kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации к дидактической игрушке для закрепления умений делить слова на слоги «Ларец-сортировщик»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:развитие словарного запаса, развитие слогового анализа и синтеза, памяти, внимания.

 

Материал:коробка с крышкой, крышка коробки имеет четыре прорези для дидактического картинного материала. На крышке коробки должны быть различные обозначающие элементы, с учетом количества гласных звуковв словах от 1 до 4. Внутри коробка разделена на четыре секции, в соответствии с прорезями.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации к дидактической игрушке для закрепления умений делить слова на слоги «Ларец-сортировщик»»

Аннотация к дидактической игрушке «Ларец-сортировщик»

Проблема коррекции специфических нарушений письменной речи у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальных классах массовых школ увеличивается количество детей с различными видами дисграфии.

Дисграфия, обусловленная несформированностью языкового анализа и синтеза, проявляется на письме в виде специфических ошибок на уровне буквы, слога, слова, предложения и текста. К искажению звуко-слоговой структуры слова относится:

–сокращение или добавление количества слогов;

– изменение структуры слова;

– нарушение последовательности слогов;

– нарушение ударности или ритма слова.

Все это приводит к стойким ошибкам слогового анализа и синтеза: раздельное написание частей слова, слитное написание самостоятельных и служебных слов, контаминации, вставки, перестановки, пропуски и повторы слогов, что снижает качество не только письма, но и чтения.

Следовательно, формирование слоговой структуры влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, звуковым анализом и синтезом.

Задачей логопеда в школе является своевременное выявление и предупреждение нарушений письма и чтения. Поэтому очень важна профилактическая работа, направленнаяна устранение ошибок с целью недопущения их усугубления.

Нарушение слоговой структуры слова у младших школьниковс общим недоразвитием речи удерживается дольше и может являться одним из препятствий в овладении грамотой. Поэтому работу над слоговой структурой слова необходимо продолжатьи в младшем школьном возрасте. В коррекционно-логопедической работе я использую различные методы обучения детей младшего школьного возраста: словесные, практические, наглядные. Однако,многими отечественными исследователями отмечено, что эффективность коррекционно-педагогической работы повышается, если наглядные методы сочетаются с практическими методами. Я. А. Коменский писал, что лучше всего обучает деятельность, в которой показывают. Наглядно-практическое обучение развивает сенсомоторный и социальный опыт, навыки учебно-познавательной деятельности, языка и речи в ее коммуникативных функциях.

Для преодоления нарушений звуко-слоговой структуры слова, мною был изготовлен ларец-сортировщик для деления слов на слоги, при использовании которогопоявляется возможность совмещения автоматизации звука в словах, развитие внимания, памяти.

Дидактическая игрушка ларец-сортировщик соответствует требованиям ФГОС (обеспечивает наглядность, доступность, простоту и безопасность использования, эстетически оформлена, позволяет осуществить деятельностный подход, помогает в освоении и закреплении знаний), соответствует возрастным и психофизическим особенностям детей младшего школьного возраста, доступна для самостоятельной деятельности детей, позволяет использовать разнообразный по сложности материал, отрабатывать различные темы (фрукты, овощи, птицы, деревья, цветы, зоопарк, лес, инструменты, мебель, игрушки, животные, рыбы, имена людей, одежда, обувь, головные уборы, транспорт, музыкальные инструменты, школьные принадлежности и так далее), соответствует программе обучения грамоте.

В этом году игрушку ларец-сортировщик использовал учитель 1Б класса в индивидуальной работе (смотри Приложение диаграмма 1–4). Игрушка была представлена на родительском собрании для учащихся 1 классов.

Речевой материал подбирается с учетом формирования слоговой структуры, представленной А. К. Марковойи включает в себя 14 типов слов:

  1. двусложные слова, состоящие из открытых слогов;

  2. трехсложные слова, состоящие из открытых слогов;

  3. односложные слова, состоящие из закрытого слога;

  4. двусложные слова, состоящие из одного открытого и одного закрытого слога;

  5. двусложные слова со стечением согласных в середине слова;

  6. двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных в середине слова;

  7. трехсложные слова с закрытым слогом;

  8. трехсложные слова со стечением согласных, с одним закрытым слогом в начале или середине слова;

  9. трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом в середине или конце слова;

  10. трехсложные слова с двумя стечениями согласных;

  11. односложные слова со стечением согласных в начале или конце слова;

  12. двусложные слова с двумя стечениями согласных;

  13. четырехсложные слова, состоящие из открытых слогов;

  14. четырехсложные слова со стечением согласных.

Таким образом, создается специально организованная дидактическая среда, вызывающая познавательный интерес и естественную потребность в речевом общении в процессе совместной деятельности, являющейся привлекательной для ребенка. Она же выступает, как метод стимулирования учения. Следовательно, этот метод основан не на механическом повторении, а на самостоятельной деятельности ребенка.












Методические рекомендации к дидактической игрушке для закрепления умений делить слова на слоги

«Ларец-сортировщик»


Цель:развитие словарного запаса, развитие слогового анализа и синтеза, памяти, внимания.


Материал:коробка с крышкой, крышка коробки имеет четыре прорези для дидактического картинного материала. На крышке коробки должны быть различные обозначающие элементы, с учетом количества гласных звуковв словах от 1 до 4. Внутри коробка разделена на четыре секции, в соответствии с прорезями (смотри Приложение фото 1-3).

Демонстрационный материал: «Логопедическое лото» Т. А. Ткаченко, «Формируем слоговую структуру слова» С. Е. Большакова.

Дидактическая игрушка соответствует требованиям ФГОС:

– обеспечивает системно-деятельностный подход;

– появляется возможность использования для групповой работы;

– безопасна в использовании;

– эстетически оформлена.


Ход игры: перед ребенком стопка демонстрационного материала. Логопед, в зависимости от цели формирования слоговой структуры слова, предлагает разложить картинки, в первую прорезь, обозначенную элементом одного гласного звука, в названии которых один слог, во вторую, обозначенную элементом двух гласных звуков – с названиямидвух слогов и так далее. Ребенок должен объяснить свой выбор. Логопед предлагает вспомнить, с каким количеством слогов получилось больше слов. Для проверки ответа и в случае затруднения открываем ларец-сортировщик и считаем количество слов в каждой ячейке.


Вариант игры: предъявить дидактический картинный материал для формирования слоговой структуры слова для сортировки, содержащий звук, который необходимо автоматизировать.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Фото 1 Фото 2 Фото 3

Диаграмма 1


Диаграмма 2



Диаграмма 3



Диаграмма 4




Технологическая карта коррекционно-развивающего индивидуального логопедического занятия для детей младшего школьного возраста по теме:

«Формирование слоговой структуры слова»

Составитель: А.С.Литвинова

Приоритетная образовательная область: речевое и социально-коммуникативное развитие.

Цель: Уточнение правильного произношения звука [р]. Расширение словаря.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Учить произносить звук [р] в словах с открытыми слогами.

  • Стимулировать произнесение слогов с изменением ритмического рисунка.

  • Способствовать формированию слоговой структуры трехсложных слов с закрытым слогом.

  • Закреплять представление о слогообразующей роли гласной.

  • Стимулировать умение делить слова на слоги.

  • Учить делать звуковой анализ односложных слов.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать фонематическийслух и восприятие.

  • Развивать артикуляционнуюмоторику.

  • Развивать координацию речи с движением.

  • Совершенствовать умение красиво и грамотно говорить, отвечать на вопросы.

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать культуру коммуникативного взаимодействия, умение слушать и слышать.

Развивающая предметно-пространственная среда темы коррекционно-развивающего занятия:занятие проходит в кабинете логопеда. Картотека артикуляционных упражнений, Т. А. Ткаченко «Логопедическое лото в картинках»,Л. А. Комарова «Автоматизация звука Р»,мяч, камешки Марблс, ларец-сортировщик.

Планируемый результат:ребенок владеет активной речью, правильно произносит звук [р] в слогах и словах, правильно воспроизводит ритмический рисунок слогового ряда,умеет производить звуковой анализ слов, слогов.


Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Задачи

Содержание коррекционно-развивающего занятия

УУД

Формы реализации Программы

Средства реализации ООП

Воспитывать культуру коммуникативного взаимодействия, умение слушать и слышать.

Игра «Четвертый лишний»

Назови лишнее слово (на слух):

Маша, Оля, Люда, Рома;

Рубашка, плащ, пальто, шуба;

Велосипед, ракета, автомобиль, мотоцикл;

Баклажан, вишня, рыба, кабачок.

Лишние слова: Рома, рубашка, ракета, рыба. Какой одинаковый звук есть в этих словах?

Сформулируй сам тему занятия, цель, спланируй свои действия.

Сегодня мы будем продолжать учиться произносить звук[р].

Познавательные:

– поиск и выделение необходимой информации работа с иллюстрациями;

– универсальные логические действия: анализ объектов с выделением в них признаков;

– фонематическое развитие.

Регулятивные:

– умение следовать точной инструкции учителя-логопеда.

Личностные:

– самоопределение.

Упражнение «Четвертый лишний».

Картотека обобщающих слов по лексическим и фонетическим темам, предметные картинки.

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

Задачи

Содержание коррекционно-развивающего занятия

УУД

Формы реализации Программы

Средства реализации ООП

Развивать артикуляционную моторику.

Выполнение артикуляционной гимнастики:

– улыбка;

– почистим верхние зубки;

– качели;

– грибок;

– лошадка.

Регулятивные:

– умение следовать точной инструкции учителя-логопеда.

Личностные:

– самоопределение.

Артикуляционная гимнастика.

Картотека артикуляционных упражнений.

Учить произносить звук [р] в словах с открытыми слогами.

Игра «Закончи слово»:

Ребенок отраженно за логопедом произносит три слога, а затем слово. Логопед показывает картинку.

Ра–ра–ра–рак (ракета, рама, радуга, ранец)

Ро–ро–ро–рот (роза, робот, перо, ведро)

Ру–ру–ру–руки (рубашка, рубанок, парус, кенгуру)

Ры–ры–ры–рыба (рысь, горы, куры, комары)

Познавательные:

– поиск и выделение необходимой информации работа с иллюстрациями;

– универсальные логические действия:анализ объектов с выделением в них признаков.


Совместное выполнение. Демонстрация.

Т.  А.  Ткаченко

«Логопедическое лото»; Л. А. Комарова «Автоматизация звука Р».

Стимулировать произнесение слогов с изменением ритмического рисунка.

Игра «Ритмический рисунок»

Ра–ра–ра; ра–Ра–ра; ра–ра–Ра;

Ро–ро–ро; ро–Ро–ро; ро–ро–Ро;

Ру–ру–ру; ру–Ру–ру; ру–ру-Ру;

Ры–ры–ры; ры–Ры–ры; ры–ры–Ры

Регулятивные:

– умение следовать точной инструкции учителя-логопеда.

Отраженное выполнение.

Игра «Ритмический рисунок»

Развивать координацию речи с движением.

Способствовать формированию слоговой структуры трехсложных слов с закрытым слогом.

Физминутка:

Игра с мячом «Скажи ласково»

Ветер – (ветерок)

Ручей – (ручеек)

Город – (городок)

Сахар – (сахарок)

Катер – (катерок)

Пирог – (пирожок)

Вечер – (вечерок)

Личностные:

– мотивация учебной деятельности при выполнении заданий с опорой на фантазию школьников;

– физическое развитие.


Совместное выполнение.

Картотека подвижных игр.

Мяч.

Закреплять представление о слогообразующей роли гласной.


Работа с карточками:

Найди изображения, в названии которых два слога (роза, рыбы, парус, топор, баран). Сколько гласных звуков в этих словах?

Нет для голоса преград,

Звуки далеко летят,

Гласными мы их зовем,

Свободно тянем и поем.

Совместно формулируем правило: сколько в слове гласных, столько и слогов. Гласная является слогообразующей.

Личностные:

– самоопределение.

Демонстрация.

Т.  А.  Ткаченко

«Логопедическое лото».

Стимулировать умение делить слова на слоги.


Отработка навыков определения количества слогов в словах с использованием ларца-сортировщика.

Предъявляем дидактический картинный материал, содержащий автоматизируемый звук [р]: роза, сорока, сыр, рубашка, топор, муравей, гармошка, пирамида, кукуруза.

Ребенок произносит название предметов изображенных на иллюстрации и раскладывает их в прорези ларца-сортировщика по количеству слогов в слове.

А теперь давай вспомним, с каким количеством слогов у нас получилось больше слов?

Давай проверим, откроем наш ларец и посчитаем: одна иллюстрация, название которой не делится на части – сыр;

две иллюстрации с двухсложным словом, одна из которых, имеет закрытый слог на конце слова – роза, топор;

четыре иллюстрации с трехсложными словами – сорока (открытые слоги), муравей (с закрытым слогом в конце слова), рубашка (с одним стечением согласных), гармошка (с двумя стечениями согласных);

двеиллюстрации с четырехсложными словами –кукуруза, пирамида.

С каким количеством слогов получилось больше слов?

Познавательные:

– поиск и выделение необходимой информации работа с иллюстрациями;

– универсальные логические действия: анализ объектов с выделением в них признаков.


Демонстрация.

Ларец-сортировщик, Т.  А.  Ткаченко

«Логопедическое лото».

Учить делать звуковой анализ односложных слов.

Игра «Звуковые самоцветы»

Где находится звук [р]: в начале, середине или конце в словах рак, сыр.

Выкладывание схемы слов рак и сыр при помощи камешков Марблс.

Познавательные:

– поиск и выделение необходимой информации;

– универсальные логические действия: анализ объектов с выделением в них признаков.


Демонстрация.

Рассуждение.

Индивидуальное выполнение.

Картотека картинок со звуком [р], камешки Марблс

Заключительная часть (рефлексивный этап)

Задачи

Содержание коррекционно-развивающего занятия

УУД

Формы реализации Программы

Средства реализации ООП

Совершенствовать умение красиво и грамотно говорить, отвечать на вопросы.

Итог занятия. Логопед узнает, что нового ребенок узнал? Добились цели? Успели, что запланировали? Понравилось ли ему данное занятие? Что запомнилось?

Социально-коммуникативное развитие:

– умение выражать свои мысли.

Вопросы.

Наклейки.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Литвинова Алла Сергеевна

Дата: 13.05.2019

Номер свидетельства: 510013


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства