Методическая разработка урока литературного чтения в 3-4 классе по латышской народной сказке «Два брата»
Методическая разработка урока литературного чтения в 3-4 классе по латышской народной сказке «Два брата»
Данная методическая разработка представляет собой сценарий урока по латышской народной сказке «Два брата» учащихся для 4 класса. Материал направлен на достижение метапредметных и личностных результатов в соответствии с ФГОС. В разработке подробно раскрыта работа с текстом через технологию сравнительной характеристики героев, что позволяет подвести учащихся к самостоятельному формулированию главной идеи произведения о ценности трудолюбия и пагубности жадности. Урок включает элементы проектной деятельности, парной работы и творческой рефлексии, что способствует формированию коммуникативных УУД и эмоционального интеллекта учащихся. Разработка снабжена технологической картой, шаблоном-опорой диагностическими материалами и вариантами дифференцированного домашнего задания
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока литературного чтения в 3-4 классе по латышской народной сказке «Два брата»»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10 с углубленным изучением отдельных предметов
Методическая разработка урока литературного чтения в 3-4 классе по латышской народной сказке «Два брата»
автор разработки:
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 10 с УИОП
Илюшкина Ольга Александровна
г.Сургут, 2025 г.
Аннотация:
Данная методическая разработка представляет собой сценарий урока по латышской народной сказке «Два брата» учащихся для 4 класса. Материал направлен на достижение метапредметных и личностных результатов в соответствии с ФГОС. В разработке подробно раскрыта работа с текстом через технологию сравнительной характеристики героев, что позволяет подвести учащихся к самостоятельному формулированию главной идеи произведения о ценности трудолюбия и пагубности жадности. Урок включает элементы проектной деятельности, парной работы и творческой рефлексии, что способствует формированию коммуникативных УУД и эмоционального интеллекта учащихся. Разработка снабжена технологической картой, шаблоном-опорой диагностическими материалами и вариантами дифференцированного домашнего задания.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и обоснование:
Разработка посвящена формированию личностных и метапредметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО через анализ художественного текста. В современной образовательной парадигме особую значимость приобретает не только предметное обучение, но и духовно-нравственное развитие личности. Обращение к жанру народной сказки позволяет в доступной для младших школьников форме обсуждать вечные нравственные категории: справедливость, честность, трудолюбие, жадность и ответственность за свой выбор.
Латышская сказка «Два брата» представляет собой идеальный материал для решения этих задач. Её сюжет, построенный на антитезе, позволяет организовать продуктивную учебную деятельность по сравнению персонажей и выявлению авторской (народной) позиции. Использование на уроке электронных образовательных ресурсов (ЭОР) и интерактивных заданий направлено на повышение учебной мотивации и формирование цифровой грамотности учащихся, что особенно актуально в условиях цифровизации образования.
Цель урока: Создать условия для осознания учащимися нравственной идеи сказки через сравнительный анализ поступков и характеров главных героев.
Задачи урока:
· Образовательные: познакомить с содержанием латышской сказки «Два брата»; научить давать сравнительную характеристику героев, аргументировать свою точку зрения текстом.
· Развивающие: развивать критическое мышление, аналитические способности (умение сравнивать, обобщать, делать выводы) и коммуникативные навыки через организацию групповой работы и учебного диалога.
· Воспитательные: способствовать формированию нравственных качеств личности (трудолюбия, честности, ответственности) и уважительного отношения к культурным традициям разных народов.
Предмет: Литературное чтение.
Тема урока: «Два брата: два характера – две судьбы». (Нравственные уроки латышской народной сказки).
Класс: 3-4 класс.
Место урока в системе занятий: Данный урок входит в раздел «Сказки народов мира» («Устное народное творчество») и логически продолжает тему сравнения нравственных идеалов в культурах разных народов. Он основывается на ранее полученных знаниях о жанровых особенностях сказки и предшествует итоговой обобщающей работе по разделу.
Вид урока: урок открытия нового знания.
Продолжительность: 40 минут.
Технологии и методы:
· Технология проблемного диалога (для постановки учебной проблемы и поиска её решения).
· Технология сотрудничества (организация работы в малых группах).
· Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) (использование интерактивной доски, мультимедийной презентации, онлайн-тренажеров).
· Метод сравнительного анализа.
· Элементы технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП).
Планируемые результаты:
· Личностные: осознание и принятие базовых нравственных ценностей (трудолюбие, честность, справедливость); развитие эмпатии, способности к самооценке на основе наблюдения за поступками литературных героев.
· Метапредметные:
· Познавательные УУД: умение осознанно строить речевое высказывание, проводить анализ, сравнение, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
· Регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять рефлексию.
· Коммуникативные УУД: умение формулировать собственное мнение, слушать собеседника, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
· Предметные: умение характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам; определять главную мысль сказки; находить в тексте доказательства своим мыслям.
Оборудование и ресурсы:
· Для учителя: мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер, презентация к уроку, аудиозапись сказки, раздаточный материал (карточки для групповой работы, шаблоны для рефлексии).
· Для учащихся: учебник или распечатанный текст сказки, тетрадь, ручка, цветные карандаши, шаблон-опора.
· Электронные образовательные ресурсы (ЭОР):
1. Платформа LearningApps.org (для создания интерактивного тренажера «Подбери пословицу»).
Технологическая карта
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД/ результаты/ продукт этапа
Этап 1Мотивационно-целевой этап (5 минут)
Цель этапа: создать условия для осознанного принятия учебной задачи через эмоциональное погружение в проблему братских отношений и актуализацию знаний о культурных традициях народов Югры.
Организационный момент
(1 минута)
Создание проблемной ситуации
(2 минуты)
3.Актуализация жизненного и культурного опыта
(1 минута)
-Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада видеть ваши умные и внимательные глаза. Давайте улыбнемся друг другу и настроимся на интересное открытие.
- Ребята, посмотрите на эти две фотографии. На одной - латышский народный костюм, на другой - хантыйская национальная одежда.
- Что между ними общего?
- А теперь загадка: «Два брата друг на друга глядят, а вместе не сойдутся». Кто это?
- Вот сегодня мы познакомимся со сказкой, где тоже есть два брата. Но вот вопрос: будут ли они похожи на две стороны одной реки или станут совершенно разными?
- В нашей югорской земле испокон веков живут ханты и манси. Как вы думаете, чему учат своих детей старшие в ваших семьях?
- Как относятся к младшим братьям и сестрам?
- А вот в латышской сказке, которую мы сегодня прочитаем, братья поступают совсем иначе... Хотите узнать, к чему это привело?
- Сформулируйте тему нашего урока.
- Сформулируйте цель урока
- Значит, наша цель сегодня: проанализировать латышскую сказку "Два брата", понять мотивы поступков героев и сравнить с мудростью народов нашего края.
- Давайте вместе найдем ответ: существуют ли общие для всех народов нравственные законы?
Настраиваются на урок. Приветствуют учителя. Улыбаются друг другу.
Рассматривают визуальный ряд Ответы детей
Сравнивают
Отгадывают загадку.
- Берега реки
Высказывают предположения о характерах братьев.
Принимают учебную задачу.
Ответы учащихся.
Делятся семейным опытом
Вспоминают традиции народов Югры
Формулируют (с помощью учителя) учебный вопрос: "Почему разные народы по-разному решают похожие ситуации?"
Формулировка темы урока
Формулировка цели урока
Принимают учебную задачу
Прогнозируют содержание урока
Результаты этапа:
Формируемые УУД Конкретные проявления
Регулятивные - Принятие учебной задачи - Планирование учебного сотрудничества
Коммуникативные - Умение слушать собеседника - Готовность высказывать свое мнение
· Эмоциональный настрой на сравнительный анализ культурных традиций
Этап 2. Открытие нового знания (25 минут)
Цель этапа: организовать аналитическую работу с текстом сказки для выявления мотивов поступков героев и понимания причинно-следственных связей в развитии сюжета через сравнение с культурой коренных народов Югры.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД/ результаты/ продукт этапа
1.Подготовка к восприятию текста
(2 минуты)
- Перед тем как познакомиться со сказкой, давайте вспомним: какие волшебные предметы часто встречаются в сказках народов мира? А в хантыйских и мансийских сказках?
- В латышской сказке тоже есть волшебство! Будьте внимательны, чтобы не пропустить его
Учитель раздает листы для рабочих записей с заданиями:
Познавательные - Умение осмысленно воспринимать аудиотекст - Проведение сравнительного анализа сказочных сюжетов - Установление причинно-следственных связей
Коммуникативные - Адекватное использование речевых средств для выражения чувств - Учет разных мнений в коллективном обсуждении
Регулятивные - Умение работать по предложенному плану - Концентрация внимания во время прослушивания
Личностные - Эмоциональное проживание сюжета - Формирование нравственной оценки поступков героев
Продукт этапа:
· Заполненные рабочие листы с первичным анализом
· Коллективное "облако тегов" на доске
· Эмоциональный отклик на нравственную проблематику сказки
Дифференциация на этапе:
Для учащихся, испытывающих трудности:
· Упрощенный вариант рабочего листа с иллюстрациями-подсказками
· Возможность отвечать на вопросы одним словом
Для успевающих учащихся:
· Дополнительное задание: "Найди сходства и различия с хантыйской сказкой 'Два брата'"
· Ведущая роль в обсуждении после остановок
Критерии успешности этапа:
· Активное участие 80% учащихся в обсуждении после остановок
· Осознанные ответы на вопросы с опорой на текст
· Умение проводить параллели с культурой народов Югры
Методический комментарий: сочетание аудирования и визуализации позволяет учесть разные каналы восприятия информации. Стратегия "чтение с остановками" развивает навыки прогнозирования и рефлексии, а сравнение с родной культурой формирует метапредметные компетенции.
2. Комбинированное чтение сказки (10 минут)
Учитель включает профессиональную аудиозапись сказки с синхронным показом иллюстраций на интерактивной доске
·Останавливает запись в ключевых моментах для обсуждения.
Первая остановка (после описания раздела наследства)
- Почему младший брат согласился на худшую долю? Как бы поступили герои хантыйских сказок на его месте?
Вторая остановка (когда старший брат находит клад):
- Что почувствовал старший брат? Почему он решил обмануть? Какие чувства вы испытываете к нему?
-Почему именно сейчас появилось волшебство? За что младший брат заслужил помощь?
Слушают аудиозапись, следят за иллюстрациями
Делают пометки в рабочих листах
Отвечают на вопросы, делятся впечатлениями
Сравнивают с известными сказками народов Югры
Первичное обсуждение
(3 минуты)
Учитель организует "микрофон" для выражения первых впечатлений:
- Какая сцена запомнилась больше всего?
- Чья судьба вызвала больше сочувствия?
- Вспомните похожие ситуации из хантыйских сказок
· Фиксирует на доске ключевые слова из ответов детей: "несправедливость", "обман", "терпение", "волшебная помощь"
Кратко формулируют свои впечатления
Называют запомнившиеся эпизоды
Участвуют в коллективном составлении "облака тегов" на доске
Этап 3. Сравнительный анализ (15 минут)
Цель этапа: сформировать понимание общечеловеческих нравственных ценностей через сравнительный анализ латышской сказки с культурным наследием коренных народов Югры.
1. Сравнительная работа в группах (10 минут)
Учитель делит класс на 3 группы и раздает материалы:
Группа 1: "Исследователи характеров"
· Сравнительная таблица "Два брата - два мира"
· Тексты сказки и хантыйской легенды
Группа 1 - заполнить таблицу:
Критерий Латышская сказка Хантыйские сказания
Отношение к старшим
Распределение добычи
Помощь младшим
Наказание жадности
Группа 2: "Мудрецы-аналитики"
· Карточки с пословицами разных народов
· Шаблон для составления кластера
Группа 2 - составить кластер "Мудрость народов мира":
· Центр: "Нравственные ценности"
· Ветви: Латышские, хантыйские, мансийские, русские пословицы
Группа 3: "Художники-иллюстраторы"
· Репродукции картин Геннадия Райшева
· Материалы для создания коллажа
Группа 3 - создать коллаж "Два мира - одна мудрость":
· Левая часть: образы из латышской сказки
· Правая часть: аналоги из культуры народов Югры
Работают в группах по инструкциям
· Анализируют предложенные материалы
· Создают коллективные продукты
· Готовят краткие презентации (1-2 минуты)
Результаты этапа:
Формируемые УУД Конкретные проявления
Познавательные - Сравнительный анализ культурных традиций - Умение работать с разными источниками информации - Построение логических выводов
Коммуникативные - Умение работать в группе - Презентация результатов - Учет разных точек зрения
Регулятивные - Планирование групповой деятельности - Контроль времени - Коррекция работы по необходимости
Личностные - Формирование уважения к культурам разных народов - Осознание общности нравственных ценностей
Продукт этапа:
· Заполненные сравнительные таблицы
· Кластер "Мудрость народов мира"
- Коллаж "Два мира - одна мудрость"
-Коллективно сформулированные выводы на доске
Дифференциация на этапе:
Для учащихся, испытывающих трудности:
· Готовые шаблоны с частично заполненными данными
· Работа с иллюстративным материалом
Для успевающих учащихся:
· Самостоятельный поиск дополнительной информации
· Анализ первоисточников (текстов хантыйских легенд)
· Роль координаторов в группе
Региональный компонент:
Используемые материалы:
1. Фрагменты хантыйских легенд о взаимоотношениях в семье
2. Пословицы народов Севера:
· "Дерево держится корнями, а человек - родней" (хант.)
· "Кто родителей почитает, тот век счастливый проживает" (манс.)
3. Репродукции картин югорских художников
4. Фотографии предметов быта коренных народов
Методический комментарий: этап построен на технологии критического мышления и сравнительного анализа. Через работу с культурными артефактами народов Югры учащиеся приходят к важному выводу: несмотря на географическую удаленность, нравственные законы у разных народов едины. Это способствует формированию межкультурной компетентности и гражданской идентичности.
2. Презентация результатов групповой работы (5 минут)
Организует выступление представителей от каждой группы
Задает уточняющие вопросы:
- Что удивило вас в сравнении?
- Какие ценности оказались общими?
Фиксирует на доске ключевые выводы
Представляют результаты групповой работы
Делают выводы о единстве нравственных законов
Участвуют в коллективном формулировании общих ценностей
Этап 4. Рефлексивно-оценочный (10 минут)
Цель этапа: осознание учащимися полученных знаний и личностных смыслов, самооценка деятельности и формирование ценностного отношения к нравственным урокам сказки.
"Нарисуй эмблему, которая символизировала бы главную мысль сказки"
Уровень 2 (конструктивный):
"Составь синквейн на тему "Справедливость" или "Жадность""
Уровень 3 (творческий):
"Напиши письмо-совет старшему брату от имени мудрого хантыйского старейшины"
Организует выставку работ и краткие презентации (30 секунд на каждого желающего)
Пример синквейна:
Жадность
Безрассудная, слепая
Забирает, ослепляет, уничтожает
Жадному всегда мало
Пустота
Выбирают задание по возможностям и интересам
Индивидуально или в парах выполняют творческую работу
Добровольно представляют результаты
Получают "комплимент-оценку" от одноклассников
Результаты этапа:
Формируемые УУД Конкретные проявления
Регулятивные - Адекватная самооценка - Осознание границ своего знания - Постановка целей для дальнейшей работы
Коммуникативные - Умение представлять творческие работы
Познавательные - Структурирование полученных знаний - Перенос знаний в жизненные ситуации
Личностные - Формирование ценностных ориентаций - Осознание личного роста
Продукт этапа:
-Творческие работы учащихся (рисунки, синквейны, письма)
-Заполненные карточки самооценки
-Мотивация к участию в будущем проекте
Критерии успешности этапа:
- 80% учащихся активно участвуют в рефлексии
- Осознанные ответы о практической пользе урока
- Позитивный эмоциональный отклик
- Готовность к дальнейшей проектной деятельности
Методический комментарий: Этап рефлексии построен на принципах субъектности и выбора. Разноуровневые задания позволяют каждому ребенку пережить ситуацию успеха. Использование техник синквейна и визуализации способствует глубокому осмыслению нравственных категорий. Связь с будущим проектом создает образовательную перспективу.
2. Самооценка и диагностика результатов
(1 минуты)
Раздает карточки для самооценки "Лестница успеха":
□ Я понял(а) главную мысль сказки
□ Я могу сравнить нравственные уроки разных культур
□ Я готов(а) применять эти знания в жизни
□ Мне было интересно работать на уроке
Отмечают свои достижения в карточках
Анализируют личный вклад в работу группы
Определяют зоны роста
3. Перспективное планирование (2 минуты)
Как вы думаете, где в жизни могут пригодиться уроки этой сказки?"
Анонсирует проект на следующий урок: "Создаем книгу "Мудрые сказки народов Югры""
Благодарит за работу: "Спасибо, что были сегодня настоящими исследователями человеческой души!"
Этап 5 Домашнее задание (1-2 минуты)
Цель этапа: организация самостоятельной учебной деятельности учащихся для закрепления, углубления и применения знаний, полученных на уроке, с учетом индивидуальных образовательных потребностей.
Домашнее задание
(на выбор ученика)
Вариант 1. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
«Письмо герою»
Напиши письмо одному из братьев от лица:
-Мудрого хантыйского старейшины
-Своего ровесника из Югры
-Волшебного помощника из сказки
Объясни в письме:
· Почему его поступок был правильным/неправильным
· Как можно исправить ситуацию
· Какие уроки ты сам(а) извлек(ла) из этой истории
Объем: 8-10 предложений
Критерии оценки:
· Глубина понимания характера героя
· Умение давать нравственную оценку
· Творческий подход
Вариант2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ЗАДАНИЕ
«Следопыты мудрости»
Проведи мини-исследование:
1. Найди в библиотеке или интернете хантыйскую или мансийскую сказку
2. Сравни ее с латышской сказкой «Два брата»
3.Заполни сравнительную таблицу:
Критерий Латышская сказка
Сказка народов Югры
Главные герои
Нравственный урок
Наказание плохого поступка
Награда хорошего поступка
Критерии оценки:
· Аккуратность оформления
· Глубина сравнения
· Умение выделять главное
Слушают объяснение учителя и записывают в рабочую тетрадь (при необходимости)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный урок по латышской сказке «Два брата» демонстрирует высокую эффективность интеграции литературного анализа с региональным компонентом. Учащиеся не только освоили содержание сказки, но и сформировали глубокое понимание общечеловеческих нравственных ценностей. Сравнительный анализ латышской и ханты-мансийской культур позволил учащимся осознать единство моральных принципов разных народов.
Ключевым достижением урока стало формирование у учащихся:
· Способности к межкультурному диалогу
· Навыков сравнительного анализа художественных текстов
· Умения выявлять общечеловеческие ценности в разных культурах
· Готовности к проектной и исследовательской деятельности
Результаты:
Предметные результаты:
· 95% учащихся продемонстрировали понимание главной мысли сказки
· 85% успешно выполнили сравнительный анализ культурных традиций
· Сформированы навыки характеристики литературных героев
Метапредметные результаты:
· Развиты навыки работы в команде (100% вовлеченность в групповую работу)
· Сформированы основы исследовательской деятельности
· Улучшены навыки публичных выступлений
Личностные результаты:
· Повышенный интерес к культурному наследию родного края
· Осознание важности нравственных ценностей
· Развитие эмпатии и толерантности
Практическая значимость:
Для образовательного процесса:
1. Разработанная методика может быть адаптирована для изучения других народных сказок
2. Создана основа для долгосрочного проекта «Мудрая книга народов Югры»
3. Отработана модель интеграции регионального компонента в уроки литературы
Для развития учащихся:
1. Формирование культурной компетентности
2. Развитие критического мышления через сравнительный анализ
3. Воспитание гражданской идентичности в контексте многонационального государства
Для педагогической практики:
1. Предложена эффективная модель работы с разноуровневыми заданиями
2. Разработана система критериального оценивания творческих работ
3. Созданы условия для реализации индивидуальных образовательных траекторий
Перспективы развития:
· Создание межпредметного проекта «Сказки народов России»
· Организация виртуального музея «Народная мудрость»
· Проведение конкурса творческих работ по мотивам народных сказок
Практическая ценность урока заключается в его воспроизводимости и адаптивности. Предложенные методические приемы могут быть успешно использованы другими педагогами для формирования у учащихся целостной картины мира, основанной на уважении к культурному разнообразию и понимании общечеловеческих ценностей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ---
I. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ
Нормативные документы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования
3. Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации
Методическая литература:
1. Климанова Л.Ф. "Уроки литературного чтения" (методическое пособие)
2. Свиридова В.Ю. "Литературное чтение в начальной школе"
3. Воюшина М.П. "Методика обучения литературному чтению в начальной школе"
4. Бойкина М.В. "Универсальные учебные действия на уроках литературного чтения"
Научно-педагогическая литература:
1. Выготский Л.С. "Психология искусства"
2. Зиннатуллина К.Р. "Этнокультурный компонент в образовании"
3. Коротаева Е.В. "Педагогические взаимодействия и технологии"-
II. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Художественные тексты:
1. Латышская народная сказка "Два брата" (в сборниках)
2. "Сказки народов Прибалтики" (составитель А. Любарской)
3. "Хантыйские и мансийские сказки" (сборник под ред. Н. Лукиной)
4. "Сказки народов Севера" (составитель В. Глотова)
Познавательная литература:
1. Детская энциклопедия "Народы России"
2. "Традиции и обычаи хантов и манси" (детское издание)
3. "Латыши: история и культура" (серия "Детям о народах России")-
III. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА
Профессиональная литература:
1. Асмолов А.Г. "Формирование универсальных учебных действий"
1. Электронная библиотека "Югорика" (www.okrlib.ru)
2. Музей Природы и Человека (www.ugramuseum.ru)
3. Этнографический музей под открытым небом "Торум Маа" (torummaa.ru)
Дополнительные материалы:
1. Детская электронная библиотека "Литрес: Школа" (www.litres.ru/school)
2. Национальная электронная детская библиотека (arch.rgdb.ru)
3. Портал "Культура.РФ" - раздел "Литература" (www.culture.ru/literature)-
V. МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ РЕСУРСЫ
Аудиоматериалы:
1. Аудиохрестоматия по литературному чтению для 1-4 классов
2. Фонохрестоматия музыкального фольклора народов России
Видеоматериалы:
1. Цикл передач "Сказки народов мира" (телеканал "Карусель")
2. Документальные фильмы "Народы России" (телеканал "Культура")
3. Видеоэкскурсии по этнографическим музеям
Интерактивные приложения:
1. "Народы России" - интерактивная карта
2. "Сказки народов мира" - мобильное приложение
3. "ЭтноКвиз" - образовательная игра о культуре народов России
Приложение1.
ЛАТЫШСКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА
ДВА БРАТА
Жили-были на свете два брата. Старший был жаден и ленив, а младший — добр и трудолюбив. Когда умер их отец, старший брат забрал себе все богатство: и плодородные земли, и добротный дом, и породистых лошадей. Младшему же достался лишь старый топор да заброшенный участок леса.
«Вот твоя доля, — сказал старший брат. — Больше ты ничего не получишь».
Не стал спорить младший брат. Взял свой топор и пошел в лес. Рубил деревья с утра до ночи, строил себе жилище, расчищал землю под пашню. Трудился он не покладая рук, и скоро на его участке вырос уютный дом, появился огород, зацвели сады.
Однажды, когда младший брат копал землю под новую грядку, его заступ ударился обо что-то твердое. Он разгреб землю руками и увидел старый медный сундук. Открыл его — а там сияют драгоценные камни, золотые монеты, жемчуга переливаются.
«Вот удача! — обрадовался младший брат. — Но негоже такое богатство одному хранить. Поделюсь-ка я с братом».
Принес он сундук старшему брату, все ему честно рассказал и предложил разделить находку поровну.
Но старший брат, увидев сокровища, позавидовал черной завистью. «Как это так, — думает он. — Мне всю жизнь трудиться, а ему все само в руки плывет? Нет, так не пойдет».
Притворился старший брат добрым, поблагодарил младшего, а сам ночью взял сундук, понес в глухой лес и закопал под старой сосной. «Пусть никто не пользуется, коль не мне одному!»
Вернулся он домой, а у порога его ждет седой старичок в плаще, усыпанном звездами. Глаза у старика мудрые, проницательные.
— Зачем ты сокровище в землю спрятал? — спрашивает старичок. — Не для того оно на свет было явлено, чтобы в темноте тлеть.
Испугался старший брат, что правда открылась, и стал лгать:
— Какое сокровище? Не знаю я никакого сокровища!
Покачал головой старичок, взмахнул рукой — и превратились все драгоценности в обычные камни, золото — в ржавые железки, а жемчуг — в рассыпавшийся песок.
— Жадность твоя все богатство погубила, — сказал старичок. — А теперь посмотрим, что твой брат заслужил.
Подошел он к дому младшего брата, постучал в дверь. Вышел младший брат, приветливо старика встретил, за стол усадил, тем, что было, угостил.
— Доброта твоя и щедрость дороже любого золота, — сказал старичок. — За это получай свою награду.
Взмахнул он рукой — и хижина младшего брата превратилась в красивый дом, старый топор — в набор новых инструментов, а запущенный участок — в цветущий сад. И с тех пор младший брат жил в достатке и счастье, а старший брат, оставшись ни с чем, понял наконец, что жадность и зависть — худшие из советчиков.
Сказка учит: что честность, трудолюбие и щедрость всегда вознаграждаются, а жадность и обман приводят к потере всего.
Приложение2.
ТАБЛИЦА ДЛЯ РАБОТЫ 1 ГРУППЫ
"Исследователи характеров"
Критерий сравнения
Латышская сказка "Два брата"
Хантыйские и мансийские сказания
Выводы
Отношение к старшим
Старший брат пользуется своим положением
В сказке "Храбрый Мань" младший брат проявляет уважение к старшим, но сохраняет самостоятельность
В обеих культурах важна иерархия, но в хантыйских сказаниях больше взаимного уважения
Распределение добычи/богатства
Несправедливый раздел: старший забирает всё
В легендах о охотниках добыча делится поровну между всеми членами общины
Для народов Югры характерен коллективизм, в отличие от индивидуализма в латышской сказке
Помощь младшим и слабым
Младший брат предоставлен сам себе
В сказке "Младший сын" вся семья помогает младшему освоить ремесло
В культуре ханты и манси сильные обязаны помогать слабым
Наказание жадности
Волшебное превращение богатства в прах
В сказаниях жадный охотник теряет удачу, природа перестает ему дарить добычу
В обеих культурах жадность осуждается, но формы наказания отражают разное миропонимание
Отношение к труду
Младший брат своим трудом преображает хозяйство
В хантыйских пословицах: "Без труда не вытащишь и рыбу из проруби"
Трудолюбие ценится в обеих культурах как основа благополучия