kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методы и приемы формирования произносительных навыков в период обучения грамоте

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фонетические знания и умения необходимы для усвоения произносительных норм, соблюдение которых поможет  осуществлять    коммуникативные компетенции младших школьников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методы и приемы формирования произносительных навыков в период обучения грамоте»

Республика Саха (Якутия) Горный улус(район)

МБОУ « БСОШ с углубленным изучением отдельных предметов им. А.Н.Осипова »













Методы и приемы формирования произносительных навыков

в период обучения грамоте











Выполнила: Васильева Аграфена Егоровна

учитель начальных классов МБОУ « БСОШ

с углубленным изучением отдельных предметов

им. А.Н.Осипова »













с. Бердигестях, 2024г.

Одна из характеристик развитой личности - это овладение не только родным языком, но русским и другими языками. Усвоение правильного произношения является одним из необходимых условий овладения речевой деятельностью на русском языке. Фонетические знания и умения необходимы для формирования всех четырех видов речевой деятельности человека: слушания (аудирования), говорения, чтения и письма. Для того чтобы воспринимать слышимую речь нужно иметь развитый фонематический слух, благодаря которому мы различаем слова по их звучанию, фонетические способности помогают нам по интонации улавливать смысл, который говорящий вкладывает в высказывание ( одобрение, негодование, порицание). Фонетические знания и умения необходимы и для усвоения произносительных норм, соблюдение которых позволяет без помех осуществлять коммуникативную деятельность.

Оптимальным для усвоения второго языка является 4-7- летний возраст ребёнка. К этому времени дети уже довольно хорошо владеют родным языком , их словарный запас достигает 4-5 тысяч слов, они свободно используют наиболее употребительные грамматические формы и синтаксические конструкции. Всё это создаёт благоприятные предпосылки для обучения второму (русскому) языку. Но проблема состоит в том, что с каждым годом увеличивается число детей, поступающих в первый класс, с нарушениями фонематического слуха и восприятия звуков. Неумение различать звуки на слух и проговаривать приводит к множеству препятствий в обучении чтению и письму.

Целью первоначального этапа обучения русскому языку является формирование навыков правильного русского произношения и преодоление различных отклонений от орфоэпических норм русского языка, которые мешают акту коммуникации и отражают закономерности звуковой системы родного языка.

Устранение ошибок в произношении весьма существенно для речевого общения, т.к. искажённое произношение звуков может затруднить понимание или привести к неправильному пониманию смысла высказывания. Это обстоятельство обуславливает исключительную важность привития правильных произносительных навыков в процессе обучения русскому языку якутских учащихся.

Уже начиная с первого года обучения русскому языку, учащиеся должны усваивать русское произношение не только путём подражания произношения учителя, но также на основании осознанного усвоения самой техники образования и произношения отдельных звуков русского языка.

1)Показ и объяснение артикуляции является одним из важных методов в формировании произносительных навыков. При этом учитель не только объясняет и показывает работу органов речи, но и отрабатывает навык правильной артикуляции звуков. Объясняя различие между гласными и согласными, я использую такую формулировку: «Звуки, при произнесении которых струя воздуха проходит свободно, не встречая никакой преграды, называют гласными; звуки, при произнесении которых струя воздуха встречает во рту преграды, называют согласными».

2)Метод внутриязыкового и межязыкового сравнения, сопоставления, противопоставления. Этот метод применяю при объяснении трудных звуков русского языка: [в, ф, ж, ш, з, щ, ц ].Например, при артикуляции звуков [с ] и [ ш] дети наблюдают различие в воздушной струе: при с- холодная, при ш –тёплая, положение губ при с- в улыбке, при ш – округлены, положение языка при с- внизу, при ш – вверху.

3) Метод звукового анализа (или фонетического разбора).Этот метод занимает одно из ведущих мест на всех ступенях обучения. В зависимости от целей и задач урока фонетический разбор может быть полным или частичным. Применение полного или частичного фонетического разбора зависит от прохождения учебного материала и возрастных особенностей учащихся. При звуковом анализе применяю модели слова, схемы, значки для обозначения звуков. Работа со схемами начинается тогда, когда вводится понятие «Слог». Членение слова на слоги провожу, используя разные приёмы.

Вместе с обучением детей членению слова на слоги ведётся работа по определению ударного слога. Для того чтобы облегчить его нахождение, предлагаю учащимся «позвать» или «спросить» слово. Тогда они быстро находят ударный слог. Есть ещё один приём, помогающий научить первоклассников безошибочно находить ударный слог. Это последовательное перемещение ударения в слове со слога на слог. Только после того, как школьник научится произносить одно и то же слово, искусственно перемещая ударение, можно считать что у него сформировался способ определения ударного слога. И как всегда лучшее средство – игровая ситуация. В этом случае помогает игра « Русский, польский и французский». Суть игры заключается в следующем: «Вас пригласили сниматься в кино, где предстоит сыграть роль француза, который плохо говорит

по- русски: он все слова произносит с ударением на последнем слоге. Прочитайте слова, написанные на доске, так, как их прочитает француз: щука, курица, кукушка, муха, рыба, бочка. А теперь попробуйте как поляк. Затем как русский. А теперь выберите правильный вариант».

Д ля обозначения звуков имеются специальные значки. Они легко запоминаются детям:

- гласный, воздух идет свободно, как сквозь пустую трубочку;

- согласный твёрдый, воздух наталкивается на « перегородку»;

- согласный мягкий, язык немного передвигается;

˚

˚


- согласный звонкий (твёрдый или мягкий), присоединяется голос «звоночек»

(точка над чёрточкой);

Эти значки очень удобны для проведения игр с «живыми звуками». Каждый ученик изображает конкретный звук: он держит в руках большую фишку с условным значком звука. Из звуков составляются слова. Работа может вестись в двух направлениях: от слова к модели и от модели к словам, ей соответствующим.

Целесообразно проводить звуковой разбор в такой последовательности:

1. Скажи слово и послушай себя.

2. Произнеси слово по слогам и выдели ударный слог.

3. Протяни( выдели голосом ) первый звук в полном слове, назови чётко и охарактеризуй.

4. Обозначь выделенный звук условным значком.

5.Протяни (выдели голосом ) второй звук в полном слове, назови его и охарактеризуй. Обозначь условным значком и. т. д.

6.Проверь, получилось ли слово.

7. Какой буквой обозначается каждый звук? Объясни.

К

˚

примеру, учитель пишет на доске слово рак. Вызванный к доске ученик читает слово и говорит: « В слове рак один слог, три звука. Первый звук [ р ] – согласный, твёрдый , звонкий. Обозначаю чёрточкой с точкой; второй звук [а] – гласный , обозначаю кружочком; третий звук [к ] – согласный , твёрдый , глухой. Обозначаю чёрточкой. В слове рак первый звук обозначается буквой «эр», второй – буквой «а», третий буквой «ка». рак


Последовательность звукового анализа слов должна идти в порядке возрастающей трудности. Сначала следует анализировать слова , в которых количество звуков и букв совпадает, не имеется различий в произношении и написании, например: бак, дом, рыба, пила, урок. Затем анализировать слова, где количество звуков и букв совпадает, но есть различия между звуковым составом слова и его графическим изображением. Например: снег, мороз, лес, шина. Затем только анализировать слова, в которых нет соответствий между количеством звуков и букв, между произношением и написанием. Например: ёлка, дорогая, читает, мою.


При отборе лексического материала учителю необходимо учесть наиболее благоприятные для анализа позиции. Для гласных это сильные позиции, для согласных в зависимости от их местонахождения. Учителю важно помнить, что это очень трудоёмкая работа для якутских детей. И только правильная и систематическая организация работы может привести к хорошим результатам.

Чтобы достичь этого в период обучения грамоте использую такие приёмы:

1.Образцовое произношение самого учителя;

2.Перевод с русского на родной язык , что позволяет обратить внимание на различие слов в звучании и лексическом значении слов (дал- даль, угол- уголь, тот- тут, там- дам, кру´жки - кружки´, за´мок – замо´к, сто´ит- стои´т);

3.Подбор слов с данным звуком самими учащимися. Здесь надобно уточнить местонахождение звука ( в начале слова, в середине, в конце);

4.Воспроизведение учащимися звука изолированно и в слове;

5.Исправление произношения учащихся и новое воспроизведение ими звука вслед за учителем;

6.Чтение специально подобранных слогов, слов, предложений с данным звуком;

7. Закрепление фонетических таблиц: упражнения в правильном чтении слов;

8.Ответы на вопросы с целью закрепить правильное произношение;

9. Разнообразные тренировочные упражнения и игры по закреплению звука:

а) ауэ - эуа – уаэ – иуы- уыэ – ыиу -аиуо – оуаэ – ыоиа;

б) добавь один звук: мы- мыл - мыло – мылом;

в) доскажи слово:

су-су –су мы увидели …( лису)

сы – сы –сы - у лисы …(усы)

сны – сны – сны - лиса у …(сосны)

г) цепочки слов:сын- сыр- сор-сон- сом- сам- нам- нас- нос- рос –рис- бис…

д) слоговой аукцион: ве- (-ник, -чер, - нок, - сы, -тер, - ревка, - шалка)

е) сделай рифму: зуб –дуб- куб- суп; звено- зерно- давно- бревно;

ё) сквозной звук: коза- роза- лоза- поза

ж) составление анаграмм: сел- лес, масло- смола, сукно- конус, сорт- рост, трос

з) шутки- минутки:

Хвост с узорами, сапоги со шторами.

Тили- бом! Тили- бом! Загорелся кошкин том.

Кот плывёт по океану, кит из блюдца ест сметану.

Там ползёт зелёный лук с длинными усами.

Божья коробка, полети на небо, принеси мне хлеба.

и) предложения ловушки: На полу скребётся мишка. Крепко спит в берлоге мышка.

й) отгадывание загадок, ребусов, кроссвордов, чайнвордов;

10. Шёпотная речь. Глухие шипящие и свистящие звуки ассоциируются с таинственными ночными шорохами, шумом ветра, шуршанием листвы, шипением чайника и.т.д.

11. Заучивание наизусть считалок, дразнилок, мирилок, скороговорок, чистоговорок, пословиц, поговорок, стихотворений, физкультминуток насыщенными данными звуками.

Эти приёмы могут быть реализованы на разных этапах урока в зависимости от подготовленности класса и степени трудности материала урока. Учителю важно помнить, что самое главное в период обучения грамоте не только устранить недостатки в произношении, а насколько важно предупредить их, чтобы потом их не исправить.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методы и приемы формирования произносительных навыков в период обучения грамоте

Автор: Васильева Аграфена Егоровна

Дата: 19.03.2024

Номер свидетельства: 647427


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства