Методическая разработка «Приёмы формирования функциональной грамотности (орфографической зоркости) на уроках русского языка»
Методическая разработка «Приёмы формирования функциональной грамотности (орфографической зоркости) на уроках русского языка»
В начальной школе особое место занимает функциональная грамотность. Орфографическая зоркость неразрывно связана с функциональной грамотностью. И именно в начальной школе закладываются основы грамотности у учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Приёмы формирования функциональной грамотности (орфографической зоркости) на уроках русского языка»»
Грамотность – залог точности выражения мысли и взаимопонимания в процессе общения. В начальной школе закладываются основы грамотности, и одной из важных задач обучения русскому языку является формирование орфографической зоркости. Орфографическая зоркость неразрывно связана с функциональной грамотностью младших школьников и является ее неотъемлемой частью. Орфографическая зоркость – это умение замечать орфограммы в слове при письме, определять их типы с целью дальнейшей работы над ними (проверки правильности написания); «применительно к буквенным орфограммам это умение предполагает прежде всего способность обнаруживать при письме звуки в слабой позиции (или буквы, находящиеся на их месте)» (Соловейчик М.С.). Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущим (ошибки собственные или чужие).
Для формирования орфографической зоркости в своей работе использую следующие приёмы:
1. Письмо с проговаривание (хоровое и индивидуальное) Письмо с проговариванием обеспечивает большой объём написанного, аккуратность, практически полное отсутствие ошибок. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок. И если ученик вдруг проговорил слово с ошибкой, то класс и учитель вовремя предотвратят беду, т.е. не дадут зафиксировать эту ошибку.
2. Комментированное письмо с указанием орфограмм
При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание. При комментировании или орфографическом разборе ученик, прежде всего, находит объект объяснения, т.е. орфограмму.
3. Зрительный диктант
На доске записывается несколько предложений или текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются. Затем текст закрывается, и дети пишут его под диктовку учителя. После написания организуется проверка (самопроверка, взаимопроверка) написанного диктанта.
4. «Секрет письма зелёной пастой»
С помощью этого приёма дети оформляют письменные работы в тетрадях так: как только появляется правило – начинает работать зелёная паста. Чем больше орфограмм изучается, тем чаще зелёный свет «зажигается» в тетрадях учеников.
5. Выбор слов из текста с заданной орфограммой.
Например, задание: найти в тексте слова с непроизносимым согласным, запиши слова и проверь их написание.
6. Поиск орфограмм в «чистом» тексте.
Задание: в тексте подчеркни изученные орфограммы.
7. Классификация орфограмм в «чистом» тексте.
Задание: выписать из текста слова с орфограммами: парный согласный; безударный гласный, с удвоенными согласными и т.п. (группы орфограмм в зависимости от текста).
8. «Фотограф».
На доске (на карточке) записаны слова с различными орфограммами. Ученику даётся 1-2 минуты прочитать и запомнить (сфотографировать) эти слова. После этого слова закрываются, и дети записывают их по памяти. Оценивается грамотность, количество слов. Кто правильно и всех больше записал слов, тот фотограф-профессионал.
9. Орфографические минутки (в начале или в конце урока). Прочитать текст. Найти в каждом слове «опасные места». Объяснить их написание. Прочитать еще раз орфографически, а затем – орфоэпически. Списать. Лучше давать списывать четверостишия.
Игра «Спрячь Ь в середину слова:»:
день-деньки; пень-пеньки; конь-коньки. Докажите, почему в словах деньки, пеньки, коньки написали безударную гласную букву.
Игра «Помоги Незнайке вставить пропущенные буквы»:
п … ля, м ... ря, с … ды, др…зды, ст...на, гл.за, ст…лы, д…ла,св…ча, скв…рцы Объясни , почему вставили такие буквы. Игра «Подбери буквы»:
Красивы русские л…са! Л...са пошла по пушистому снегу.
Почему слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному?
Игра «Скалолазы».
Две команды соревнуются в том, кто быстрее доберётся до вершины: вставить пропущенные буквы: рука… бере… лу… моро… зимний ле… гладкий лё…
Использование на уроках русского языка данных приёмов помогает формировать у обучающихся важные составляющие орфографической зоркости.
4. Ответь письменно на вопрос: Кто из этих животных интересен тебе более других? Чем он тебя удивляет?
Сладкоежки Е.Эрато
Очень часто г...ворят: Дети любят мармела..., Шоколадные к...нфеты, Тоже важные приметы, Торты, слойки и п...ченье, Крем, д...машнее в...ренье И хрустящие орешки, — Они просто сла...коежки
2. Выпиши слова с пропущенными буквами, рядом напиши проверочные.
3. Выпиши словарное слово с пропущенной буквой, допиши 2-3 слова на ту же тему.
4. Определи количество букв и звуков по образцу в следующих словах:
Печенье – 7 б., 7 зв.
Очень, шоколадные, варенье, крем.
5. Выпиши сложное слово, допиши 2-3 сложных слова и выдели корни.
6. Ответь письменно на вопрос:
- Что ты любишь из сладостей?
Кот Федот Г. Лагздынь
Целый день у нас р...бота:
Ищем мы к...та Федота.
Не пришёл на ужин кот.
- Где ты прячешься, Федот?
П...редвинули скамейки,
Заб...жали в ог...род,
З...глянули в вёдра, в лейки:
Уж не там ли кот Федот?
А нашли на чердаке,
На ш...роком сундуке, -
Лапы в тесте, хвост в муке,
Морда в кислом м...локе.
- Где ты уж...нал, Федот?
- В погребке, -
Мурлыкнул кот!
1. Прочти текст, дополни и запиши словосочетания, обозначь части речи.
Ищем (кого?)
Нашли (на чём?)
На сундуке (каком?)
В молоке (каком?)
2. Укажи морфологические признаки существительных по образцу:
Кота – сущ., м.р., 2 скл., Р.п.
Работа, на ужин, в тесте, в погребке.
3. Выпиши слова с пропущенными буквами по орфограммам:
1) правописание шипящих
2) безударные проверяемые гласные
в корне слова
3) безударные непроверяемые гласные
в корне слова
4) правописание приставок
5. Выпиши по 1 - 2 слова:
- все звуки твёрдые
- все звуки мягкие
- букв больше, чем звуков
-самое большое количество слогов
6. Ответь письменно на вопрос:
- Кто из героев мультфильмов кошачьей породы тебе нравится? Почему?
* * *
Мне бы - лета,
Тоскую по (лето),
По траве-мураве, по (роса),
Невозможно без летнего (свет)
В среднерусской моей (полоса).
Выбегаю навстречу (дожди)
По румяным июльским утрам
В крепкий запах смолистого (бор),
В лёгкий воздух пресветлых (берёзы).
1. Спиши стихотворение, раскрывая скобки.
2. Надпиши падеж над изменёнными существительными.
3. Допиши словосочетания и определи части речи.
Тоскую (по чему?)
Выбегаю (как?)
По утрам (каким?)
Запах (чего?)
4. Подбери по 2-3 однокоренных слова к следующим словам: тоскую, трава, роса.
5. Выпиши сложное слово из текста, допиши ещё 2-3 сложных слова, выдели корни.
6. Ответь письменно на вопрос:
Как тебе нравится отдыхать летом?
Ромашки З.Александрова
Маленькое со...нце На моей ладошке - Белая р...машка На з...лёной но...ке. С белым ободочком Ж...лтые с...рдечки ... Сколько на лугу их, Сколько их у речки! Зацвели р...машки - Н...ступило лето. Из р...машек белых Вяжутся букеты. В глиняном кувш...не, В банке или ч...шке Вес...ло т...снятся Крупные р...машки. Наши м...стерицы Принялись за дело - Всем венки пл...тутся Из р...машек белых. И к...злёнку Тимке, И телушке Зорьке Нравятся б...льшие Вкусные р...машки.
1. Прочти стихотворение и спиши один куплет на выбор, вставляя пропущенные буквы.
2. Выпиши третье предложение из 2 куплета, разбери по членам предложения и по частям речи.
3. Допиши словосочетания, используя слова текста.
Солнце (какое?)
Вяжутся (из чего?)
Теснятся (как?)
Мастерицы (чьи?)
Ромашки (какие?)
4. Выпиши по 2 слова из текста:
- слово из 3 слогов
- слово начинается с мягкого звука
- слово начинается с твёрдого звука
- в слове одинаковое количество гласных и согласных звуков
5. Ответь письменно на вопрос:
Какой полевой цветок тебе нравится?
* * *
«Здра...ствуй!» Какое это пр...стое и совсем обыкновенное слово. А какое ...но солнечное! Скол...ко радости, света н...сет оно в себе! В нём всё: и т...пло встречи, и рук...пожатие друзей и п...желание зд...ров...я. Не забывайте приветствовать знакомых при встрече!
1. Запиши заголовок текста и спиши текст, вставляя пропущенные буквы.
2. Выпиши слова:
- букв больше чем звуков(2 слова)
- звуков больше чем букв (3 слова)
3. Допиши однокоренные слова к следующим: простое, солнечное, радости, встречи.
4. Выпиши сложное слово, допиши
2 – 3 сложных слова, выдели корни.
5. Ответь на вопрос полным предложением:
- Какие слова приветствия ты знаешь?
Детские рисунки Юрий Коваль
Де...ские р...сунки –
Это к...р...бли.
А на них матросы –
Краски всей з...мли.
Тот, кто держ...т кисточку,
Тот и к...питан.
Он ведёт к...рабль
Через океан.
Был бы я м...ложе
Лет на двадцать пять,
Я сумел бы тоже
Лихо рисовать.
Я н...рисовал бы
Птицу и к...ня.
В к...питаны красок
Взяли бы меня.
Хватит сомн...ваться,
Попусту мечтать.
Не за кисти ль взяться
Мне пора опять?
Загорятся краски
В солнечном огне,
Де...ские р...сунки,
Пом...гите мне.
Де...ские р...сунки-
Это жур...вли,
Что н...сут на крыл...ях
Краски всей з...мли.
1. Спиши любые три части из стихотворения, вставляя пропущенные буквы.
2. Дополни словосочетание словами из текста. Надпиши части речи.
- рисунки (какие?)
- краски (чего?)
- держит (что?)
- был (как?)
- нарисовал (кого?)
- взяться (за что?)
- загорятся (в чём?)
Обозначь падеж над существительными.
3. Разбери по составу слова: кисточку, солнечно, матросы.
4. Ответь письменно на вопрос полным предложением: