kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации по формированию креативного мышления младших школьников в учебной деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

С учетом перечисленных принципов и методов были  подобраны и апробированы упражнения по формированию креативного мышления младших школьников в учебной деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по формированию креативного мышления младших школьников в учебной деятельности.»

Методические рекомендации по формированию креативного мышления младших школьников в учебной деятельности.

При реализации данных рекомендаций необходимо соблюдать следующие принципы:

  • доступности;

  • данные упражнения построены с учетом возрастных,

индивидуальных особенностей младших школьников;

  • культуросообразности;

максимально использовано творческое наследие русской культуры;

  • природосообразности;

  • ведущее звено педагогического процесса – ребенок

с его конкретными особенностями и уровнем развития;

  • сотрудничества;

  • создание благоприятных условий для самоопределения, самореализации и самодвижения личности в развитии;

  • связь теории с практикой;

  • сознательности, активности, самодеятельности;

При разработке данных упражнений были использованы следующие подходы:

  • диалектическое понимание развития человека в процессе его активного взаимодействия с окружающим миром;

  • дифференциация и систематизация исследования, позволяющие изучить динамику развития креативного мышления младших школьников в учебной деятельности;

  • коммуникативный и личностно-деятельностный подход, позволяющий рассматривать влияние упражнений на формирование креативного мышления младших школьников.

Методы, способствующие формированию креативного мышления:

  • драматизация в обучении - инсценирование, разыгрывание по ролям содержания учебного материала на занятии (ролями могут наделяться не только главные персонажи, но и любые неживые предметы и феномены из любой области знаний );

  • инверсия(от лат. Inversio - переворачивание,перестановка )-перестановка слов, нарушающая их обычный порядок доказательство тезиса, противоположного тому, что только что был доказан;

  • метод групповой дискуссии - прием, позволяющий в процесс непосредственного общения, путем различных доводов воздействовать на мнения, позиции и установки участников дискуссии;

  • метод морфологического анализа - метод, когда вначале выделяются главные характеристики объекта - основные, а затем по каждой из них записываются всевозможные варианты- элементы ( даже самые неожиданные );

  • метод фокальных объектов, заключающийся в том, что признаки нескольких случайно выбранных объектов переносят на рассматриваемый (фокальный, находящийся в фокусе внимания) объект, в результате чего получаются необычные сочетания, позволяющие преодолеть психологическую инерцию, прийти к оригинальным идеям;

  • метод эвристических вопросов применяется для сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации или для упорядочения уже имеющейся информации в процессе решения творческих задач и представляет собой семь вопросов6 кто? (субъект ), что ? (объект), зачем? (цель), где? (место), чем? ( средства), как? ( метод), когда? ( время). Если эти вопросы в определенной последовательности соединить между собой(1-3,2-7 и т.д.) они порождают массу новых, совершенно неожиданных вопросов.

  • мозговая атака (брейншторминг, от англ. Brain storming ) – метод активизации мыслительных процессов путем поиска решения трудной проблемы, предложенный А. Осборном. В процессе мозговой атаки обстановка в группе должна быть непринужденной, люди раскованы, недопустима критика и самокритика, все идеи, даже парадоксальные и нереальные, принимаются и проходят групповую экспертизу.

С учетом перечисленных принципов и методов были подобраны и апробированы упражнения по формированию креативного мышления в учебной деятельности. Рассмотрим некоторые из них.

Упражнение № 1. Необычное рисование.

  • с использованием вкладышей:

Дети берут вкладыши, которые напоминают им конфеты, обводят, дорисовывают фантики , штрихуют и раскрашивают.








  • с использованием предметов:

Нарисуйте пчелу только цветами.

  • общий рисунок:

Каждый рисует только одним карандашом и карандашом определенного цвета. У каждого свой листок. Задумайте свой рисунок, начните его рисовать, но на счет «раз», «два», «три» вы должны будете передать свой листок соседу слева, а у соседа справа взять листок и дорисовать его рисунок. Передавать листки по команде надо до тех пор, пока к вам не вернется ваш листок, его вы определите по цвету своего карандаша.

  • с показом характера неживых объектов:

Попробуйте нарисовать Дом-плаксу, Дом-солдата, Дом-артист, Дом-музыкант, Дом-балерина, Дом-растрепа…

  • с использованием музыкальных фрагментов:

Сейчас зазвучит музыка. Закройте глаза, вслушайтесь в нее, а потом нарисуйте все то , что услышали в ней.

  • кляксы:

  • неоконченные картины:

Проходил как-то по городу ленивый художник. Видит - стоят дома пустые, специально для непридуманных загадок построенные. « Дай-ка,- думает,- нарисую загадки, да и поселю в домики». Начал он рисовать, и так ему лень стало, что бросил он это дело и пошел дальше. Подошел к другому домику и там работу начал, да не закончил. Так не дорисовал художник целую улицу. Помогите художнику завершить рисунки. Интересно выглядит это задание, когда всем детям предлагается одинаковый фрагмент рисунка.

  • разноцветные гласные:

У каждого 6 квадратиков бумаги следующих цветов: красный, голубой, желтый, зеленый, черный. Напишите на каждом листе одну из 6 букв: А О Ы У И Э.

  • по описанию:

«Круглое тело-оно же голова,

Два круглых глаза смотрят на меня,

Круглый нос и круглый рот.

Все время песенки поет: «О-о-о.»

Стоит на круглых четырех ногах,

И ветерок застрял в трех волосках».

  • фантастического живого существа, которого никто не

видел :Мюмзика, Бармаглота.

Варианты выполнения:

-объединение частей различных известных живых существ и предметов(тип: «Русалочка»);

-количественные изменения отдельных частей (тип: «Змей-Горыныч»);

  • Как нарисовать кота, не рисуя его ?

Можно изобразить хвост , торчащий из-за калитки , или лапу, или усы , или оставленный котом след. Высший «пилотаж»- нарисованный маленький кот становится частью большой мыши.

Упражнение № 2. Ассоциации.

  • С использованием геометрических фигур:

« Круг, вписанный в квадрат, похож на…» - электроплита, колобок на табуретке.

  • Пиктограммы ( обозначение понятий в виде простых рисунков.)

  • Цепочка ассоциаций:

Ее лучше проводить в кругу. Дети отвечают по очереди. Например : мед – пчела – боль – врач - т.д.

  • Составление ассоциативных загадок:


На что похоже ?

Чем отличается?



Таблица заполняется по ходу сочинения загадок.

Последовательность работы:

1.Выбор объекта (вписывается на верхней строчке).

Например: расческа.

2.Заполнение левой части: на что похоже?

Например: на забор, на пилу, на траву…

(всего 3-4 сравнения).

3.Заполнение правой части: чем отличается?

(Чем расческа отличается от забора?)

Например: нельзя лазить, не пилит ,не растет…)

4.Вставить слова- связки «КАК», «НО».

5.Получаем загадку: Что это?

Как забор, но нельзя лазить,

Как пила, но не пилит,

Как трава, но не растет.

  • Использование рифм:

Выбираются созвучные пары слов, анализируются , чем они похожи, что в них общего.

РИФМЫ

Яйцо рифмуется с лицом ,

И это неспроста:

В них много-много общего,

К примеру, круглота.

И если курочка горда

Сияющим яйцом,

Она взлетает на крыльцо

С сияющим лицом.

Рифмуется компот и кот

И это не случайно:

Сокрыт в компоте сухофрукт,

В коте сокрыта тайна.

Но все же очень вас прошу,

Чтоб избежать промашки,

В кастрюлях не держать котов,

Не разливать их в чашки.

Да , кстати , надо уделить

Внимание и кошкам,

Хотя они на первый взгляд

Рифмуются с окошком,

Не надо кошку протирать

До блеска мокрой тряпкой!

Она умоется сама

Язычком и лапкой.

Спайн Миллигэн

  • « Да-нетки».

В нашем городе есть большой компьютер. Он тоже умеет задавать задачки и даже может ответить на ваши вопросы. Но, в отличие от человека, машина умеет говорить только два слова « да», « нет». Если задать машине вопрос, на который нельзя ответить ни « да», ни « нет», в ней происходит сбой, она делает так «Ц-ц-ц…»Попробуем разгадать загадку компьютера. Задайте вопросы.

Упражнение № 3.Приемы фантазирования Дж. Родари.

  • « Круги по воде»:

От камня, брошенного в воду, расходятся концентрированные круги, вовлекающие в свое движение различные окружающие предметы- тростинки, кораблик и др. Так и от слова может начаться движение, привлекающее все новые и новые ассоциации. Упражнение начинается с выбора « камня»- слова, с которым будет проводиться игра. Желательно брать недлинное слово (из 5-6 букв и без букв Й, Ы, Ь, Ъ внутрь).

  • «Перевирание сказок»:

Учитель начинает рассказывать какую- либо сказку « правильно», а ученики должны по ходу ее « перевирать».

Например: Сказка « Царевна-лягушка».

-Было у царя три сына.

( не три, а двадцать).

-Однажды собрал их царь и говорит: « Пора вам жениться».

(не жениться, а в лес по грибы идти.)

-Сыновья отвечают: «Как же нам жен выбрать?»

(не жен, а где грибы искать.) и т. д.

  • « Бином фантазии»:

Случайным образом выбираются два слова, как можно более далекие по смыслу. После этого с помощью предлогов изменения падежей и окончаний составляются различные словосочетания, служащие основой для придумывания какой-либо истории.

  • «Что было потом?»:

Приведения живут на Марсе. Вернее, влачат жалкое существование, потому что никто там не принимает их всерьез - и взрослые и дети смеются им в лицо, даже греметь старыми ржавыми цепями неохота. И приведения решают эмигрировать- отправиться на Землю, где по слухам, многие еще их боятся.

  • « Произвольный префикс»:

Изменение смысла слова происходит за счет присоединения к слову какой-либо приставки, обладающей смысловым значением.

Напротив приставок записывается их значение и приводится пример слова с данной приставкой.

Супер – сверх – супермен

Вице – помощник – вице-президент

Полу – половина – полушарие

Аэро – воздушный – аэровокзал

Анти – против – «антимоль»

Зоо – о животных – зоопарк

Мото – приводящий в движение – мотоцикл

Астро – звездный – астронавт

Видео – видеть – видеомагнитофон

Архео – древний – археолог

Мело – музыкальный – меломан

Моно – единственный – монолог

Мульти – множественный – мультипликация

Тетра – четыре - тетрадь

Аква – водяной – аквариум

После этого на доске оставляются 4 -5приставок. Дети называют различные слова, наиболее интересные из которых записываются на доске. Следующий этап работы – произвольное комбинирование слов и приставок, обсуждение полученных вариантов.

Например:

МОНОТЕЛЕВИЗОР – на всей земле остался один – единственный телевизор, как будут развиваться события дальше;

ВИДЕОКАРАНДАШ – превращает в картинку написанное;

МЕЛОСТУЛ - музыкальный стул, играет различные мелодии, когда на него садишься.

Упражнение № 4.Шифровки.

-говорить наоборот;

-введение любого дополнительного слога или сочетания;

-изменение порядка слогов;

-использование «перевертышей».

Упражнение № 5.Другая точка зрения.

Для иллюстрации этого упражнения можно использовать стихотворение

Я. Акима:

Что говорят двери.

Двери жаловалась дверь:

«Трудно, матушка, поверь,

Мой хозяин дорогой

Снова пнул меня ногой.

Шел опять он невеселый;

Видно, двойку нес со школы.

Видишь, сколько синяков

Из-за этих дневников!»

«Вот и я ребят ругаю,-

Простонала дверь другая,

Прибегут – откуда прыть!-

А ведь лень меня закрыть.

Вся продрогла на ветру,

Так и думала – помру».

« А меня сегодня Петя

Чуть не вывернул из петель-

Утром точно на коне,

Прокатился он на мне.

На такое он мастак!»

И решили двери так:

«Если будут издеваться,

перестанем открываться!»

Упражнение № 6.Метод фокальных объектов.

( разновидность ассоциаций).

- записать объект, который мы хотим изменить;

-назвать любые три слова;

-записать 2-3 характерных признака к каждому слову;

-последовательное соединение полученных признаков и исходного объекта, развитие идеи (как это может быть, где это можно использовать)

Например: острый стул - стул, на котором неудобно сидеть, можно использовать, чтобы не « засиживаться» у телевизора, чтобы похудеть (придется часто стоять, а сидеть в случае крайней необходимости.)

Упражнение №7.Необычные задачи.

  • Мужчина заходит в магазин, покупает колбасу и просит ее порезать не поперек, а вдоль. Продавщица спрашивает: «Вы что, пожарник?» - «Да». Как она догадалась? (Мужчина был в форме пожарника).

  • В пригороде Парижа – кафе на улице. Туда садиться молодой человек. Хозяин тут же звонит в полицию: «У меня в кафе – диверсант». Как он это узнал ?( По парашюту, « сел» - т.е. « приземлился» парашют).

  • Летчик сообщает по радио диспетчеру: «В баках нет ни капли горючего!» Диспетчер отвечает: «Держитесь! Используйте все свое мастерство! Постараемся помочь вам!» Жертв не было. Как удалось спастись? ( Самолет еще не взлетел).

  • По горной дороге на огромной скорости мчится машина Смита, за несколько полицейских машин. Свернуть некуда – справа скала, слева пропасть. Вдруг из-за поворота показался участок дороги, и у Смита замерло сердце: прямо посреди дороги рос дуб. Машина не может пройти, не задев его. Как быть? ( Дуб еще маленький, только пробился сквозь асфальт).

  • Мальчик рассказывает: « Вчера был такой ужасный дождь, а мой отец не взял с собой ни зонта, ни плаща, ни шляпы. Когда он появился в дверях, вода лилась с него ручьями, но ни один волос на его голове не промок. Укрыться от дождя в радиусе мили от нашего дома негде – вокруг голая степь. (Ни один волос не промок потому, что волос не было).

  • Преподобный Сен Луни объявил во всеуслышание, что в определенный день и час он пройдет реку Гудзон « аки по суху». В назначенное время при большом скоплении народа он ступил на воду реки в самом широком ее месте и через 20 минут благополучно достиг противоположного берега. (Действие происходило зимой).

  • Вчера моя мама была в театре. Шла скучнейшая пьеса. Она не выдержала и ушла со второго акт . После ее ухода разразился ужасный скандал.( Мама – актриса).

  • У дамы не было при себе водительских прав. Она не остановилась на железнодорожном переезде, хотя шлагбаум был опущен, потом, не обращая внимания на « кирпич» двинулась по улице с односторонним движением против движения и остановилась, лишь миновав три квартала. Все это происходило на глазах полисмена, который почему-то не счел нужным вмешаться.( Дама шла пешком).

  • Прохожий обращается к горько плачущему ребенку:

- Будь хорошим мальчиком и не плачь.

- Я не могу быть хорошим мальчиком, - был ответ, и это была правда.( Плакала девочка).

  • Было нелегко, хотя интересно. Вдруг раздался звук, и все закончилось. (Урок окончен).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Топорова Светлана Анатольевна

Дата: 05.07.2019

Номер свидетельства: 516469


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства