kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические приёмы формирования временных представлений у младших школьников с нарушением интеллекта

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье описывается теоретическое обоснование формирования временных представлений у младших школьников с нарушением интеллекта, приводятся типы упражнений, направленных на выработку ориентировки во времени.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические приёмы формирования временных представлений у младших школьников с нарушением интеллекта»

Методические приемы формирования временных представлений

у детей с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью)


Формирование временных представ­лений невозможно без тесного сотруд­ничества учителя, воспитателя и семьи. Воспитатель группы продленного дня (или воспитатель школы интернатного типа) должен накапливать и закреплять временные представления учащихся в режимные моменты, во время самопод­готовки, «клубных часов», воспитатель­ных мероприятий, а также специально организованных наблюдений и экскур­сий. Члены семьи школьника также мо­гут быть активными участниками коррекционного процесса. Ежедневно, в т. ч. в выходные дни и школьные каникулы, они должны стремиться актуализировать, закреплять и расширять представления ребенка о времени.

Все упражнения и игры следует прово­дить так, чтобы учащиеся самостоятель­но смогли заметить свои ошибки и поста­рались их исправить. В этом случае труд­ности не снижают интереса к заданию, а становятся мотивом для продолжения поиска правильного решения. Как правило, подобные упражнения способству­ют не только формированию временных представлений учащихся, но и развитию познавательной деятельности в целом. Кроме того, вариативность заданий спо­собствует поддержанию познавательного интереса учащихся.

Обязательным условием формирова­ния системы представлений о времени является использование сочетания раз­личных видов наглядных средств, как в урочное, так и во внеурочное время. Подбор наглядных средств для изучения конкретного временного понятия осу­ществляется в соответствии с дидакти­ческой целью каждого этапа обучения, содержанием учебной информации, ло­гикой ее изложения, психологически­ми закономерностями усвоения знаний учащимися с нарушением интеллекта. В наглядных пособиях существенным признаком временных понятий должен выступать цвет, который, являясь своего рода условным знаком, легче восприни­мается в качестве носителя определенной информации.

При работе с наглядными пособиями и организации наблюдений педагог должен концентрировать внимание школьников на правильном выделении существенных признаков наблюдаемых объектов с це­лью предупреждения их смешения (на­пример, вечера и ночи, дня и утра, весен­них и осенних месяцев). Несущественные признаки понятий нужно варьировать. Пример.

В одних случаях на магнитную доску прикрепляются пейзажные картинки с изображением различного времени суток, и учащимся предлагается выделить из всех картинок те, которые относятся к вечеру, и назвать их общий признак. В других случаях педагог просит детей определить, к какому времени суток от­носятся данные картинки. Затем он сни­мает картинки, не относящиеся к вече­ру, а оставшиеся просит назвать одним словом и обосновать свой ответ.

И в том, и другом случае учащимся предоставляется возможность вспомнить не только понятие, но и его объективные признаки.

Специальные ме­тодические приемы, основанные на вза­имодействии тактильного, зрительного, слухового анализаторов, которые можно использовать в процессе формирования временных представлений:

  • подвижная аппликация;

  • коллективное создание рассказа по сюжетным картинкам;

  • работа с «зашифрованным» письмом и «деформированным» текстом;

  • постановка проблемного вопроса;

  • анализ специально созданной реаль­ной ситуации, требующей от учащихся временной оценки;

  • прием вхождения в образ (при дви­гательном моделировании) и другие приемы.

Например, на уроках развития речи может использоваться прием предмет­ного моделирования некоторых показа­телей времени, входящих в объем времен­ного отрезка.

Учащиеся получают шаблон дерева и основные детали (цветы, плоды, зеленые и желтые листья, снежинки). Из пред­ложенного материала им предлагается, опираясь на имеющиеся у них представ­ления, отобрать те детали, которые входят в наглядный образ дерева, харак­терный для определенного времени года. Потом они создают модель и сравнива­ют ее с образцом.

Или, например, может моделироваться небо в разное время суток.

Школьникам раздаются карточки раз­личных цветов, символизирующие цвет неба в разное время суток, и картонные модели месяца, звезд, солнца различных конфигураций и цветов, а далее предла­гается смоделировать, «изобразить» ночное, утреннее или вечернее небо, ис­пользуя данные символы.

В процессе создания модели участники руководствуются знанием существенных признаков моделируемого ими объекта (например, утреннего неба). Такая работа требует одновременного взаимодействия целого ряда анализаторов (зрительного, кинестетического, слухового), что очень важно в освоении представлений о вре­мени.

На уроках русского языка, чтения мо­жет иметь место прием работы с «дефор­мированным» текстом.

Учащимся, предлагается на слух со слов педагога или с опорой на текст най­ти ошибку в описании признаков време­ни года (определенной части суток) или их последовательности. А, детям, испы­тывающим значительные затруднения, предлагается текст со вставленными картинками, указывающими на ошибки в описании признаков времени года.

Полезно использовать и другие при­емы: прием вхождения в образ (когда учащийся «перевоплощается» в опреде­ленное время года), коллективной аппли­кации или рисунка (когда из готовых де­талей или шаблонов школьники создают наглядный образ времени года).

На уроках труда учащимся можно предложить выполнить аппли­кацию «Время года» с использованием готовых деталей, предварительно раз­местив их на листе бумаги. Школьники, получив детали (снежинки, листья, цве­ты, грибы, деревья, ягоды, солнце, тучи и т. п.), отбирают те, которые входят в объем наглядного образа времени года, выбранного ими для аппликации. Все свои действия учащиеся сопровождают речью. Затем педагог просит назвать время года, соответствующее готовой аппликации, и указать признаки, харак­теризующие данное время года. После завершения работы педагог уточняет у школьников, какие еще детали можно использовать в аппликации для более полной передачи признаков конкретного времени года.

Под руководством воспитателей детям можно предложить изготовить и книж­ки-раскладушки, иллюстрированные ап­пликациями. Учащиеся могут изображать «сюжеты» на страницах, последователь­но развертывая действия и события. Ра­бота по изготовлению книжек создает благоприятные условия для включения речи детей в процесс познания временных отношений, понимания и самостоятель­ного использования временной термино­логии (сначала, потом, начало и конец события, раньше, позже, сейчас и другие).

В работе над формированием времен­ных представлений можно широко при­менять проблемные и другие специальные ситуации, требующие от учащихся оцен­ки определенного промежутка времени. Приведем пример такой ситуации.

Педагог раздает учащимся тексты и предлагает определить, какое количест­во слов они успеют прочитать за 1 мину­ту. В данном случае им требуется пред­ставить конкретную наполняемость 1 минуты. После высказанного предполо­жения осуществляется самопроверка: школьники прочитывают слова текста в течение одной минуты и подсчитыва­ют их количество.

Интервалы времени могут постепен­но увеличиваться, а задания — услож­няться.

Такие ситуации можно использовать как на уроках, так и во внеурочное вре­мя, во время режимных моментов: про­гулки, обеда, самоподготовки, игры, а также дома с родителями. При создании таких ситуаций следует показать детям значимость умения правильно опреде­лять и рассчитывать время, экономить его. Показательной ситуацией, в этом плане, может послужить следующая ситуация.

Во время самоподготовки перед на­чалом выполнения домашнего задания воспитатель просит учащихся опре­делить время по настенным часам. За­тем он сообщает детям, что на приго­товление уроков отводится один час, и предлагает им ответить на вопрос: «Сколько тогда времени будут показы­вать часы? ». Учащиеся определяют вре­мя завершения самоподготовки и выпол­няют домашнее задание. По окончании работы воспитатель вновь возвращает их к часам, чтобы школьники убедились, что прошел один час и они верно опреде­лили время окончания самоподготовки. Далее воспитатель может предложить учащимся вспомнить, что они успели сделать за один час.

В данной ситуации учащиеся воспри­нимают наполняемость часа. Поскольку школьники с нарушением интеллекта, как правило, не умеют планировать свою де­ятельность во времени, воспитатель дол­жен обращать внимание на тех, кто не успел выполнить все задания за один час. Постепенно он подводит детей к выводу о том, что надо стараться не терять вре­мя, так как оно постоянно движется, не останавливаясь, поэтому при выполнении заданий не стоит отвлекаться от работы, а следует ориентироваться на заданное время и при необходимости менять темп деятельности.

В процессе разрешения проблемных ситуаций у учащихся с нарушением ин­теллекта постепенно развивается «чувс­тво времени», так необходимое им для планирования собственной деятельности во времени.

При использовании различных при­емов формирования временных пред­ставлений на уроках может также приме­няться материал художественных произ­ведений. Например, на уроках развития речи, чтения и русского языка можно использовать прием работы с «зашиф­рованным письмом». В данном приеме работы содержание одного и того же текста «проигрывается» разнопланово. Например, педагог зачитывает учащимся «письмо» с перечислением последова­тельности событий, действий или с опи­санием признаков определенного отрезка времени (часть суток, время года, месяц) и предлагает определить, о каком отрезке времени идет речь в письме.

«С каждым днем все ярче и ярче светит солнце. На реках треснул лед, зажурчали ручьи. Прилетели грачи. На деревьях на­бухли пахучие почки. Показались первые цветы подснежники. Большими стая­ми тянутся из теплых стран птицы».

Или предлагается этот же текст с на­меренно вставленными ошибками. Дети, прослушав «письмо», определяют ошиб­ки, допущенные в описании, например в указании времени года, и исправляют их.

В данном случае проводится еще и ра­бота над лексико-грамматическим строем речи учащихся с нарушением интеллекта, для которых, как известно, характерно его недоразвитие. Работая с «письмами», школьники осуществляют семантический отбор, т. е. выделяют из текста слова, указывающие на временные признаки, составляют с ними различные синтакси­ческие конструкции.

Представления учащихся о признаках временных отрезков, наполняемости мер времени, их соотношении следует закреп­лять и в ходе разнообразных упражнений и дидактических игр. В качестве примера приведем некоторые из них.

1.Упражнения, требующие выбора (показа, называния) картин, действий, характеризующих различные отрезки времени:

  • из предложенных картинок выбрать те, которые соответствуют вечеру (утру, ночи и т. д.);

  • показать те картинки из предло­женных, которые имеют признаки весенних месяцев, и т. п.;

  • среди предложенных картинок найти часы, которые показывают одинаковое время.

2.Упражнения на узнавание определенных отрезков времени по словесному
описанию:

  • определить, о каком месяце (време­ни года) говорится в письме (текс­те), и т.п.

3.Упражнения на установление последовательности:

  • расположить карточки с названия­ми мер времени от большей к самой меньшей (и наоборот);

  • дописать в ряду предложенных про­пущенные месяцы;

  • расположить карточки с названиями дней недели (частей суток, месяцев года) в правильном порядке.

4.Упражнения на классификацию:

  • к карточкам с названием частей суток (месяцев) приложить соответствующие им картинки;

  • картинки с изображением природы или деятельности человека разложить по соответствующим им группам: утро, день, вечер, ночь и т. п.

5.Упражнения на сравнение и выделение отличительных признаков некоторых отрезков времени:

  • сравнить переходные времена года (осень-весна), части суток (утро-день, вечер-ночь) и т. п., изображен­ных на картинках;

  • сравнить показания времени на ма­кетах часов.

6.Упражнения на исключение:

  • в ряду предложенных для воспри­ятия картин с изображением приро­ды и деятельности людей в опреде­ленный отрезок времени выбрать те, которые не соответствуют данному периоду времени;

  • обнаружить допущенные педагогом ошибки (среди перечисленных вре­менных признаков может появиться признак, характерный для другого отрезка времени).

7.Упражнения на моделирование объектов, входящих в наглядный образ временного отрезка (понятия):

  • смоделировать циферблат часов, показывающих определенное время (например, 2 часа ночи);

  • смоделировать из готовых деталей дерево, характерное для каждого времени года (по образцу и по па­мяти);

  • смоделировать небо, характерное для каждого времени суток (по об­разцу и по памяти).

8.Упражнения, требующие оценки длительности отрезка времени:

  • установить, сколько потребуется времени, чтобы выполнить намечен­ный объем работы;

  • помолчать (почитать) 1 минуту (3, 5 минут), а потом дать знак, когда это время истечет.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Марьина Людмила Александровна

Дата: 14.04.2019

Номер свидетельства: 507066


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства