Методические рекомендации по организации работы и руководству исследовательскими проектами младших школьников
Методические рекомендации по организации работы и руководству исследовательскими проектами младших школьников
Методические рекомендации по организации работы и руководству исследовательскими проектами младших школьников включают в себя описание опыта работы в данном направлении и советы по эффективной организации вида деятельности. Материал может быть полезен всем педагогам школы, которые целенаправленно занимаются с учениками исследовательскими проектами
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по организации работы и руководству исследовательскими проектами младших школьников»
Методические рекомендации по организации работы и руководству исследовательскими проектами младших школьников
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка и формирования его активной позиции в учебном процессе. Во ФГОС нового поколения особое значение уделяется вопросам формирования личностных универсальных учебных действий, основанных на системности и целостности, в том числе исследовательской деятельности. «Исследование, по сути, процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека» [ CITATION АИС0с \l 1049 ]
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектно-исследовательскую деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Работая в этом направлении школьники учатся размышлять, прогнозировать, предвидеть, формируют адекватную самооценку, приобретают навыки работы в ситуации «экзамена».
Данное направление считаю приоритетным в своей педагогической деятельности, в результате которой был приобретен и накоплен определенный опыт организации и руководства проектно-исследовательской деятельностью младших школьников. Работа осуществляется мною по 3 направлениям: в рамках уроков; на внеурочных занятиях (кружки «Я – исследователь», «Умники и умницы», «Мастерская речевого творчества», «Здоровячок») и во внеклассной работе.
Исследовательская деятельность организуется с 1 класса, постепенно, начинается с включения в учебно-воспитательный процесс отдельных заданий и элементов. В начале - доступные исследования, выполняемые на уроках русского языка, математики, окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, в форме коллективных творческих дел, проводимых во внеурочное время. Оформление результатов исследований представляются, в основном, в виде творческих работ, вклад каждого ребенка в общий проект обязателен. Например, «Древо моей семьи», «Питание и здоровье», «Цифры», «Моя любимая буква», «Мой класс, моя школа» и другие.
Далее, в процессе формирования у обучающихся определенных исследовательских умений, отдельные ребята переходят к индивидуальным исследовательским проектам. В первую очередь, в эту работу включаются самые смелые одаренные дети, затем возникает познавательный интерес и у других учеников класса.
Для активизации детей и формирования устойчивого интереса к исследованиям, организуются презентации детских исследовательских работ самими ребятами, проводятся демонстрации опытов и экспериментов, мастер-классы по проведению социологических опросов, интервью, показываются созданные ребятами видеоролики, фотоотчеты и др. Младшие школьники, в силу своего возраста, не могут полностью самостоятельно работать над исследованием, им необходима организующая, руководящая и направляющая помощь. В организации исследовательской работы большую роль, безусловно, играет педагог, так как мотивировать ребенка на познавательную, творческую, исследовательскую деятельность может только заинтересованный и нацеленный на результат учитель. Но эффективность работы над исследовательскими проектами возможна только при совместном тесном взаимодействии и сотрудничестве учителя, ребенка и родителей (правило «триединства»).
Для мотивации родителей я организую обучающие мастер-классы по исследовательской деятельности, выступления детей на родительских собраниях, презентации готовых оформленных работ учеников и, конечно же, их достижений. Данные агитационные мероприятия очень действенны. Как правило, многие родители готовы включиться в совместную работу с ребенком, но, как показывает практика, основные их опасения и риски связаны с незнанием данного вида деятельности. Поэтому педагогу необходимо сначала познакомить родителей со спецификой исследовательской работы, объяснить основные этапы.
Организация исследовательской деятельности включает в себя 6 основных этапов[ CITATION Отк \l 1049 ]: Проблему, Проектирование, Исследование, Выводы, Защиту и Оценку результатов и процесса исследовательской деятельности. Помощь педагога на разных этапах обязательна, но она различна.
І этап. Проблема (Подготовка к исследовательской работе)
Роль учителя на данном этапе очень важна. Педагог помогает ученику и родителям определиться в постановке проблемы и выборе темы исследования. При возникновении затруднений, учитель советует тему исследовательской работы на основании интересов, наклонностей ребенка, его проявления к изучаемым предметам, или возникшей проблемной ситуации во время учебного процесса и др. Далее определяется актуальность и новизна предполагаемого исследования, формулировка цели, задач и выдвижение гипотезы. На этом этапе учителю очень важно заинтересовать и мотивировать участников исследования, и побудить их к дальнейшим практическим действиям.
ІІ этап. Проектирование (Планирование исследовательской работы)
На этапе проектирования (планирования) исследовательской работы роль педагога по-прежнему очень значима. В процессе совместного обсуждения определяется структура исследовательской работы, вырабатывается план реализации проекта (определяются источники информации, выбор методов исследования и способа представления результатов, оформление работы, планирование итогового продукта и формы защиты). В заключении разрабатывается предварительный план работы и определяются сроки выполнения исследовательской работы на разных ее этапах. План в процессе деятельности может быть изменен, дополнен, уточнен, расширен.
ІІІ этап. Исследование (Процесс исследования, эксперимента)
В процессе работы на этапе «Исследование» роль педагога меняется. Учитель косвенно руководит деятельностью учеников, наблюдает за выполнением процесса исследования, советует, отвечает на вопросы, корректирует. Родители, при необходимости, оказывают помощь ребенку и помогают в выполнении поставленных задач: проведении исследования (опросов, анкетирования, эксперимента, опытов, интервью и т. д.), сборе, обработке, систематизации, фиксации предварительных результатов работы, составлении промежуточных отчетов и выводов по исследованию.
ІV этап. Выводы (Формулирование результатов и оформление работы)
Здесь учитель выступает в роли консультанта, и, при необходимости, корректировщика (указывает на недочеты, рекомендует доработать/исправить некоторые пункты, помогает в формулировке выводов и результатов исследования, оформлении титульного листа, литературы, приложения и т. д.). Ребенок принимает активное участие в обсуждении, задает вопросы, помечает свои недоработки, и в течении спланированного по чек-листу периода оформляет работу согласно общепринятым правилам. Родители выступают в роли «помощника».
V этап. Защита (Отчет и защита исследовательской работы)
На этапе «Защиты исследовательской работы» педагог выступает в двух ролях: советчика и слушателя. Данный этап предполагает разбивку на два подпункта: подготовку презентации к публичной защите работы и саму защиту. При подготовке педагог дает советы ученику как правильно выстроить выступление, корректирует текст защиты, просматривает стендовый материал к работе или продукт, полученный в результате исследования. Далее учитель слушает выступление ребенка и по ходу презентации задает уточняющие и конкретизирующие вопросы, на которые ребенок должен подготовить ответы к публичной защите, а также обращает внимание на важность соблюдения временных рамок при презентации работы (5-7 минут). Родители присутствуют на репетиции, и, с учетом замечаний учителя, готовят дома с ребенком выступление. Далее идет публичная защита исследовательской работы, которая проходит, как правило, в большой аудитории и в присутствии большого количества слушателей.
VІ этап. Оценка (Анализ результатов работы)
Подведение итогов работы на данном этапе организует учитель. Во время обсуждения проговариваются только позитивные результаты ребенка, так как выполненная работа – это уже достижение ученика, его победа, которая является движением вперед! Очень важно в этот момент дать положительную оценку его работе. Интересным приемом работы является рефлексия в форме «группового интервью», оно содержит высказывания слушателей в виде пожелания или совета. Немного позже, в присутствии родителей, проводится анализ и самоанализ выполненного исследования и достигнутых в процессе работы результатов, а также определяются дальнейшие перспективы.
Для удобства организации исследовательской деятельности и отслеживания, выполненных/невыполненных в ходе работы мероприятий, я разработала чек-лист, который отражает основные шаги в работе над исследовательскими проектами (работами)
№
Этапы работы, мероприятия
Сроки
Отметка о выполнении
Примечание
І этап. Проблема (Подготовка к исследовательской работе)
1
Постановка проблемы, выбор темы и ее конкретизация
2
Определение актуальности и новизны исследования
3
Постановка цели, формулирование задач
4
Выдвижение гипотезы
5
Обсуждение методов исследования
ІІ этап. Проектирование (Планирование исследовательской работы)
6
Выстраивание путей решения проблемы
7
Определение источников информации
8
Рассмотрение структуры исследовательской работы
9
Обозначение разделов для теоретической части
10
Выбор методов исследования для практической части
11
Выбор формы представления результатов и итогового продукта
ІІІ этап. Исследование (Процесс исследования, эксперимента)
12
Проведение исследования (опрос, анкетирование, эксперимент, опыты и т. д.)
13
Сбор и систематизация материалов
14
Фиксация предварительных результатов работы
15
Решение промежуточных задач
16
Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе работы
ІV этап. Выводы (Формулирование результатов и оформление работы)
17
Анализ полученных данных и формулирование выводов
18
Проверка работы и устранение ошибок и недочетов
19
Подготовка презентации к защите работы
20
Составление текста выступления на защите работы
21
Репетиция выступления, устранение замечаний
22
Публичная защита исследовательской работы
V этап. Защита (Отчет и защита исследовательской работы)
23
Подготовка предварительного текста выступления
24
Доработка текста защиты с учетом замечаний и предложений
25
Подготовка презентации работы к публичной защите
26
Подготовка стендового материала, созданных продуктов
27
Репетиция презентации защиты исследовательской работы
28
Публичная защита исследовательской работы
VІ этап. Оценка (Анализ результатов работы)
29
Подведение итогов работы: позитивные результаты (дипломы, положительные отзывы слушателей, приглашение выступить в других местах, применение исследования и т. д.)
30
Рефлексия в форме «группового интервью»; содержит высказывания слушателей в виде пожелания, совета
31
Анализ выполнения исследования, достигнутых результатов, самоанализ и самооценка деятельности
32
Выстраивание дальнейших перспектив работы
Представленный чек-лист очень удобен как для учителя, так и для учащихся. С его помощью планируется работа над исследовательским проектом, отмечаются предварительные сроки выполнения каждого этапа, фиксируется отметка о выполнении (или не выполнении запланированного) и, при необходимости, в графу «примечание» вносятся корректировки по новым срокам выполнения.
Такая организация работы, на мой взгляд, очень эффективна и дает высокие положительные результаты. Участвуя в исследовательской деятельности, младшие школьники реализуют свои скрытые возможности, раскрываются их личностные качества, повышается самооценка, интерес к учебной деятельности, развиваются рефлексивные умения, самостоятельность, самоконтроль. В процессе выступления ученики осваивают опыт публичной защиты результатов своей исследовательской работы, приобретают навыки работы в ситуации «экзамена», что безусловно, является очень важным и пригодится для дальнейшей деятельности. Исследовательская деятельность для моих учеников стала средством для развития познавательной активности и возможности проявить себя и в других направлениях. Практически все учащиеся класса очень активно и с удовольствием участвуют и побеждают в различных районных, городских, Всероссийских и Международных конкурсах.
Обобщение опыта работы по организации и руководству исследовательскими работами младших школьников представлены мною педагогическому сообществу на НПК, семинарах, педагогических советах, методических объединениях, а также в форме публикаций. Материалы опубликованы на образовательных порталах и сайтах «Инфоурок», «Продленка», «Завуч.инфо», «Копилка уроков», «Урок.РФ», в электронной газете «Интерактивное образование» и других. Имеются положительные отзывы, рецензии и последователи, которые активно используют мой опыт работы в данном направлении.
В перспективе планирую создать творческую группу учащихся-исследователей, которая будет под моим руководством выполнять роль организаторов и консультантов исследовательской деятельности среди одаренных детей младших школьников.
Список литературы
[1]
С. А.И., «Методика исследовательского обучения младших школьников,» Издательство «Учебная литература», Самара, 2004. – 80 с..
[2]
С. В. Н. Открытый урок. Первое сентября. Достовалова Н. В., «Организация исследовательской деятельности младших школьников,» [В Интернете]. Available: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/623792/.