Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по формированию читательской компетентности средствами обучения приёмам анализа текста»
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ, 4 класс
Прочитай текст и выполни задания.
(1)Зима в тот год в Подмосковье выдалась суровая. (2)Если бы не собака, с которой надо гулять, я бы и на улицу не вылезал. (3)В одну из вечерних прогулок с собакой послышалось мне, что на сосне кто-то вроде бы шевелился, голоса подавал.
(4)Вернулись мы с собакой домой. (5)Она легла спать, а ночью вдруг вскочила и помчалась с громким лаем в соседнюю комнату. (6)Что случилось? (7)Включил я свет, и вот чудо: на кресле сидят, тесно прижавшись друг к другу, три крохотные взъерошенные пичуги. (8)Оказалось, что они влетели в открытую форточку. (9)Я взял всех трёх, похожих на малых птенцов, в руки, отогрел и положил в корзину. (10)Летали птички по комнатам, как по улице. (11)Но держались пичуги всегда вместе и спать ложились вместе, кучкой, рядышком.
(12) Отпустил я их на волю, когда на улице чуть потеплело. (13)А позже узнал, что есть на свете такие птицы – корольки́ , малые, но любые морозы переносящие. (14)В холод скрываются они в хвойных ветках, прижимаются друг к другу, пёрышки встряхивают, и вот – коллективная печка! (15)Один замёрзнешь, а вместе не пропадёшь!
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ
Фамилия, имя________________________________учени___ 4___ класса
3) Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения. 1._________________________________________________________________________2._________________________________________________________________________3._________________________________________________________________________
4) Как ты понимаешь значение слова «форточка» из 8-го предложения? Запиши
(1)Утром, как только прозвонит будильник, Серёжа вставал и сразу насыпал в кормушку за окном еду. (2)Воробьи это время уже ждали, но особенно ждала синичка. (3)Она появлялась неизвестно откуда и смело опускалась на столик. (4)Птичка оказалась смекалистой и быстро разобралась, что, если утром стукнула Серёжина форточка, надо спешить к завтраку. (5)Она никогда не ошибалась и на стук соседской форточки не прилетала.
(6)Однажды испортился будильник. (7)Даже родители об этом не знали и могли опоздать на работу, если бы синица не выручила. (8)Прилетела птичка завтракать, видит – никто форточку не открывает, еду не сыплет. (9)Попрыгала она с воробьями по пустому столику и застучала острым клювом по стеклу: (10)«Давайте кушать скорей!» (11)Да так усердно стучала, что Серёжа проснулся. (12)Встал он, насыпал птицам долгожданную еду, смотрит – а на стенных часах стрелки уже почти девять показывают. (13)Серёжа родителей разбудил и скорее в школу побежал.
(14)С этих пор синичка каждое утро к нему в окно стучать повадилась. (15)Ровно в восемь, будто по часам это время угадывала. (16)Ни в одном магазине такого живого будильника не сыщешь! (По В.Чаплиной)
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ
Фамилия, имя________________________________учени___ 3___ класса
3) Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения. 1._________________________________________________________________________2._________________________________________________________________________3._________________________________________________________________________
4) Как ты понимаешь значение слова «будильник» из 1-го предложения? Запиши
(1)Как-то осенью принесли нам ежа. (2)Вывалили его из корзины на пол, и он лежал, не двигаясь, как колючий шар. (3)А потом этот шар зашевелился, из него выглянули нос пятачком и два глаза. (4)Ёжик распрямился, встал на коротенькие лапки и быстро-быстро побежал под шкаф! (5)На бегу он так забавно сопел и хрюкал, что мы принялись хохотать.
(6)Ёж прожил у нас всю зиму, и мы с ним подружились. (7)Любил ёж поспать помягче, укрыться потеплее, поэтому под шкафом у него стояла коробка с куском фланели, в которую наш соня ловко закутывался. (8)Но этого ёжику было мало, и он тащил к себе всё тёпленькое, что плохо лежало. (9)Потерялся носовой платок, мы не можем найти мохнатую варежку – надо искать у ежа.
(10)А однажды наша бабушка сунула ногу в валенок и закричала от испуга: что-то пребольно укололо её! (11)Оказалось, там сидит ёж. (12)Бабушка вытряхивает незваного гостя, а он не вытряхивается. (13)Пролезть в тёплый валенок было легко, колючки не мешали, а повернуться там невозможно, и пятиться нельзя – колючки не пускают. (14)Пришлось разрезать валенок, чтобы вытащить ёжика на свет! (15)Конечно, как друга не выручить из беды! (Из альманаха для семейного чтения)
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ,2класс
Фамилия, имя________________________________учени___ 2___ класса
3) Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения. 1._________________________________________________________________________2._________________________________________________________________________3._________________________________________________________________________
4) Как ты понимаешь значение слова «пятиться» из 13-го предложения? Запиши
Спецификация диагностической работы для 2-4 класса по определению читательской грамотности.
1. Назначение диагностической работы
Диагностическая работа проводится с целью определения уровня сформированности у учащихся вторых-четвёртых классов познавательных универсальных учебных действий по работе с информацией и чтению.
2. Условия проведения диагностической работы
При проведении бланкового тестирования каждый учащийся получает бланк с художественным текстом, и заданиями к нему. Учащиеся выполняют работу на данном бланке.
3. Время выполнения диагностической работы
На выполнение всей работы отводится 40-45 минут
4. Содержание и структура диагностической работы
Содержание работы соответствует возрастным особенностям учащихся 2- 4-го класса.
5.Система оценивания выполнения всей работы
1) Озаглавь текст. Простые задания (репродуктивный характер),1 уровень
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
Баллы
Заголовок относится к содержанию текста, записано без орфографических ошибок
2
Заголовок относится к содержанию текста, при записи допущена одна орфографическая ошибка
1
Заголовок не относится к содержанию текста. ИЛИ Ответ отсутствует
0
Максимальный балл
2
2) Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.
Простые задания (репродуктивный характер),2 уровень
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
Баллы
Основная мысль определена верно, полно; предложение построено правильно (соблюдён порядок слов), в нём употреблены слова в свойственном им значении
2
Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; предложение построено правильно (соблюдён порядок слов), в нём употреблены слова в свойственном им значении. ИЛИ Основная мысль определена верно, полно; в построении предложения и словоупотреблении допущено один-два недочёта. ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в построении предложения и словоупотреблении допущен один недочёт
1
Основная мысль определена верно, полно; в построении предложения и словоупотреблении допущено более двух недочётов. ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в построении предложения и словоупотреблении допущено два и более недочёта. ИЛИ Основная мысль не определена / определена неверно независимо от наличия/ отсутствия недочётов в построении предложения и словоупотреблении
0
Максимальный балл
2
3) Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения. Средний уровень сложности (продуктивный характер),3 уровень
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
Баллы
В плане последовательно отражено содержание текста; план состоит из трёх пунктов; словосочетания или предложения (пункты плана) построены правильно (с соблюдением порядка слов), в них употреблены слова в свойственном им значении
3
В плане последовательно отражено содержание текста, план состоит из трёх пунктов, в построении словосочетаний или предложений (пунктов плана) и словоупотреблении допущено один-два недочёта
2
В плане последовательно отражено содержание текста, план состоит из трёх пунктов, в построении словосочетаний или предложений (пунктов плана) и словоупотреблении допущено более двух недочётов. ИЛИ В плане последовательно отражено содержание текста, план содержит только два корректных пункта, в построении словосочетаний или предложений (пунктов плана) и словоупотреблении допущено один-два недочёта. ИЛИ В плане нарушена последовательность содержания текста, план содержит не менее двух пунктов, в построении словосочетаний или предложений (пунктов плана) и словоупотреблении допущено один-два недочёта
1
План не соответствует условиям выставления 3, 2 и 1 балла, в том числе содержит только один корректный пункт. ИЛИ План не составлен
0
Максимальный балл
3
4) Как ты понимаешь значение слова… Средний уровень сложности (продуктивный характер),3 уровень
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
Баллы
Верно объяснено значение слова
1
Неверно объяснено значение слова
0
Максимальный балл
1
5) Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос. Высокий уровень сложности (продуктивный характер),4 уровень
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
Баллы
Вопрос относится к содержанию текста, предложение записано без орфографических и пунктуационных ошибок
2
Вопрос относится к содержанию текста, при записи предложения допущено не более двух орфографических и двух пунктуационных ошибок
1
Ответ на задание дан не в форме вопроса. ИЛИ Вопрос относится к содержанию текста, при записи предложения допущено более двух орфографических и двух пунктуационных ошибок либо три и более орфографические ошибки независимо от наличия/отсутствия пунктуационных ошибок. ИЛИ Вопрос не относится к содержанию текста независимо от наличия/ отсутствия орфографических и пунктуационных ошибок. ИЛИ Ответ отсутствует
0
Максимальный балл
2
Максимальный балл за выполнение работы – 10 баллов
Отметка по пятибалльной шкале
«2»
«3»
«4»
«5»
0-4
5-6
7-8
9-10
Уровни оценки грамотности чтения
Простые задания (репродуктивный характер)
Средний уровень сложности (продуктивный характер)
Высокий уровень сложности (продуктивный характер)
1 уровень: ниже базового уровня. Умение понимать и выделять главное, тему и цель в простом тексте, касающемся знакомой темы, базирующейся на повседневном знании
3 (средний) уровень: распознавание и установление отношений между отдельными частями текста на основе нескольких идей в тексте. Объединение, сравнение, детальное понимание отношений, слов и фраз на основе повседневного знания.
4-й (повышенный) уровень: понимание длинных и сложных текстов. Значение отдельных частей с учетом целого. Текст может содержать неоднозначные идеи, некорректно и противоречиво сформулированные. Использование формального знания, критических оценок.
2 уровень: базовый. Понимание и выделение одной или нескольких более простых идей в тексте, который может содержать противоречивую информацию. Умение делать простые выводы на основе установления сравнений и связей, исходя из личного опыта и знаний
5 - 6-й (высокий) уровни: глубокое понимание сложных текстов, воспроизведение, комбинирование, анализ информации. Понимание нюансов языка и логики. Критическое воспроизведение и оценка на основе гипотез, базирующихся на специальных знаниях или неожиданных концепциях