Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка Цикл практических занятий по краеведению в группе продленного дня на тему "Дымковская игрушка"»
Методическая разработка
Цикл практических занятий по краеведению в группе продленного дня на тему "Дымковская игрушка"
Автор: Марченко Рада Викторовна, воспитатель ГПД КОГОАУ ЛЕН г. Кирова
Дымковская игрушка – благодатный материал для приобщения школьников к истокам русской национальной культуры, усвоения опыта эмоциональной и культурной жизни земляков. Яркое эмоциональное начало, заложенное в глиняной скульптуре, окажет положительное воздействие на характер работы по описанию народной игрушки. Замечательным музыкальным фоном урока и внеклассных мероприятий станет русская народная плясовая песня.
Ближние цели – продолжение работы над композицией, планом сочинения-описания, конструированием текста; активное общение школьников с самобытным искусством, постижение содержательной стороны и образного языка глиняной пластики.
Эпиграфом занятий могут стать слова вятской поэтессы Галины Громыко:
…Не потому ль игрушкой этой
Народ так свято дорожил,
Что он свое стремленье к свету
В фигурки яркие вложил?
Они, рожденные в неволе,
В нужде, обидах и беде,
Цвели мечтой о лучшей доле,
О вольном, радостном труде.
И в нашу жизнь, пройдя сквозь годы,
Вошла свежа и хороша,
Игрушка нашего народа,
Светла, как и его душа!
На первом, ориентировочном, этапе работы дети знакомятся с вятским народным промыслом. Может быть подготовлена мини-выставка «дымки» из домашних коллекций, оформлен стенд, включающий фотографии изделий, детские рисунки с изображением игрушки, справочный материал о творческой биографии мастериц, толковый словарь по теме, книги о самобытном творчестве народом мира. Прекрасно дополнит подготовительную работу посещение выставок художественного музея, представляющих творческие отчеты сегодняшних мастериц.
Толковый словарь занятий
Декоративно-прикладное искусство – искусство изготовления бытовых предметов, обладающих художественными качествами.
Декоративный – служащий для украшения. Деталь, образ, убранство, формы, элементы…; роспись…; богатство, выразительность, достоинства…
Роспись – в декоративно-прикладном искусстве изображения, наносимые кистью.
Орнамент – узор, построенный на сочетании геометрических или изобразительных элементов.
Орнаментальный – включающий в себя орнамент. Мотив, отделка, рисунок, узор, украшение…; роспись…
Второй, познавательный, этап работы лучше провести во внеурочное время или на уроке рисования. Дети узнают о возникновении и истории нашего народного промысла, его всемирной известности, о тематике, особенностях выразительных средств мелкой скульптуры. Могут прозвучать в исполнении детей стихи, посвященные «дымке». Например, стихотворение Леонида Хаустова «Художница»:
В Дымкове, за Вяткою-рекою,
Драгоценный продолжая труд,
Не ища на старости покоя,
Мастерицы славные живут.
Красная за окнами калина,
Пароходный движется дымок.
На столе – еще сырая глина,
Грубый, неоформленный комок.
За своей работою старушка
На скамейке низенькой сидит,
Глиняную вятскую игрушку
Лепит… нет, не лепит, а творит!
Хороша игрушка расписная!
Вся поет, бесхитростно-светла,
И видна в ней редкость молодая
Ставшего искусством ремесла.
В процессе беседы отметим ведущую тему, характерную для декоративно-прикладного искусства в целом и для дымковской игрушки в частности, - вечную тему отношений человека с природой, связи с землей, устремленности к космосу. Тема космологических сил проявляется в сюжетном разнообразии, особенностях создаваемых художественных образов. В «дымке» широко представлены образы-уподобления солнца, образы – символы счастья и жизни; проявляется праздничный, радостный настрой композиций. Перечислим приемы лепки и росписи, характерные для глиняной пластики: тенденция к символизации, миниатюрность форм, обобщенность скульптурной формы, острота гротескного преувеличения, пластическая выразительность, мелкий рисунок, орнаментальные росписи, насыщенность колористической гаммы.
Беседа.
Главный, ведущий вопрос, вокруг которого проходит беседа: почему наша дымковская игрушка нравится всему миру? Возможен другой вопрос: за что мы любим нашу игрушку?
Первый круг вопросов о том, что составляет основу всякой народной культуры, - о связи человека с природой, космосом. Как проявляется в дымковской игрушке жизнь вятского человека? Отметим тематическое разнообразие, сюжетное богатство композиций.
Перечислите героев однофигурных игрушек. (Водоноска, нянька, барыня, кормилица, всадник, гусар…; баран, корова, олень, собачка, курочка, уточка, индюк, конь, медведь…) Здесь и далее в скобках даны возможные ответы.
Как разработаны темы труда, семейной жизни? Чем занимаются люди? (Многофигурные композиции: посиделки, свидание, свадьба, сенокос, уборка капусты, катание на лодках, ярмарка, цирковое представление…)
Докажите, что не только в труде, но и в творчестве народ остается верным земле. (Это отражено в трудовой тематике, а сами игрушки сделаны из глины.)
Почему появилось в «дымке» фантастические образы? (Так человек приблизил к себе непонятный мир земли и космоса. Птица счастья, птица-свет, олень-солнце показывают связь человека с солнцем, поклонение великому дарителю жизни. Сказочные образы льва, как и других зверей, птиц, выступают в роли талисманов, хранителей счастья.)
Какие качества ценят вятские люди в других? Как проявляется мироощущение народа в творчестве? (В характере художественных образов – оптимизм, праздничное веселье, простодушие, тепло, добро, добрый юмор, подтрунивание над франтоватостью, важностью, кокетством.)
Каково было предназначение свистулек-всадников, свистулек-коней? (Рассказ о празднике – свистунье.)
Почему мастерицы не только изображают рядом с человеком животных и птиц, но еще и наделяют их характером? (Так проявилось идущее издревле уважение человека ко всему живому и просто любовь к соседям по земле.)
Второй круг вопросов связан с особенностями материализации народного мироощущения в его творчестве.
Почему ничего из глины, а не из другого природного материала делается игрушка? (Материал подручный, к тому же превосходный для лепки.)
Почему скульптурным формам игрушки свойственна обобщенность? Даже в человеческой фигуре никогда не лепятся пальцы. (Особенности материала объясняют условность лепки.)
Назовите особенности техники лепки. (Скульптура малых форм, миниатюрная скульптура. Условность, обобщенность, лаконизм пластики. Утяжеленная основа композиции, использование пластин-оснований. Умение подметить живое движение, передать правдиво позы людей, животных, птиц. Использование приемов гротеска, то есть изображения людей, животных в фантастически преувеличенном, уродливо-комическом виде. Обилие лепных украшений: оборок, розеток.)
Назовите элементы дымковского орнамента. (Нарядные узоры, узорочье из простых элементов. Орнаментальные мотивы кругов, колец, овалов, горошин, клеток, решеток, полос.)
Какие условные знаки в росписи являются символами солнца, дороги, рыбацкой сети, дождя?
Почему игрушка такая яркая? (Может быть, устала душа от хмурого северного неба, от забот. Но нет сомнения, что в цветовом решении проявляется праздничное веселье русского человека, его жизнерадостность, жажда счастья. Тяга к доброму, теплому, живому.)
Чем объясните применение в игрушке сусального золота (потали)? (Возникает ассоциация с солнцем.)
Третий круг вопросов возможен при более глубоком знакомстве с народным творчеством.
Чем выделяются игрушки той или ной мастерицы? Можете ли отличить работу какой-либо дымковчанки от изделий других игрушечниц?
Сопоставьте игрушку какой-либо мастерицы во временном развитии.
Четвертый круг вопросов, завершающий.
Почему так нравятся игрушки детям? (игрушка сродни детскому творчеству. Игрушка красочная, яркая, наивная, непосредственная.)
Почему завоевала мировую известность?
Поиграем в «Четвертый лишний». Игра для наблюдательных, логически мыслящих.
Барыня, черт, водоноска, мужичок. Какой художественный образ не мог иметь места в творчестве вятских игрушечниц? Почему.
Дворняжка, эрдельтерьер, боксер, овчарка. Какая порода собак получила воплощение в игрушке?
Посиделки, гуляние, ссора, уборка урожая. Какую из названных оценок не создала ни одна из мастериц? Почему?
Веселье, отчаяние, простодушие, добро. Что несвойственно художественным образам игрушки?
Свидание, цирк, вятский базар, трактористы, на тракторах. Какая из композиций нетрадиционна для «дымки»?
Индюки, петушки, медведи, кошечки Какое из животных не получило образного воплощения в дымковской пластике? (Этого не могут точно объяснить сами мастерицы).
Овалы, точки, сеточки, цветы. Какой элемент орнамента не свойствен дымковской игрушке?
Третий этап работы посвящен вербализации впечатлений от встречи с игрушкой, обучению конструированию текста.
Задания.
№1. Вспомните характерные черты текстов-описаний.
№2. Назовите признаки художественного стиля.
№3. Сделайте анализ делового и художественного описания игрушки.
Какой текст из двух, приведенных ниже, относится к деловому стилю, а какой – к художественному?
А) Что за барышню-красавицу слепила мастерица Л.А. Иванова! Нарядная, кокетливая, довольная жизнью, она словно всем показывает необычный фасок своего костюма. Кофта украшена тонко вылепленными воланами и рюшами. На пышной юбке узоры росписи. На шее две нитки бус, красных и синих, в ушах большие лазоревого цвета серьги. Малиновая шляпка с широкими полями, затейливым украшением дополняет праздничный костюм. На округлом лице мастерица написала губки бантиком, навела два красных кружка румянца. Хороша барыня!
Б) С 1960-70-х годов оживляется производство мелкой глиняной … игрушки. Она стала предметом внимания самого широкого круга любителей искусства… В каждой местности она имела свой образ, свои художественные черты. Игрушка делится на глазурованную и расписную. Теперь на нее спрос не только у детей, но еще больше ау взрослых. Она ценится как мелкая художественная пластика, без нее не обходится ни одна выставка. (М.А. Некрасова)
№4. Работа над планом
А) Сравните два плана. Какой из них является планом описания предмета (игрушки), а какой – описания действия (процесса овладения игрушки)?
Неповторимое искусство нашего края.
Почему игрушка радует?
Сказочная птица счастья.
Горделивая осанка птицы.
Обобщенная лепка.
Нарядные украшения.
Праздник красок.
Я хочу слепить такую же!
I. Где появилась дымковская игрушка?
II. Как рождается эта красота?
Заготовляют глину.
Лепят.
Сушат.
Обжигают в печи.
Белят.
Спасибо игрушке за хорошее настроение.
Б) Докажите, что это не план сочинения.
I. Общий вид игрушки.
II. Детали скульптуры.
Пластика.
Орнамент.
Цветовая гамма.
Мое отношение к предмету.
В) Какие предложения вы включили бы в собственный план сочинения? От каких пунктов плана отказались? Почему?
Возникновение дымковского промысла.
Рожденная светом и радостью.
Творение вятской мастерицы.
Приемы создания игрушки.
Игрушка – подарок нашей земли.
Праздничность дымковской игрушки.
Краски.
Неповторимая глиняная игрушка.
Символ народной души.
Известные мастерицы дымковской игрушки.
Чудо из глины.
Дымковская игрушка в нашем крае.
Петухи.
Характер образов.
Красивая и гордая жар-птица.
Загадка «дымки».
№5. Работа над средствами образной характеристики.
А) Найдите метафоры, олицетворение в стихотворении Галины Громыко «Дымковская игрушка»:
№6. Определение концептуального предложения в абзаце.
Найдите предложение, передающее главную мысль. Какое разъяснение получает главная мысль в последующих предложениях текста?
Мастерица Г.И. Баранова обыгрывает каждую деталь своих композиций, уточняет ею место действия или характер персонажа. «Коза и семеро козлят» - один их любимых сказочных сюжетов игрушечницы. Автор буквально следует за содержанием сказки. Точно малые дети, козлята резвятся, лазают по печке, грызут кап4усту, которую принесла в корзине коза. Разными размерами миниатюрных фигурок передан возраст козлят. Сценке придан шутливый радостный настрой.
№7. Составление рабочих материалов к сочинению.
№8. Работа над средствами связи предложений в тексте (союзы, местоимения, синонимы, родовидовая связь).
А) Переставьте предложения таким образом, чтобы получился текст. Определите средства связи предложений в тексте.
I. Поэтому искусство должно нести радость. II. Дымковская игрушка тоже укрепляет в людях веру в жизнь, в победу света и добра! III. Русский народ всегда верил в счастье. (Ответ: III, I, II)
I. Их зрительный образ не совпадает с радостной росписью «дымки». II. Очень трудно передать в игрушке отрицательные сказочные персонажи. III. Живое, доброе и красивое – вот от чего исходит фантазия мастериц. (Ответ: II, I, III)
Б) Подбор средств связи предложений в тексте. (Декоративно-прикладное искусство, народное искусство, народное творчество, самобытное творчество, вятский народный промысел. Русская народная игрушка, дымковская игрушка, глиняная скульптура, глиняная пластика, скульптура малых форм, глиняная миниатюра, изделия декоративно-прикладного искусства; кукла, барыня, водоноска, нянька, кормилица…; фигурка… Мастерица, игрушечница.)
№9. Рецензирование текста.
А) Оцените содержание детского сочинения-описания дымковской игрушки Н.П. Борняковой «Учительница». Что удалось автору? Что подкупает в сочинении? Какие части описания желательно расширить?
«Передо мной интересная композиция. Вместо привычной для дымки кормилицы с ребятами – учительница и ученики. Создать новый образ мастерице помогли небольшие детали и особенная роспись.
В руках у барыни мы видим раскрытую книгу. Платье в строгих клетках орнамента на темно-коричневом фоне. Платье очень подходит для учительницы.
У школьников тоже характерные детали: книга, портфель, сумка, банты, фартуки, строгие сюртуки. Ребята серьезны. Они внимательно слушают любимую учительницу: они знают, что спрашивать будут строго.
Мальчик слева получился у мастерицы забиякой и драчуном: брови насупил, того и гляди, в драку полезет. А девочка, стоящая рядом с ним, хорошо учится, но высокомерна и не дает списывать. Этого нельзя сказать о девочке по другую сторону от учительницы. Платье на ней зеленое, приятное для глаз, много белых красок. Девочка добрая и прилежная. Перед ней стоит самый маленький персонаж композиции – мальчик в красной косоворотке. Он очень внимательный. А ученик в голубом сюртуке, пожалуй, не собирается слушать чтение учительницы. Он смотрит в сторону.
Эта дымковская игрушка очень напоминает нашу школьную жизнь. Мне больше всего понравились ученики. Я бы, например, с удовольствием пришел в школу в косоворотке или сюртуке (покрасоваться)».
№10. Работа над зачином.
Проанализируйте варианты начала сочинения. Предложите свою разработку начала.
- (Зачин) «Мы шли, кутаясь в свои одежды и втаптывая в грязь зеленые, желтые, красные листья осеннего города. Мы шли на встречу с «дымкой».
Прямо с порога выставочного зала на нас повеяло теплом и уютом. Казалось, что холодные краски осени, пройдя через умелые человеческие руки. Превратились в ласковые и домашние. Дымковская игрушка встречала нас гостеприимно.
(Переход к главной части.) Среди праздничного хоровода приметил я…»
- (Зачин) «Дымковская игрушка – это народное искусство. В ней отражается народная мудрость, оптимизм, мечта о красивой, задорной. Радостной жизни. В ней торжественность и юмор, тепло и легкая усмешка, добро и подтрунивание.
(Переход к главной части) Вот эта барыня, держащая…»
- (Зачин) «За окном зима, а в выставочном зале как будто навсегда поселилось лето. Здесь на суд зрителей представили свои работы лучшие мастерицы дымковской игрушки. Проходишь от зала к залу и словно наполняешься теплом и добром.
(Переход к главной части.) Очень мне понравился…»
Четвертый, творческий, этап работы может быть проведен по желанию, инициативе учителей и школьников. Изготовление детьми (и учителем») игрушек, организация театрализованной игры «Вятская свистунья» побудит участников к активному развитию собственных творческих начал, дадут возможность испытать упоительное счастье появления не узнанного прежде творческого мира, практического приобщения к народной культуре.