kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методический семинар «Методы и приемы работы, направленные на формирование, развитие и поддержание читательского интереса у учащихся»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методический семинар предназначен для педагогов начальной школы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методический семинар «Методы и приемы работы, направленные на формирование, развитие и поддержание читательского интереса у учащихся»»

- Уважаемые члены жюри и коллеги! Хочу представить вашему вниманию методический семинар по теме: «Методы и приемы работы, направленные на формирование, развитие и поддержание читательского интереса у учащихся младшего школьного возраста».

Слово «Чтение» корнями связано со словом «Почтение». Оно всегда считалось в России делом, заслуживающим глубокого уважения и преклонения.

Книга - это источник знаний, духовного и умственного развития человека. Поэтому так важно с детских лет прививать ребенку любовь к чтению, интерес к книге и показывать не только её роль в жизни человека, но и воспитать вдумчивого читателя, умеющего извлекать нравственный, эстетический потенциал из книг.

Актуальность рассматриваемой мною темы состоит в том, что за годы работы я не раз сталкивалась с одной из самых острых и трудноразрешимых проблем современного общества - отсутствием у детей интереса к чтению.

Поэтому перед собой я поставила цель: совершенствовать основные направления в работе по формированию и развитию читательских интересов на уроках и во внеурочной деятельности.

Реализация поставленной цели требует решения следующих задач:

  • создать условия для формирования активного вдумчивого читателя, любящего книгу и умеющего работать с учебной и детской литературой;

  • создать единое читательское пространство во взаимодействии школы, библиотеки и семьи;

- Почему многие дети неохотно и мало читают? Почему из года в год снижается их интерес к классической детской литературе и к поэзии?

- Я хочу обратиться к вам, уважаемые участники семинара, какие, по вашему мнению, факторы, служат причиной снижения интереса учащихся к чтению.

  • усиление влияния средств массовой информации - чтение книг заменяется многочасовым сидением перед телевизором, компьютером;

  • появление других способов проведения досуга;

  • снижение интереса к печатной прессе;

  • снижение числа читающих взрослых, а ведь именно они служат примером для подражания;

  • утрачены традиции семейного чтения;

Работа в начальных классах сложна тем, что ученики быстро теряют интерес к какому – либо виду деятельности. Чтобы избежать подобной ситуации, увлечь детей и добиться хороших результатов, мною были пересмотрены подходы к обучению.

Я работаю по образовательной программе «Перспектива». Основное внимание уделяю формированию у школьников интереса к книге и художественному произведению как искусству слова.

На уроках я создаю атмосферу, которая способствует тому, чтобы дети чувствовали себя творцами, моими соавторами, не боялись высказывать своё мнение. Живое, эмоциональное, разнообразное по своим приёмам ведение уроков привлекает и удерживает интерес к чтению, который потом не угасает и впоследствии.

В своей практике я использую методы работы, которые интересны детям и дают положительный результат. Один из таких методов направлен на право свободного выбора книг и предполагает различные виды чтения:

Заявленное чтение  - это чтение и обсуждение произведения, которое выбирают сами дети, основываясь на своём интересе.

Возвращающее чтение – это чтение знакомых детям произведений через некоторое время. Основной момент – это почему учащемуся захотелось перечитать это произведение.

Свободное чтение - обращение ученика к чтению по собственному желанию и с правом самому решать: зачем ему читать, что именно и когда.

В конце каждого учебного года мы выявляем лучших чтецов года.

Проводимые творческие задания концентрируют внимание на сюжете, стиле произведения, учат ребят внимательно, с уважением относиться к слову великих мастеров литературы.

Широкие возможности заключают в себе методы досуговой педагогики:

Метод равноправного духовного контакта основан на совместной деятельности учителя и учащихся. Они равноправные члены школьных клубов, объединений, творческих коллективов.

Метод импровизации – это действие, которое совершается экспромтом и выводит детей на практическую предприимчивость и развитие своего творческого начала.

Метод воспитывающих ситуаций заключается в том, что учитель умышленно создает условия для возникновения ситуации, а сама ситуация должна быть естественной. Немаловажную роль играет неожиданность.

Метод игры и игрового тренинга очень важный для детей вид деятельности. Участие в игре, радость узнавания знакомых книг и их героев доставляют ребятам настоящее удовольствие.

Метод театрализации помогает перенести события, характер героя, его жизнь на какое-то мгновение на себя, более детально узнать тот или иной персонаж. Ребёнку это интересно, его увлекают такие постановки.


Метод состязательности - это внутренняя пружина раскручивания творческих сил, стимулирование к поиску и открытию.

Помочь ребенку осознать необходимость чтения, пробудить интерес к книге и талантливо её прочесть — задача взрослых. Поэтому систему работы осуществляю в совместной деятельности с библиотекарем и родителями.

Регулярные посещения школьной и поселковой детских библиотек, проведение совместных тематических бесед и праздников заинтересовывают учащихся. Проанализировав читательские формуляры, я сделала вывод, что дети читают художественную литературу и журналы. По итогам года мой класс отмечен библиотекарем как «Самый читающий класс».

Известно, что мир для ребёнка начинается с семьи: первые шаги, слова, книжки… И привычка к чтению зарождается прежде всего в семье.

- Хотелось бы знать ваше мнение, уважаемые коллеги, с кого надо начинать пропаганду чтения: с взрослых или детей?

Можно так ответить: надо начинать с взрослых, т.к. у не читающих взрослых вырастают не читающие дети.

А можно и так: надо начинать с детей, т.к. из не читающих детей вырастают не читающие взрослые.

Вывод: Круг замыкается, и работу надо начинать с взрослых и с детей.

Поэтому своя система сложилась и в проведении совместных мероприятий с родителями.

  • круглые столы;

  • тематические родительские собрания;

  • информационные уголки;

  • совместные конкурсы, викторины;

  • выставки книг и рисунков;

  • памятки для родителей;

  • выпуск стенгазет с рисунками и цитатами.

Основная мысль, которую я пытаюсь донести родителям: возродить традиции семейного чтения, чтобы общение с книгой в семье основывалось на духовном единении и сотворчестве.

В результате системы моей работы мне удалось подойти к решению этой проблемы.

В итоге видно:

- отслеживание навыков чтения показывает, что интерес достаточно высок;

- возросло число семей соблюдающих традиции семейного чтения;

- у учащихся разнообразная тематика.


Мои дети с удовольствием читают литературные произведения, а так же справочную и энциклопедическую литературу. Свои знания они показывают при участии в конкурсах различного уровня, где занимают призовые места.

Работа с книгой богата и разнообразна как по форме, так и его содержанию. Долг каждого педагога - научить детей любить книгу, ощущать потребность в ней, понимать её. Работа  эта очень сложная, но очень важная и её нужно проводить систематически. Данная система может быть интересна, полезна и доступна учителю с любым опытом работы и совместима с любыми образовательными моделями преподавания.

И закончить своё выступление я хочу словами Сесиль Лупан: "Привить ребёнку вкус к чтению - лучший подарок, который мы можем ему сделать”.

Я хочу поблагодарить вас уважаемые члены жюри и коллеги за внимание!













5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Сунцова Татьяна Викторовна

Дата: 18.05.2022

Номер свидетельства: 607238


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства