Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка. Модель социального наставничества по формированию «адаптационного пространства»»
Методическая разработка программ педагога-психолога по сопровождению программ в общеобразовательных школах.
ТЕМА
Модель социального наставничества по формированию «адаптационного пространства» минимизирующего агрессивность, тревожность детей с задержкой психического развития в период адаптации к школе
Составитель: педагог-психолог,
МОУ СОШ № 44
Голкина Вера Александровна
Модель социального наставничества по формированию «адаптационного пространства», минимизирующего агрессивность, тревожность детей с задержкой психического развития в период адаптации к школе
Цель программы: формирование системы психолого-педагогических знаний, умений и навыков по минимизации агрессивности и тревожности детей с ЗПР в период адаптации к школе.
Задачи:
Образовательная
Дети – создание условий для минимизации агрессивности и тревожности детей с ЗПР, в период адаптации к школе;
Педагоги, родители – формирование системы знаний по проблемам развития и воспитания на основе психологических особенностей детей в соответствии с возрастными закономерностями, индивидуальными характеристиками.
Воспитательная – формирование личностно-ориентированной системы взглядов родителей на процесс воспитания ребенка, корректировка ошибочных взглядов и оценки детей, помощь в преодолении конфликтов в семье. Создание благоприятного психологического климата для развития ребенка.
Режим занятий
Срок реализации программы – 1 год. Курс занятий рассчитан на 24 часа из них: с родителями - 12 часов, это 6 часов – теоретических занятий и 6 часов – практических (групповой и индивидуальной работы с родителями по проблемам воспитания); 12 часов – программа минимизации агрессивности и тревожности детей.
Курс предусматривает 4 часа в месяц:
2 часа - на работу с родителями, из них 1 час – теоретические занятия, беседа с родителями и 1 час – практический (диагностика или тренинг);
2 часа – занятия по минимизации агрессивности и тревожности с детьми.
Лекционный курс для родителей чередуется практическими занятиями, предусматривающими обмен опытом по различным проблемам; оказание психологической поддержки семьям.
аналитические: качественный и количественный анализ информации по особенностям воспитания и развития детей, находящихся на длительном лечении (по итогам опроса родителей);
методы саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения;
драматические методы (игры драматизации);
этюды;
арт-терапия.
Построение и реализация программы определяются следующими принципами:
принцип активности и сознательности участников работы, привлечения родителей к реализации целей коррекции;
принцип системности: анализ актуального уровня развития, установление системы причинно-следственных связей, иерархии отношений между симптомами и причинами;
принцип нормативности: учет основных закономерностей психического развития ребенка и индивидуальных проявлений;
принцип единства диагностики и коррекции: данные диагностического исследования определяют содержание коррекционной работы, и коррекция является обязательным естественным продолжением диагностики;
деятельностный принцип: организация занятий в сочетании деятельностью;
принцип адресности: форма, содержание, методы работы определяются запросом.
Содержание программы
Учебно-тематическое планирование родители
№
Название темы
Теория
Практика
Вводное занятие. Выявление запроса. Тренинг на сплочение и создание положительной атмосферы родители.
1
1
Причины социальной депривации. Психологические аспекты появления проблем в развитии.
1
1
Практическое занятие: «Мой ребенок особенный»
2
Возрастные особенности детей. Дети саванты.
2
Методы профилактики социальной депривации.
2
Как мы реализуемся в своих детях.
2
ИТОГО
12
Учебно-тематическое планирование дети
№
Название темы
Теория
Практика
1.
Вводное занятие. Тренинг на сплочение и создание положительной атмосферы.
1
1
2.
Диагностика
2
3.
Знакомство с понятием «Настроение»
2
4.
Введение в Сказочную страну. Знакомство с чувствами: радость, злость, страх, интерес.