Просмотр содержимого документа
«Методический семинар «Методы и приемы работы, направленные на формирование, развитие и поддержание читательского интереса у учащихся»»
- Уважаемые члены жюри и коллеги! Хочу представить вашему вниманию методический семинар по теме: «Методы и приемы работы, направленные на формирование, развитие и поддержание читательского интереса у учащихся младшего школьного возраста».
Слово «Чтение» корнями связано со словом «Почтение». Оно всегда считалось в России делом, заслуживающим глубокого уважения и преклонения.
Книга - это источник знаний, духовного и умственного развития человека. Поэтому так важно с детских лет прививать ребенку любовь к чтению, интерес к книге и показывать не только её роль в жизни человека, но и воспитать вдумчивого читателя, умеющего извлекать нравственный, эстетический потенциал из книг.
Актуальность рассматриваемой мною темы состоит в том, что за годы работы я не раз сталкивалась с одной из самых острых и трудноразрешимых проблем современного общества - отсутствием у детей интереса к чтению.
Поэтому перед собой я поставила цель: совершенствовать основные направления в работе по формированию и развитию читательских интересов на уроках и во внеурочной деятельности.
Реализация поставленной цели требует решения следующих задач:
создать условия для формирования активноговдумчивого читателя, любящего книгу и умеющего работать с учебной и детской литературой;
создать единое читательское пространство во взаимодействии школы, библиотеки и семьи;
- Почему многие дети неохотно и мало читают? Почему из года в год снижается их интерес к классической детской литературе и к поэзии?
- Я хочу обратиться к вам, уважаемые участники семинара, какие, по вашему мнению, факторы, служат причиной снижения интереса учащихся к чтению.
усиление влияния средств массовой информации - чтение книг заменяется многочасовым сидением перед телевизором, компьютером;
появление других способов проведения досуга;
снижение интереса к печатной прессе;
снижение числа читающих взрослых, а ведь именно они служат примером для подражания;
утрачены традиции семейного чтения;
Работа в начальных классах сложна тем, что ученики быстро теряют интерес к какому – либо виду деятельности. Чтобы избежать подобной ситуации, увлечь детей и добиться хороших результатов, мною были пересмотрены подходы к обучению.
Я работаю по образовательной программе «Перспектива». Основное внимание уделяю формированию у школьников интереса к книге и художественному произведению как искусству слова.
На уроках я создаю атмосферу, которая способствует тому, чтобы дети чувствовали себя творцами, моими соавторами, не боялись высказывать своё мнение. Живое, эмоциональное, разнообразное по своим приёмам ведение уроков привлекает и удерживает интерес к чтению, который потом не угасает и впоследствии.
В своей практике я использую методы работы, которые интересны детям и дают положительный результат. Один из таких методов направлен на право свободного выбора книг и предполагает различные виды чтения:
Заявленное чтение - это чтение и обсуждение произведения, которое выбирают сами дети, основываясь на своём интересе.
Возвращающее чтение – это чтение знакомых детям произведений через некоторое время. Основной момент – это почему учащемуся захотелось перечитать это произведение.
Свободное чтение -обращение ученика к чтению по собственному желанию и с правом самому решать: зачем ему читать, что именно и когда.
В конце каждого учебного года мы выявляем лучших чтецов года.
Проводимые творческие задания концентрируют внимание на сюжете, стиле произведения, учат ребят внимательно, с уважением относиться к слову великих мастеров литературы.
Широкие возможности заключают в себе методы досуговой педагогики:
Метод равноправного духовного контакта основан на совместной деятельности учителя и учащихся. Они равноправные члены школьных клубов, объединений, творческих коллективов.
Метод импровизации – этодействие, которое совершается экспромтом и выводит детей на практическую предприимчивость и развитие своего творческого начала.
Метод воспитывающих ситуаций заключается в том, чтоучитель умышленно создает условия для возникновения ситуации, а сама ситуация должна быть естественной. Немаловажную роль играет неожиданность.
Метод игры и игрового тренинга очень важный для детей вид деятельности. Участие в игре, радость узнавания знакомых книг и их героев доставляют ребятам настоящее удовольствие.
Метод театрализации помогает перенести события, характер героя, его жизнь на какое-то мгновение на себя, более детально узнать тот или иной персонаж. Ребёнку это интересно, его увлекают такие постановки.
Метод состязательности - это внутренняя пружина раскручивания творческих сил, стимулирование к поиску и открытию.
Помочь ребенку осознать необходимость чтения, пробудить интерес к книге и талантливо её прочесть — задача взрослых. Поэтому систему работы осуществляю в совместной деятельности с библиотекарем и родителями.
Регулярные посещения школьной и поселковой детских библиотек, проведение совместных тематических бесед и праздников заинтересовывают учащихся. Проанализировав читательские формуляры, я сделала вывод, что дети читают художественную литературу и журналы. По итогам года мой класс отмечен библиотекарем как «Самый читающий класс».
Известно, что мир для ребёнка начинается с семьи: первые шаги, слова, книжки… И привычка к чтению зарождается прежде всего в семье.
- Хотелось бы знать ваше мнение, уважаемые коллеги, с кого надо начинать пропаганду чтения: с взрослых или детей?
Можно так ответить: надо начинать с взрослых, т.к. у не читающих взрослых вырастают не читающие дети.
А можно и так: надо начинать с детей, т.к. из не читающих детей вырастают не читающие взрослые.
Вывод: Круг замыкается, и работу надо начинать с взрослых и с детей.
Поэтому своя система сложилась и в проведении совместных мероприятий с родителями.
круглые столы;
тематические родительские собрания;
информационные уголки;
совместные конкурсы, викторины;
выставки книг и рисунков;
памятки для родителей;
выпуск стенгазет с рисунками и цитатами.
Основная мысль, которую я пытаюсь донести родителям: возродить традиции семейного чтения, чтобы общение с книгой в семье основывалось на духовном единении и сотворчестве.
В результате системы моей работы мне удалось подойти к решению этой проблемы.
В итоге видно:
- отслеживание навыков чтения показывает, что интерес достаточно высок;
- возросло число семей соблюдающих традиции семейного чтения;
- у учащихся разнообразная тематика.
Мои дети с удовольствием читают литературные произведения, а так же справочную и энциклопедическую литературу. Свои знания они показывают при участии в конкурсах различного уровня, где занимают призовые места.
Работа с книгой богата и разнообразна как по форме, так и его содержанию. Долг каждого педагога - научить детей любить книгу, ощущать потребность в ней, понимать её. Работа эта очень сложная, но очень важная и её нужно проводить систематически. Данная система может быть интересна, полезна и доступна учителю с любым опытом работы и совместима с любыми образовательными моделями преподавания.
И закончить своё выступление я хочу словами Сесиль Лупан: "Привить ребёнку вкус к чтению - лучший подарок, который мы можем ему сделать”.
Я хочу поблагодарить вас уважаемые члены жюри и коллеги за внимание!