Воспитывать культурного пешехода, желание и стремление изучать и выполнять правила дорожного движения.
Ход занятия:
Организационный момент
Введение в тему и цель занятия.
Основное содержание занятия.
Детям знать положено
Правила дорожные!
Ты, дружок, доверься им:
Будешь цел и невредим.
- Что же это за правила?
- Сегодня мы поговорим о правилах поведения учащихся на улицах и дорогах. Чтобы никто не попал под машину и не было аварий, все должны помнить и соблюдать правила дорожного движения.
Поэтому тема нашего занятия «какие опасности подстерегают нас на улицах и дорогах». А на доске у нас весит светофор, который мы в конце занятия зажжём.
Беседа.
- С каждым годом увеличивается количество транспорта. Днем и ночью по дорогам непрерывным потоком движутся легковые и грузовые автомобили, автобусы, маршрутное такси.
Опасность может подстерегать и на улице, и во дворе, куда въезжают и выезжают автомобили. Поэтому надо быть очень внимательным и наблюдательным, научиться видеть все происходящее вокруг. Надо не только смотреть на проезжающие мимо автомобили, но и знать, что за ними может быть другой транспорт: автомобили, автобусы, маршрутное такси.
Опасные места встречаются на улицах и дорогах, где не сразу можно увидеть движущиеся машины. Ребята очень часто ошибаются, выбирая место для перехода дороги. Особенно опасно выходить на проезжую часть из-за стоящих машин, деревьев, кустов. Часто из-за стоящих автомобилей или автобусов не видно движущихся по дороге других машин. Водителям этого транспорта также не видно человека, который намерен перейти дорогу.
Число несчастных случаев на дорогах, к сожалению, не уменьшается, а растет. И вот что грустно – чаще всех под колеса автомобилей попадают дети.
Чтобы избежать беды, надо соблюдать правила безопасного поведения на улицах.
-А какие правила поведения на дорогах вы знаете. - Где можно переходить дорогу?
-Что нужно делать пешеходам, если загорелся желтый сигнал на светофоре?
-Как необходимо переходить дорогу?
-Какое правило должен соблюдать пешеход при хождении по тротуарам?
Выйдя из подъезда дома и со двора, нужно внимательно посмотреть, нет ли рядом машин. Если возле дороги растут деревья и кустарники, из-за которых не видно машин, нужно остановиться и еще раз посмотреть, нет ли машин за ними. Только убедившись в безопасности, смело можешь переходить дорогу.
Большие, широкие дороги, где транспорт движется быстро, без взрослых переходить нельзя.
Знакомую улицу и дорогу с разрешения родителей следует переходить так: подойдя к ней, остановиться, сказать себе: «Будь осторожен!» Затем посмотреть вокруг, налево и направо. Если машин нет или они далеко, можно переходить, не останавливаясь посередине. Если сразу перейти не удалось и машины поехали, надо подождать на середине, еще раз посмотреть направо, не забывая осмотреться по сторонам, и перейти дорогу до конца.
Когда переходишь дорогу или улицу с друзьями, надо прекратить разговоры, остановиться, сосредоточиться, оценить дорожную обстановку, убедиться в безопасности. Затем посмотреть во все стороны, потом налево, направо, и, если нет машин, переходить.
Задание. «Ситуации»
Посмотрите иллюстрации и скажите правильно ли поступают дети? Как поступите вы в той или иной ситуации? (Разбор ситуаций)
Игра «Это я, это я это все мои друзья». А возможно вам придется и промолчать. Мы начинаем
Кто из вас идет вперед только там, где переход?
Кто летит вперед так скоро, что не видит светофора?
Кто из вас идя домой, держит путь по мостовой?
Кто из вас в вагоне тесном уступает старшим место?
Знает кто, что красный свет это значит: хода нет?
Знает кто, что свет зеленый означает: путь открыт?
«Доскажи словечко»
Раньше счёта и письма,
Рисованья, чтенья,
Всем ребятам нужно знать
Азбуку ...
(Движенья.)
Как зовутся те дорожки,
По которым ходят ножки?
Различать учись их точно,
Не лети как на пожар.
Пешеходные дорожки –
Это только …?
(Тротуар.)
Ну, а если пешеходу
Тротуар не по пути?
Если нужно пешеходу
Мостовую перейти?
Сразу ищет пешеход
Знак дорожный …?
(Переход.)
Все водителю расскажет,
Скорость верную укажет.
У дороги, как маяк,
Добрый друг - ...
(Дорожный знак.)
Он укажет поворот
И подземный переход.
Без него нельзя никак!
Этот друг - …дорожный знак.
Стой! Нельзя идти, опасно!
Если загорелся… красный
Светофор сигнал дает,
Что пора идти вперед.
И для нас препятствий нет,
Ведь горит… зеленый свет.
Здесь транспорт терпеливо ждут,
Приедет – все в него зайдут:
Автобус к нам подъедет ловко,
Ведь это место - … остановка.
Полосы белеют в ряд,
Их заметно всем подряд,
Знает каждый пешеход:
«Зебра» - это… переход!
Кто пешком всегда идет?
Догадались? …Пешеход!
Перейти с одной стороны улицы на другую не просто. Помогают нам в этом три сигнала светофора: зелёный, жёлтый, красный и дорожные знаки.
Некоторые из них вам уже знакомы, а другие мы увидим сейчас. У каждого знака свое назначение. Постарайтесь их запомнить.
Игра «Собери дорожный знак»
Ребятам даются картинки, которые они собирают, а потом читают стихи про эти знаки.
1. Знак “Дети”:
Я хочу спросить про знак.
Нарисован знак вот так:
В треугольнике ребята
Со всех ног бегут куда - то.
2. Знак “Движение пешеходов запрещено”:
Если ты поставил ногу
На проезжую дорогу,
Обрати внимание, друг:
Знак дорожный – красный круг,
Человек, идущий в черном,
Красной черточкой зачеркнут.
И дорога вроде, но
Здесь ходить запрещено.
3. Знак “Велосипедная дорожка”:
Шли из школы мы домой,
Видим – знак над мостовой.
Круг, внутри – велосипед,
Ничего другого нет.
4 Знак “Пешеходный переход”:
Пешеход, пешеход!
Помни ты про переход!
Он наземный,
Похожий на зебру.
Знай, что только переход
От машин тебя спасет.
Физминутка «Светофор»
Раз, два, три, четыре, пять! Ох, устали мы читать. (Потягивания.)
Красный свет нам «Стой!» кричит, ждать зелёного велит.
Чтобы было ждать нескучно, наклоняемся мы дружно.
И назад. И вперёд. (Наклоны.)
Влево, вправо поворот. (Повороты туловища.)
Вот и жёлтый загорелся, приготовится пора.
Руки, ноги разогреем. (Рывки руками перед грудью.)
Начинаем, детвора! (Ходьба на месте.)
Вверх поднимем, вниз опустим, пролетим, как самолёт. (Прыжки.)
Вот зелёный загорелся, можно нам идти вперёд.
Левой, правой, левой, правой. (Бег с высоким подниманием бедра.)
Смело мы идём вперёд. (Ходьба на месте.)
Светофор- помощник славный- уставать нам не даёт.
Игра 4. «Запрещается-разрешается»
- Итак, полученные знания применим на практике. С этой целью проведем игру. Вам нужно добавить в стихотворение нужное слово – «разрешается» или «запрещается».
И проспекты и бульвары- всюду улицы шумны.
Проходи по тротуару только с правой стороны!
Тут шалить, мешать народу…
(запрещается)
Быть примерным пешеходом…
(разрешается)
Переход при красном свете…
(запрещается)
Если едешь ты в трамвае и вокруг тебя народ,
Не толкаясь, не зевая, проходи скорей вперед.
Ехать «зайцем», как известно, …
(запрещается)
Уступить старушке место…
(разрешается)
Если ты гуляешь просто, все равно вперед гляди,
Через шумный перекресток осторожно проходи!
При зеленом свете даже детям…
(разрешается)
В. Семернин
Игра «Найди дорожный знак».
На карточках у вас написаны названия дорожных знаков и нарисованы дорожные знаки. Нужно правильно соединить их стрелкой.
Игра «Оживи дорожный знак»
Если воспитатель называет знак «Пешеходный переход» (ходьба на месте), если «Автобусная остановка» (рулят как водители), но а если «Движение запрещено» (стоят на месте). Затем воспитатель старается запутать детей.
Тест «Проверь себя»
Воспитатель: Я читаю предложения, если вы согласны со мной, то ставите знак (+, если не согласны, то знак (-)
1. Пешеходы должны ходить по проезжей части дороги.
2. Прежде чем перейти улицу, нужно посмотреть налево, затем направо, и, если проезжая часть улицы свободна, можно перейти ее.
3. Можно играть на проезжей части дороги.
4. Всегда можно перебегать улицу перед близко идущим транспортом.
5. Нельзя переходить улицу на красный свет светофора.
6. Можно переходить проезжую часть дороги на зеленый свет светофора.
-, +, -, -, +, + (ответы на обратной стороне доски)
4. Итог занятия:
Рефлексия.
- Какие правила безопасности на дорогах вы усвоили на нашем занятии и как вы их будете применять в повседневной жизни?
-Что было самым интересным на занятии?
-Над чем следует еще поработать?
-А сейчас вы оцените свою работу. Для этого нам и нужен светофор о котором мы говорили в начале урока. Если вам все понравилось, то крепите зеленую звёздочку на зеленый сигнал, если вы не поняли понравилось вам или нет -желтую, если не понравилось красную.
- Сегодня действительно все работали хорошо. Это говорит о том, что вы соблюдаете все правила дорожного движения, являетесь хорошими пешеходами.
Каждый из вас должен развивать в себе умение правильно действовать в опасной ситуации. Для этого надо научиться ее предвидеть, быть осторожным и внимательным. Опасность может ожидать там, где ее не ждешь.
Раздача памяток «Юного пешехода».
А сейчас я раздам вам памятки юного пешехода, чтобы вы еще лучше знали правила и никогда их не нарушали.
Наше занятие хочется закончить словами Я. Пишумова: