Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по разработке, проведению и анализу воспитательных мероприятий в студенческих группах»
Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«Усть-Лабинский социально-педагогический колледж»
Методические рекомендации
по разработке, проведению и анализу воспитательных мероприятий в студенческих группах
г. Усть-Лабинск, 2018 г.
Утверждено на заседании Учебно-методического объединения классных руководителей и мастеров производственного обучения
29 января 2018 года, протокол № 7
Настоящие методические рекомендации разработаны для классных руководителей, мастеров производственного обучения и предназначены для организации учебно-воспитательной работы с обучающимися.
Методические рекомендации раскрывают различные формы проведения внеклассных мероприятий, их организацию и структуру, а также формулируют функции и тематику внеклассных мероприятий.
Составитель: Потапова М.А., преподаватель русского языка и литературы
Рецензент: Гарбузова С.В., заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Формы внеклассных мероприятий
Внеклассное мероприятие занимает важное место в учебно-воспитательном процессе. Этоодна из форм прямого общения между руководителем и коллективом группы, в процессе которого происходят социальное и духовно-нравственное воспитание обучающихся, формирование коллектива, развитие обучающихся как личности.
Существует, и задача руководителя группы - выбрать оптимальный вариант подготовки и проведения мероприятия в зависимости от возраста обучающихся и проблематики.
Наиболее распространены следующие формы проведениявнеклассных мероприятий:
1)беседа на определенную тему (обучающиеся рассуждают на заданную тему, что учит их формировать и высказывать свое мнение);
2) дискуссия, диспут, дебаты, (коллектив делится на группы, представители которых высказываются в защиту противоположных позиций по данному вопросу; такая форма помогает вовлечь обучающихся в обсуждение различных проблем, учит выслушивать и понимать мнение других, отстаивать свою точку зрения);
3) тематическая лекция (раскрываются важные для подростков темы, такие как курение, наркомания, безопасность, здоровье и т. п.; кроме того, лекции могут быть познавательными — о культуре, традициях, биографиях выдающихся людей и т. д.);
4) групповое собрание (распределяются обязанности между обучающимися, даются различные поручения, выслушиваются отчеты о выполнении данных поручений, проводятся инструктажи, организовывается выпуск стенгазет, праздничных плакатов, открыток и многое другое);
5) экскурсия (позволяет полезно организовать досуг обучающихся. Экскурсия может быть организована в историко-краеведческий музей, театр, кинотеатр, на предприятия, по достопримечательностям родного города, экскурсионные поездки за пределы города, района, походы и т.д.);
6) тренинги (обучают подростков правильному поведению в тех или иных ситуациях, закрепляя это на практике через проигрывание определенных сценариев поведения);
7) конференции (учат обучающихся серьезно относиться к определенным вопросам, самостоятельно работать с информационным материалом, подготавливать тему, выступать перед аудиторией);
8) мастер-классы (обучающиеся делятся на группы по интересам под руководством нескольких экспертов, в группах обсуждаются конкретные темы; такие группы можно организовать и для прослушивания различных выступлений, просмотра демонстраций, подготовки презентаций и пр.);
9) конкурс(личное или командное соревнование, имеющее целью выявить наилучших участников, исполнителей работы. Конкурс может быть самостоятельной формой работы и составной частью праздников, КВН, брэйн-рингов и др. форм);
10) игры-викторины (познавательная игра, состоящая из вопросов и ответов на темы из различных областей науки, техники, литературы и искусства. Имеет большое значение для расширения образовательного кругозора обучающихся).
Это далеко не полный список возможных форм проведения внеклассных мероприятий. Можно использовать любые новые формы, доступные руководителю группы. Главное, чтобы подросткам было интересно, и мероприятие достигало целей, поставленных руководителем.
Функции внеклассных мероприятий
Внеклассное мероприятие выполняет следующие функции:
просветительскую
ориентирующую
направляющую
Суть просветительской функции состоит в том, что внеклассное мероприятие дает возможность расширить круг тех знаний обучающихся, которые не нашли отражения в учебных программах. Эти знания могут содержать в себе информацию о событиях, происходящих в городе, в стране и за рубежом. Объектом обсуждения внеклассного мероприятия может быть любое явление или событие.
Ориентирующая функция способствует формированию определенного отношения к окружающему миру и выработке иерархии материальных и духовных ценностей. Помогает оценивать явления, происходящие в окружающем мире.
Просветительская и ориентирующая функции тесно связаны между собой, т.к. нельзя научить обучающихся оценивать явления, с которыми они не знакомы. Хотя иногда внеклассное мероприятие выполняет исключительно ориентирующую функцию, например, при обсуждении широко известного события.
Направляющая функция призвана переводить обсуждение того или иного явления в рамки реального опыта обучающихся.
Чаще всего внеклассное мероприятие одновременно выполняет все три указанные функции: оно и просвещает, и ориентирует, и направляет обучающихся.
Тематика внеклассных мероприятий
Тематика внеклассных мероприятий разнообразна. Она заранее определяется и отражается в воспитательных планах классных руководителей, мастеров производственного обучения. Внеклассные мероприятия могут посвящаться:
1. морально-этическим и экологическим проблемам. На них формируется определённое отношение обучающихся к Родине, труду, коллективу, природе, родителям, самому себе и т. д.;
2. проблемам науки и познания. В данном случае цель внеклассных мероприятий заключается в выработке у воспитанников правильного отношения к учебе, науке, искусству, литературе как источнику духовного развития личности;
3. эстетическим проблемам. В процессе таких внеклассных мероприятий обучающиеся знакомятся с основными положениями эстетики. Речь здесь может идти о прекрасном в природе, одежде человека, быту, труде и поведении. Важно, чтобы у обучающихся сформировалось эстетическое отношение к жизни, искусству, труду, себе, развился творческий потенциал;
4. вопросам государства и права. Следует развивать интерес обучающихся к политическим событиям, происходящим в мире, чувство ответственности за действия Родины, ее успехи на международной арене, учить воспитанников видеть суть государственной политики. Классные часы на политические темы должны проводиться в прямой зависимости от насыщенности года различными политическими событиями;
5. вопросам профилактики асоциальных проявлений в молодежной среде, здорового образа жизни, которые должны восприниматься обучающимися как элементы культуры и красоты человека;
6. психологическим проблемам. Цель таких мероприятий заключается в стимулировании процесса самовоспитания и организации элементарного психологического просвещения;
7. значимым общественным событиям, юбилейным датам, праздникам и т. д.
Структураи проведениевнеклассных мероприятий
Руководитель не должен позволять себе слишком назидательного тона во время проведения внеурочного мероприятия. Такое отношение будет только подавлять инициативу и желание подростков высказывать свое собственное мнение.
Во время классных часов очень важно уметь создать комфортный микроклимат в группе, иначе обучающиеся будут чувствовать себя неуютно, зажато, нерешительно. Им будет трудно решиться высказывать свое мнение из-за боязни быть неуслышанными, неправильно понятыми, не принятыми другими.
Можно предложить определенные правила общения в студенческом коллективе. Например, такие:
1) уважать друг друга;
2) со вниманием и уважением относиться к мнению другого;
3) если один говорит, никто его не перебивает, пока он не закончит свою мысль;
4) если кто-то хочет высказаться, должен поднять руку, а не выкрикивать с места и т. п.
Будет еще лучше, если руководитель предложит обучающимся совместно выработать подобные правила поведения. Их участие в составлении правил побудит подростков быть более дисциплинированными в их исполнении.
В структурном отношении внеклассное мероприятие состоит из трех частей: вступительной, основной и заключительной.
Назначение вступительной части: активизировать внимание обучающихся, обеспечить достаточно серьезное и уважительное отношение к теме разговора, определить место и значение обсуждаемого вопроса в жизни человека, производстве, развитии общества и науки.
Цели основной части определяются воспитательными задачами классного часа.
Во время заключительной части важно стимулировать потребность обучающихся в самовоспитании, их желание внести изменения в работу группы.
В окончании внеклассного мероприятия можно провести рефлексию, чтобы сориентироваться с выводами, итогом, воздействием проведенного мероприятия на сознание обучающихся.
ПРИЛОЖЕНИЕ
АНАЛИЗ ВНЕУРОЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Дата _______
Классный руководитель (мастер производственного обучения,