kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Методики развития памяти ребёнка для успешного воспитания, обучения и социализации "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение человеческой памяти началось много веков назад, когда человек только начинал догадываться о том, что он способен запоминать и хранить информацию, полученную из окружающей среды. При этом память всегда связывалась с процессом обучения, а попытки объяснения памяти всегда совпадали с известными на данном историческом отрезке методами хранения информации. Так, древние греки в соответствии с принятым в то время способом записи считали, что информация в виде каких-то материальных частиц попадает в голову и оставляет отпечатки на мягком веществе мозга. Память – это отпечаток перстня на воске. Именно он считал память хранилищем всех знаний.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Методики развития памяти ребёнка для успешного воспитания, обучения и социализации "»



Как интересно и одновременно сложно устроен наш мозг! Часто бывает, что человек в пожилом возрасте помнит какие-то песни или рассказы из своего детства, но забывает, куда положил очки; молодой человек знает ответы на все билеты к экзамену, но забывает взять с собой зачетку; или же ребенок может помнить в деталях, как впервые папа посадил его на велосипед, обучая кататься, но, собираясь в школу, постоянно оставляет дома сменную обувь. Давайте попробуем разобраться, как можно помочь детям максимально использовать потенциал своего мозга.

Говоря об определении слова «память», словарь Ожегова гласит: «Память - это способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений». Другими словами она предназначена для накапливания, сохранения и воспроизведения информации.

Родителям, особенно, важно знать, что память подразделяется на несколько типов: по наличию цели, по содержанию, по временным характеристикам и так далее, ведь именно родители могут и должны закладывать прочное основание для развития хорошей памяти своего ребенка. И должны они начать заниматься со своими детьми практически с рождения. Одна из главных задач, которую должны попытаться решить родители – это как можно раньше определить, к какому типу восприятия склонен их ребенок и, следовательно, выбрать наилучший для их ребенка метод подачи информации.

С целью определения, к какому типу памяти склонен ребенок, важно присмотреться к тому, что ребенок легче запоминает: возможно, это то, что он видит, или то, что слышит, или же то, что он может ощупать, потрогав руками. К примеру, ребенок может часами напролет читать стихотворение, пытаясь выучить его наизусть, и все напрасно. В таком случае, родителям стоит прочитать стихотворение, чтобы ребенок смог воспринять его на слух – в случае отрицательного результата, пусть ребенок также попробует написать слова стихотворения собственной рукой.

Следует помнить, что малыши пока не могут заставить себя намеренно что-то запомнить, этот процесс у них происходит непроизвольно, но стоит учитывать, что им легко запоминаются яркие, интересные события и занятия. Следовательно, родители должны заниматься со своими детьми в игровой, яркой, запоминающейся форме. Важно помнить: чем ярче занятие, тем дольше оно задержится в памяти ребенка. К примеру, если вы хотите, чтобы ребенок понял и запомнил, что такое красный цвет, соберите вместе много вещей красного цвета (предметы одежды, мягкие игрушки, книжки, карандаши, пластмассовое ведро и др.). Займите этими предметами как можно большую территорию и периодически повторяйте «красная юбочка, красный кубик и т. д.» Играя в подобные игры, ребенок задействует разные участки мозга, которые способствуют запоминанию.

Хотя мозг составлен очень сложно, его можно и нужно тренировать подобно обычной мышце. Как мышцы ослабевают без тренировок, также и мозг, и в частности, память утрачивают свои возможности. Общение служит одним из лучших факторов развития памяти. Поэтому родителям важно больше общаться со своими детьми, задавая им вопросы, подобные этим: «Что или кого ты сегодня видел?», «С кем разговаривал?», «Что делал?» А когда будете читать детскую книжку, пусть малыш рассматривает картинки, а вы задавайте вопросы по персонажам и их действиям.

С раннего возраста, где-то с полутора лет, можно прятать игрушку под одним из двух (позже трех) одинаковых полотенец. Ребенок должен ее найти. Такая игра не только интересна, но и способствует укреплению памяти.

С двух лет предлагайте ребенку игру «Кто ушел?». Кладем перед ним 3-4 игрушки, предлагаем ему запомнить их, затем убираем одну из игрушек, так, чтоб он не увидел какую, и спрашиваем «Кто ушел?». Подобная ей – игра «Кто пришел?». Даем возможность ребенку посмотреть, какие игрушки находятся перед ним, затем незаметно добавляем еще одну и спрашиваем «Кто пришел?». Такие упражнения развивают внимательность и зрительную память. С этой же целью можно использовать карточки с рисунками. Показываем ребенку карточку с простым рисунком (круг, овал, треугольник, квадрат), даем возможность, как следует ее рассмотреть, затем переворачиваем и просим малыша воспроизвести рисунок.

Одной из любимых может стать игра «Делай как я» - малыш должен под музыку повторять танцевальные движения или движения зарядки, показанные родителями. Это будет способствовать тренировке его двигательной памяти.

Чтобы развить ассоциативное мышление, можно предложить игру «Найди названный предмет». Для этого разложите перед ребенком карточки с нарисованными предметами. Вначале нужно рассказать ребенку о каждом изображении (клубника, огурец, апельсин), затем называем один из изображенных предметов и просим его найти. Со временем количество карточек должно увеличиваться. Можно также изменить форму игры, спросив «Что зеленого цвета?» или «Какой фрукт круглый?».

С целью развития логической памяти можно положить перед ребенком карточки, содержащие изображения животных и одну с изображением фрукта, или взять несколько кубиков и один мячик и спросить: «Что здесь лишнее?». Обязательно расспросите ребенка, почему он считает именно так.

Вы можете придумать и другие занятия и упражнения для развития памяти. Усложняйте их по мере взросления ребенка. Например, можно спросить у пришедшего с улицы сына, сколько машин стоит перед домом, есть ли среди них автомобиль красного цвета. У дочки можете спросить, например, сколько на туалетном столике мамы стоит баночек с кремом. Такие вопросы способствуют тренировке не только памяти, но и внимания, заставляют обращать внимание на повседневные мелочи. Помимо регулярных упражнений, не менее важны для развития и сохранения работоспособности памяти – правильное питание, здоровый сон, регулярные физические нагрузки и прогулки на свежем воздухе.

Изучение человеческой памяти началось много веков назад, когда человек только начинал догадываться о том, что он способен запоминать и хранить информацию, полученную из окружающей среды. При этом память всегда связывалась с процессом обучения, а попытки объяснения памяти всегда совпадали с известными на данном историческом отрезке методами хранения информации. Так, древние греки в соответствии с принятым в то время способом записи считали, что информация в виде каких-то материальных частиц попадает в голову и оставляет отпечатки на мягком веществе мозга. Платон первый среди ученых заговорил о памяти как о самостоятельном психическом процессе. Он дал следующее  определение: Память – это отпечаток перстня на воске. Именно он считал память хранилищем всех знаний.

Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, которая лежит в основе развития, обучения и социализации ребёнка.

Процесс социализации ребенка является непрерывным. Поэтому, школа и педагоги обязаны способствовать успешной социализации школьников на уроках и во внеурочное время. Будучи учителем русского языка и литературы, считаю, что на занятиях педагогу необходимо создавать ситуацию успеха для каждого ребенка, включать его в процесс, применять индивидуальный подход. На мой взгляд, на уроках необходимо ставить задачей работы воспитание толерантности, то есть воспитывать уважительное отношение к мнению других школьников, а также проявлять и реализовывать свою позицию. Думаю, во время занятий можно применить различные методы: метод стимулирования, взаимопомощь (создание проекта),групповая работа над заданием, использование сюжетно-ролевых игр, использование новых технологий (просмотр фильмов на уроке, походы в театр). Все эти методы должны оказывать положительное влияние на эмоциональное состояние школьников. Учителю необходимо проявить наблюдательность, выявить тип личности каждого ребенка. В зависимости от этого, грамотно подобрать применение того или иного метода.



«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло

в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». В.А. Сухомлинский

Методы, способы, приёмы педагога и родителей ребенка перекликаются друг с другом. Так как родители и учитель ставят перед собой единую цель- получения ребёнком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе, формирование высоких моральных ценностей.

Поэтому среди методов можно выделить следующие:

- убеждение- доказательство ребенку необходимого поведения (учитель-через литературные произведения, беседы (например, «Аленький цветочек», басни, библию), родители- приведя пример из жизни;

- методом споров, где каждый приводит свои доказательства по той или иной, а это даёт возможность в будущем сделать правильный выбор в жизненных ситуациях.

- коррекция поведения(создать условия, при которых ребёнок внесёт изменения в своё поведение в отношениях с людьми). Личностный пример – наиболее приемлемый путь к коррекции поведения учащихся. У каждого ребёнка должен накапливаться опыт социально полезного поведения, высоконравственные установки, которые позже не позволят вести себя аморально.

- Создание ситуаций для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям через организацию поздравлений, проведение сочинений, создание презентаций («Моя семья», «Моя родословная», «Как трудятся мои родители» и другие подобные темы).

Так же необходимо подбирать игры для преодоления застенчивости, замкнутости, нерешительности. Проводить тренинги, касающиеся личностных качеств; по преодолению агрессии, конфликтных ситуаций.

Реализация каждого метода воспитания. При этом реализация различных методов может быть осуществлена при помощи одних и тех же приёмов. Педагогических приёмов очень много. Например:

-приём «Взаимопомощь». Организовать так деятельность, чтобы от помощи друга зависел успех общего дела.( работа над социальным проектом ) -приём «Акцент на лучшее». В разговоре с детьми стараемся подчеркнуть лучшие черты каждого, опираясь на конкретные факты.

-приём «Добрые слова». Детям предлагается вспомнить добрые слова, которые говорят герои фильмов другим людям (при этом нужно, чтобы слова были обращены людям другой национальности, бывшим врагам и т.д.)

Беседы на тему «Не всё такое, каким кажется» Объяснить, что не всегда правильным может быть общественное мнение. Начать такой разговор можно с примера, как ошибается зал, подсказывая во время игры «Кто хочет стать миллионером»

В школьном возрасте, когда активно развивается психика, проблема развития памяти, воспитания, обучения и социализации становится одной из важнейших задач работы воспитателя, так как память во многом определяет успешность протекания личностного развития ребенка.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
"Методики развития памяти ребёнка для успешного воспитания, обучения и социализации "

Автор: Старокожева Олеся Алексеевна

Дата: 14.05.2025

Номер свидетельства: 669741


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства