Методы формирования жизненных компетенций у обучающихся с расстройством аутистического спектра
Методы формирования жизненных компетенций у обучающихся с расстройством аутистического спектра
Подготовить детей к самостоятельной жизни – важная и очевид- ная задача школы. Это касается и детей с типичным развитием, и детей с ОВЗ, в том числе с расстройствами аутистического спектра (далее – РАС).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методы формирования жизненных компетенций у обучающихся с расстройством аутистического спектра»
Подготовить детей к самостоятельной жизни – важная и очевид- ная задача школы. Это касается и детей с типичным развитием, и детей с ОВЗ, в том числе с расстройствами аутистического спектра (далее – РАС).
Для того чтобы приступить к обучению, прежде всего следует выбрать конкретную цель и определить метод, с помощью которого эта цель будет достигнута. Это привычно и понятно в тех случаях, когда детей обучают академическим навыкам: письму, чтению, счету и прочее. Сложнее сфор- мулировать задачу при обучении навыкам, необходимым для самостоя- тельной жизни, тем более, если предстоит учить ребенка с РАС.
Жизненные компетенции – это те навыки, знания и умения, а также способы их применения, которые необходимы человеку для максимально возможного независимого и самостоятельного функци- онирования. Для некоторых детей с РАС такими навыками являют- ся самостоятельное одевание или прием пищи. Для других – умение пользоваться общественным транспортом, самостоятельно перехо- дить дорогу или разрешать конфликтные ситуации.
Таким образом, формирование жизненных компетенций становится одной из важнейших задач при обучении ребенка с РАС.
Существует несколько наиболее эффективных методов формирования жизненных компетенций: социальные истории, видеомоделирование и использование визуальной поддержки.
Для формирования многих функциональных навыков обучающим- ся с РАС требуется большое количество подсказок. В частности, это касается тех навыков, которые предполагают выполнение нескольких последовательных шагов. Практика показывает, что чаще всего учени- ки нуждаются в подсказках со стороны специалистов и родителей не в процессе выполнения отдельных действий, а при переходе от одно- го действия к другому. Для того чтобы сделать учеников максимально самостоятельными и независимыми от взрослых, можно использовать различные варианты визуальных подсказок.
В зависимости от уровня развития ученика можно использовать раз- личные варианты визуальной поддержки.
Самым простым вариантом такой поддержки является визуальное расписание.
Визуальное расписание – это разновидность визуальных подсказок, которые отображают порядок действий при выполнении навыка.
Визуальное расписание готовится индивидуально для каждого уче- ника в зависимости от того, изображения какого типа наиболее успешно распознает ученик. В качестве иллюстраций в расписании могут быть использованы как фотографии выполняемых учеником действий, так и схематичные картинки. Для учеников, которые умеют читать и понимают прочитанное, можно использовать написанное расписание.
Метод социальных историй был разработан в 1991 году. Социальные истории – это короткие рассказы, содержа- щие описание конкретных ситуаций, событий или занятий. Они вклю- чают в себя специфическую информацию о предстоящих событиях: чего стоит ожидать, и как следует себя вести.
Социальные истории могут применяться для обучения детей и подростков с нарушениями развития навыкам, относящимся к раз- личным сферам жизни:
Еще одним методом формирования и развития навыков у детей с РАС, имеющим научные доказательства эффективности, является ви- деомоделирование [3]. Видеомоделирование – это метод формирования навыков, предполагающий использование видеозаписей и демонстра- ционного оборудования, создающий визуальную модель целевого (фор- мируемого) поведения или навыка. Это простой и эффективный способ обучения функциональным навыкам детей с РАС, который является ин- тересным и увлекательным для самих учеников.
Эффективность видеомоделирования является следствием несколь- ких особенностей этого метода. Во-первых, в большинстве случаев дети с РАС лучше воспринимают визуальную информацию. Визуальные стимулы являются наиболее конкретными, а, следовательно, эффективными для обучения. Во-вторых, для многих детей с РАС просмотр видеороликов является мотивационным видом деятельности и иногда даже используется в качестве поощрения. Как известно, чем выше у ученика мотиваия к выполнению задания, тем лучше будут результаты обучения.
Примеры формирования жизненных компетенций
Одевание Цель: формирование навыка самостоятельно одеваться на прогулку. Метод: Визуальная поддержка.
Навыки, необходимые для начала обучения по программе: ребенок умеет выполнять все элементы последовательности по
одному; ребенок умеет сопоставлять предметы одежды и их изображения. Поощрением для самостоятельного выполнения последовательно-
сти действий будет доступ к приятной деятельности, например, если ребенок любит прогулки, или специальный приз.
Материалы: карточки с изображениями каждого предмета одежды на липучках или магнитах. В зависимости от навыков ребенка, мы можем ис- пользовать самые разные изображения, от схематичных до предельно кон- кретных, – фотографий ребенка, надевающего тот или иной предмет одежды.
Планшет для размещения карточек по порядку представлен на рис. 1. На планшете сверху размещается название задания, например, «Я оде- ваюсь», и фото одетого ребенка.
Контейнер «Выполнено» для тех карточек, которые ребенок снима- ет с планшета.
Процедура обучения:
Разметить карточки по порядку на планшете.
В конце списка разместить карточку с изображением поощрения.
Сказать ребенку: «Одевайся».
Направить ребенка к планшету с расписанием, направить руку ре-
бенка на нужную карточку.
Направить ребенка к соответствующему предмету одежды.
Подождать выполнения действия.
Направить ребенка к планшету с расписанием, помочь снять карточ-
ку и разместить в контейнере «Выполнено».
Повторить для каждого шага последовательности пункты 4–7.
Помочь снять последнюю карточку, взять из рук ребенка и дать
поощрение. Обучение проводится без слов. Вербальные подсказки не используются. Физические подсказки постепенно сокращаются: специалист уменьшает
интенсивность подсказки, начиная с последнего шага последовательности.
!!!метод визуальной поддержки
Цель: научить ребенка удерживать взгляд на протяжении 5–10–15– 30–45-ти секунд, затем – в течение одной минуты, далее двух-трех-де- сяти минут, пока говорит учитель.
Метод: Когда учитель начинал говорить, ребенок получал соци- альное подкрепление: «Отлично! Очень внимательно смотришь на учителя». Длительность монолога учителя постепенно увеличивалась, начиная с того временного интервала, в течение которого ребенок мог удерживать внимание без дополнительной помощи (в данном случае – с 5-ти секунд).
Пищевое подкрепление ребенок получал за то, что смотрел на учи- теля все 5 секунд, пока тот говорил.
Постепенно время монолога учителя увеличивается до 10–15–30– 45-ти секунд, до одной минуты, далее двух, трех, десяти минут. Ребенок получал печенье уже за все более и более продолжительный интервал, в течение которого он смотрел на учителя.
После месяца обучения мальчик начал смотреть на говорящего учи- теля 10 раз по 2 минуты в течение одного урока.
Результат: через полгода он в течение учебного дня смотрел на учителя 10 раз по 10 минут.