kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические приемы подготовки обучающихся к ВПР по литературному чтению в рамках учебной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чтобы научить ребенка понимать текст, за основу работы взяла метод продуктивного чтения. Как писал Ушинский: читать – это еще ничего не значит.  Что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические приемы подготовки обучающихся к ВПР по литературному чтению в рамках учебной деятельности»

11



Методические приемы подготовки обучающихся к  ВПР по литературному чтению в рамках учебной деятельности

Учитель начальных классов МБОУ «ОСОШ № 3»

Плотникова Ольга Александровна


В период всеобщего перехода к информационному обществу интенсивность и качество чтения детей снижается. Становится все очевиднее замещающее влияние на чтение таких средств коммуникации, как телевидение, Интернет, аудио и видеопродукция. Чтение становится более прагматичным и осуществляется с помощью гаджетов. Разницу между этими видами чтения литературный критик Фрэнк Кермоуд определяет понятиями «физическое, материальное чтение» и «душевное, возвышенное чтение». И если мы позволим нашим детям считать такое физическое, материальное чтение нормой, если мы не откроем для них все прелести чтения душевного и возвышенного (настойчиво приучая их к такому регулярному чтению с самых ранних лет), то мы лишим их многих радостей. Ярких впечатлений, бурных переживаний и восторгов, которых они никогда не смогут испытать другими способами.

А вы знаете, что:

  • М. Горький читал со скоростью четыре тысячи слов в минуту.

  • Наполеон читал со скоростью две тысячи слов в минуту.

  • Бальзак прочитывал роман в двести страниц за полчаса.

  • При быстром чтении утомляемость глаз меньше, чем при медленном.

  • Уровень понимания при традиционном чтении составляет 60 %, при быстром — 80 %.

  • Читающему человеку не требуется калорийная пища, чтобы справиться с тяготами скучной жизни. Читающие люди гораздо меньше подвержены лишнему весу.

В федеральном государственном образовательном стандарте начального образования большое внимание уделяется работе с текстом.

При выполнении ВПР по русскому языку, математике, и по окружающему миру выпускник начальной школы должен понимать смысл прочитанного. Будь это задание или сам текст.

Проанализировав результаты ВПР своих учеников, учеников других классов за несколько лет, выделила те умения, которые недостаточно сформированы у детей:

- умение озаглавливать текст (с опорой на тему или главную мысль);

- формулирование и запись главной мысли текста;

Почему стоит такая проблема у учеников? Мы, учителя, знаем, что большинство ошибок допускается вследствие непонимания прочитанного.

Какой выход из этой ситуации? Чтобы не получилось как в русской пословице «Читает – летает, да ничего не понимает». Я на уроке учу детей читать текст. Вы подумаете: а что здесь необычного? Ведь учитель по долгу своей профессии должен учить детей читать. Правильно, быстро, выразительно, по ролям. Всё так. Но я учу еще читать продуктивно, получая при этом полноценное восприятие и понимание смысла текста детьми.

Т.е., чтобы научить ребенка понимать текст, за основу работы взяла метод продуктивного чтения. Как писал Ушинский: читать – это еще ничего не значит. Что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное.

Кто из вас знаком с технологией продуктивного чтения? Прочитайте суждения и сделайте свой выбор(участникам предлагается взять листик определенного цвета).

В начале мастер-класса

Я знакома с технологией продуктивного чтения и применяю в педагогической деятельности.

Зеленый лист

Я знакома с технологией продуктивного чтения, но в педагогической деятельности не применяю.

Желтый лист

Я не знакома с технологией продуктивного чтения.

Красный лист


Давайте вместе ответим на несколько вопросов(можно спросить у зала).

1. Что такое технология? (Последовательность этапов работы).

2. Что значит продуктивное чтение? (Продуктивное – от слова «продукт»).

3. Что может быть продуктом чтения?(рассказы, сказки, стихи,…)

_______________________________

4. А какой результат может быть у чтения? (Понимание смысла прочитанного).

Понимание – это действительно результат продуктивного чтения. Но не только это. Понимание невозможно без другого результата чтения.

5. Что же является вторым результатом чтения? (Восприятие прочитанного текста)

Восприятие – это включение ученика в чтение. А что значит включиться в чтение?

Читаем – и представляем картины, героев.

Читаем – и ставим себя на место героев.

Читаем – и переживаем.

Читаем - участвуем в действии, задумываемся над содержанием.

Читаем – предполагаем конец истории.

Читаем - и реагируем на прочитанное: смеемся, грустим.

Читаем - удивляемся, радуемся – испытываем эмоции.

Сегодня мы затронем совсем немного из методов продуктивного чтения. Давайте посмотрим, что из себя представляет данные метод на уроке. При продуктивном чтении существует три этапа работы с текстом.

1 этап. Работа с текстом до чтения (о чём этот этап? Что можно сказать?)

Данный этап включает в себя прогнозирование, предугадывание предстоящего текста. Именно на этом этапе должна быть определена смысловая и тематическая направленность текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на детский читательский опыт.

Вопросы учителя до чтения:

-–  О чем мы с вами будем читать, о ком говорить на уроке, вы скажете сами, посмотрев на плакат, или прочитав загадку, пословицу…

–  Как вы думаете, кому будет посвящен наш урок?

-Рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, о ком будет произведение?

-Прочитайте название. Можно по нему определить, какие события будут происходить?

-Прочитайте опорные слова. Предположим, о чем мог написать автор?

2 этап. Работа с текстом во время чтения (на данном этапе ведущими становятся такие приёмы работы, как диалог с автором через текст и комбинированное чтение).

Чтобы диалог был полноценным и содержательным, детям необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположение о дальнейшем развитии событий, сами прогнозируем ответы и сверяем их по ходу чтения со своими предположениями, идет словарная работа по ходу чтения).

Один из эффективных путей освоения содержания – это составление кластеров, заполнения таблиц, схем.

Итак, побудем в роли ученика. Мы поработаем уже с заданиями, которые можно дать детям на втором или на третьем этапах работы с текстом.

Две сказки. Дети знакомятся со сказкой Джоэля Харриса «Как Братец Кролик лишился хвоста» и сравнивают с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк», с которой работали на прошлом уроке.

Перед чтением, во время чтения и после чтения заполняем сравнительную таблицу для полного осознания обеих сказок. По ходу чтения каждого задаются вопросы по содержанию текста и на прогноз дальнейших событий.

Данные записываем в таблицу (слушатели заполняют таблицу).

Название

Как братец кролик лишился хвоста

Лисика-сестричка и волк

Автор

Джоэль Харрис

Русская народная сказка

Жанр

Сказка

Сказка

Герои и их характеры

Братец Лис – хитрый

Братец-Кролик- глупый

Лисичка – хитрая

Волк - глупый

Тема

О животных

О животных

Главная мысль

Не стоит всем доверять, необходимо думать своей головой

Не стоит всем доверять, необходимо думать своей головой

Основные события

Братец Лис обманул Братца Кролика, Братец Кролик стал ловить рыбу хвостом и остался без хвоста

Лисичка обманула волка, волк стал ловить рыбу хвостом и остался без хвоста

Вывод

У сказок совпадает главная мысль. В обеих сказках речь идет о хитрости одних и глупости других. Хитрость одерживает верх благодаря глупости другого.


Данная таблица помогает выполнить сравнительную характеристику произведений, дети учатся определять тему и главную мысль произведения, что немаловажно при выполнении заданий ВПР в 4 классе.

3 этап. Работа с текстом после чтения (обсуждение прочитанного, возвращение к 1 этапу, соотношение читательских интерпретаций с авторской позицией)

На заключительном этапе поможет соотнести прочитанное работа с пословицами. Эффективным приёмом будет творческая работа. Такое задание предполагает самостоятельную работу ребёнка.

Поэтому в конце урока дети получают задание:

Придумай свою сказку о животных. Сначала подумай, какую главную мысль ты хочешь донести читателю.

Определи героев, их характеры. Дай имена.

Перед записыванием сказки составь план произведения.


 Эффективным приемом осознания прочитанного является «Кубик Блума» ( Бенджамин Блум - американский психолог и педагог)

«Кубик вопросов и ответов».

Этот приём основан на работе с текстом. Главным в работе с текстом является осмысление информации. Вы знаете, что у детей с этим, нередко, возникают большие проблемы. Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них, размышления о читаемом и прочитанном. К сожалению, многие учащиеся испытывают затруднения при формулировке вопроса. А нужно ли их учить задавать вопросы? Перефразируя высказывание Элисон Кинг, можно утверждать, что «умеющие задавать вопросы, умеют мыслить».

Чем данный прием интересен для детей? Он проходит в занимательной форме проверяет знания и умения. К вопросам нужно придумать продолжение. После ответить на них.

Для своих второклашек я использую вопросы:

- опиши (внешний вид или характер героев);

- сравни(кролика и волка);

- придумай(свою концовку к сказкам);

- назови(героев в двух сказках);

- используй (как пригодится в жизни);

- оцени (достоинства и недостатки героев).

Можно поменять вопросы-задания:

почему;

• придумай;

поделись;

• назови;

предложи;

объясни.

Бросать кубик можно сколько угодно. Чем больше вопросов вы зададите, тем лучше будет понимание текста у детей.

Приём «Тонкие и толстые вопросы».

Прием «Толстые и тонкие вопросы» может быть использован на любой стадии урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – вопросы по ходу чтения, слушания; на стадии рефлексии (размышления) – демонстрация понимания пройденного.

Этот прием развивает умение задавать вопросы. Заданный учеником вопрос является способом диагностики знаний ученика, уровня погружения в текст.

Дети учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы.

«Тонкие» вопросы – вопросы, требующие однословного ответа. «Толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.

Примеры ключевых слов толстых и тонких вопросов

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Кто?

Что?

Когда?

Может?

Как зовут?

Верно ли?

Согласны ли Вы?

Объясните, почему?

Почему Вы думаете?

Почему Вы считаете?

В чём различие?

Что будет, если…

Если предположить…, то…

Обоснуйте, почему?


Данная работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает умение задавать ''умные'' вопросы. Классификация вопросов заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить его содержание.

Систематическая целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков продуктивного чтения позволяет   успешно развивать мыслительные способности обучающихся, их учебную самостоятельность, а также данные приемы работы помогают подготовить учащихся к пониманию заданий, текстов при выполнении ВПР и приводят к положительным результатам.

В начале мастер-класса вы фиксировали свои знания по данной теме. Изменилось ли что-то после работы на мастер- классе? Отметьте суждения (участникам предлагается взять листик определенного цвета).

В начале мастер-класса

Я углубила свои знания по технологии, получила полезную информацию. Возникло желание применить технологию продуктивного чтения в педагогической деятельности.

Зеленый лист

Я осознала сущность основных приѐмов технологии продуктивного чтения.

Желтый лист

Я бы хотела более подробно разобраться в технологии продуктивного чтения.

Красный лист


Мы сегодня затронули совсем немного приемов из данной технологии. Технология продуктивного чтения с одной стороны, не настолько сложна, как кажется (даже с учетом ее многоэтапности), а с другой – не настолько проста, чтобы ее не стоило изучать, совершенствовать и обмениваться опытом ее применения на уроках по разным предметам.

Технология продуктивного чтения обеспечивает сочетания результатов, заложенных в ФГОС

- предметные результаты: знание писателей и их произведений, умения понимать текст, самостоятельно выбрать книги.

- метапредметные результаты: развитие УУД

а) интеллектуально-речевые умения (восприятие речи, изучающее и ознакомительное чтение, рефлексивное слушание)

б) организационные умения (постановка цели, работа по плану, рефлексия)

в) коммуникативные умения (эффективное и результативное общение в совместной деятельности)

г)нравственно-оценочные умения (анализ характеров и поступков героев)

-личностные результаты: развитие читательской самостоятельности, социализация личности.

Технология продуктивного чтения универсальна. Она эффективна как на уроках литературного чтения, так и на других уроках. Освоив эту технологию на примерах художественных произведений, дети научатся понимать любые тексты.

И в заключении хочу сказать: «Наберитесь смелости – сделайте попытку» Не бойтесь применять инновационные методы.

Учитель – три слога.
Не так уж и много,
А сколько умений вмещает оно!
Уменье мечтать!
Уменье дерзать!
Уменье работе себя отдавать!
Уменье учить!
Уменье творить!
Уменье детей беззаветно любить!
Учитель – три слога.
Но как это много!
И это призванье дано нам от Бога!

Всего доброго! Спасибо за такую дружную и слаженную работу!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Автор: Ольга Александровна Плотникова

Дата: 11.12.2022

Номер свидетельства: 619776


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства