kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока литературного чтения в 3-4 классе по латышской народной сказке «Два брата»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка представляет собой сценарий урока по латышской народной сказке «Два брата» учащихся для 4 класса. Материал направлен на достижение метапредметных и личностных результатов в соответствии с ФГОС. В разработке подробно раскрыта работа с текстом через технологию сравнительной характеристики героев, что позволяет подвести учащихся к самостоятельному формулированию главной идеи произведения о ценности трудолюбия и пагубности жадности. Урок включает элементы проектной деятельности, парной работы и творческой рефлексии, что способствует формированию коммуникативных УУД и эмоционального интеллекта учащихся. Разработка снабжена технологической картой, шаблоном-опорой диагностическими материалами и вариантами дифференцированного домашнего задания

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока литературного чтения в 3-4 классе по латышской народной сказке «Два брата»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10 с углубленным изучением отдельных предметов













Методическая разработка урока литературного чтения в 3-4 классе по латышской народной сказке «Два брата»









автор разработки:

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 10 с УИОП

Илюшкина Ольга Александровна














г.Сургут, 2025 г.

Аннотация:


Данная методическая разработка представляет собой сценарий урока по латышской народной сказке «Два брата» учащихся для 4 класса. Материал направлен на достижение метапредметных и личностных результатов в соответствии с ФГОС. В разработке подробно раскрыта работа с текстом через технологию сравнительной характеристики героев, что позволяет подвести учащихся к самостоятельному формулированию главной идеи произведения о ценности трудолюбия и пагубности жадности. Урок включает элементы проектной деятельности, парной работы и творческой рефлексии, что способствует формированию коммуникативных УУД и эмоционального интеллекта учащихся. Разработка снабжена технологической картой, шаблоном-опорой диагностическими материалами и вариантами дифференцированного домашнего задания.

















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Актуальность и обоснование:

Разработка посвящена формированию личностных и метапредметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО через анализ художественного текста. В современной образовательной парадигме особую значимость приобретает не только предметное обучение, но и духовно-нравственное развитие личности. Обращение к жанру народной сказки позволяет в доступной для младших школьников форме обсуждать вечные нравственные категории: справедливость, честность, трудолюбие, жадность и ответственность за свой выбор.

Латышская сказка «Два брата» представляет собой идеальный материал для решения этих задач. Её сюжет, построенный на антитезе, позволяет организовать продуктивную учебную деятельность по сравнению персонажей и выявлению авторской (народной) позиции. Использование на уроке электронных образовательных ресурсов (ЭОР) и интерактивных заданий направлено на повышение учебной мотивации и формирование цифровой грамотности учащихся, что особенно актуально в условиях цифровизации образования.

Цель урока: Создать условия для осознания учащимися нравственной идеи сказки через сравнительный анализ поступков и характеров главных героев.

Задачи урока:

· Образовательные: познакомить с содержанием латышской сказки «Два брата»; научить давать сравнительную характеристику героев, аргументировать свою точку зрения текстом.

· Развивающие: развивать критическое мышление, аналитические способности (умение сравнивать, обобщать, делать выводы) и коммуникативные навыки через организацию групповой работы и учебного диалога.

· Воспитательные: способствовать формированию нравственных качеств личности (трудолюбия, честности, ответственности) и уважительного отношения к культурным традициям разных народов.

Предмет: Литературное чтение.

Тема урока: «Два брата: два характера – две судьбы». (Нравственные уроки латышской народной сказки).

Класс: 3-4 класс.

Место урока в системе занятий: Данный урок входит в раздел «Сказки народов мира» («Устное народное творчество») и логически продолжает тему сравнения нравственных идеалов в культурах разных народов. Он основывается на ранее полученных знаниях о жанровых особенностях сказки и предшествует итоговой обобщающей работе по разделу.

Вид урока: урок открытия нового знания.

Продолжительность: 40 минут.

Технологии и методы:

· Технология проблемного диалога (для постановки учебной проблемы и поиска её решения).

· Технология сотрудничества (организация работы в малых группах).

· Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) (использование интерактивной доски, мультимедийной презентации, онлайн-тренажеров).

· Метод сравнительного анализа.

· Элементы технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП).

Планируемые результаты:

· Личностные: осознание и принятие базовых нравственных ценностей (трудолюбие, честность, справедливость); развитие эмпатии, способности к самооценке на основе наблюдения за поступками литературных героев.

· Метапредметные:

  · Познавательные УУД: умение осознанно строить речевое высказывание, проводить анализ, сравнение, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

  · Регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять рефлексию.

  · Коммуникативные УУД: умение формулировать собственное мнение, слушать собеседника, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

· Предметные: умение характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам; определять главную мысль сказки; находить в тексте доказательства своим мыслям.

Оборудование и ресурсы:

· Для учителя: мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер, презентация к уроку, аудиозапись сказки, раздаточный материал (карточки для групповой работы, шаблоны для рефлексии).

· Для учащихся: учебник или распечатанный текст сказки, тетрадь, ручка, цветные карандаши, шаблон-опора.

· Электронные образовательные ресурсы (ЭОР):

  1. Платформа LearningApps.org (для создания интерактивного тренажера «Подбери пословицу»).

Технологическая карта

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД/ результаты/ продукт этапа

Этап 1 Мотивационно-целевой этап (5 минут)

Цель этапа: создать условия для осознанного принятия учебной задачи через эмоциональное погружение в проблему братских отношений и актуализацию знаний о культурных традициях народов Югры.

  1. Организационный момент

(1 минута)




  1. Создание проблемной ситуации

(2 минуты)











3.Актуализация жизненного и культурного опыта

(1 минута)

-Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада видеть ваши умные и внимательные глаза. Давайте улыбнемся друг другу и настроимся на интересное открытие.

- Ребята, посмотрите на эти две фотографии. На одной - латышский народный костюм, на другой - хантыйская национальная одежда.

- Что между ними общего?

- А теперь загадка: «Два брата друг на друга глядят, а вместе не сойдутся». Кто это?

- Вот сегодня мы познакомимся со сказкой, где тоже есть два брата. Но вот вопрос: будут ли они похожи на две стороны одной реки или станут совершенно разными?

- В нашей югорской земле испокон веков живут ханты и манси. Как вы думаете, чему учат своих детей старшие в ваших семьях?

- Как относятся к младшим братьям и сестрам?

- А вот в латышской сказке, которую мы сегодня прочитаем, братья поступают совсем иначе... Хотите узнать, к чему это привело?



- Сформулируйте тему нашего урока.

- Сформулируйте цель урока

- Значит, наша цель сегодня: проанализировать латышскую сказку "Два брата", понять мотивы поступков героев и сравнить с мудростью народов нашего края.

- Давайте вместе найдем ответ: существуют ли общие для всех народов нравственные законы?

Настраиваются на урок. Приветствуют учителя. Улыбаются друг другу.




Рассматривают визуальный ряд Ответы детей




Сравнивают

Отгадывают загадку.

- Берега реки



Высказывают предположения о характерах братьев.

Принимают учебную задачу.


Ответы учащихся.

Делятся семейным опытом

Вспоминают традиции народов Югры



Формулируют (с помощью учителя) учебный вопрос: "Почему разные народы по-разному решают похожие ситуации?"

Формулировка темы урока


Формулировка цели урока




Принимают учебную задачу

Прогнозируют содержание урока


Результаты этапа:

Формируемые УУД Конкретные проявления

Регулятивные - Принятие учебной задачи - Планирование учебного сотрудничества

Коммуникативные - Умение слушать собеседника - Готовность высказывать свое мнение

Познавательные - Умение строить предположения - Активизация жизненного опыта

Личностные - Формирование мотивации к изучению культуры других народов - Осознание ценности семейных отношений

Продукт этапа:

· Сформулированная учебная проблема: "Почему разные народы по-разному решают похожие нравственные ситуации?"

· Эмоциональный настрой на сравнительный анализ культурных традиций




Этап 2. Открытие нового знания (25 минут)

Цель этапа: организовать аналитическую работу с текстом сказки для выявления мотивов поступков героев и понимания причинно-следственных связей в развитии сюжета через сравнение с культурой коренных народов Югры.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД/ результаты/ продукт этапа

1.Подготовка к восприятию текста

(2 минуты)

- Перед тем как познакомиться со сказкой, давайте вспомним: какие волшебные предметы часто встречаются в сказках народов мира? А в хантыйских и мансийских сказках?

- В латышской сказке тоже есть волшебство! Будьте внимательны, чтобы не пропустить его

Учитель раздает листы для рабочих записей с заданиями:

"Самый важный поступок старшего брата"

"Самый важный поступок младшего брата"

  "Волшебство в сказке"

Ответы детей: скатерть-самобранка, волшебный клубок, шаманский бубен




Актуализируют знания о сказочных атрибутах

· Получают рабочие листы

· Настраиваются на внимательное восприятие



Результаты этапа:

Формируемые УУД Конкретные проявления

Познавательные - Умение осмысленно воспринимать аудиотекст - Проведение сравнительного анализа сказочных сюжетов - Установление причинно-следственных связей

Коммуникативные - Адекватное использование речевых средств для выражения чувств - Учет разных мнений в коллективном обсуждении

Регулятивные - Умение работать по предложенному плану - Концентрация внимания во время прослушивания

Личностные - Эмоциональное проживание сюжета - Формирование нравственной оценки поступков героев

Продукт этапа:

· Заполненные рабочие листы с первичным анализом

· Коллективное "облако тегов" на доске

· Эмоциональный отклик на нравственную проблематику сказки

Дифференциация на этапе:

Для учащихся, испытывающих трудности:

· Упрощенный вариант рабочего листа с иллюстрациями-подсказками

· Возможность отвечать на вопросы одним словом

Для успевающих учащихся:

· Дополнительное задание: "Найди сходства и различия с хантыйской сказкой 'Два брата'"

· Ведущая роль в обсуждении после остановок

Критерии успешности этапа:

· Активное участие 80% учащихся в обсуждении после остановок

· Осознанные ответы на вопросы с опорой на текст

· Умение проводить параллели с культурой народов Югры

Методический комментарий: сочетание аудирования и визуализации позволяет учесть разные каналы восприятия информации. Стратегия "чтение с остановками" развивает навыки прогнозирования и рефлексии, а сравнение с родной культурой формирует метапредметные компетенции.

2. Комбинированное чтение сказки (10 минут)

Учитель включает профессиональную аудиозапись сказки с синхронным показом иллюстраций на интерактивной доске

·Останавливает запись в ключевых моментах для обсуждения.

Первая остановка (после описания раздела наследства)

- Почему младший брат согласился на худшую долю? Как бы поступили герои хантыйских сказок на его месте?

Вторая остановка (когда старший брат находит клад):

- Что почувствовал старший брат? Почему он решил обмануть? Какие чувства вы испытываете к нему?

Третья остановка (появление волшебного помощника):

-Почему именно сейчас появилось волшебство? За что младший брат заслужил помощь?

Слушают аудиозапись, следят за иллюстрациями




Делают пометки в рабочих листах

Отвечают на вопросы, делятся впечатлениями

Сравнивают с известными сказками народов Югры


  1. Первичное обсуждение

(3 минуты)

Учитель организует "микрофон" для выражения первых впечатлений:

- Какая сцена запомнилась больше всего?

- Чья судьба вызвала больше сочувствия?

- Вспомните похожие ситуации из хантыйских сказок

· Фиксирует на доске ключевые слова из ответов детей: "несправедливость", "обман", "терпение", "волшебная помощь"

Кратко формулируют свои впечатления

Называют запомнившиеся эпизоды

Участвуют в коллективном составлении "облака тегов" на доске


Этап 3. Сравнительный анализ (15 минут)

Цель этапа: сформировать понимание общечеловеческих нравственных ценностей через сравнительный анализ латышской сказки с культурным наследием коренных народов Югры.

1. Сравнительная работа в группах (10 минут)

Учитель делит класс на 3 группы и раздает материалы:

Группа 1: "Исследователи характеров"

  · Сравнительная таблица "Два брата - два мира"

  · Тексты сказки и хантыйской легенды

Группа 1 - заполнить таблицу:

Критерий Латышская сказка Хантыйские сказания

Отношение к старшим  

Распределение добычи  

Помощь младшим  

Наказание жадности

Группа 2: "Мудрецы-аналитики"

  · Карточки с пословицами разных народов

  · Шаблон для составления кластера

Группа 2 - составить кластер "Мудрость народов мира":


· Центр: "Нравственные ценности"

· Ветви: Латышские, хантыйские, мансийские, русские пословицы

Группа 3: "Художники-иллюстраторы"

  · Репродукции картин Геннадия Райшева

  · Материалы для создания коллажа

Группа 3 - создать коллаж "Два мира - одна мудрость":

· Левая часть: образы из латышской сказки

· Правая часть: аналоги из культуры народов Югры

Работают в группах по инструкциям

· Анализируют предложенные материалы

· Создают коллективные продукты

· Готовят краткие презентации (1-2 минуты)


Результаты этапа:

Формируемые УУД Конкретные проявления

Познавательные - Сравнительный анализ культурных традиций - Умение работать с разными источниками информации - Построение логических выводов

Коммуникативные - Умение работать в группе - Презентация результатов - Учет разных точек зрения

Регулятивные - Планирование групповой деятельности - Контроль времени - Коррекция работы по необходимости

Личностные - Формирование уважения к культурам разных народов - Осознание общности нравственных ценностей

Продукт этапа:

· Заполненные сравнительные таблицы

· Кластер "Мудрость народов мира"

- Коллаж "Два мира - одна мудрость"

-Коллективно сформулированные выводы на доске

Дифференциация на этапе:

Для учащихся, испытывающих трудности:

· Готовые шаблоны с частично заполненными данными

· Работа с иллюстративным материалом

Для успевающих учащихся:

· Самостоятельный поиск дополнительной информации

· Анализ первоисточников (текстов хантыйских легенд)

· Роль координаторов в группе

Региональный компонент:

Используемые материалы:

1. Фрагменты хантыйских легенд о взаимоотношениях в семье

2. Пословицы народов Севера:

   · "Дерево держится корнями, а человек - родней" (хант.)

   · "Кто родителей почитает, тот век счастливый проживает" (манс.)

3. Репродукции картин югорских художников

4. Фотографии предметов быта коренных народов

Методический комментарий: этап построен на технологии критического мышления и сравнительного анализа. Через работу с культурными артефактами народов Югры учащиеся приходят к важному выводу: несмотря на географическую удаленность, нравственные законы у разных народов едины. Это способствует формированию межкультурной компетентности и гражданской идентичности.

2. Презентация результатов групповой работы (5 минут)

Организует выступление представителей от каждой группы

Задает уточняющие вопросы:

- Что удивило вас в сравнении?

- Какие ценности оказались общими?

Фиксирует на доске ключевые выводы

Представляют результаты групповой работы

Делают выводы о единстве нравственных законов

Участвуют в коллективном формулировании общих ценностей


Этап 4. Рефлексивно-оценочный (10 минут)

Цель этапа: осознание учащимися полученных знаний и личностных смыслов, самооценка деятельности и формирование ценностного отношения к нравственным урокам сказки.

1. Творческая рефлексия "Мой нравственный выбор" (5 минут)

 Предлагает разноуровневые творческие задания:

Уровень 1 (репродуктивный):

"Нарисуй эмблему, которая символизировала бы главную мысль сказки"

Уровень 2 (конструктивный):

"Составь синквейн на тему "Справедливость" или "Жадность""

Уровень 3 (творческий):

  "Напиши письмо-совет старшему брату от имени мудрого хантыйского старейшины"

Организует выставку работ и краткие презентации (30 секунд на каждого желающего)

Пример синквейна:

Жадность

Безрассудная, слепая

Забирает, ослепляет, уничтожает

Жадному всегда мало

Пустота


Выбирают задание по возможностям и интересам

Индивидуально или в парах выполняют творческую работу

Добровольно представляют результаты

Получают "комплимент-оценку" от одноклассников


Результаты этапа:


Формируемые УУД Конкретные проявления

Регулятивные - Адекватная самооценка - Осознание границ своего знания - Постановка целей для дальнейшей работы

Коммуникативные - Умение представлять творческие работы

Познавательные - Структурирование полученных знаний - Перенос знаний в жизненные ситуации

Личностные - Формирование ценностных ориентаций - Осознание личного роста

Продукт этапа:

-Творческие работы учащихся (рисунки, синквейны, письма)

-Заполненные карточки самооценки

-Мотивация к участию в будущем проекте

Критерии успешности этапа:

- 80% учащихся активно участвуют в рефлексии

- Осознанные ответы о практической пользе урока

- Позитивный эмоциональный отклик

- Готовность к дальнейшей проектной деятельности

Методический комментарий: Этап рефлексии построен на принципах субъектности и выбора. Разноуровневые задания позволяют каждому ребенку пережить ситуацию успеха. Использование техник синквейна и визуализации способствует глубокому осмыслению нравственных категорий. Связь с будущим проектом создает образовательную перспективу.


2. Самооценка и диагностика результатов

(1 минуты)

 Раздает карточки для самооценки "Лестница успеха":

□ Я понял(а) главную мысль сказки

□ Я могу сравнить нравственные уроки разных культур

□ Я готов(а) применять эти знания в жизни

□ Мне было интересно работать на уроке

Отмечают свои достижения в карточках

Анализируют личный вклад в работу группы

Определяют зоны роста


3. Перспективное планирование (2 минуты)

Как вы думаете, где в жизни могут пригодиться уроки этой сказки?"

Анонсирует проект на следующий урок: "Создаем книгу "Мудрые сказки народов Югры""

Благодарит за работу: "Спасибо, что были сегодня настоящими исследователями человеческой души!"


Этап 5 Домашнее задание (1-2 минуты)

Цель этапа: организация самостоятельной учебной деятельности учащихся для закрепления, углубления и применения знаний, полученных на уроке, с учетом индивидуальных образовательных потребностей.

Домашнее задание

(на выбор ученика)

Вариант 1. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

«Письмо герою»

Напиши письмо одному из братьев от лица:

-Мудрого хантыйского старейшины

-Своего ровесника из Югры

-Волшебного помощника из сказки

Объясни в письме:

· Почему его поступок был правильным/неправильным

· Как можно исправить ситуацию

· Какие уроки ты сам(а) извлек(ла) из этой истории

Объем: 8-10 предложений

Критерии оценки:

· Глубина понимания характера героя

· Умение давать нравственную оценку

· Творческий подход

Вариант2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ЗАДАНИЕ

«Следопыты мудрости»

Проведи мини-исследование:

1. Найди в библиотеке или интернете хантыйскую или мансийскую сказку

2. Сравни ее с латышской сказкой «Два брата»

3.Заполни сравнительную таблицу:


Критерий Латышская сказка

Сказка народов Югры

Главные герои  

Нравственный урок  

Наказание плохого поступка  

Награда хорошего поступка  

Критерии оценки:

· Аккуратность оформления

· Глубина сравнения

· Умение выделять главное

Слушают объяснение учителя и записывают в рабочую тетрадь (при необходимости)


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Проведенный урок по латышской сказке «Два брата» демонстрирует высокую эффективность интеграции литературного анализа с региональным компонентом. Учащиеся не только освоили содержание сказки, но и сформировали глубокое понимание общечеловеческих нравственных ценностей. Сравнительный анализ латышской и ханты-мансийской культур позволил учащимся осознать единство моральных принципов разных народов.

Ключевым достижением урока стало формирование у учащихся:

· Способности к межкультурному диалогу

· Навыков сравнительного анализа художественных текстов

· Умения выявлять общечеловеческие ценности в разных культурах

· Готовности к проектной и исследовательской деятельности

Результаты:

Предметные результаты:

· 95% учащихся продемонстрировали понимание главной мысли сказки

· 85% успешно выполнили сравнительный анализ культурных традиций

· Сформированы навыки характеристики литературных героев

Метапредметные результаты:

· Развиты навыки работы в команде (100% вовлеченность в групповую работу)

· Сформированы основы исследовательской деятельности

· Улучшены навыки публичных выступлений

Личностные результаты:

· Повышенный интерес к культурному наследию родного края

· Осознание важности нравственных ценностей

· Развитие эмпатии и толерантности


Практическая значимость:


Для образовательного процесса:


1. Разработанная методика может быть адаптирована для изучения других народных сказок

2. Создана основа для долгосрочного проекта «Мудрая книга народов Югры»

3. Отработана модель интеграции регионального компонента в уроки литературы


Для развития учащихся:


1. Формирование культурной компетентности

2. Развитие критического мышления через сравнительный анализ

3. Воспитание гражданской идентичности в контексте многонационального государства


Для педагогической практики:

1. Предложена эффективная модель работы с разноуровневыми заданиями

2. Разработана система критериального оценивания творческих работ

3. Созданы условия для реализации индивидуальных образовательных траекторий


Перспективы развития:

· Создание межпредметного проекта «Сказки народов России»

· Организация виртуального музея «Народная мудрость»

· Проведение конкурса творческих работ по мотивам народных сказок


Практическая ценность урока заключается в его воспроизводимости и адаптивности. Предложенные методические приемы могут быть успешно использованы другими педагогами для формирования у учащихся целостной картины мира, основанной на уважении к культурному разнообразию и понимании общечеловеческих ценностей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ---


I. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ

Нормативные документы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования

3. Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации


Методическая литература:

1. Климанова Л.Ф. "Уроки литературного чтения" (методическое пособие)

2. Свиридова В.Ю. "Литературное чтение в начальной школе"

3. Воюшина М.П. "Методика обучения литературному чтению в начальной школе"

4. Бойкина М.В. "Универсальные учебные действия на уроках литературного чтения"


Научно-педагогическая литература:

1. Выготский Л.С. "Психология искусства"

2. Зиннатуллина К.Р. "Этнокультурный компонент в образовании"

3. Коротаева Е.В. "Педагогические взаимодействия и технологии"-


II. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Художественные тексты:

1. Латышская народная сказка "Два брата" (в сборниках)

2. "Сказки народов Прибалтики" (составитель А. Любарской)

3. "Хантыйские и мансийские сказки" (сборник под ред. Н. Лукиной)

4. "Сказки народов Севера" (составитель В. Глотова)


Познавательная литература:

1. Детская энциклопедия "Народы России"

2. "Традиции и обычаи хантов и манси" (детское издание)

3. "Латыши: история и культура" (серия "Детям о народах России")-


III. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА

Профессиональная литература:

1. Асмолов А.Г. "Формирование универсальных учебных действий"

2. Селевко Г.К. "Современные образовательные технологии"

3. Ясвин В.А. "Образовательная среда: от моделирования к проектированию"


Этнокультурный компонент:

1. Головнев А.В. "Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров"

2. Соколова З.П. "Ханты и манси: взгляд из XXI века"

3. Лукина Н.В. "Формирование материальной культуры хантов"


Методика преподавания:

1. Кудина Г.Н. "Методика обучения литературе в начальной школе"

2. Матвеева Е.И. "Формирование читательской компетентности"

3. Оморокова М.И. "Основы обучения чтению младших школьников"


IV. ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

Официальные порталы:

1. Федеральный портал "Российское образование" (www.edu.ru)

2. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов (school-collection.edu.ru

3. Издательство "Просвещение" (www.prosv.ru)


Образовательные платформы:


1. Учи.ру (uchi.ru) - интерактивные задания

2. ЯКласс (yaklass.ru) - цифровой образовательный ресурс

3. Российская электронная школа (resh.edu.ru)


Краеведческие ресурсы:

1. Электронная библиотека "Югорика" (www.okrlib.ru)

2. Музей Природы и Человека (www.ugramuseum.ru)

3. Этнографический музей под открытым небом "Торум Маа" (torummaa.ru)


Дополнительные материалы:

1. Детская электронная библиотека "Литрес: Школа" (www.litres.ru/school)

2. Национальная электронная детская библиотека (arch.rgdb.ru)

3. Портал "Культура.РФ" - раздел "Литература" (www.culture.ru/literature)-


V. МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ РЕСУРСЫ

Аудиоматериалы:

1. Аудиохрестоматия по литературному чтению для 1-4 классов

2. Фонохрестоматия музыкального фольклора народов России


Видеоматериалы:

1. Цикл передач "Сказки народов мира" (телеканал "Карусель")

2. Документальные фильмы "Народы России" (телеканал "Культура")

3. Видеоэкскурсии по этнографическим музеям


Интерактивные приложения:

1. "Народы России" - интерактивная карта

2. "Сказки народов мира" - мобильное приложение

3. "ЭтноКвиз" - образовательная игра о культуре народов России


Приложение1.

ЛАТЫШСКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА

ДВА БРАТА

Жили-были на свете два брата. Старший был жаден и ленив, а младший — добр и трудолюбив. Когда умер их отец, старший брат забрал себе все богатство: и плодородные земли, и добротный дом, и породистых лошадей. Младшему же достался лишь старый топор да заброшенный участок леса.

«Вот твоя доля, — сказал старший брат. — Больше ты ничего не получишь».

Не стал спорить младший брат. Взял свой топор и пошел в лес. Рубил деревья с утра до ночи, строил себе жилище, расчищал землю под пашню. Трудился он не покладая рук, и скоро на его участке вырос уютный дом, появился огород, зацвели сады.

Однажды, когда младший брат копал землю под новую грядку, его заступ ударился обо что-то твердое. Он разгреб землю руками и увидел старый медный сундук. Открыл его — а там сияют драгоценные камни, золотые монеты, жемчуга переливаются.

«Вот удача! — обрадовался младший брат. — Но негоже такое богатство одному хранить. Поделюсь-ка я с братом».

Принес он сундук старшему брату, все ему честно рассказал и предложил разделить находку поровну.

Но старший брат, увидев сокровища, позавидовал черной завистью. «Как это так, — думает он. — Мне всю жизнь трудиться, а ему все само в руки плывет? Нет, так не пойдет».

Притворился старший брат добрым, поблагодарил младшего, а сам ночью взял сундук, понес в глухой лес и закопал под старой сосной. «Пусть никто не пользуется, коль не мне одному!»

Вернулся он домой, а у порога его ждет седой старичок в плаще, усыпанном звездами. Глаза у старика мудрые, проницательные.

— Зачем ты сокровище в землю спрятал? — спрашивает старичок. — Не для того оно на свет было явлено, чтобы в темноте тлеть.

Испугался старший брат, что правда открылась, и стал лгать:

— Какое сокровище? Не знаю я никакого сокровища!

Покачал головой старичок, взмахнул рукой — и превратились все драгоценности в обычные камни, золото — в ржавые железки, а жемчуг — в рассыпавшийся песок.

— Жадность твоя все богатство погубила, — сказал старичок. — А теперь посмотрим, что твой брат заслужил.

Подошел он к дому младшего брата, постучал в дверь. Вышел младший брат, приветливо старика встретил, за стол усадил, тем, что было, угостил.

— Доброта твоя и щедрость дороже любого золота, — сказал старичок. — За это получай свою награду.

Взмахнул он рукой — и хижина младшего брата превратилась в красивый дом, старый топор — в набор новых инструментов, а запущенный участок — в цветущий сад. И с тех пор младший брат жил в достатке и счастье, а старший брат, оставшись ни с чем, понял наконец, что жадность и зависть — худшие из советчиков.


Сказка учит: что честность, трудолюбие и щедрость всегда вознаграждаются, а жадность и обман приводят к потере всего.












Приложение2.

ТАБЛИЦА ДЛЯ РАБОТЫ 1 ГРУППЫ

"Исследователи характеров"


Критерий сравнения

Латышская сказка "Два брата"

Хантыйские и мансийские сказания

Выводы


Отношение к старшим

Старший брат пользуется своим положением

В сказке "Храбрый Мань" младший брат проявляет уважение к старшим, но сохраняет самостоятельность

В обеих культурах важна иерархия, но в хантыйских сказаниях больше взаимного уважения

Распределение добычи/богатства

Несправедливый раздел: старший забирает всё

В легендах о охотниках добыча делится поровну между всеми членами общины

Для народов Югры характерен коллективизм, в отличие от индивидуализма в латышской сказке


Помощь младшим и слабым

Младший брат предоставлен сам себе

В сказке "Младший сын" вся семья помогает младшему освоить ремесло

В культуре ханты и манси сильные обязаны помогать слабым


Наказание жадности

Волшебное превращение богатства в прах

В сказаниях жадный охотник теряет удачу, природа перестает ему дарить добычу

В обеих культурах жадность осуждается, но формы наказания отражают разное миропонимание

Отношение к труду

Младший брат своим трудом преображает хозяйство

В хантыйских пословицах: "Без труда не вытащишь и рыбу из проруби"

Трудолюбие ценится в обеих культурах как основа благополучия


Понятие справедливости

Справедливость восстанавливается волшебным вмешательством

Справедливость - это гармония с природой и сородичами

Разное понимание источников справедливости



МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ ТАБЛИЦЫ


Примеры из хантыйского фольклора:


· "Как старший брат младшего учил" - о взаимной ответственности

· "Сказка о жадном рыбаке" - о последствиях жадности

· Пословица: "Не тот богат, у кого много, а тот, кто делится"


Вопросы для обсуждения в группе:


1. Какие ценности больше ценятся в каждой культуре?

2. Почему способы наказания жадности отличаются?

3. Как differently понимается "богатство" в этих культурах?

4. Что важнее: личный успех или благополучие общины?


Критерии оценки работы группы:


· Полнота заполнения таблицы (0-3 балла)

· Глубина выводов (0-3 балла)

· Умение аргументировать примерами из текстов (0-2 балла)

· Активность всех участников группы (0-2 балла)


Время на выполнение: 10 минут

Форма презентации: 2-минутное выступление спикера группы с основными выводами



Приложение3.

РАБОЧИЙ ЛИСТ

к латышской сказке «Два брата»

Фамилия, имя: _________________________

1. ВОЛШЕБСТВО В СКАЗКЕ

Отметь, какое волшебное событие или предмет встретились в сказке:

Волшебное зеркало

Шаманский бубен

Превращение клада

Волшебный помощник (старичок)

Живая вода

Нарисуй, как ты представляешь волшебное событие из сказки:






2. ГЕРОИ СКАЗКИ

Запиши по 2 слова, которые характеризуют каждого брата:

Старший брат

1. __________________________________________________

2. __________________________________________________

Младший брат

1. __________________________________________________

2. __________________________________________________

3. САМЫЕ ВАЖНЫЕ ПОСТУПКИ

Запиши главный поступок каждого брата:

Старший брат________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Младший брат _______________________________________________________

____________________________________________________________________

4. СРАВНЕНИЕ С КУЛЬТУРОЙ НАРОДОВ ЮГРЫ

Вспомни хантыйские и мансийские сказки. Как бы поступили их герои

«В хантыйских сказках младший брат...»

____________________________________________________________________

«В латышской сказке младший брат...»

____________________________________________________________________

5. МОЙ ВЫБОР

Кто из братьев тебе ближе? Почему?

[ ] Старший брат, потому что _______________________________

[ ] Младший брат, потому что _______________________________

6. МУДРОСТЬ СКАЗКИ

Выбери пословицу, которая лучше всего подходит к сказке:

· «Кто рано встает, тому Бог подает»

· «Как аукнется, так и откликнется»

· «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»

Объясни свой выбор:__________________________________________________

____________________________________________________________________

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:

«5» – полные, развернутые ответы на все вопросы, точное понимание смысла сказки

«4» – полные ответы на 4-5 заданий, незначительные неточности

«3» – выполнено 3 задания, ответы краткие, есть ошибки в понимании текста

Методические комментарии для учителя:

1. Задание 1 направлено на развитие читательского воображения

2. Задание 4 реализует региональный компонент

3. Задание 6 проверяет понимание главной мысли произведения

4. Возможна адаптация заданий для детей с ОВЗ (упрощение формулировок, выбор из готовых вариантов)

Приложение 4.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ 3 ГРУППЫ

"Художники-иллюстраторы"


ЦЕЛЬ ЗАДАНИЯ: создать визуальный образ нравственных ценностей, отраженных в сказке, через сравнительный анализ латышской и ханты-мансийской культур.


МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАБОТЫ:


1. Репродукции картин Геннадия Райшева

2. Иллюстрации к латышским народным сказкам

3. Цветная бумага, клей, ножницы, фломастеры

4. Распечатанные символы обеих культур

5. Шаблон для коллажа "Два мира - одна мудрость"


ПОДРОБНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ:


ШАГ 1. Анализ визуальных образов (3 минуты)

Рассмотрите репродукции и ответьте на вопросы:

· Какие цвета преобладают в хантыйском искусстве?

· Как изображены люди в латышских иллюстрациях?

· Какие символы природы встречаются в обеих культурах?

ШАГ 2. Создание структуры коллажа (2 минуты)

Разделите ватман на две части:

· Левая сторона: "Мир латышской сказки"

· Правая сторона: "Мир ханты-мансийских сказаний"

· Центр: "Общая мудрость народов"

ШАГ 3. Подбор символов (3 минуты)

Для левой части выберите:

· Избушка младшего брата → дворец

· Сундук с сокровищами → камни

· Фигура старичка-волшебника

Для правой части выберите:

· Чум или традиционное жилище

· Оленьи рога (символ благородства)

· Рыба и дичь (символы справедливого распределения)

ШАГ 4. Создание коллажа (10 минут)

Распределите роли в группе:

· 2 человека работают над левой частью

· 2 человека работают над правой частью

· 1 человек оформляет центральную часть

ШАГ 5. Подготовка презентации (2 минуты)

Подготовьте ответы на вопросы:

· Какие символы лучше всего передают идею справедливости?

· В чем визуальное сходство и различие культур?

· Как цвет помогает передать нравственные ценности?


КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КОЛЛАЖА:


Критерий 5 баллов 3 балла 1 балл

Содержательность Использованы 5+ символов каждой культуры 3-4 символа каждой культуры 1-2 символа

Сравнительный анализ Четко видны сходства и различия Показаны только различия Нет сравнения

Творческий подход Оригинальная композиция, нестандартные решения Стандартное решение Работа не завершена

Качество исполнения Аккуратно, эстетично, продумана цветовая гамма Есть небольшие недочеты Неаккуратно

Работа в команде Все участники активно задействованы Работали 2-3 человека Работал 1 человек


ОБРАЗЕЦ ВОЗМОЖНОГО РЕШЕНИЯ:

Левая часть "Латышский мир":

· Контрастные цвета: темный (жадность) → светлый (щедрость)

· Дерево с золотыми и обычными листьями

· Дорога, разделяющаяся на два пути

Правая часть "Мир Югры":

· Природные цвета: зеленый, синий, коричневый

· Круг из людей, держащихся за руки

· Равно распределенные дары природы

Центральная часть:

· Сердце, объединяющее оба мира

· Надпись: "Доброта и справедливость не знают границ"


ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ В ГРУППЕ:


1. Почему мы используем именно эти символы?

2. Как цвет может передавать характер героев?

3. Что общего в художественном восприятии добра и зла у разных народов?

4. Какой элемент коллажа точно передает главную мысль сказки?


ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ: 20 минут


ФОРМА ПРЕЗЕНТАЦИИ: 2-минутное выступление с демонстрацией коллажа




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Илюшкина Ольга Александровна

Дата: 01.12.2025

Номер свидетельства: 678084


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства