Методические рекомендации по формированию креативного мышления младших школьников в учебной деятельности.
Методические рекомендации по формированию креативного мышления младших школьников в учебной деятельности.
С учетом перечисленных принципов и методов были подобраны и апробированы упражнения по формированию креативного мышления младших школьников в учебной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по формированию креативного мышления младших школьников в учебной деятельности.»
Методические рекомендации по формированию креативного мышления младших школьников в учебной деятельности.
При реализации данных рекомендаций необходимо соблюдать следующие принципы:
доступности;
данные упражнения построены с учетом возрастных,
индивидуальных особенностей младших школьников;
культуросообразности;
максимально использовано творческое наследие русской культуры;
природосообразности;
ведущее звено педагогического процесса – ребенок
с его конкретными особенностями и уровнем развития;
сотрудничества;
создание благоприятных условий для самоопределения, самореализации и самодвижения личности в развитии;
связь теории с практикой;
сознательности, активности, самодеятельности;
При разработке данных упражнений были использованы следующие подходы:
диалектическое понимание развития человека в процессе его активного взаимодействия с окружающим миром;
дифференциация и систематизация исследования, позволяющие изучить динамику развития креативного мышления младших школьников в учебной деятельности;
коммуникативный и личностно-деятельностный подход, позволяющий рассматривать влияние упражнений на формирование креативного мышления младших школьников.
драматизация в обучении - инсценирование, разыгрывание по ролям содержания учебного материала на занятии (ролями могут наделяться не только главные персонажи, но и любые неживые предметы и феномены из любой области знаний );
инверсия(от лат. Inversio - переворачивание,перестановка )-перестановка слов, нарушающая их обычный порядок доказательство тезиса, противоположного тому, что только что был доказан;
метод групповой дискуссии - прием, позволяющий в процесс непосредственного общения, путем различных доводов воздействовать на мнения, позиции и установки участников дискуссии;
метод морфологического анализа - метод, когда вначале выделяются главные характеристики объекта - основные, а затем по каждой из них записываются всевозможные варианты- элементы ( даже самые неожиданные );
метод фокальных объектов, заключающийся в том, что признаки нескольких случайно выбранных объектов переносят на рассматриваемый (фокальный, находящийся в фокусе внимания) объект, в результате чего получаются необычные сочетания, позволяющие преодолеть психологическую инерцию, прийти к оригинальным идеям;
метод эвристических вопросов применяется для сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации или для упорядочения уже имеющейся информации в процессе решения творческих задач и представляет собой семь вопросов6 кто? (субъект ), что ? (объект), зачем? (цель), где? (место), чем? ( средства), как? ( метод), когда? ( время). Если эти вопросы в определенной последовательности соединить между собой(1-3,2-7 и т.д.) они порождают массу новых, совершенно неожиданных вопросов.
мозговая атака (брейншторминг, от англ. Brain storming ) – метод активизации мыслительных процессов путем поиска решения трудной проблемы, предложенный А. Осборном. В процессе мозговой атаки обстановка в группе должна быть непринужденной, люди раскованы, недопустима критика и самокритика, все идеи, даже парадоксальные и нереальные, принимаются и проходят групповую экспертизу.
С учетом перечисленных принципов и методов были подобраны и апробированы упражнения по формированию креативного мышления в учебной деятельности. Рассмотрим некоторые из них.
Упражнение № 1. Необычное рисование.
с использованием вкладышей:
Дети берут вкладыши, которые напоминают им конфеты, обводят, дорисовывают фантики , штрихуют и раскрашивают.
с использованием предметов:
Нарисуйте пчелу только цветами.
общий рисунок:
Каждый рисует только одним карандашом и карандашом определенного цвета. У каждого свой листок. Задумайте свой рисунок, начните его рисовать, но на счет «раз», «два», «три» вы должны будете передать свой листок соседу слева, а у соседа справа взять листок и дорисовать его рисунок. Передавать листки по команде надо до тех пор, пока к вам не вернется ваш листок, его вы определите по цвету своего карандаша.
Сейчас зазвучит музыка. Закройте глаза, вслушайтесь в нее, а потом нарисуйте все то , что услышали в ней.
кляксы:
неоконченные картины:
Проходил как-то по городу ленивый художник. Видит - стоят дома пустые, специально для непридуманных загадок построенные. « Дай-ка,- думает,- нарисую загадки, да и поселю в домики». Начал он рисовать, и так ему лень стало, что бросил он это дело и пошел дальше. Подошел к другому домику и там работу начал, да не закончил. Так не дорисовал художник целую улицу. Помогите художнику завершить рисунки. Интересно выглядит это задание, когда всем детям предлагается одинаковый фрагмент рисунка.
разноцветные гласные:
У каждого 6 квадратиков бумаги следующих цветов: красный, голубой, желтый, зеленый, черный. Напишите на каждом листе одну из 6 букв: А О Ы У И Э.
по описанию:
«Круглое тело-оно же голова,
Два круглых глаза смотрят на меня,
Круглый нос и круглый рот.
Все время песенки поет: «О-о-о.»
Стоит на круглых четырех ногах,
И ветерок застрял в трех волосках».
фантастического живого существа, которого никто не
видел :Мюмзика, Бармаглота.
Варианты выполнения:
-объединение частей различных известных живых существ и предметов(тип: «Русалочка»);
-количественные изменения отдельных частей (тип: «Змей-Горыныч»);
Как нарисовать кота, не рисуя его ?
Можно изобразить хвост , торчащий из-за калитки , или лапу, или усы , или оставленный котом след. Высший «пилотаж»- нарисованный маленький кот становится частью большой мыши.
Упражнение № 2. Ассоциации.
С использованием геометрических фигур:
« Круг, вписанный в квадрат, похож на…» - электроплита, колобок на табуретке.
Пиктограммы ( обозначение понятий в виде простых рисунков.)
Цепочка ассоциаций:
Ее лучше проводить в кругу. Дети отвечают по очереди. Например : мед – пчела – боль – врач - т.д.
Составление ассоциативных загадок:
На что похоже ?
Чем отличается?
Таблица заполняется по ходу сочинения загадок.
Последовательность работы:
1.Выбор объекта (вписывается на верхней строчке).
Например: расческа.
2.Заполнение левой части: на что похоже?
Например: на забор, на пилу, на траву…
(всего 3-4 сравнения).
3.Заполнение правой части: чем отличается?
(Чем расческа отличается от забора?)
Например: нельзя лазить, не пилит ,не растет…)
4.Вставить слова- связки «КАК», «НО».
5.Получаем загадку: Что это?
Как забор, но нельзя лазить,
Как пила, но не пилит,
Как трава, но не растет.
Использование рифм:
Выбираются созвучные пары слов, анализируются , чем они похожи, что в них общего.
РИФМЫ
Яйцо рифмуется с лицом ,
И это неспроста:
В них много-много общего,
К примеру, круглота.
И если курочка горда
Сияющим яйцом,
Она взлетает на крыльцо
С сияющим лицом.
Рифмуется компот и кот
И это не случайно:
Сокрыт в компоте сухофрукт,
В коте сокрыта тайна.
Но все же очень вас прошу,
Чтоб избежать промашки,
В кастрюлях не держать котов,
Не разливать их в чашки.
Да , кстати , надо уделить
Внимание и кошкам,
Хотя они на первый взгляд
Рифмуются с окошком,
Не надо кошку протирать
До блеска мокрой тряпкой!
Она умоется сама
Язычком и лапкой.
Спайн Миллигэн
« Да-нетки».
В нашем городе есть большой компьютер. Он тоже умеет задавать задачки и даже может ответить на ваши вопросы. Но, в отличие от человека, машина умеет говорить только два слова « да», « нет». Если задать машине вопрос, на который нельзя ответить ни « да», ни « нет», в ней происходит сбой, она делает так «Ц-ц-ц…»Попробуем разгадать загадку компьютера. Задайте вопросы.
Упражнение № 3.Приемы фантазированияДж. Родари.
« Круги по воде»:
От камня, брошенного в воду, расходятся концентрированные круги, вовлекающие в свое движение различные окружающие предметы- тростинки, кораблик и др. Так и от слова может начаться движение, привлекающее все новые и новые ассоциации. Упражнение начинается с выбора « камня»- слова, с которым будет проводиться игра. Желательно брать недлинное слово (из 5-6 букв и без букв Й, Ы, Ь, Ъ внутрь).
«Перевирание сказок»:
Учитель начинает рассказывать какую- либо сказку « правильно», а ученики должны по ходу ее « перевирать».
Например: Сказка « Царевна-лягушка».
-Было у царя три сына.
( не три, а двадцать).
-Однажды собрал их царь и говорит: « Пора вам жениться».
(не жениться, а в лес по грибы идти.)
-Сыновья отвечают: «Как же нам жен выбрать?»
(не жен, а где грибы искать.) и т. д.
« Бином фантазии»:
Случайным образом выбираются два слова, как можно более далекие по смыслу. После этого с помощью предлогов изменения падежей и окончаний составляются различные словосочетания, служащие основой для придумывания какой-либо истории.
«Что было потом?»:
Приведения живут на Марсе. Вернее, влачат жалкое существование, потому что никто там не принимает их всерьез - и взрослые и дети смеются им в лицо, даже греметь старыми ржавыми цепями неохота. И приведения решают эмигрировать- отправиться на Землю, где по слухам, многие еще их боятся.
« Произвольный префикс»:
Изменение смысла слова происходит за счет присоединения к слову какой-либо приставки, обладающей смысловым значением.
Напротив приставок записывается их значение и приводится пример слова с данной приставкой.
Супер – сверх – супермен
Вице – помощник – вице-президент
Полу – половина – полушарие
Аэро – воздушный – аэровокзал
Анти – против – «антимоль»
Зоо – о животных – зоопарк
Мото – приводящий в движение – мотоцикл
Астро – звездный – астронавт
Видео – видеть – видеомагнитофон
Архео – древний – археолог
Мело – музыкальный – меломан
Моно – единственный – монолог
Мульти – множественный – мультипликация
Тетра – четыре - тетрадь
Аква – водяной – аквариум
После этого на доске оставляются 4 -5приставок. Дети называют различные слова, наиболее интересные из которых записываются на доске. Следующий этап работы – произвольное комбинирование слов и приставок, обсуждение полученных вариантов.
Например:
МОНОТЕЛЕВИЗОР – на всей земле остался один – единственный телевизор, как будут развиваться события дальше;
ВИДЕОКАРАНДАШ – превращает в картинку написанное;
МЕЛОСТУЛ - музыкальный стул, играет различные мелодии, когда на него садишься.
Упражнение № 4.Шифровки.
-говорить наоборот;
-введение любого дополнительного слога или сочетания;
-изменение порядка слогов;
-использование «перевертышей».
Упражнение № 5.Другая точка зрения.
Для иллюстрации этого упражнения можно использовать стихотворение
Я. Акима:
Что говорят двери.
Двери жаловалась дверь:
«Трудно, матушка, поверь,
Мой хозяин дорогой
Снова пнул меня ногой.
Шел опять он невеселый;
Видно, двойку нес со школы.
Видишь, сколько синяков
Из-за этих дневников!»
«Вот и я ребят ругаю,-
Простонала дверь другая,
Прибегут – откуда прыть!-
А ведь лень меня закрыть.
Вся продрогла на ветру,
Так и думала – помру».
« А меня сегодня Петя
Чуть не вывернул из петель-
Утром точно на коне,
Прокатился он на мне.
На такое он мастак!»
И решили двери так:
«Если будут издеваться,
перестанем открываться!»
Упражнение № 6.Метод фокальных объектов.
( разновидность ассоциаций).
- записать объект, который мы хотим изменить;
-назвать любые три слова;
-записать 2-3 характерных признака к каждому слову;
-последовательное соединение полученных признаков и исходного объекта, развитие идеи (как это может быть, где это можно использовать)
Например: острый стул - стул, на котором неудобно сидеть, можно использовать, чтобы не « засиживаться» у телевизора, чтобы похудеть (придется часто стоять, а сидеть в случае крайней необходимости.)
Упражнение №7.Необычные задачи.
Мужчина заходит в магазин, покупает колбасу и просит ее порезать не поперек, а вдоль. Продавщица спрашивает: «Вы что, пожарник?» - «Да». Как она догадалась? (Мужчина был в форме пожарника).
В пригороде Парижа – кафе на улице. Туда садиться молодой человек. Хозяин тут же звонит в полицию: «У меня в кафе – диверсант». Как он это узнал ?( По парашюту, « сел» - т.е. « приземлился» парашют).
Летчик сообщает по радио диспетчеру: «В баках нет ни капли горючего!» Диспетчер отвечает: «Держитесь! Используйте все свое мастерство! Постараемся помочь вам!» Жертв не было. Как удалось спастись? ( Самолет еще не взлетел).
По горной дороге на огромной скорости мчится машина Смита, за несколько полицейских машин. Свернуть некуда – справа скала, слева пропасть. Вдруг из-за поворота показался участок дороги, и у Смита замерло сердце: прямо посреди дороги рос дуб. Машина не может пройти, не задев его. Как быть? ( Дуб еще маленький, только пробился сквозь асфальт).
Мальчик рассказывает: « Вчера был такой ужасный дождь, а мой отец не взял с собой ни зонта, ни плаща, ни шляпы. Когда он появился в дверях, вода лилась с него ручьями, но ни один волос на его голове не промок. Укрыться от дождя в радиусе мили от нашего дома негде – вокруг голая степь. (Ни один волос не промок потому, что волос не было).
Преподобный Сен Луни объявил во всеуслышание, что в определенный день и час он пройдет реку Гудзон « аки по суху». В назначенное время при большом скоплении народа он ступил на воду реки в самом широком ее месте и через 20 минут благополучно достиг противоположного берега. (Действие происходило зимой).
Вчера моя мама была в театре. Шла скучнейшая пьеса. Она не выдержала и ушла со второго акт . После ее ухода разразился ужасный скандал.( Мама – актриса).
У дамы не было при себе водительских прав. Она не остановилась на железнодорожном переезде, хотя шлагбаум был опущен, потом, не обращая внимания на « кирпич» двинулась по улице с односторонним движением против движения и остановилась, лишь миновав три квартала. Все это происходило на глазах полисмена, который почему-то не счел нужным вмешаться.( Дама шла пешком).
Прохожий обращается к горько плачущему ребенку:
- Будь хорошим мальчиком и не плачь.
- Я не могу быть хорошим мальчиком, - был ответ, и это была правда.( Плакала девочка).
Было нелегко, хотя интересно. Вдруг раздался звук, и все закончилось. (Урок окончен).