Просмотр содержимого документа
«"Методики эмоционально-волевой сферы"»
Доклад
Тема: «Методики
эмоционально – волевой сферы»
Составитель: Ермакова И.А.
Иногда кажется, что коррекционных методик масса. Но это не так. В реальности существует всего несколько методологических подходов, разработавших концептуальную основу, и любая авторская методика находится или в рамках этого концептуального подхода, или на стыке нескольких подходов.
Чтобы было понятно, обрисуем так: имеется большая наука - механика, а в её рамках выделяются статика, кинематика, динамика. Так и с коррекционными методиками.
Многое из того, что называют отдельной методикой - например музтерапия - является лишь специфическим способом донесения информации через преимущества музыки, но концептуальные подходы (как строится занятие, каковы цели коррекции, как осуществляется закрепление материала) педагог черпает в одной из методик, с которыми и хочется вас познакомить.
В реальности, существует не так уж и много коррекционных методик, изначально ориентированных на детей с отклонениями в развитии. А именно – 4 основные методики: методика «Контурный САТ-Н (Детский апперцептивный тест Л. Беллак, О. Беллак) , методика СОМОР (Исследование субъективной оценки межличностных отношений ребенка), методика ЦТО (Цветовой тест отношений А.М. Эткинда), методика «Эмоциональные лица» (Н. Я. Семаго).
Любой педагог (будь то музтерапевт, дефектолог или психолог) опирается в своей работе на какую-то из этих методик, сильно отличающихся по подходу и педагогическим приёмам. Разберёмся, что за методики существуют, в чём их плюсы и минусы.
Методика «Контурный САТ-Н (Детский апперцептивный тест Л. Беллак, О. Беллак) – проективная методика обследования детей в возрасте от 3 до 10 лет. Методика предназначена для получения ответной реакции по проблемам эмоциональных отношений между ребенком и окружающими его людьми, выявить фантазии ребенка, связанные с агрессией, страхами, а порой и навязчивыми состояниями, выявить эмоциональную структуру ребенка, динамику его реакций на трудности развития, способы, которыми он их разрешает. Этот тест, как и другие подобные проективные методы исследования, опирается на содержание интерпретации. Анализ апперцептивного поведения состоит в изучении того, что ребенок видит и думает. «Контурный САТ-Н» предпочтителен для определения динамики межличностных и эмоциональных отношений, совокупности тенденций и способов защиты, которые им могут противопоставляться. Апробация методики показала, что она может быть использована независимо от культурных различий и уровня социального развития ребенка. Стимульный материал состоит из 8 контурных изображений на однотонном бледно-зеленом фоне, предъявляемых в определенном порядке. Изображения последовательно пронумерованы. Ответы ребенка дословно записываются в протокол, где также регистрируется все, что относится к его поведению. Регистрируются все замечания специалиста, его помощь и поступки, реплики самого ребенка, наличие каких-либо сопутствующих движений, эмоциональные реакции. Время выполнения всего задания обычно не должна превышать 10-12 минут.
Критерии оценки.
Высокий уровень - составляет рассказ самостоятельно полностью
передаёт содержание; без наводящих вопросов описывает участников, саму ситуацию и характер её разрешения.
Средний уровень – описывает с помощью, в целом правильно, но не
Низкий уровень – составляет рассказ с помощью наводящих вопросов,
нарушена связность, последовательность изложения;
большая часть описательного рассказа – простое перечисление предметов и действий.
Методика СОМОР (Исследование субъективной оценки межличностных отношений ребенка). Методика была создана в 1982-1985 гг. по аналогии с тестом Р. Жиля. Целью исследования с помощью данной проективной техники является оценка субьективного представления ребенка о его взаимоотношениях с окружающими взрослыми и детьми, о самом себе и своем месте в системе значимых для ребенка социальных взаимодействий.
Стимульный материал методики состоит из 8 схематических изображений, выполненных на текстурированном или однотонном картоне бледно-зеленого цвета, и примерного перечня вопросов. Возрастной диапазон использования от 4 до 10-11 лет.
Критерии оценки.
Высокий уровень – задание выполняет самостоятельно, отсутствие тревоги,
беспокойства, неуверенности; адекватная самооценка ребёнка, критичен к ситуациям взаимодействия с людьми и к себе.
Средний уровень – задание выполняет с помощью, присутствует небольшая
тревога, неуверенность, самооценка занижена.
Низкий уровень - задание не выполняет или требуется большая
организационная помощь, низкая самооценка, большая тревога, неуверенность в своих силах.
Методика ЦТО (Цветовой тест отношений А.М. Эткинда), основана на методике М. Люшера и предназначена для изучения эмоциональных компонентов отношений ребенка к значимым для него людям, в том числе и к самому себе, и отражающим как сознательный, так и частично неосознаваемый уровни этих отношений. Методической основой ЦТО является цветоассоциативный эксперимент, процедура которого была специально разработана в процессе создания этого теста. Использование методики ЦТО основывается на предположении о том, что характеристики невербальных компонентов отношений к значимым другим и себе самому отражаются в цветовых ассоциациям к ним. Стимульный материал - это набор цветовых стимулов, представлен основными цветами спектра (синий, зеленый, красный, желтый), два смешанных тона (фиолетовый, коричневый) и два ахроматических цвета (черный, серый). Каждый цвет обозначается соответствующей цифрой. ЦТО как метод изучения отношений применим в работе с детьми, начиная с 4,5- 5- летнего возраста.
Критерии оценки.
Высокий уровень – чёткое понимание инструкции, самостоятельно делает
выбор, выполняет задания полностью и точно, быстрая скорость выполнения, устойчивое внимание.
Средний уровень – понимает инструкцию; делает выбор с помощью
организующих вопросов; выполняет задание в целом правильно, но не полностью.
Низкий уровень - инструкцию понимает слабо, задание не выполняет
или требуется большая организационная помощь; «застревает» на одном цвете.
Методика «Эмоциональные лица» (Н. Я. Семаго)
Данная методика была разработана Н.Я. Семаго в 1993 г. и предназначена для оценки возможности адекватного опознания эмоционального состояния, точности и качества этого опознавания. Также при работе с методикой возможна косвенная оценка межличностных взаимоотношений, в том числе выявление контрастных эмоциональных «зон» в общении с детьми или взрослыми. В качестве стимульного материала используются две серии изображений эмоциональной лицевой экспрессии.
1-я серия (3 изображения) состоит из контурных (схематичных) изображений лиц. В схематичном виде проводятся следующие эмоциональные выражения:
Злость (гнев);
Печаль (грусть);
Радость.
Эмоциональная экспрессия на контурных изображениях обозначена наиболее этологически значимыми элементами лица: характерным для каждого варианта пространственным расположением уголков рта и положения бровей.
2-я серия (14 изображений) заключает в себе изображения конкретных лиц детей (мальчиков и девочек: по 7 изображений соответственно). В методике используются фотографии со следующими эмоциональными выражениями:
Явная радость;
Страх;
Сердитость;
Приветливость;
Удивление;
Обида;
Задумчивость.
Методика используется для работы с детьми от 3 до 11-12 лет.
Критерии оценки.
Высокий уровень – развёрнутый и подробный ответ, способность адекватно
обозначать эмоциональные состояния и оценивать лицевую экспрессию; высокая способность к оречевлению собственных переживаний.
Средний уровень – ответы на вопросы с помощью; трудности в опознании и
назывании абстрактных изображений, оценивает настроение и называет эмоции с помощью взрослого.
Низкий уровень - задание не выполняет даже с помощью вопросов, не
называет настроение, не может показать его на себе.