kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка "Коррекционно-развивающие игры и упражнения для детей мигрантов с ОВЗ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной методической разработке представлены коррекционно-развивающие игры на рвзвитие моторики, осязания, восприятия и внимания детей мигрантов с ОВЗ

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Коррекционно-развивающие игры и упражнения для детей мигрантов с ОВЗ"»

Методическая разработка

«Коррекционно-развивающие игры и упражнения для детей мигрантов с ОВЗ »



Подготовила: учитель-дефектолог МБОУ «СОШ №5» г. Братска Иркутской области Безлепкина Елена Юрьевна



  1. Игры на развитие мелкой моторики. Мелкая моторика.





Упражнения на развитие статической координации движений.

- «Деревья» - поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.

- «Дом, крыша, башня» - держа пальцы вверх, соединить кончики пальцев левой и правой руки.

- «Кошка» - вытянуть указательный палец и мизинец слегка согнуты к ладони.

- «Гнездо» - пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить одни к другим, большие пальцы убрать внутрь ладоней.

- «Буквы» - изобразить руками буквы.

- «Олень здоровается» - скрещенные руки поднять вверх, пальцы широко раздвинуть, головой и руками делать лёгкие полунаклоны вперёд.



Упражнения на развитие и совершенствование динамической координации движений.

- «Звонок» - на столе перед детьми звонок (кнопка) или её рисунок. Учащиеся выборочно нажимают кнопку или по указанию учителя, Пальцы можно менять.

- Игра на пианино», «Весёлый оркестр» - имитировать игру на музыкальных инструментах, можно под счёт.

- «Свинки» - имитация игры на пианино каждым пальцем под стишок:

Как на пишущей машинке, две хорошенькие свинки

И постукивают, и похрюкивают:

Стуки, стуки, стуки, стук!

Хрюки, хрюки, хрюки, хрюк!

- «Человечки бегают» - пальцами обеих рук побегать по парте.



- «Пальцеход» - пальцами обеих рук имитировать ходьбу.

- «Необычное животное» - показать, как передвигается животное, у которого пять ног, по столу (сначала правой, а затем левой рукой).

- «Командир» - сжать руку в кулачок, разжимать пальцы по одному со счётом:»Ты – командир, а твои пальчики – солдаты. Командуй: раз, два, три…».

- «Весёлые маляры» - движения кистью вправо –влево, вверх – вниз.



Упражнения на ритмичную организацию движений, переключаемость (они способствуют совершенствованию слухозрительных анализаторов). Дети выполняют после показа.



- «Ладонь-кулак – ребро» - кисть руки спускается на стол ладонью вниз, затем сжимается в кулак.

- «Кольцо-зайчик» - переходы из одной статической позы в другую; выполняются поочерёдно каждой рукой, а затем обеими руками вместе.

- «Барабанщик» - один ребёнок барабанит всеми пальцами обеих рук по столу, отстукивая ритм, другой повторяет.



Упражнения с речевым сопровождением

- «Апельсин»

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один.

Эта долька для ежа, эта долька для стрижа,

Эта долька для утят,

Эта долька для котят,

Эта долька для бобра,

А для волка… кожура.

Он сердит на нас, беда!

Разбегайтесь кто куда.

(на первые две строчки ритмично сжимать и разжимать пальцы обеих рук. Затем поочерёдно загибать пальцы на правой руке. На восьмую строчку - развести руками. На девятую - погрозить пальцем. На последнюю - имитировать пальцами бег по столу).

Упражнения с предметами: выкладывание фигур, бусин, пуговиц и др. предметов в заданном порядке.

Формообразующие движения (работа с пластилином, глиной) – скатывание колбасок, скатывание под углом, скатывание округлых форм, прищипывание, вдавливание, сглаживание.

Мелкие пазлы, конструктор, прищепки и т.д.



2.Осязательное восприятие.



- ощупывание предметов с различной поверхностью с открытыми, а затем с закрытыми глазами; обучение специальным обследующим движениям (поглаживание, разминание, постукивание, сжимание и др.) и обозначение словом;

- нахождение контура предложенного предмета по описанию свойств и качеств материала, из которого он изготовлен;

- определение по контуру с закрытыми глазами самого предмета;

- нахождение двух одинаковых контуров предмета из нескольких предложенных с закрытыми глазами.



Дидактические игры на развитие тактильной чувствительности.



«Поймай киску» - педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребёнка, а ребёнок с закрытыми глазами определяет, где киска. Для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ёжика.

«Узнай предмет по контуру» - ребёнок с закрытыми глазами берёт в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, ёлочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру и просят по памяти нарисовать её, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру.

«Прочитай» - играющие становятся друг за другом. Стоящий позади пишет пальцем на спине партнёра буквы, слова, цифры, рисует фигуры, предметы. Стоящий впереди отгадывает. Потом дети меняются местами.

3.Зрительное восприятие.

Дидактические игры и упражнения для развития зрительного восприятия.



«Незаконченные изображения» - предъявляются изображения с недорисованными элементами, например птица без клюва, рыба без хвоста, цветок без лепестков, платье без рукава, стул без ножки и т.д. Нужно назвать недостающие детали или дорисовать.

«Наложенные изображения», «Спрятанные изображения», «Зашумленные изображения», «Точечные изображения», «Перевёрнутые изображения», «Разрезанные изображения».

«Запомни и нарисуй» - ребёнку предлагают запомнить ряд из 4-6 предметов, а затем схематично нарисовать их.

«Найди букву» - в тексте ребёнку предлагают одной чертой подчеркнуть букву А, двумя – все буквы Н, под буквой О поставить точку.



4.Ориентировка в пространстве.



Дидактические игры и упражнения на развитие ориентировки в пространстве.





«Что дальше, что ближе к нам в комнате?» - дети отвечают на вопрос, а потом проверяют с помощью условных мерок правильность ответа.

«Что где находится?» - ребёнку предлагается по картинке назвать предметы, изображённые в середине листа, в левом верхнем углу, в правом нижнем и т.д.

«Внимательно слушай и рисуй» - педагог называет геометрические фигуры с указанием их места на листе. Ребёнок должен их изобразить согласно данной инструкции. Например, вверху слева прямоугольник, справа от него - квадрат, в центре – круг и т.д. Варианты: разделить лист на четыре части путём сгибания. Ребёнку дают инструкции: «В верхнем правом углу нарисуй треугольник, в нижнем правом углу нарисуй…» и т.д.

«Самый внимательный» - на доске написаны ряды букв (6 рядов по 6 букв). Предлагается написать все согласные буквы из второго горизонтального ряда, все гласные из третьего вертикального ряда.







Игры для развития памяти

Игра «Запомни картинки» - предлагается 7-10 предметных картинок, ребёнок рассматривает их, потом картинки убирают и просят назвать те, которые ему удалось запомнить (можно спросить и в конце занятия).



Игра «Рисуем по памяти узоры» - направлена на развитие зрительной памяти, внимания и мелкой моторики рук. На листе бумаги нарисован узор, ребёнок смотрит на него 2-3 минуты, после этого узор убирается и предлагается воспроизвести его по памяти.



Игра «Запоминаем вместе», развитие слуховой памяти. Один ребёнок называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет названное слово и добавляет какое-либо своё. Третий ребёнок повторяет первые два слова и добавляет третье. Четвёртому ребёнку придётся повторить уже три слова, а потом назвать своё и т.д. Это упражнение целесообразно проводить неоднократно. От раза к разу будет увеличиваться количество слов, которые запоминают дети, то есть будет увеличиваться объём памяти.



Игра «Запоминаем, рисуя». Педагог последовательно называет слова, после каждого названного слова считает до 10. За это время дети должны успеть каким угодно рисунком зарисовать для запоминания названное слово. Пусть рисунок будет не совсем понятен для других, лишь бы играющий мог потом по порядку назвать слова.



Игра «Цвета» - дети садятся в круг. Ведущий предлагает всем учащимся по очереди назвать 5 предметов одного цвета (красного, зелёного, синего, жёлтого, чёрного, серого и т. Д.). Тот из участников игры, кто за 1 минуту не сможет припомнить 5 предметов названного цвета, выбывает из игры. Повторять уже названные предметы не разрешается.



Игра «Форма предметов» - аналогично.



Игра «Зрительная память» - один ребёнок рисует портрет. Все рассматривают его, затем ведущий просит всех отвернуться и вносит как можно больше изменений в этот портрет. Затем отыскиваются изменения и исправляются.



Игра «Запоминаем текст» - ведущий читает текст, все внимательно слушают, затем каждый на листке бумаги записывает то, что запомнил.



Игра «Запомни слова» - на листочке или на доске записываются слова в столбик. Дети читают их 2-3 минуты, затем слова убираются и предлагается записать их в столбик кто сколько запомнил.



Игры на развитие внимания.



Игра «Какого предмета в ряду не хватает?» - игра способствует развитию внимания, а также памяти и восприятия. Задания располагаются на двух отдельных страницах. На первой странице расположено несколько рядов самых разных предметов: овощи, фрукты, игрушки, мебель. На следующей странице в каждом из рядов какого-то предмета не хватает. Ребёнок должен внимательно посмотреть, назвать предметы, а затем посмотреть и назвать какого предмета в ряду не хватает.



Методика «Найди и вычеркни» - инструкция: по сигналу «начинай» ты будешь искать и зачёркивать ёлочки и звёздочки (и т.д.)… пока не скажу «стоп», ребёнок работает 3 мин.



Игра «Поиск предмета» - ведущий заранее готовит несколько мелких предметов: значок, ластик, колечко и т.д. Дети внимательно оглядываются вокруг, хорошо запоминают обстановку в комнате, предметы, находящиеся в ней. После этого все выходят (или закрывают глаза), а ведущий кладёт один маленький предмет на видное место. После этого дети находят и называют, что появилось в комнате.



Игра «Кто внимательный и наблюдательный?» - ведущий (ребёнок) запоминает позы играющих, их одежду, затем выходит из комнаты. В это время играющие должны сделать 3-5 изменений в своих позах и одежде. Ведущий угадывает их.



Игра «Самый внимательный» - дети встают полукругом, ведущий запоминает порядок расположения участников игры. Ведущий отворачивается, в это время дети меняются местами, ведущий отгадывает кто, где стоял. На месте ведущего должны побывать все участники.



Игра «Лови мяч» - дети делятся на две команды, встают друг против друга. У играющих два мяча: тёмный и светлый. Светлый мяч надо ловить всегда, а темный надо ловить только тогда, когда его бросают молча.



«Корректурная проба» хорошо тренирует устойчивость, сосредоточенность, объём, переключение и распределение внимания.




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Безлепкина Елена Юрьевна

Дата: 29.03.2023

Номер свидетельства: 628634


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства