Методические приёмы формирования временных представлений у младших школьников с нарушением интеллекта
Методические приёмы формирования временных представлений у младших школьников с нарушением интеллекта
В статье описывается теоретическое обоснование формирования временных представлений у младших школьников с нарушением интеллекта, приводятся типы упражнений, направленных на выработку ориентировки во времени.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические приёмы формирования временных представлений у младших школьников с нарушением интеллекта»
Методические приемы формирования временных представлений
у детей с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью)
Формирование временных представлений невозможно без тесного сотрудничества учителя, воспитателя и семьи. Воспитатель группы продленного дня (или воспитатель школы интернатного типа) должен накапливать и закреплять временные представления учащихся в режимные моменты, во время самоподготовки, «клубных часов», воспитательных мероприятий, а также специально организованных наблюдений и экскурсий. Члены семьи школьника также могут быть активными участниками коррекционного процесса. Ежедневно, в т. ч. в выходные дни и школьные каникулы, они должны стремиться актуализировать, закреплять и расширять представления ребенка о времени.
Все упражнения и игры следует проводить так, чтобы учащиеся самостоятельно смогли заметить свои ошибки и постарались их исправить. В этом случае трудности не снижают интереса к заданию, а становятся мотивом для продолжения поиска правильного решения. Как правило, подобные упражнения способствуют не только формированию временных представлений учащихся, но и развитию познавательной деятельности в целом. Кроме того, вариативность заданий способствует поддержанию познавательного интереса учащихся.
Обязательным условием формирования системы представлений о времени является использование сочетания различных видов наглядных средств, как в урочное, так и во внеурочное время. Подбор наглядных средств для изучения конкретного временного понятия осуществляется в соответствии с дидактической целью каждого этапа обучения, содержанием учебной информации, логикой ее изложения, психологическими закономерностями усвоения знаний учащимися с нарушением интеллекта. В наглядных пособиях существенным признаком временных понятий должен выступать цвет, который, являясь своего рода условным знаком, легче воспринимается в качестве носителя определенной информации.
При работе с наглядными пособиями и организации наблюдений педагог должен концентрировать внимание школьников на правильном выделении существенных признаков наблюдаемых объектов с целью предупреждения их смешения (например, вечера и ночи, дня и утра, весенних и осенних месяцев). Несущественные признаки понятий нужно варьировать. Пример.
В одних случаях на магнитную доску прикрепляются пейзажные картинки с изображением различного времени суток, и учащимся предлагается выделить из всех картинок те, которые относятся к вечеру, и назвать их общий признак. В других случаях педагог просит детей определить, к какому времени суток относятся данные картинки. Затем он снимает картинки, не относящиеся к вечеру, а оставшиеся просит назвать одним словом и обосновать свой ответ.
И в том, и другом случае учащимся предоставляется возможность вспомнить не только понятие, но и его объективные признаки.
Специальные методические приемы, основанные на взаимодействии тактильного, зрительного, слухового анализаторов, которые можно использовать в процессе формирования временных представлений:
подвижная аппликация;
коллективное создание рассказа по сюжетным картинкам;
работа с «зашифрованным» письмом и «деформированным» текстом;
постановка проблемного вопроса;
анализ специально созданной реальной ситуации, требующей от учащихся временной оценки;
прием вхождения в образ (при двигательном моделировании) и другие приемы.
Например, на уроках развития речи может использоваться прием предметного моделирования некоторых показателей времени, входящих в объем временного отрезка.
Учащиеся получают шаблон дерева и основные детали (цветы, плоды, зеленые и желтые листья, снежинки). Из предложенного материала им предлагается, опираясь на имеющиеся у них представления, отобрать те детали, которые входят в наглядный образ дерева, характерный для определенного времени года. Потом они создают модель и сравнивают ее с образцом.
Или, например, может моделироваться небо в разное время суток.
Школьникам раздаются карточки различных цветов, символизирующие цвет неба в разное время суток, и картонные модели месяца, звезд, солнца различных конфигураций и цветов, а далее предлагается смоделировать, «изобразить» ночное, утреннее или вечернее небо, используя данные символы.
В процессе создания модели участники руководствуются знанием существенных признаков моделируемого ими объекта (например, утреннего неба). Такая работа требует одновременного взаимодействия целого ряда анализаторов (зрительного, кинестетического, слухового), что очень важно в освоении представлений о времени.
На уроках русского языка, чтения может иметь место прием работы с «деформированным» текстом.
Учащимся, предлагается на слух со слов педагога или с опорой на текст найти ошибку в описании признаков времени года (определенной части суток) или их последовательности. А, детям, испытывающим значительные затруднения, предлагается текст со вставленными картинками, указывающими на ошибки в описании признаков времени года.
Полезно использовать и другие приемы: прием вхождения в образ (когда учащийся «перевоплощается» в определенное время года), коллективной аппликации или рисунка (когда из готовых деталей или шаблонов школьники создают наглядный образ времени года).
Науроках труда учащимся можно предложить выполнить аппликацию «Время года» с использованием готовых деталей, предварительно разместив их на листе бумаги. Школьники, получив детали (снежинки, листья, цветы, грибы, деревья, ягоды, солнце, тучи и т. п.), отбирают те, которые входят в объем наглядного образа времени года, выбранного ими для аппликации. Все свои действия учащиеся сопровождают речью. Затем педагог просит назвать время года, соответствующее готовой аппликации, и указать признаки, характеризующие данное время года. После завершения работы педагог уточняет у школьников, какие еще детали можно использовать в аппликации для более полной передачи признаков конкретного времени года.
Под руководством воспитателей детям можно предложить изготовить и книжки-раскладушки, иллюстрированные аппликациями. Учащиеся могут изображать «сюжеты» на страницах, последовательно развертывая действия и события. Работа по изготовлению книжек создает благоприятные условия для включения речи детей в процесс познания временных отношений, понимания и самостоятельного использования временной терминологии (сначала, потом, начало и конец события, раньше, позже, сейчас и другие).
В работе над формированием временных представлений можно широко применять проблемные и другие специальные ситуации, требующие от учащихся оценки определенного промежутка времени. Приведем пример такой ситуации.
Педагог раздает учащимся тексты и предлагает определить, какое количество слов они успеют прочитать за 1 минуту. В данном случае им требуется представить конкретную наполняемость 1 минуты. После высказанного предположения осуществляется самопроверка: школьники прочитывают слова текста в течение одной минуты и подсчитывают их количество.
Интервалы времени могут постепенно увеличиваться, а задания — усложняться.
Такие ситуации можно использовать как на уроках, так и во внеурочное время, во время режимных моментов: прогулки, обеда, самоподготовки, игры, а также дома с родителями. При создании таких ситуаций следует показать детям значимость умения правильно определять и рассчитывать время, экономить его. Показательной ситуацией, в этом плане, может послужить следующая ситуация.
Во время самоподготовки перед началом выполнения домашнего задания воспитатель просит учащихся определить время по настенным часам. Затем он сообщает детям, что на приготовление уроков отводится один час, и предлагает им ответить на вопрос: «Сколько тогда времени будут показывать часы? ». Учащиеся определяют время завершения самоподготовки и выполняют домашнее задание. По окончании работы воспитатель вновь возвращает их к часам, чтобы школьники убедились, что прошел один час и они верно определили время окончания самоподготовки. Далее воспитатель может предложить учащимся вспомнить, что они успели сделать за один час.
В данной ситуации учащиеся воспринимают наполняемость часа. Поскольку школьники с нарушением интеллекта, как правило, не умеют планировать свою деятельность во времени, воспитатель должен обращать внимание на тех, кто не успел выполнить все задания за один час. Постепенно он подводит детей к выводу о том, что надо стараться не терять время, так как оно постоянно движется, не останавливаясь, поэтому при выполнении заданий не стоит отвлекаться от работы, а следует ориентироваться на заданное время и при необходимости менять темп деятельности.
В процессе разрешения проблемных ситуаций у учащихся с нарушением интеллекта постепенно развивается «чувство времени», так необходимое им для планирования собственной деятельности во времени.
При использовании различных приемов формирования временных представлений на уроках может также применяться материал художественных произведений. Например, на уроках развития речи, чтения и русского языка можно использовать прием работы с «зашифрованным письмом». В данном приеме работы содержание одного и того же текста «проигрывается» разнопланово. Например, педагог зачитывает учащимся «письмо» с перечислением последовательности событий, действий или с описанием признаков определенного отрезка времени (часть суток, время года, месяц) и предлагает определить, о каком отрезке времени идет речь в письме.
«С каждым днем все ярче и ярче светит солнце. На реках треснул лед, зажурчали ручьи. Прилетели грачи. На деревьях набухли пахучие почки. Показались первые цветы — подснежники. Большими стаями тянутся из теплых стран птицы».
Или предлагается этот же текст с намеренно вставленными ошибками. Дети, прослушав «письмо», определяют ошибки, допущенные в описании, например в указании времени года, и исправляют их.
В данном случае проводится еще и работа над лексико-грамматическим строем речи учащихся с нарушением интеллекта, для которых, как известно, характерно его недоразвитие. Работая с «письмами», школьники осуществляют семантический отбор, т. е. выделяют из текста слова, указывающие на временные признаки, составляют с ними различные синтаксические конструкции.
Представления учащихся о признаках временных отрезков, наполняемости мер времени, их соотношении следует закреплять и в ходе разнообразных упражнений и дидактических игр. В качестве примера приведем некоторые из них.
из предложенных картинок выбрать те, которые соответствуют вечеру (утру, ночи и т. д.);
показать те картинки из предложенных, которые имеют признаки весенних месяцев, и т. п.;
среди предложенных картинок найти часы, которые показывают одинаковое время.
2.Упражнения на узнавание определенных отрезков времени по словесному описанию:
определить, о каком месяце (времени года) говорится в письме (тексте), и т.п.
3.Упражнения на установление последовательности:
расположить карточки с названиями мер времени от большей к самой меньшей (и наоборот);
дописать в ряду предложенных пропущенные месяцы;
расположить карточки с названиями дней недели (частей суток, месяцев года) в правильном порядке.
4.Упражнения на классификацию:
к карточкам с названием частей суток (месяцев) приложить соответствующие им картинки;
картинки с изображением природы или деятельности человека разложить по соответствующим им группам: утро, день, вечер, ночь и т. п.
5.Упражнения на сравнение и выделение отличительных признаков некоторых отрезков времени:
сравнить переходные времена года (осень-весна), части суток (утро-день, вечер-ночь) и т. п., изображенных на картинках;
сравнить показания времени на макетах часов.
6.Упражнения на исключение:
в ряду предложенных для восприятия картин с изображением природы и деятельности людей в определенный отрезок времени выбрать те, которые не соответствуют данному периоду времени;
обнаружить допущенные педагогом ошибки (среди перечисленных временных признаков может появиться признак, характерный для другого отрезка времени).
7.Упражнения на моделирование объектов, входящих в наглядный образ временного отрезка (понятия):
смоделировать циферблат часов, показывающих определенное время (например, 2 часа ночи);
смоделировать из готовых деталей дерево, характерное для каждого времени года (по образцу и по памяти);
смоделировать небо, характерное для каждого времени суток (по образцу и по памяти).
8.Упражнения, требующие оценки длительности отрезка времени:
установить, сколько потребуется времени, чтобы выполнить намеченный объем работы;
помолчать (почитать) 1 минуту (3, 5 минут), а потом дать знак, когда это время истечет.