kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методика формирования временных представлений у младших школьников с умственной отсталостью.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье подробно описаны теоретические основы  и методика работы над формированием временных представлений у младших школьников с умственной отсталостью.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методика формирования временных представлений у младших школьников с умственной отсталостью.»

Методика формирования временных представлений у младших школьников с лёгкой степенью УО

Необходимость разработки специального федерального государственного образовательного стандарта определена тем, что дети с ограниченными возможностями здоровья (дети с ОВЗ) могут реализовать свой потенциал социального развития лишь при условии адекватно организованного обучения и воспитания – удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей. Специфика этих потребностей задается характером и степенью нарушения психического развития, однако в наиболее общем виде, для всех детей с ОВЗ, она может быть выражена как необходимость уделять особое внимание развитию жизненной компетенции ребенка.Формируемая жизненная компетенция ребенка обеспечивает развитие его активных отношений с окружением, является условием присвоения и использования академических достижений. Обязательным условием развития жизненной компетенции является целенаправленная помощь ребенку в дифференциации и осмыслении его картины мира и её временно-пространственной организации.Развитие картины мира ребенка с ОВЗ в большей степени связано с реализацией такой содержательной области СФГОС как «Естествознание и практика взаимодействия с окружающим миром». Само название здесь отражает взаимодополняющие стороны образовательного процесса, а содержательные линии обучения раскрывают академический и практический компоненты:

  1. Овладение основными знаниями по природоведению и развитие представлений об окружающем мире.

  2. Развитие способности использовать знания по природоведению и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной и полноценной жизни в конкретных природных и климатических условиях.

  3. Развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы.

Поэтому вопросы формирования жизненной компетенции по направлению «Дифференциация и осмысление картины мира её временно-пространственной организации»уобучающихся с интеллектуальной недостаточностью приобретают особую остроту, являются одними из требований, предъявляемых ФГОС о обучающихся УО.

В ходе непосредственного общения с окружающим миром, изучая и усваивая впечатления о нем, человечество выработало ряд базовых понятий, на основе чего строится вся система знаний об объективной действительности. Одним из них является понятие времени.
Вся жизнь человека тесно связана со временем, умением измерять, распределять, экономить время. Современные условия развития общества требуют от человека сосредоточенности, целеустремленности, динамичности, способности организовывать свою деятельность во времени.

Формирование временных представлений и временной ориентировки является одной из наиболее сложных и актуальных научно-методических проблем, поскольку способность к восприятию времени является уникальным свойством психики человека, играющим первостепенную роль в процессах биологического и социального взаимодействия с окружающим миром.

Для восприятия времени не существует специального органа чувств. Оно характерно в той или иной мере для всех органов чувств, при этом различные свойства времени отражаются определённым комплексом анализаторов(зрительный, слуховой, кинестетический) при ведущей роли одного из них.

Ребёнку уже в раннем возрасте очень важно научиться ориентироваться во времени: определять и измерять время, чувствовать длительность временных интервалов. Ещё большее значение ориентировка во времени приобретает в жизни младших школьников, поскольку они вынуждены следить за временем, чтобы не опоздать в школу, успеть выполнить за урок определённую работу, подготовить домашнее задание и т.д.

У детей с  ОВЗ развитие временных представлений подчиняется тем же закономерностям, что и у нормально развивающихся детей. Однако характерное для них первичное поражение центральной нервной системы приводит к отставанию в формировании взаимодействия  I и  II сигнальных систем, к бедности чувственного опыта, связанной с узостью, недостаточной дифференцированностью и замедленностью восприятия. Поэтому возможности полноценного и своевременного развития временных представлений у детей с ОВЗ ограничены по сравнению с нормально развивающимися детьми: элементарные временные  представления у них формируются значительно медленнее и имеют качественные отклонения.

В многочисленных исследованиях отмечается, что у младших  школьников указанной категории отражение времени носит ещё диффузионный, нерасчленённый характер; представления о времени неточны, фрагментарны, недифференцированы; уровень этих представлений значительно ниже, чем у нормально развивающихся школьников того же возраста.

Результаты исследований (М. Г. Аббасов, М.В. Воронина, М.Н. Перова, И.Н. Финкельштейн и др. Гордеева, Н.Ф. Кузьмина-Сыромятникова, Б.П. Пузанов, Б.И. Цуканов, В.В. Эк и др.) показывают, что обучающиеся с интеллектуальной недостаточностью, поступая в 1 класс, почти не владеют элементарной временной терминологией, не соотносят временные понятия с конкретными жизненными событиями. Они не осознают, что время непрерывно течёт и его течение необратимо. У них нет реальных представлений о единицах измерения времени, их конкретной наполняемости и элементарном практическом использовании в жизни. Чем крупнее мера времени, тем сложнее школьникам её конкретизировать. Они с трудом устанавливают связи между фактами, явлениями, событиями, происходившими в разные периоды времени. Младшие школьники с умственной отсталостью имеют нечёткие представления о длительности отдельных видов деятельности, даже тех, которые связаны с их повседневной жизнью (урок, перемена, обед, прогулка, приготовление

уроков и т.д.). Планирование деятельности у учащихся во времени также характеризуется большими трудностями, в том числе связанные с недостаточным учётом длительности этапов деятельности, их последовательности и темпа. 

Вместе с тем вышеназванные исследователи подчеркивают наличие потенциальных возможностей развития временных представлений и навыков ориентировки во времени у детей данной категории; эти возможности, однако, могут быть реализованы только при организации специальной коррекционной работы в данном направлении, т.к формирование временных представлений у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью имеет большое значение как для развития их познавательной и личностной сфер, так и для их адаптации и интеграции в современном обществе. 

Методологическую основу работы составили:

  • положения философии о времени как объективной реальности (Г. Гегель, JL Фейербах и др.);

  • о тесной взаимосвязи первой и второй сигнальной систем в процессе формирования временных представлений (И.П. Павлов, И.М. Сеченов);

  • о единстве законов развития нормального и аномального ребенка  (JI.C.Выготский, Г.М. Дульнев, В.И. Лубовский, Ж.И. Шиф и др.);

  • о соотношении зон актуального и ближайшего развития (Л.С. Выготский);

  • о единстве мышления и речи (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.);

  • о деятельностном подходе к формированию личности ребенка (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.);

  • о ведущей роли обучения в развитии (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн);

  • о значимости коммуникативной активности для психического развития (JI.C.Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин и др.);

  • о комплексном подходе к реализации коррекционно-педагогической работы (М.Ф. Гнездилов, Г.М. Дульнев, Л.В. Занков, Н.Ф. Кузьмина-Сыромятникова, М.С. Певзнер, М.Н. Перова, Б.П. Пузанов, И.М. Соловьев, А.А. Хилько, В.В. Эк и др.);

  • об индивидуальном и дифференцированном подходах в коррекционном обучении и воспитании (В.В. Воронкова, И.Г. Еременко, С.Л. Мирский, Н.П. Павлова, М.Н. Перова, В.В. Эк и др.).

Одним из приоритетных стратегических направлений модернизации российского образования является внедрение в учебный процесс средств компьютерных технологий, обеспечивающих условия для становления образования нового формата, направленного на развитие и саморазвитие личности.

Для школьников с ОВЗ, как и для обычных ребят, компьютерные технологии приобретают ценность не только как предмет изучения, но и как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия. Оптимальное сочетание ИКТ с традиционными методами обучения и воспитания обуславливает эффективность коррекционной работы. Компьютер значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребёнка, активизировать их познавательную деятельность, даёт возможность формировать коммуникативную и информационную компетенции у обучающихся. Дети становятся активными участниками урока. Сегодня нет такого преподавателя, который не мечтал бы о том, чтобы его общение с учащимися было бы увлекательным, интересным, эмоциональным, плодотворным.

Таким образом, информационно-коммуникативные технологии являются эффективным средством активизации познавательной, рефлексивной деятельности учащихся в образовательном процессе.

В данной работе мы покажем возможности применения ИКТ в сочетании с традиционными методами обучения с целью формирования временных представлений у младших школьников с лёгкой степенью УО.

Цель: формирование навыка ориентировки во времени у младших школьников с лёгкой степенью УО.

Задачи:

Обучающие:

-содействовать выработке у младших школьников с лёгкой степенью УО представлений о единицах измерения времени, их последовательности и соотношении;

-способствовать выработке у младших школьников с лёгкой степенью УО практических умений измерять время по часам, календарю.

Коррекционно-развивающие:
-
способствовать коррекции мыслительных операций :анализа, синтеза, классификации, обобщения, сериации.

Воспитательные: содействовать формированию жизненных компетенций: умению планировать и рассчитывать время, определять продолжительность и порядок следования тех или иных событий в учебной деятельности и в повседневной жизни.


Методологическую основу работы составили:

  • положения философии о времени как объективной реальности (Г. Гегель, JL Фейербах и др.);

  • о тесной взаимосвязи первой и второй сигнальной систем в процессе формирования временных представлений (И.П. Павлов, И.М. Сеченов);

  • о единстве законов развития нормального и аномального ребенка  (JI.C.Выготский, Г.М. Дульнев, В.И. Лубовский, Ж.И. Шиф и др.);

  • о соотношении зон актуального и ближайшего развития (Л.С. Выготский);

  • о единстве мышления и речи (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.);

  • о деятельностном подходе к формированию личности ребенка (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.);

  • о ведущей роли обучения в развитии (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн);

  • о значимости коммуникативной активности для психического развития (JI.C.Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин и др.);

  • о комплексном подходе к реализации коррекционно-педагогической работы (М.Ф. Гнездилов, Г.М. Дульнев, Л.В. Занков, Н.Ф. Кузьмина-Сыромятникова, М.С. Певзнер, М.Н. Перова, Б.П. Пузанов, И.М. Соловьев, А.А. Хилько, В.В. Эк и др.);

  • об индивидуальном и дифференцированном подходах в коррекционном обучении и воспитании (В.В. Воронкова, И.Г. Еременко, С.Л. Мирский, Н.П. Павлова, М.Н. Перова, В.В. Эк и др.).


Ведущая педагогическая идея.

Работа по формированию временных представлений у младших школьников с лёгкой степенью УО будет эффективней и успешней, если на уроках математики использовать систему упражнений, основанных на работе с электронными средствами обучения.

Новизна опыта: заключается в разработке системы заданий с применением ИКТ для формирования временных представлений у младших школьников с лёгкой степенью УО.


Процесс формирования ориентировки во времени у младших школьников с лёгкой степенью УО предполагает несколько ступеней:


пропедевтический период

1 класс

вчера сегодня завтра раньше - позже

старше – младше давно – недавно сутки неделя

2 класс

час

3 класс

месяц год минута

4 класс

секунда


Весь процесс формирования временных представлений у детей с нарушением интеллекта проводится по следующим этапам (Гаврилушкина О.П., Стребелева Е.А. и другие):

- по подражанию действиям взрослого

- по образцу действия взрослого

- по словесной инструкции взрослого ориентироваться во времени  и умение регулировать свою деятельность во времени.


Работа по формированию ориентировки во времени у младших школьников с лёгкой степенью УО ведётся в двух направлениях:

  • Знакомство с единицами измерения времени .

  • Определение течения времени и решение несложных бытовых задач на время.




При знакомстве с единицами измерения времени были использованы следующие формы ИКТ:

  • использование готовых электронных продуктов:
    ПМК «Фантазёры. Волшебный конструктор». Мастерская «Сказки природы»; ПМК «Лента времени»;


  • использование мультимедийных презентаций: «Времена года», «Сутки», «Год», «Знакомство с часами», «Знакомство с календарём» и др.;


  • использование ресурсов сети Интернет:
    обучающие мультфильмы:

«Учим время по часам, знакомимся с часами»

«Учим дни недели»

«Времена года. Названия месяцев.»

«История часов для детей»

«Синий трактор. Сутки»
Дидактические игры, тренажёры , тесты

http://kid-mama.ru/category/igry-i-trenazhery/chasy-i-vremya/;

  • использование программного обеспечения Smart и ActivInspire 

(ПО, предназначенное для интерактивной доски)

  • интерактивное моделирование;

  • развивающие упражнения :

Упражнения, требующие выбора (показа,называния)

  • Выбрать картинки, которые соответствут…

  • Показать картинки, которые имеют признаки…

  • Найти часы, которые показывают одинаковое время

Упражнения на узнавание временных отрезков

  • Определить о каком отрезке времени идёт речь

Упражнения на установление последовательности

  • Расположить от большей меры к меньшей (наоборот)

  • Дополнить в ряду предложенных пропущенные

Упражнения на классификацию

  • Разложить картинки по группам

  • Соединить картинки с надписями на карточках

Упражнения на сравнение и выделение отличительных признаков отрезков времени

  • Сравнить переходные времена года, части суток и т.п.

  • Сравнить показания времени на макетах часов

Упражнения, требующие исключения

  • В ряду картин, временных признаков выбрать те, которые не соответствуют данному периоду времени

Дидактические игры

  • «Волшебные лабиринты»

  • «Лото»

  • «Рыбалка»

  • «Лента времени»


Для определения течения времени и решении несложных бытовых задач на время была разработана система практических заданий целью, которой было: выработка у младших школьников с лёгкой степенью УО «чувства времени», умения распределять время, регулировать свою деятельность с учётом времени.


1 ЭТАП

Ознакомление с временным интервалом (делать что-либо, контролируя себя)

  • беседа о том, что можно сделать за 1, 3, 5 минут;

  • практические действия детей: выполнять задание и следить по часам, закончить вовремя; показать зависимость результата от темпа работы;

2 ЭТАП

Оценивание по представлению длительности интервала времени в процессе деятельности

  • закончить работу, когда пройдет заданный промежуток времени

3 ЭТАП

Предварительное планирование объёма деятельности на указанный отрезок времени на основе имеющегося представления о его длительности

  • самостоятельно наметить объём работы;

  • спланировать во времени её выполнение;

  • выполнить и оценить по часам (характерна переоценка сил);

4 ЭТАП

Перенос умения оценивать длительность временных отрезков в жизнь (быт, занятия, игры)

  • уточнение представлений о режиме, самостоятельное начало и конец какого-либо занятия (по часам)



Важнейшим условием обучения являлось осуществление системного и деятельностного подходов. Это предполагало включение изучаемого материала в контекст всех видов учебной и внеучебной деятельности, а так же постоянное взаимодействие между учащимися, педагогами, воспитателями и родителями.

В соответствии с целью, задачами коррекционно-образовательного процесса была создана предметно-развивающая среда с 1по 4 класс, создающая базу для формирования временных представлений учащихся.

Для её конструирования мы использовали: иллюстративный, демонстрационный, дидактический материал, аудио- и видеоматериалы, натуральные предметы, природный материал. Обязательным оснащением классных комнат были часы, модели часов, календари различных видов и назначения, таблицы с названием и соотношением единиц измерения времени, сюжетные картины, отображающие времена года, части суток, месяцы года.

Обучение проходило не только на уроках математики. С целью изучения объектов и явлений окружающего мира в различные отрезки времени, а так же закрепления временных представлений в естественных условиях проводились специально организованные наблюдения и экскурсии.

На других уроках (русский язык, чтение, развитие речи, изобразительная деятельность, ручной труд и др.) отводилось несколько минут на актуализацию временных представлений или их закрепление в процессе практической работы.

















АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ, ПОСВЯЩЕННЫХ ИЗУЧЕНИЮ СФОРМИРОВАННОСТИ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

 

В данной статье проанализированы теоретические исследования ряда авторов, посвященные изучению сформированности временных представлений у учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Описаны особенности методики формирования временных понятий у данной категории детей.

 

Вопрос восприятия и осмысления времени детьми с интеллектуальной недостаточностью является одним из важных в специальной педагогике. Известно, что для учащихся данной категории характерно нарушение сложных форм познавательной деятельности, в том числе и процесса восприятия, а временные понятия и отношения отличаются своей специфичностью и абстрактностью. Формирование у таких детей временных представлений имеет большое значение как для развития их познавательной и личностной сфер, так и для их адаптации и интеграции в современном обществе.

«Чувство времени» развивается и совершенствуется в процессе практической деятельности человека, в результате специально организованных упражнений и усвоения способов оценки времени. В таких случаях оно начинает играть роль регулятора деятельности. C одной стороны, развивающееся восприятие времени опирается на чувственную основу, а с другой – на освоение общепринятых эталонов оценки времени. Чувственному восприятию времени способствуют все основные процессы нашей органической жизни, обладающие строгой периодичностью (ритм дыхания, биение сердца и др.). Точно так же весь ритм ежедневной жизни человека способствует выработке условных рефлексов на время. Психологические исследования подтверждают огромную роль второй сигнальной системы в формировании представлений о времени, в оценке временных интервалов. Слово создает возможность определить различные отрезки времени в принятых единицах измерения, определить темп, ритм, последовательность процессов, их смену и периодичность [6, с. 48].

Специфика временных понятий и нарушение психического развития детей с интеллектуальной недостаточностью затрудняют возможность самостоятельного, спонтанного познания и развития временных представлений. В связи с этим особое значение приобретает специально организованный процесс обучения [3].

Цель статьи – проанализировать и охарактеризовать временные представления у учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

У учащихся младших классов отсутствуют знания о единицах времени. Они не имеют четких представлений о длительности отдельных видов деятельности, даже тех, которые связаны с их повседневной жизнью. Учащиеся с трудом усваивают единичное соотношение мер времени, плохо ориентируются в отдаленности и последовательности событий. Временные понятия трудны для усвоения, так как очень специфичны.

Проанализировав исследования М. Н. Перовой, посвященные изучению особенностей формирования временных представлений у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью, можно выделить несколько трудностей, которые мешают полноценному усвоение временных понятий: невозможность соотнесения временных понятий с конкретными жизненными событиями (что было вчера, что будет завтра); трудность применения знаний на практике; трудности, связанные с соотношениями мер времени; единичные отношения других метрических мер, буквальный перенос на отношения мер времени; трудность установления связи между явлениями, фактами, событиями, происходившими во времени); трудности конкретизации. У детей данной категории нет реальных представлений о единицах измерения времени, их конкретной наполняемости. Учащиеся I–II классов на вопрос: «Что можно сделать за ту или иную единицу времени (секунду, минуту, час, сутки т. д.)?» – дают неопределенные ответы, например, такие: «За секунду – спать, играть; за минуту – играть, уроки учить; за час – играть, писать». Чем крупнее единица времени, тем труднее ребенку ее конкретизировать; трудность, связанная с абстрактностью понятия.

Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью имеют очень нечеткие представления о длительности отдельных видов деятельности, даже тех, которые связаны с их повседневной жизнью (например, представления о длительности таких событий, как прогулка, обед, завтрак, самоподготовка, пребывание в школе, сон и т. д.). У них с трудом формируются представления отдаленности и последовательности событий. Учащимся трудно представить отрезки времени, удаленные не только на сотни и тысячи, но даже на десятки лет. У них отмечается тенденция приближать прошлое: героев далеких исторических событий они считают героями недавнего прошлого или даже настоящего [5, с. 34].

Если восприятие времени не нарушено, то дети, как правило, практически отражают категории времени в речи. Так, передавая содержание прослушанного рассказа, дети связывают его эпизоды словами «потом», «еще», «после». Дети с интеллектуальной недостаточностью, употребляя эти слова, не всегда обозначают ими определенную последовательность событий. Они не видят возникающей логической несообразности и, в связи с этим, часто нарушают эту последовательность. Такое нарушение временной последовательности говорит о том, что дети еще не понимают логики временных отношений. В процессе обучения раскрывается значение наиболее трудных для детей временных наречий, уточняется их понимание. Однако тонкая дифференцировка временных представлений зависит от общего умственного и речевого развития детей. М. В. Воронина отмечает, что крайне важно своевременно формировать у ребенка понятия о времени, так как это является необходимой предпосылкой развития причинно-следственного и теоретического мышления, а также немаловажным условием, обеспечивающим познавательную деятельность в целом [1].

Формирование временных представлений происходит в процессе изучения таких учебных предметов, как математика, белорусский язык, физическая культура, история Беларуси, трудовое обучение. Работа по развитию временных представлений осуществляется систематически, независимо от темы урока (5–10 минут не реже 2–3 раз в неделю).

По мнению В. А. Мельниковой, при формировании временных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью необходимо учитывать то, что основу временных представлений создают наблюдения, жизненный опыт людей; каждое явление, событие следует связывать со временем, в котором они протекают. Кроме того, изучению единиц измерения времени и их соотношения обязательно должны предшествовать игры и игровые ситуации. Так как именно «в практических ситуациях учащиеся получают возможность ощутить продолжительность временных отрезков, их конкретное содержание в различных условиях (что можно сделать за тот или иной отрезок времени)» [2, с. 102].

Ощущение времени у каждого индивида свое, поэтому С. Е. Мухина и Л. А. Рывкина предлагают повысить точность временных оценок при помощи использования следующих приемов: четкое, поминутное планирование учебной деятельности на уроке и во внеучебное время; размещение больших часов (с бесшумным ходом) где-то в стороне от доски; звук колокольчика, делящий урок на части: «повторяем», «изучаем новый материал», «упражняемся», «ведем диалог» и пр.; использование цветовых сигналов на доске (зеленая полоска, кружок – 1-я часть урока, появление красной полоски – 2-я часть, синей – заключительная часть урока); тренировочные упражнения по подсчету секунд, целой минуты; что можно успеть сделать за это время (сколько букв написать, слов прочитать, ответов при решении примеров сделать и т. п.); для организации рабочего места построения и сборов домой или в другой кабинет и т.д. можно использовать такой прием, как «работа под счет». Например, учащиеся выполняют какую-то работу за определенное время на счет («пошли секунды – 1, 2, 3...»). Иногда минута или две отводятся в «молчаливом варианте»: чтение задачи, разучивание правила, пословицы и др. Ощущение времени в размере одной минуты становится реальным, это время «материализуется» в очевидно выполненном деле [4].

Специфика временных понятий и нарушение психического развития детей с интеллектуальной недостаточностью затрудняют возможность самостоятельного, спонтанного познания и развития временных представлений. В связи с этим особое значение приобретает специально организованный процесс обучения. Усвоение временных представлений учащимися, обучающимися во вспомогательной школе, имеют свою специфику. В начальных классах данной школы изучается меньший объем понятий, чем в общеобразовательной школе. К концу обучения в младших классах учащиеся знакомы с такими понятиями, как «сутки», «неделя», «месяц», «год», «час», «минута», «секунда».

Таким образом, обобщенные временные представления, являясь компонентом общих способностей, формируются в различных видах деятельности, поэтому необходимо разрабатывать специальную систему обучения детей с интеллектуальной недостаточностью мерам времени с учетом их познавательных и индивидуальных особенностей. Работе над развитием представления и понятия о мерах времени должно отводиться значительное место в процессе обучения этой категории учащихся, причем ее следует проводить в школе на всех уроках.

 

This article analyzes the theoretical studies of several authors, devoted to the study of formation of temporary representations at pupils with intellectual disabilities. The features of a technique of formation time concepts in this category of children.

 

Список литературы

1. Воронина, М. В. Представления о мерах времени у учащихся вспомогательной школы / М. В. Воронина // Дефектология. – 1996. – № 3. – С. 28–30.

2. Мельникова, В. А. Формирование у детей с умственной недостаточностью знаний о мерах времени / В. А. Мельникова // Дэфекталогiя. – 1998. – № 3. – С. 94–108.

3. Метиева, Л.А. Методические рекомендации к разделу «Восприятие времени» авторской программы «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» / Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2005. – № 3. – С. 30–37.

4. Мухина, С. Е. Развитие восприятия младших школьников в процессе учебной деятельности / С. Е. Мухина, Л. А. Рывкина // Начальное образование. – 2007. – № 2. – С. 6–8.

5. Перова, М. Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида : учеб.для студентов вузов, обуч. по пед. спец. / М. Н. Перова. – М. :Владос, 2001. – 407 с.

6. Рихтерман, Т. Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста / Т. Д. Рихтерман. – М. : Просвещение, 1982. – 48 с.

Дошкольникам о понятии «Время» с учетом ФГОС ДО

Дошкольное детство — главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребенок начинает осознавать себя и свое место в этом мире, когда он учится общаться и взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми. И только лишь, в соответствующих возрасту видах деятельности, а таковыми являются игры, и строится данное сотрудничество. Наша работа предполагает строить образовательную деятельность по ФГОС так, чтобы игровая ситуация стала частью жизни ребенка.

Не стало исключением и знакомство детей с понятием «время». Все этапы знакомства детей с временными понятиями происходят ненавязчиво, ведь в периоде подготовки к школе важно вызвать желание познавать все новое.

Понятие «время» с древнерусского – «вращение». Мы знаем, что время показывает взаимосвязь прошлого, настоящего, будущего, показывает длительность событий, их периодичность, последовательность и измеряется веками, годами, минутами. Длительность временного действия мы определяем словами: «долго»«быстро»«сегодня»«завтра».

 

Известно, что для детей понятие «время», воспринимается очень сложно, так как его невозможно увидеть наглядно, потрогать, попробовать на вкус. Время можно определить через какие — либо признаки, причем, которые часто изменяются. Нами отмечено, что дети, одного и того же возраста временные понятия воспринимают по-разному. Одни с раннего возраста проявляют интерес к понятию «время», а другие, сложно его воспринимают даже в раннем школьном возрасте. И это является нормой. А слова Ж.Ж. Руссо этому подтверждение: «Что не торопятся добиться, того добиваются обыкновенно наверняка и очень быстро. У каждого ребенка свой срок и свой час постижения».

Неотъемлемой частью любой образовательной деятельности в нашем детском саду стала работа с интерактивной доской и использование ЭОР (электронных образовательных ресурсов). Не стала исключением и работа с дошкольниками по формированию временных представлений.

Мы используем дидактические игры «Когда это бывает»«День и ночь»«Части суток» и другие, специально разработанные для работы дошкольника у интерактивной доски. Способствует также успешному усвоению новых знаний и просмотр презентаций, видео и аудиозаписей, так как современное и красочное оформление разработанного материала с использованием ЭОР формирует познавательный интерес и способствует закреплению полученных навыков и умений.

Первое измерение времени, с которым мы начинаем знакомить дошкольников — это сутки. Сутки делятся на четыре части: утро, день, вечер, ночь. Продолжительность каждой части различна и зависит от времени года. Наша задача – помочь детям понять, что утро, день, вечер, ночь — это части целого – части суток. С помощью ЭОР мы разработали макет часов для интерактивной доски, циферблат которых разделили на четыре части суток. Каждая часть изображала утро, день, вечер, ночь. Стрелочками таких «часов — суток» управляли сами дети. Воспитатель, описывая ту или иную часть суток, совместно с детьми, дает возможность им самим, вращая стрелкой, остановиться на нужной картинке. Так же, практике работы с интерактивной доской, применяем различные упражнения, например «Домик дней»«Что было, есть и будет».

Известно, что понятие «время» дошкольники различают по своей деятельности (днем — спим в саду, ночью — спим дома). Поэтому мы в игровой и стихотворной форме уделяем особое внимание контрастным частям суток: день — ночь, утро — вечер, постепенно вводя знакомство со смешанными частями суток: утро-день, вечер-ночь. Лучше всего дети усваивают части суток тогда, когда четко проговариваются действия, которые осуществляются именно в это время, например: «Ребята, сейчас, утром, мы сделаем зарядку, позавтракаем». Дети лучше запоминают названия суток и ориентируются в них, прослушивая в аудиозаписи стихотворения с названиями частей суток, например «Утро» Е. Тургенева, «Солнечный денек» Я. Акима, «Вот уж вечер» С. Есенина, «Плакали ночью» Э. Мошковской и других авторов.

Временные понятия стараемся вводить постепенно, учитывая возрастные особенности ребенка и его восприятия. Когда ребенок усвоил понятие суток, начинаем вводить такие понятия, как «сегодня»«завтра»«вчера». Дошкольники воспринимают начало нового дня именно утром. Но наша задача донести до ребенка, что сутки начинаются ночью. Здесь мы вновь можем обратиться к интерактивному макету «Часам – суткам», объясняя, что те сутки, которые мы ждем – это «завтра», а те, которые прошли — это «вчера». Замечательное стихотворение С.Я. Маршака «Хороший день», дает возможность детям закрепить такое понятие, как «сегодня». А такие авторы как А. Фет, А. Плещеев, А. Барто и другие, помогают детям в стихах закреплять понятия «завтра»«вчера».

Следующим этапом знакомства с временными понятиями являются: неделя, месяц, год. Понятия «неделя» включает в себя название семи дней, которые дети охотно запоминают и обыгрывают. Знакомство с понятием «неделя» мы начинаем с просмотра мультипликационного фильма «Емелина неделя». Затем подключаем различные упражнения «Какой день недели спрятался»«Лови, бросай, дни недели называй»«Отправь поезд». Знакомству детей с временными понятиями способствует внедрение в режимные моменты малых фольклорных форм (различные считалки, скороговорки, загадки). Обязательно, к знакомству детей с временными понятиями подключаем родителей, советуя им соответствующие игры, в которые можно играть не только дома, но и по дороге в детский сад, например: «А ну – ка, угадай». С просмотра фильма, по мотивам сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев» начали знакомство с месяцами года, т.к. именно в этой сказке есть четкое, красочное описание каждого месяца и дети с удовольствием обыгрывают их, тем самым запоминая названия месяцев и их очередность. Когда дети уже имеют представление, что такое год, мы знакомим их с разными видами календарей. В переводе с латинского «календарь» означает первый день месяца. Мы предлагаем знакомить детей и с отрывным календарем. Ф. Н. Блехер писала, что отрывной календарь дает наглядное представление о том, что «дни уходят»«события приближаются», прошел месяц — начался новый. Ведь ожидание дает ребенку почувствовать течение времени. Дети могут видеть, что календарь указывает не только число месяцев и день недели, но и увидеть когда сегодня взошло солнце и когда зайдет, какая фаза Луны, годовщина какого важного события. С помощью календаря определяется время наступления праздников, что вызывает повышенный интерес у детей. Знакомство с календарем поможет осознать так же последовательность времени года, с которым связаны сезонные изменения, являющиеся также предметом изучения. Заостряем внимание детей на том, что над созданием календаря трудились многие люди и в течение многих лет. Подводим детей к пониманию того, что календарь нужен, что бы вести правильный (без пропусков и повторений) счет суток.

Завершающим этапом знакомства с временными понятиями для детей дошкольного возраста являются: часы, минуты и секунды. Все знают, что время определяется по часам, а часы — это прибор для измерения времени. В давние времена люди определяли время, посмотрев на солнце, на его движение по небу. Первыми показателями времени были восход солнца и закат. Затем открыли, что точнее время определяется не по солнцу, а по тени (тень изменяла длину). Эти наблюдения и стали основой солнечных и теневых часов. Позже были придуманы водяные, огненные и песочные часы. Вот именно с песочных часов, мы и начинаем знакомство детей с понятием «минута».

Мы считаем, что у детей старшего дошкольного возраста можно развивать чувство времени сначала на интервалах в 1, 3, 5 и 10 минут. Эта мера времени наиболее распространена в речи окружающих. «Через минуту»«Сию минуту»«Подождите минуту» — подобные выражения дети слышат часто, но представления об этом интервале они не имеют.

Изначально мы учим детей определять окончание срока выполнения деятельности по песочным часам. Даем задание сделать что-либо за одну минуту и проконтролировать время по одноминутным песочным часам. Воспитатель постоянно дает положительную оценку умениям детей контролировать время по песочным часам. Предлагаем детям оценивать по собственному представлению длительность интервала времени в процессе какой – либо деятельности.

Способствуем развитию у детей умения предварительно планировать объем деятельности в указанный отрезок времени на основе имеющегося представления о его длительности. Проверка осуществляется при помощи песочных часов. После того, как мы дадим представление детям об одной минуте и продемонстрируем ее длительность на секундомере, мы объясняем, что движение стрелки по кругу совершается всегда за одну минуту. После этого продемонстрируем длительность минуты одновременно по песочным часам и секундомеру. Предлагаем дошкольникам рассчитать, что же они успеют сделать за одну минуту. С этой целью планируем несколько игровых заданий, например: сколько полосок можно нарезать за одну минуту, или, сколько предметов переложить с места на место?

Минутные песочные часы могут использоваться не только на занятиях, но и при других видах деятельности. Песочные часы можно поставить в раздевалке, и дети будут проверять, сколько вещей они успевают надеть за 1 минуту.

Ознакомление дошкольников с длительностью 3- и 5- минутных интервалов проводится по той же методике. Сначала выясняется, сколько раз надо перевернуть минутные песочные часы, пока пересыплется песок в 3-минутных песочных часах и сколько кругов сделает стрелка на секундомере. Выполняя работу, рассчитанную на 3 минуты, дети сравнивают ее объем с тем объемом, который выполнили за одну минуту. И только теперь, мы можем переходить к ознакомлению детей с часами. Раздаются макеты часов, на циферблате которых нанесены цифры, обозначающие часы, а ближе к кромке — минуты. Учитывая познавательный интерес к устройству механизма настоящих часов, мы организуем исследовательскую деятельность по их изучению в Лаборатории «Почемучка». Также оформляем в группе выставку «Часы разных времен», где дети имеют возможность не только визуально ознакомиться с часами, но и изучить их внутренне устройство.

В результате проведенной работы у детей сформирован устойчивый интерес к понятию «Время», они способны его определять, ориентируются во временных отрезках, могут планировать свое время и прогнозировать за какой период справятся с той или иной деятельностью.

Таким образом, применяемые нами методы и приемы работы по формированию у дошкольников временных отношений, затронули все образовательные области. К концу дошкольного возраста дети отличались широтой кругозора, интересно и с увлечением делись впечатлениями, знаниями и умениями со сверстниками и взрослыми.

Используемая литература:

  1. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. Детям о времени. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996

  2. http: //internetenok. narod. ru/ Детский портал "Интернетёнок"

  3. http: //www. kinder. ru — Интернет для детей. Каталог детских ресурсов.

  4. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста / Н.А. Короткова. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2007















Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова, Альманах №17, 2013 год

Методика обследования включает использование: картинок, изображающих действия людей в разное время суток; картинок, изображающих один и тот же пейзаж в разное время суток; картинок с изображением времен го­да; числовых карточек, обозначающих дни недели; циферблата часов.

Ребенку предлагается выполнить следующие задания и ответить на вопросы.

I. Представления о частях суток.

1. Выбери картинку, на которой изображена ночь (картинки с действиями людей).

2. Выбери картинку, на которой изображен день.

3. Выбери картинку, на которой изображено утро.

4. Выбери картинку, на которой изображен вечер.

5. Выбери картинку, на которой изображена ночь (картинки с природой).

6. Выбери картинку, на которой изображен день.

7. Выбери картинку, на которой изображено утро.

8. Выбери картинку, на которой изображен вечер.

9. Разложи картинки по порядку, что бывает раньше, что потом. Сначала ночь, потом...

10. Назови соседей утра, что было раньше, а что будет потом.

11. Назови пропущенное слово, используя слова утро, день, вечер, ночь: «Мы завтракаем а обедаем ...».

12. «Мы ложимся спать и все уже спим ...».

II. Представления о понятиях «вчера», «сегодня», «завтра».

1. Ответь на вопрос, используя слова «сегодня», «вчера», «завтра»: «Как называется день, который уже прошел?»

2. «Как называется день, который, идет?»

3. «Как называется день, который будет?»

4. Закончи предложение нужным словом— «вчера», «сегодня», «завтра»: «Мы гуляем на улице ...».

5. «На следующий день дети посетят музей. Это будет ...»

6. «Мы навещали бабушку в предыдущий день. Это было ...»

7. «Через полчаса мы пойдем гулять в парк. Это ...»

8. «На следующий день мы будем читать книгу. Это будет ...»

9. «Мы приехали из деревни в Москву день назад. Это было ...»

10. Определи, все ли правильно в этих предложениях? Исправь ошибку. «Завтра дети написали диктант».

11. «Вчера мы поедем в цирк».

12. «Вчера дети слушают музыку».

III. Представления о временах года.

1. Назови все времена года.

2. Выбери картинку, где изображена зима.

3. Выбери картинку, где изображено лето.

4. Выбери картинку, где изображена осень.

5. Выбери картинку, где изображена весна.

6. Разложи картинки с изображением времен года в правильном порядке.

7. Назови по порядку времена года, начиная с лета.

8. Скажи, что следует за осенью?

9. Скажи, что бывает перед летом?

10. Скажи, какое время года между летом и зимой?

11. Скажи, что бывает после весны?

12. Скажи, какое время года бывает до зимы?

IV. Представления о месяцах.

1. Скажи, сколько всего месяцев в году?

2. Скажи, сколько месяцев в каждом времени года?

3. Назови зимние месяцы.

4. Назови летние месяцы.

5. Назови осенние месяцы.

6. Назови весенние месяцы.

7. Назови второй месяц весны.

8. Назови последний месяц осени.

9. Назови, что бывает до и после сентября.

10. Определи, к какому времени года относятся эти месяцы? (К осени). Разложи их по порядку.

11. Отбери карточки с названиями зимних месяцев и разложи их по порядку.

12. Отбери карточки с названиями весенних месяцев и разложи их по порядку.

V. Представления о днях недели.

1. Назови дни недели по порядку.

2. Назови дни недели по порядку, начиная со среды.

3. Скажи, какой сегодня день недели?

4. Скажи, какой день недели был вчера?

5. Скажи, какой день недели будет завтра?

6. Скажи, какой день недели между средой и пятницей?

7. Назови, что бывает до и после среды.

8. Разложи карточки, изображающие дни недели (кружочками), по порядку и покажи четверг.

9. Назови, какой день недели я закрыла?

10. Назови вчерашний день по отношению к закрытому.

11. Выбери из карточек (с написанными днями недели) день, который бывает перед вторником и день, который идет после вторника.

12. Разложи карточки со всеми днями недели по порядку.

VI. Представления о мерах времени на часах.

1. Скажи, с помощью чего мы узнаем время?

2. Скажи, с помощью чего мы определяем время по часам?

3. Скажи, сколько сейчас времени на часах?

4. Поставь минутную стрелку на цифру 12, а часовую на цифру 9.

5. Скажи, сколько получилось времени?

6. Переведи минутную стрелку на пять минут назад.

7. Скажи, сколько стало времени теперь?

8. Переведи стрелку на 10 минут вперед.

9. Скажи, сколько стало времени теперь?

10. Скажи, как называется на часах стрелка, которая быстрей всех движется?

11. Скажи, что эта стрелка показывает?

12. Скажи, сколько пройдет времени, кода секундная стрелка обойдет один круг?

Анализ результатов рекомендуется осуществлять с учетом следующих критериев:

понимание общепринятых временных эталонов и их последовательности без самостоятельного их называния (выполнение действий, показ картинок);

самостоятельное обозначение временных категорий при помощи устной речи;

* латентный период ответа;

правильность, автоматизированность, самостоятельность выполнения заданий;

* использование помощи взрослого.

Изучение субъективных представлений о времени

Изучение субъективных представлений о времени осуществляется по специально созданной методике, позволяющей изучить у школьников с алалией ощущения временного интервала длительностью 1 минута с помощью методов отмеривания, воспроизведения, сравнения и планирования. В основе этой методики лежат исследования Е.М. Гареева, А.С. Дмитриева, В.И. Лупандина, О.Е. Сурниной.

Методика обследования включает использование: диктофона; секундомера; кварцевых и песочных часов; магнитофона; и для отмеривания времени в процессе различных видов деятельности: листов в клетку; карандашей; ножниц и т. д.

Обследование предполагает.выполнение следующих заданий:

Проба 1Отмеривание ребенком временного интервала, длительностью в одну минуту. С помощью этой пробы изучаются имеющиеся у школьника субъективные ощущения данного отрезка времени без специального предварительного обучения (предъявления временного эталона). Экспериментатор включает секундомер, внимание ребенка фиксируется на звуковом сигнале, указывающем на начало отсчета 1 минуты. Ребенок должен нажать на кнопку секундомера, когда, по его мнению, 1 минута прошла. Инструкция: «Я нажму на кнопку секундомера, ты услышишь сигнал. Начинай отсчитывать 1 минуту. Когда тебе покажется, что 1 минута закончилась, нажми на эту же кнопку. Тебе понятно?»

Выполнение начинается после того, как ребенок полностью усвоил инструкцию.

Проба 2. Сопоставление ребенком своих ощущений длительности эталонной минуты с собственными субъективными представлениями о минуте.

Выполнение пробы предваряется формированием у ре­бенка эталонного ощущения времени при помощи обуче­ния. Для этого ему предъявляется временной интервал, длительностью одна минута на механических часах. Внимание ребенка концентрируется на циферблате часов (на секундной стрелке), ученик следит за движением стрелки, отсчитывая секунды вслух.

Инструкция:. «Посмотри на часы. Покажи, какая стрелка нам может помочь определить, что прошла 1 минута? (Секундная). Сколько кругов она сделает за одну минуту? (Один). А сколько секунд в одной минуте? (60 с)». Если ребенок затрудняется ответить на какой-либо вопрос, экспериментатор помогает ему и просит ребенка запомнить правильный ответ. Далее экспериментатор предлагает ребенку: «Давай проследим за движением этой стрелки и посчитаем до 60. Счет должен совпадать с движением стрелки, так мы сможем запомнить, сколько длится 1 минута». После объяснения проверяется, правильно ли ребенок понял задание, если да, то ученик следит за секундной стрелкой, отсчитывая секунды, и запоминая свои ощущения данной длительности. В случае неправильного выполнения задания, обучение проводится повторно.

Далее ребенок приступает к выполнению пробы 2. Ему дается задание мысленно сравнить длительность только что сформированной эталонной минуты при помощи механических часов с длительностью минуты, которую он самостоятельно отмеривал до формирования эталонного ощущения. Сравнивая их, ребенок должен ответить на вопрос, соответствовала ли отмеренная им минута эталонной минуте, и если нет, то .была ли она больше или меньше, чем эталонная, то есть ребенок должен найти ошибку в своих субъективных представлениях об одной минуте. Инструкция. «Ты видел, сколько длится 1 минута. А твоя минута была такая же, как настоящая? Больше или меньше?»

Если ребенок не ошибается, то есть верно находит ошибку в своем отмеривании, экспериментатор подтверждает это. Если ученик говорит, что его минута была такая же или больше/меньше эталонной минуты, что не соответствует действительности, экспериментатор дает учащемуся правильный ответ.

Проба 3. Воспроизведение ребенком временного интервала (1 минута) после наблюдения за песочными часами, то есть повторного закрепления представлений о длительности 1 минуты.

Инструкция 1: «Посмотри на песочные часы. Песок в часах будет сыпаться ровно 1 минуту, то есть 60 секунд. Смотри и считай до 60. Запомни свои ощущения».

Когда ребенок закончит следить за пересыпающимся песком, экспериментатор просит его по памяти воспроизвести временной интервал длительностью в 1 минуту, после чего ребенок приступает к выполнению задания. Инструкция 2\ «Я нажму на кнопку секундомера, ты услышишь сигнал. Ты будешь сидеть 1 минуту, то есть столько, сколько сыпался песок, и когда это время пройдет, нажмешь на эту же кнопку».

Проба 4. Отмеривание детьми 1 минуты в процессе шагания ими на месте.

Инструкция. «Начни маршировать на месте по сигналу и остановись, когда, на твой взгляд, пройдет 1 минута».

Проба 5. Планирование ребенком деятельности, которую он может осуществить в течение одной минуты. Ученик должен определить количество овалов, которые он успеет раскрасить за 1 минуту. После закрашивания школьником овалов в течение одной минуты, предполагаемое ребенком количество овалов сравнивается с реальным числом раскрашенных фигур. Ребенку дается лист бумаги с изображением овалов (25 штук) и экспериментатор просит определить, сколько он успеет, раскрасить овалов за 1 минуту. Затем ребенок раскрашивает овалы карандашом в течение одной минуты, начиная и заканчивая работать по сигналу экспериментатора.

Инструкция: «Посмотри на лист бумаги. Отдели на листе те овалы, которые ты успеешь раскрасить за 1 минуту? А теперь по моему сигналу начинай раскрашивать овалы до тех пор, пока я не скажу «Стоп», тогда ты остано­вишься» .

Анализ результатов рекомендуется осуществлять по следующей схеме:

* высчитывается разница между воспроизведенной или отмеренной (TR) и заданной экспериментатором длительностью (Ts), которая обозначается как абсолютная ошибка воспроизведения или отмеривания (mа): ma = Ts — TR. Если абсолютная ошибка с положительным знаком, то она отражает тенденцию ребенка воспроизводить или отмеривать меньший интервал, если ошибка с отрицательным знаком, это говорит о том, что ребенок воспроизвел или отмерил большую длительность по отношению к заданной;

* при планировании ребенком своей работы учитывается количество выделенных им овалов, которые он успеет раскрасить за 1 минуту, и эта цифра сравнивается с числом реально раскрашенных овалов.

РАЗДЕЛ 3 ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ И ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ С ЭКСПРЕССИВНОЙ АЛАЛИЕЙ

Пространственно-временные функции являются составной частью и предпосылкой многих психических процессов, поэтому коррекционную работу по преодолению различных нарушений при экспрессивной алалии целесообразно начинать, прежде всего, с развития у детей элементарных ощущений отдельных свойств предметов и явлений и целостного восприятия этих явлений и предметов в пространстве и времени. После следует переходить к формированию представлений о пространстве и времени, начиная работу с развития понимания, а затем отражения в устной речи пространственных и временных отношений.

Предлагается два основных направления коррекционной работы:

■ Формирование у детей с алалией субъективных ощущений пространства и пространственных представлений.

■ Формирование у детей с алалией субъективных ощущений течения времени и временных представлений.

Поскольку, у детей развитие сознательного чувства времени происходит на более поздней и более сложной стадии, чем развитие пространственного чувства, то коррекционную работу с детьми-алаликами необходимо начинать с развития самого элементарного уровня пространственных представлений, постепенно включая и временную направленность. Процесс коррекционного обучения следует организовывать так, чтобы неоднократно возвращаться к уже изученным темам, систематически закрепляя пройденное на различном речевом материале.

Высокий уровень (2 балла). Ребенок имеет представления о временных отношениях:

  • длительность частей суток,

  • последовательность дней недели,

  • определяет время по часам.

  • называет времена года, месяцы.

  • самостоятельно раскладывает картинки в соответствии со временем года, частью суток.

  • в речи оперирует специальной терминологией, осмысленно отвечает на вопросы.

  • определяет по

  • при небольшой помощи педагога.

Низкий уровень (0 баллов). У ребенка не сформированы представления о временных отношениях.

  • называет части суток (без понимания);

  • частично называет дни недели, без последовательности чередования;

  • не определяет время по часам; тексту, о каком времени года идет речь, отгадывает загадки;

  • иногда допускает ошибки, но самостоятельно их исправляет.

Средний уровень (1 балл). У ребенка частично сформированы представления о временных отношениях:

  • называет части суток;

  • называет дни недели, путается в последовательности;

  • определяет время по часам с помощью педагога;

  • называет времена года, непоследовательно перечисляет месяцы;

  • раскладывает картинки в соответствии со временем года, частью суток при помощи педагога;

  • частично оперирует в речи специальной терминологией, затрудняется в высказываниях, пояснениях;

  • определяет по тексту, о каком времени года идет речь, отгадывает загадки;

  • допускает ошибки. Исправляет

  • не называет времена года, месяцы;

  • не раскладывает последовательно картинки в соответствии со временем года, частью суток;

  • не оперирует в речи специальной терминологией, затрудняется в высказываниях, пояснениях;

  • не определяет по тексту, о каком времени года идет речь, не отгадывает загадки;

  • Не исправляет допущенные ошибки.

















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Марьина Людмила Александровна

Дата: 14.04.2019

Номер свидетельства: 507064


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства