Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка на тему "Для чего нужны игровые технологии обучения на уроках математики в начальных классах."»
Доклад на тему «Для чего нужны игровые технологии обучения на уроках математики в начальных классах?»
Работа учителя 1 класса
Жидковой Анны Николаевны,
МБОУ НШ № 1,
г. Белая Калитва.
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
(Изработы В.А.Сухомлинского “О воспитании”).
Сегодня представление о том, что школа должна давать, прежде всего, знания, умения, навыки, т.е. служить своего рода раздаточным пунктом, складом готовых знаний, признается неактуальным. Задачей современной школы должно стать формирование человека, совершенствующего себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути реализации, т.е. творческого в широком смысле этого слова.
Учебно-воспитательный процесс в начальных классах весьма многогранен и, прежде всего, направлен на развитие у детей речи, памяти и мышления. И здесь немаловажное значение имеет грамотное и умелое использование игровых методов в обучении детей.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению того или иного предмета.
Актуальность исследования заключена в том, что игры представляют собой универсальное средство познания детьми окружающего мира, творческого развития, поскольку соединяют в себе и игровую, и обучающую задачу. Игра в начальной школе является своеобразной точкой пересечения целенаправленной деятельности педагога и потребностей ребёнка. Многоплановость функций дидактической игры обеспечивает её комплексное воздействие на развивающуюся личность. Многочисленные исследования показали эффективность использования игр в психологическом образовании; в развитии представлений, творческих способностей и др. Анализ психолого-педагогической литературы (Л.С. Выготский [2], Д.Б. Эльконин [15]) показали, что младшего школьника привлекает сфера игровой деятельности, она становится основным содержанием разговоров, интересов.
Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. Под ведущей понимается та деятельность, в процессе которой происходит качественное изменение психики детей, формирование основных психических процессов и свойств личности, появляются психические новообразования, характерные именно для данного возраста [2].
Сущность игры, как одного из основных видов деятельности ребенка заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношения взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности.
Игра зарождается в дошкольном детстве и сопровождает человека на протяжении всей жизни. Игра позволяет человеку моделировать мир и обеспечивает возможность личностного роста. Игра создает фундамент для становления и развития творчества. Игра помогает управлять собой, своим поведением и деятельностью. Игра выступает основой для целенаправленного самоизменения и саморазвития.
Особенно важна игра для развития личностных и психических качеств для детей дошкольного и школьного возрастного периода. По мнению Кравцовой Е.Е. и Кравцова Г.Г. эти два периода – это эпоха одного детства, их разделять нельзя.
Игра — одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания младших школьников. В игре удается привлечь внимание учеников к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях им неинтересны и на которых не удается сосредоточить их внимание [6]. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для учащихся. Включение в урок дидактической игры, которая удовлетворяет требованиям, вытекающим из задач обучения и воспитания, сближает новую деятельность первоклассника с привычной и делает менее заметным для ребенка переход к серьезной учебной работе.
Благодаря использованию дидактических игр на уроках математики в начальных классах можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Каждая дидактическая игра должна быть направлена на решение той или иной учебной задачи. При подборе игр необходимо учитывать интерес учеников к различным играм, особенности и возможности их участия в дидактической игре. В игре у ребенка формируется воображение, которое заключает в себе и отлёт от действительности, и проникновение в неё.
Большинство зарубежных и отечественных психологов отмечали, что именно в игре происходит формирование познавательных процессов (восприятия, воображения, мышления, памяти, речи) – тех фундаментальных процессов, без развития которых нельзя говорить о воспитании гармонической личности. Проблемой формирования познавательных процессов занимались такие отечественные ученые, как И.В. Шадрина, Н.Н. Столярова, Г.И. Щукина, Н.Я. Виленкин, и многие другие.
Успешность обучения в школе во многом зависит от уровня развития его познавательных процессов. В связи с этим важной задачей является не столько вооружение ребенка как можно большим запасом знаний, сколько содействие в становлении его личности, в самом процессе развития индивидуального воздействия и создания оптимальных условий для этой работы. Важно научить ребенка играть, если мы это сможем сделать, его жизнь будет насыщенной и счастливой.
Игра, как основа учения в начальной школе.
Проблема взаимосвязи игры и обучения в последние годы стала одной из наиболее актуальных. Скорее всего, это связано с тем, что результаты обучения без использования игры оказались крайне неутешительными. Отчужденность получаемых в таком обучении знаний, неумение применять их в повседневной жизни, высокий уровень утомляемости и заболеваний, нежелание учится – вот далеко не полный перечень его «побочных эффектов». Теперь маятник качнулся в другую сторону, и если раньше об использовании игры в обучении не могло быть и речи, то теперь игровая деятельность обязана везде и повсюду сопровождать обучение.[9, с 238]
Таким образом, вопрос о связи игры и обучения требует специального рассмотрения. На сегодняшний день можно выделить две распространенные классификации обучения. В педагогике общепринятым считается разделение обучения на прямое и косвенное. Её основания связаны с целями и задачами обучения. Практически все известные виды организованного обучения в значительной степени представляют собой такое обучение, которое в педагогике получило название прямого обучения. Часто, в результате прямого обучения дети могут применять полученные знания только на уроке или занятии, отвечая на привычные вопросы учителя, а в решении каждодневных жизненных задач оказываются беспомощными. Итак, прямые методы обучения не всегда ведут к формированию у обучающегося задачи научится. Возникновение этой задачи психологи связывают с учебной деятельностью, которая формируется в младшем школьном периоде развития.
Во многом противоположным прямому обучению является косвенное обучение, которому не свойственна задача научить или научиться. Результат косвенного обучения в определенном смысле является побочным в реализуемой субъектом деятельности.
Итак, в зависимости от задач обучения, выделяют прямое и косвенное обучение. Каждый из этих видов обучения имеет как свои достоинства, так и серьезные ограничения. Есть и другая классификация видов обучения, основанная на позиции обучающегося.
Анализируя деятельность обучающихся, Л.С. Выготский выделил также два вида обучения. Первый вид обучения, названный Л.С. Выготским спонтанным обучением, отличается тем, что ученик учится по своей программе. Это означает, что у него есть желание учиться и мотив обучения.
В реальной жизни, особенно в образовательных учреждениях, господствует другой вид обучения, названный реактивным обучением. Этот вид обучения имеет место тогда, когда обучающийся учится по чужой программе.
С педагогической точки зрения, обучение можно подразделить обучение, на прямое и косвенное, а в психологическом контексте – на спонтанное и реактивное. При этом прямое и косвенное обучение, равно как спонтанный и реактивный виды обучения, являются по отношению друг к другу антонимами. Если не стоит прямая задача научить, то обучение косвенное, а если результатом обучения является не побочный результат деятельности, то речь идет о прямом обучении. То есть, если человек является источником собственного обучения, обучается тому, чему он хочет научиться, то это обучение спонтанное, если же в своем обучении он руководствуется инструкциями педагога, то это обучение реактивное.
В отличие от прямого и косвенного обучения, спонтанный и реактивный виды обучения довольно жестко привязаны к возрасту ребенка. Л.С. Выготский отмечал, что до определенного возраста ребенка нельзя научить реактивным способом, он обучается только спонтанно.
По мнению Л.С. Выготского и по имеющимся в современной педагогике и психологии данным, ребенок дошкольного возраста может обучаться спонтанно, т.е. по своей программе. Но педагогика и психология располагают другими фактами, согласно которым ребенок этого возраста обучается, в психологическом смысле этого слова, по программе взрослого. Например, согласно программе взрослого, детям дошкольного возраста необходимо научиться чертить планы и схемы и уметь ими пользоваться. С этой целью взрослый конструирует ситуацию, когда к дошкольникам приходит волшебница из волшебной страны (как правило, волшебная страна располагается в детском саду, в который ходят дети). Она начинает рассказывать про свою страну, показывая на схеме, где расположена «вкусная» комната (столовая) или «комната смелых» (медкабинет). Поскольку дети хорошо знакомы с устройством детского сада, они, с одной стороны, понимают смысл предлагаемой волшебницей схемы, а с другой стороны, сами начинают рисовать схемы, показывающие интерьер своей группы и др.
Что же происходит в этом случае? С одной стороны, мы видим реактивное обучение, так как в его основе лежит программа взрослого. С другой стороны, это спонтанное обучение, так как детям необходимо разобраться в устройстве волшебной страны. Они, конечно, знают, где находится столовая или медкабинет, но название «вкусная» комната или «комната смелых» придают этим помещениям новый смысл. Для того, чтобы разобраться в особенностях волшебной страны и говорить с волшебницей на одном языке, они тоже начинают рисовать планы и схемы. Какова же специфика этого обучения? С позиции взрослого – это реактивное обучение, а с позиции детей – это их обучение. Дети хотят понять волшебницу, найти по плану в детском саду указанную комнату, хотят сделать свою комнату похожей на волшебную страну. Таким образом, обучение оказывается спонтанным.
Следовательно, реактивному обучению можно придать спонтанный характер. При этом спонтанный характер обучения, в который взрослый прячет свою программу, позволяет ему целенаправленно обучать детей. И, несмотря на то, что цели и задачи, и даже смысл обучения являются продуктом взрослого, характеристики этого вида обучения позволяют ребенку чувствовать себя его полноценным субъектом.
Старший дошкольный возраст выделяется в психологии как переходный, критический. При этом границей дошкольного и младшего школьного периодов развития принято считать кризис семи лет. Именно в этом возрасте ребенок приобретает то, что в западной психологии называется «школьная зрелость» [9]. Она обеспечивает ребенку три важных качества:
Ребенок, прошедший кризис семи лет, начинает по другому смотреть на окружающих его взрослых, сверстников, окружающий мир, иначе относится к самому себе.
У ребенка при переходе к младшему школьному возрасту происходит изменение отношения к самому себе, появляется адекватная самооценка (в отличие от дошкольника, который считает себя лучшим во всем).
У детей дошкольного возраста самооценка целостная, нерасщепленная. Это значит, что, например, слова «Ты плохо нарисовал» воспринимаются им так, что он – плохой ребенок и его никто не любит. По мере развития игровой деятельности происходит развитие самооценки ребенка. Так, он оценивает выполнение правил игры партнером, следование предметному содержанию игры и способам взаимодействия с другими участниками. Постепенно все эти оценки трансформируются в самооценку.
Кризис семи лет обеспечивает ребенку способность перехода от спонтанного обучения к реактивному. Ребенок дошкольного возраста может обучаться только по «собственной программе» (спонтанное обучение), а ребенок младшего школьного возраста уже должен уметь обучаться по «чужой программе» (реактивное обучение).
Обучаясь по реактивному виду обучения, ребенок не может выбрать, что ему нравится, что он больше любит. Он должен учится тому, что предлагает учитель. Таким образом, ребенок, придя в школу, должен иметь навыки «реактивного» обучения. Способность ребенка учиться «реактивно» лежит в основе понятия «психологическая готовность к школьному обучению». Однако эта способность появляется на определенной ступеньке психического развития. До её появления ребенок может учиться только спонтанно.
Итак, психологическая готовность к школьному обучению является определенным уровнем психического развития. При этом, многие педагоги и психологи говорят, что значительное число современных детей достигают этого уровня не к семи, а к восьми или даже к девяти годам. Таким образом, кризис семи лет стал для многих детей кризисом восьми и девяти лет.
Развитие произвольных форм общения и возникновение адекватной самооценки являются необходимыми и основными факторами готовности к школе. Очевидно, что наиболее адекватной формой деятельности для возникновения и развития психологической готовности детей к школьному обучению является игра. [9]
Игра – это одновременно развивающая деятельность, форма жизнедеятельности, зона социализации, защищенности, самореализации, сотрудничества, содружества с взрослыми, посредник между миром ребенка и миром взрослого. Школа современности нацелена на индивидуальный подход к каждому ребенку. Игра – незаменимый в этом помощник. Потому что всех учителей интересуют вопросы: как сделать обучение наиболее эффективным, и какими методами поддерживать интерес к учению. [11].
Использование игр с правилами в качестве средства обучения имеет ограничения. Так как игры с правилами возникают лишь в конце дошкольного периода развития и могут быть использованы для обучения только в младшем школьном возрасте – после того, как они получат реализацию в качестве самоценной деятельности. Иными словами ребенок должен сначала освоить игру с правилами. По мнению ученого Д.Б. Эльконина, если игру использовать в обучении осознанно, опираясь на научное понимание социальных и психологических закономерностей жизни и развития ребенка, исходя из представлений о месте игры в процессе школьного обучения и о механизме воздействия игры на протяжении этого процесса, вот тогда игра оказывает на формирование ребенка положительное влияние. [16]
Обучающая игра приносит обучающемуся радость и пользу, содействует его успешному развитию, если учитель хорошо разбирается в условиях продуктивного применения игры для организации школьного обучения. Суть любой игры – победа. В игре вырабатываются такие жизненно важные качества, как внимательность, усидчивость, память, упорство, настойчивость в достижении цели. Кроме всего этого, игра развивает коммуникативные способности, логическое мышление, учит предвидеть последствия своих и чужих поступков. Учитель с помощью игры надеется организовать внимание детей, повысить активность, облегчить запоминание учебного материала. Это, конечно, нужно, но этого мало. Одновременно с этим надо заботиться о сохранении желания обучающегося учиться систематически, о развитии его творческой самостоятельности. Если же учителю не удается решение тактических и стратегических задач, если сосредоточить все усилия только на сегодняшних заботах и не беспокоиться о долговременной цели, то он сам, может, и не подозревая об этом, создаст проблемы на пути развития личности и психики обучающегося. Следовательно, чтобы игра наилучшим образом реализовала все свои способности, педагог должен оценивать ее по двойному критерию: по ближайшему результату и с дальней целью. Только тогда можно будет использовать игровую деятельность как средство организации учебного процесса. Игра – хороший помощник педагога, но не волшебная палочка [11].
Еще одно условие, необходимое для того, чтобы применение игры на уроке в начальной школе оказалось эффективным, - глубокое проникновение учителя в механизмы игры. Учитель должен быть самостоятельным творцом, который не боится брать на себя ответственность за дальние результаты своей активности. Игра младшего школьника побуждается определенными мотивами. Для успешного обучения ребенок должен испытать радость умственного напряжения, которое доставляет решение учебных задач. Но для этого просто необходимо, чтобы он захотел включиться в их решение. Вот тут развивающая игра может оказаться незаменимым помощником учителя, если только учитель осознает ее роль в саморазвитии школьника [6].
Помочь учащемуся начальной школы включиться в решение учебных задач – значит, сделать важный шаг в достижении стратегического результата начального обучения. При таком использовании игры у детей формируются такие необходимые качества, как:
а) положительное отношение к школе, к учебному предмету;
б) умение и желание включаться в коллективную учебную работу;
в) умение слушать друг друга;
г) добровольное желание расширять свои возможности;
д) раскрытие собственных творческих способностей;
е) самовыражение, самоутверждение.
Как известно, младшие школьники отличаются повышенной восприимчивостью и впечатлительностью. Эмоции, по утверждению психологов, выполняют у них функцию мотивов деятельности и являются одним из главных механизмов, который определяет степень активности в познавательном процессе [5]. Эмоциональный фактор в значительной степени содействует осознанному и прочному усвоению получаемой информации. К этому необходимо добавить следующее: знания переходят в убеждения, а значит, приобретают личностный смысл, становятся руководством для действия только тогда, когда проходят через эмоционально-чувственный или практический опыт человека. На основании вышесказанного можно сделать закономерный вывод: во-первых, образование должно быть эмоционально привлекательным; во-вторых, усиление эмоциональной привлекательности образовательного процесса является одним из условий успешного решения поставленных задач. В распоряжении у педагога есть множество средств для решения названной проблемы, среди которых игра занимает особое место. Школьная практика подтверждает, что при создании необходимых условий дидактическая игра в начальной школе в значительной степени содействует эмоциональной и познавательной активизации младших школьников процессе [5].
Технология проведения игры состоит из следующих этапов:
Подготовка игры (тема, учебные цели):
предложение основы для составления модели;
определение состава участников игры, распределение ролей;
проработка сценария, подбор наглядного материала, размещения участников в аудитории, определение временных границ проведения игры.
Проведение игры:
разыгрывание учебной ситуации (действия участников направлены на взаимодействие в изучении и обсуждении проблемной информации, в принятии решений).
Подведение итогов игры:
время;
общая оценка учителем работы учащихся в целом и некоторых в отдельности;
рефлексия (сами участники игры формулируют предложения по совершенствованию игровой деятельности) [11].
Игра возбуждает у детей приятные эмоции, снижающие напряжение, способствует созданию благоприятного психологического климата в классе, в результате чего усилия школьников направляются на познавательную деятельность, проявление творческих способностей. В играх создаются прекрасные условия для развития всех познавательных процессов и в целом личностных качеств учащихся (когнитивных, креативных, оргдеятельностных). Д. Б. Эльконин в своём труде «Психология игры» подчёркивает: «Дело не только в том, что в игре развиваются или заново формируются отдельные интеллектуальные операции, а в том, что коренным образом изменяется позиция ребёнка в отношении к окружающему миру и формируется самый механизм возможной смены позиции координации своей точки зрения с другими точками зрения» [15].
Замечание учёного особенно важно с учётом того, что важнейшими компонентами общей культуры являются не только знания, умения, навыки, но и отношения школьников к природе, окружающей среде, своему взаимодействию с людьми.
Игру можно считать выполняющей свои функции на уроке в том случае, если она обеспечивает не только усвоение ребенком конкретных учебных умений, но и воспитание у школьника желания учиться; осознание школьником своих занятий в классе не как простой игры в школу, а как учения.
Украшением игры, по Я. Коменскому, являются подвижность тела, жизнерадостность духа, порядок, игра с толком и по правилам, победа доблестью, а не хитростью. Пороками же в игре являются ленивость, вялость, недоброжелательность, заносчивость, крик, коварство. А такие игры, как кости, карты, борьба, кулачный бой, плавание и другие, бесполезные и опасные игры, вообще не должны, считал Я. Коменский, использоваться в воспитании детей.
Поскольку детская игра – явление универсальное и дети в играх копируют окружающую жизнь, её функции разнообразны.
Наиболее важные функции игры:
1 – Обучающая функция позволяет решить конкретные задачи воспитания и обучения, которые направлены на усвоение определённого программного материала и правил, которым должны следовать играющие. Важны обучающие игры также для нравственно-эстетического воспитания детей.
2 – Развивающая функция заключается в развитии ребёнка, коррекции того, что в ней заложено и проявлено.
3 – Воспитательная функция помогает выявить индивидуальные особенности детей. Позволяет устранить нежелательные проявления в характере своих воспитанников.
4 – Коммуникативная функция состоит в развитии потребности обмениваться со сверстниками знаниями, умениями в процессе игр, общаться с ними и устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность.
5 – Развлекательная функция способствует повышению эмоционально-положительного тонуса, развитию двигательной активности, питает ум ребёнка неожиданными и яркими впечатлениями, создаёт благоприятную почву для установления эмоционального контакта между взрослым и ребёнком.
6 – Психологическая функция состоит в развитии творческих способностей детей.
7 – Релаксационная функция заключается в восстановлении физических и духовных сил ребёнка.
Имея такое разнообразие функций, игра заслуживает того, чтобы её включали в учебный и во вне учебный процессы, ибо она хранит и передаёт по наследству огромную гамму духовных, эмоциональных ценностей человеческих проявлений.
Таким образом, имеются разнообразные подходы к классификации игр. Выделяются учебные, аналитические, комбинаторные, ассоциативные и контекстные дидактические игры. Однако все игры обеспечивают более глубокое, сознательное усвоение знаний младшими школьниками, стимулирует познавательную активность и интерес учащихся.
Список литературы:
Бережковская Е.Л., А.В. Козлина «Психологические основы организации обучения детей на уроках в первом классе», Московская область научно-внедренческая лаборатория психопедагогики образования, 1996 г.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., Педагогика. 1991,
Войтенко Т.П. Игра как метод обучения и личностного развития. - Калуга: Адель, 1997.
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. – М., 2010.
Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова, Е. М. Кравцова, и др. «Младший школьник: развитие познавательных способностей», М.: Просвещение.
Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе.
Кравцова Е.Е. «Педагогика и психология», М.: Форум, 2009г.
Кравцов Г.Г., Бережковская Е.Л., Кравцова Е.Е. Психологические основы программы начального образования «Золотой ключик» // Психологическая наука и образование. 1996. № 3. Психологическая наука и образование. 1996. № 3.
Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. «Психология игры, культурно-исторический подход», М.: Левъ, 2017 г.
Мухина B.C. «Возрастная психология». - М., 2000.
Шмаков С.А. Ее величество игра. М., 1992.
Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Золотой ключик» / под ред. Г.Г. Кравцова. М.: Левъ, 2014. 168 с.
Ушинский К. Д., «Человек, как предмет воспитания»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1998.
Эльконин Д.Б. «Детская психология», Москва, Издательский центр «Академия», 2007 г.