...? ЧТО...? ГДЕ...? и т.д. (Приложение № 2)

Принцип обратной связи.Для объективации поведения используется обратная связь в реализуемом поведении участника группы. Обратная связь обеспечивается с помощью просмотра видеозаписи групповых событий и высказывания мнений другими членами группы. Когда обратная связь идет от группы, то у объекта этой обратной связи появляется возможность объяснить, например, отрицательную оценку его деятельности, необъективности партнеров.

Учащиеся по теме урока задают друг другу поверхностные вопросы.

Принцип диагностики.Педагог должен постоянно осуществлять диагностику группы (состояние, сплоченность, активность и т.д.) и каждого ученика и то, как далеко группа продвинулась в развитии. Результаты диагностики необходимо не только для совершенствования процесса обучения, но и для самосовершенствования методики интерактивного преподавания.

Принцип рефлексии.Рефлексию собственных действий и целей необходимо осуществлять, опираясь на результаты диагностики, затем можно планировать свои действия на следующий этап. Причем вначале ставится определенная цель, затем выбирается средство ее достижения.

Отмечает, что из перечисленного вы сумели узнать и чему научиться сегодня на уроке:

определять разрядный состав двузначных чисел, раскладывать на сумму разрядных слагаемых; раскладывать двузначное число на сумму разрядных слагаемых, по сумме разрядных слагаемых записывать двузначное число.

Принцип успешности завершения дела (принцип позитивизма. После каждого проведенного занятия в заключение необходимо проводить коллективную оценку успешности учебно-тренировочных событий за текущую встречу. Вербализация всеми участниками положительных отзывов повышает мотивацию в дальнейшей работе и общую ответственность [21].

  • Лесенка успеха. Каждая ступень — один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек.

  • Дерево успеха. Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками. Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т.д.

  • Вагончики. Каждый вагончик соответствует определенному заданию. Например, планирую провести этап закрепления, состоящий из трех мини-игр и одного творческого задания. У вас — 4 вагончика. Предлагаю своим ученикам посадить человечков (животных, оставить жетончик) в тот вагончик, задание которого выполнилось легко, быстро и правильно.

  • "Знаки" (удобно при обучении чистописанию). Прошу учащихся обвести/подчеркнуть самую красиво написанную букву, слово.

Как опытные, так и начинающие учителя начальных классов все чаще обращаются к интерактивным технологиям обучения, что продиктовано необходимостью перехода на новую образовательную парадигму (от «образования на всю жизнь» к «образованию через всю жизнь»).

Привлекательность интерактивных технологий, в особенности стратегий критического мышления, заключается в диалоговой форме общения, использовании различных видов приемов, методов, позволяющих ученику понять актуальность темы, глубоко осмыслить материал, приобщиться к опыту использования новых знаний, умений и навыков. Для учителя - это «облегченность» в организации занятий (т.к. имеется готовый перечень методов), переосмысление образовательной философии, новый подход к процедуре целеполагания, отбора учебного материала, системе оценивания. Обозначенные параметры успеха следует рассматривать в качестве составляющих образовательной среды современной начальной школы.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Автор: Бекмулдина Гульайым Кенесовна

Дата: 17.04.2019

Номер свидетельства: 507402


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства