Просмотр содержимого документа
«Методика проведения внеурочных занятий по точечной росписи»
Внеурочная деятельность – образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно – урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы[1].
Внеурочная деятельность является обязательным компонентом ФГОС. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития обучающимися своих интересов на основе свободного выбора, достижения духовно – нравственных ценностей и культурных традиций.
Задачи внеурочной деятельности согласуются с задачами духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся в области формирования личностной, социальной и семейной культуры.
Занятия по внеурочной деятельности придерживаются тех же целей и задач, что и учебные занятия, но в то же время позволяют более шире и глубже изучить материл, выйти за традиционные учебные рамки.
Организация педагогического процесса предполагает создание для обучающихся такой среды, в которой они полнее раскрывают свой внутренний мир и чувствуют себя комфортно и свободно. Этому способствует комплекс методов, форм и средств образовательного процесса[20].
Методы проведения занятия: словесные (рассказ – объяснение), наглядные (демонстрация наглядных пособий и приемов работы, самостоятельные наблюдения обучающихся, работа с книгой), практические (выполнение упражнений, овладение приемам и работы).
Так же, на внеурочном занятии могут быть использованы следующие методы:
метод экскурсий;
проблемное обучение;
метод проектов;
технология «Мозгового штурма.
Каждое занятие должно включать теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это повтор пройденного материала, объяснение нового. Теория сопровождается показом наглядного материала, преподносится в форме рассказа – информации или беседы, сопровождаемой вопросами обучающимся[21].
Использование наглядного материала на внеурочных занятиях повышает интерес к изучаемому материалу. На занятии могут использоваться все известные виды наглядности: показ иллюстраций, рисунков, журналов и книг, фотографий, образцов изделий, демонстрация трудовых операций, различных приемов работы, которые дают достаточную возможность обучающимся закрепить их в практической деятельности[21].
Для поддержания постоянного интереса обучающихся к занятиям в тематическом плане должна предусматриваться частая смена деятельности.
Каждое внеурочное занятие должно быть спланировано таким образом, чтобы в конце школьник мог видеть результаты своего труда. Это необходимо, чтобы проводить постоянный сравнительный анализ работ, важный не только для учителя, но и для обучающихся[22].
Самооценка деятельности обучающихся должна проводиться на каждом занятии. По мере изготовления предметов декорированных в технике точечная роспись должны проводиться выставки работ, где сами обучающиеся дают оценку той или иной работе, так как организация выставок – это контроль роста обучающихся, способ выражения творчества, воспитания ответственности и желания работать лучше[21].
Перед тем как приступить к занятиям в технике точечной росписи, необходимо приучить обучающихся к организации своего рабочего места.
Перед началом работы необходимо убрать все лишние предметы вокруг себя, чтобы ничего не мешало аккуратно и правильно выполнять роспись изделия, а так же приготовить все необходимые материалы и инструменты.
Для обустройства рабочего места, нужно сказать, что обучающимся понадобится:
Хорошо освещенное место;
Идеально ровный стол;
Краски;
Для эскизов и рисунков: тонкая бумага для рисования; калька; карандаш или фломастер с тонким кончиком; ластик.
При знакомстве обучающихся с тем или иным видом росписи, необходимо помочь им почувствовать всю красоту и неповторимость узора, обращать внимание на индивидуальность каждой детали, и тогда, от занятия к занятию, школьники будут рисовать отдельные элементы все более и более уверенно [16]. Необходимо хвалить обучающихся даже за самый незначительный успех, стараться вселить в него уверенность и мотивировать на дальнейшую работу, а так же уделять индивидуальное внимание ученикам, которые испытывали трудности в работе.
Важно дать понять, что в любой момент обучающийся может обратиться за помощью к учителю или сверстнику, который преуспевает в работе, тем самым развивая в себе коммуникативные навыки.
Совместное выполнение с другими учениками работ по точечной росписи формирует у обучающихся представление о себе и возможностях других, ну и конечно, нахождение в коллективе мотивирует и вдохновляет на личностный рост, а значит развитие [20].
На занятиях необходимо дать обучающимся первоначальные понятия об искусстве точечной росписи, его истории в контексте декоративно – прикладного искусства, научить навыкам технологии росписи по стеклу, привить интерес к самостоятельной творческой деятельности.
Началом работы является срисовывание с образцов и составление несложных узоров из точек. Затем следует комбинирование узоров по композиционной схеме, предложенной учителем. Далее – придумывание собственного узора, орнамента на принципах импровизации, которая исключает возможность выработки штампов в решении задач.
Лучше начинать расписывать точками плоские изделия, а затем, когда рука приобретет уверенность и четкость координации, переходить на объемные предметы. А также это идеальное упражнение — проставление точек, чтобы координировать свои действия, силу нажима на тюбик с краской, оно развивает чувство стиля и аккуратность[7].
Особое внимание следует уделить разнообразию форматов. Большой формат расковывает, дает большую свободу, смелость в работе кистью и красками. Малый формат позволяет увидеть всю работу в целом, способствует развитию аккуратности[7].
Далее следует объяснить обучающимся специфику декоративной росписи, которая заключается в том, что элементы природной формы необходимо художественно переработать в декоративно – орнаментальные: упростить природную форму, усилить цветовое звучание, ритмически чередовать элементы[16].