Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка адаптированной рабочей программы внеурочной деятельности «Путь к успеху»»
Цель программы: содействовать формированию личностных, метапредметных результатов начального общего образования, помочь младшим школьникам научиться понимать себя, взаимодействовать со сверстниками, учителями и родителями, найти свое место в школьной жизни.
Задачи программы:
Содействие становлению и развитию личностных качеств и эмоционально-волевых особенностей учащихся, способствующих нормальному протеканию процесса обучения и воспитания;
Развитие коммуникативных умений и навыков, необходимых для продуктивного взаимодействия с социумом;
Создание условий для эффективной социально-психологической адаптации школьников к новым условиям жизни;
Психотерапевтическая задача: оказание психологической помощи в осознании себя, своих возможных успехов и достижений, создание безопасной обстановки группового взаимодействия.
Актуализация и развитие познавательных процессов и мыслительных операций учетом уровня актуального развития учащихся.
Формы и методы работы в 1 классах:
Тренинги
Беседы
Игры
Совместная выработка правил и норм в классе
Чтение литературы
Моделирование
Наблюдение
Практикумы
Коллективные творческие дела.
Структура каждого занятия включает ритуалы приветствия, разминку, основное содержание занятия, рефлексию, ритуал прощания. Занятия построены таким образом, что вне зависимости от темы занятия происходит развитие различных психических свойств личности ребенка и разных видов универсальных учебных действия из различных блоков программы.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
У учащихся будут сформированы:
Личностные результаты:
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества
Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач
Планируемые воспитательные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Путь к успеху»
Первый уровень результатов - приобретение гимназистом социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов - получение гимназистом опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальным реальностям в целом.
Третий уровень результатов - получение гимназистом опыта самостоятельного общественного действия в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, где не обязательно положительный настрой.
Содержание курса внеурочной деятельности
1 класс (33 часа)
1. Знакомство. Введение в мир психологии (1 час)
2. Я – школьник. (15 часов)
Фокусирование внимания учащихся на важнейших умениях, которые необходимо освоить в адаптационный период. Мотивирование учащихся к развитию силы воли и самоконтроля. Развивать умения саморегуляции. Воспитание качеств, необходимых для гармоничного общения со сверстниками и учителем. Знакомство с правилами решения конфликтов.
3. Мои чувства (15 часов)
Познакомить с особенностями содержательного наполнения некоторых чувств и эмоций. Обучение распознаванию и описанию своих чувств и чувств других людей. Помощь в осознании относительности оценки чувств. Помощь в снижении уровня тревожности страхов.
4. Каким я стал: мои достижения (2 часа). Оценить изменения и достижения учащихся. Обобщать в увлекательной форме основные знания и навыки детей, полученные или в течение года.
Тематическое планирование.
1 класс
№
Название блока
Всего часов
Теория
Практика
1
Знакомство. Введение в мир психологии
1
1
-
2
Я – школьник.
15
2
13
3
Мои чувства
15
3
12
4
Каким я стал: мои достижения
2
-
2
Итого:
33
6
27
Тематическое планирование.
1 класс
№ п/п
Дата
Тема занятия, мероприятия
Кол-во час
Форма
организации занятия
Основные виды и задачи внеурочной деятельности учащихся.
План
Факт
1
1а
Знакомство. Введение в мир психологии
1 ч.
Познавательная беседа
- Познакомиться со структурой занятий,
- подчеркнуть отличие занятий психолога от уроков;
1б
1в
2
1а
Как зовут ребят моего класса?
1 ч.
Мини-тренинг
- Учиться осознавать свое имя;
- учиться обращаться друг к другу по имени,
- учиться запоминать имена товарищей.
1б
1в
3
1а
Зачем мне нужно ходить в школу?
1 ч.
Круглый стол
- Учиться осознавать свои права и обязанности в школе;
1б
1в
4
1а
Мой класс
1 ч.
Познавательная беседа
- Учиться различать индивидуальные особенности детей в группе.(в классе)
- учиться работать в парах
- учиться осознавать, что класс – это единый коллектив
1б
1в
5
1а
Какие ребята в моем классе?
1 ч.
Минитренинг с элементами сказкотерапии
- Учиться различать индивидуальные особенности детей в группе.(в классе)
- Учиться устанавливать и поддерживать социальные контакты в классе
1б
1в
6
1а
Мои друзья в классе?
1 ч.
Игровая деятельность с элементами драматизации
- учиться ориентироваться на партнера, одноклассника, взрослого
- учиться обращаться к нему с высказываниями и вопросами.
- учиться преодолевать трудности в общении с одноклассниками
1б
1в
7
1а
Мои успехи в школе
1 ч.
Познавательная беседа
- учиться оценивать и искать и анализировать ошибки в своей учебной деятельности
1б
1в
8
1а
Моя учебная сила
1 ч.
Круглый стол, минидиспут
- учиться преодолевать трудности в общении с одноклассниками и учебной деятельности
- учиться быть уверенными в своих силах, в своих учебных возможностях.
1б
1в
9
1а
Я умею управлять собой
1 ч.
Минитренинг
- учиться способам управления своими эмоциями в учебной деятельности и в жизни.
1б
1в
10
1а
Я умею преодолевать трудности
1 ч.
Минитренинг
- учиться преодолевать трудности в общении с одноклассниками и учебной деятельности
- учиться работать в парах, группах на занятиях
1б
1в
11
1а
Я умею слушать других
1 ч.
Минитренинг
- учиться уважительному отношению в своим одноклассникам, взрослым
- учиться контролировать свои действия на уровне высказываний
1б
1в
12
1а
Я умею учиться у ошибки
1 ч.
Минитренинг с элементами сказкотерапии
- учиться находить ошибки в деятельности,
- учиться оценивать и исправлять ошибки в учебной и внеучебной деятельности
- учиться быть уверенным
1б
1в
13
1а
Я умею быть доброжелательным
1 ч.
Минитренинг
- учиться понимать чувства других людей и сопереживать им.
- учиться оценивать свое поведение и поведение других людей
1б
1в
14
1а
Я доброжелательный
1 ч.
Минитренинг
- учиться проявлять положительные качества в общении
- учиться формулировать собственное мнение и позицию.
1б
1в
15
1а
Я умею быть ласковым
1 ч.
Минитренинг
- учиться проявлять положительные качества в общении
- учиться формулировать собственное мнение и позицию.
1б
1в
16
1а
Я становлюсь сильным духом
1 ч.
Минитренинг с элементами сказкотерапии
- учиться способам преодоления негативных эмоций
1б
1в
17
1а
Радость. Что такое мимика?
1 ч.
Конференция, проблемно-ценностное общение
- учиться распознавать и описывать свои чувства и эмоций и эмоции других людей, качества характера.
1б
1в
18
1а
Радость. Что такое жесты?
1 ч.
Конференция, проблемно-ценностное общение
- Учиться передавать свое эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства;
-учиться выражать положительные чувства, эмоции через мимику;
1б
1в
19
1а
Радость. Как ее доставить другому человеку?
1 ч.
Познавательная беседа
- учиться работать в парах¸ в микрогруппах,
- учиться доставлять радость в общении людям (комплименты)
1б
1в
20
1а
Радость можно передать прикосновением
1 ч.
Игровая деятельность
- учиться работать в парах¸ в микрогруппах,
- учиться доставлять радость в общении людям (мимика, жесты, прикосновения)
- учиться помогать друг другу в игровой , трудовой и учебной деятельности.
1б
1в
21
1а
Грусть
1 ч.
Конференция, проблемно-ценностное общение
- познакомиться с понятием «грусть»,
- учиться работать со своим эмоциональным состоянием (избавляться от грусти)
- учиться ориентироваться в нравственном содержании и смысле
1б
1в
22
1а
Страх
1 ч.
Конференция, проблемно-ценностное общение
- познакомиться с понятием «страх»,
- уметь определять эмоциональное состояние окружающих
- учиться осознавать свои страхи
1б
1в
23
1а
Страх. Как его преодолеть?
1 ч.
Тренинг
- учиться способам преодоления страха,
- учиться способам повышения уверенности в себе.
1б
1в
24
1а
Гнев. С какими чувствами он дружит?
1 ч.
Конференция, проблемно-ценностное общение
- познакомиться с понятием «гнев»,
-учиться осознавать право чувствовать гнев;
1б
1в
25
1а
Гнев и его польза
1 ч.
Познавательная беседа с элементом тренинга
- учиться преодолевать негативные эмоции (гнев).
- учиться оценивать свое настроение
1б
1в
26
1а
Обида
1 ч.
Конференция, проблемно-ценностное общение
- познакомиться с понятием «обида»,
- уметь определять эмоциональное состояние окружающих
- - учиться преодолевать негативные состояния (обида).
1б
1в
27
1а
Разные чувства
Конференция, проблемно-ценностное общение
- уметь определять эмоциональное состояние окружающих
- научиться телесному проявлению внутренних переживаний.
1б
1в
28
1а
Разные чувства (продолжение)
1 ч.
Конференция, проблемно-ценностное общение
- уметь определять эмоциональное состояние окружающих
- научиться телесному проявлению внутренних переживаний.-
1б
1в
29
1а
Где живут мои эмоции?
1 ч.
Игровая деятельность, познавательная беседа
- уметь определять эмоциональное состояние окружающих
- уметь учитывать эмоциональное состояние окружающих в общении
1б
1в
30
1а
Мысли, чувства и поведение людей
1 ч.
Познавательная беседа
- сопоставлять поведение и причины своего поведения и окружающих
1б
1в
31
1а
Я – творец своей жизни
1 ч.
Тренинг
- Учиться планировать свое будущее, - учиться способам повышения уверенности в себе
1б
1в
32
1а
Каким я стал: мои достижения
1 ч.
Круглый стол
- Учиться оценивать собственные изменения и достижения.
1б
1в
33
1а
Каким я стал: мои достижения (продолжение)
1 ч.
Круглый стол
- Учиться оценивать собственные изменения и достижения.
1б
1в
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Учебно-методическое обеспечение
Для педагога:
№
Автор, год издания Название пособия
Вид пособия
1
Глазунов Д. А. Психология. 1 класс. Развивающие занятия. Методическое пособие с электронным приложением / авт.сост. Д. А. Глазунов. – 2-е изд., стеретипн. – М.: Планета, 2011. – 240 с. – (Школьный психолог).
Методическое пособие для педагогов и психологов
2
Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы / О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. – Изд. 7-е. – Ростов н/д: Феникс, 2011. – 442, [1] с.: ил. – (Справочники).
Справочное пособие для педагогов-психологов
3
Никольская И. М., Бардиер Г. Л. Уроки психологии в начальной школе. 2-е изд., дополн. и перераб. – СПб.: речь, 2004. – 190 с.: ил.
Методическое пособие
4
Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я:Уроки психологии в начальной школе (1-4). 5-е изд., испр.и доп. – М.: Генезис, 2012. – 312с.
Методическое пособие для педагогов и психологов
5
Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – 4-е изд. – М: Генезис, 2013. – 176 с.: ил. – (Психологическая работа с детьми).
Методическое пособие для педагогов и психологов
Для учащихся:
№
Автор, год издания Название пособия
Вид пособия
1.
Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Рабочая тетрадь школьника 1 класс. – М: Генезис, 2013. – 80 с.
Рабочая тетрадь
Материально-техническое обеспечение
№
п/п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Количество
1.
Технические средства обучения (ТСО):
компьютер;
мультимедиапроектор;
экран;
сканер;
принтер;
1
1
1
1
1
2.
Экранно-звуковые пособия:
Видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения и видеозаписи), отражающие основные темы курса;
CD – диски.
к каждому занятию
3.
Оборудование класса:
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц
Магнитная доска
Интерактивная доска (по возможности)
1
1
1
4.
Другие средства обучения:
Бланки для тестирования
Листы бумаги формата А4
Цветные карандаши, фломастеры
По количеству учеников
ПРИЛОЖЕНИЕ
Мониторинг освоения курса внеурочной деятельности «Путь к успеху»
Мониторинг освоения курса состоит из мониторинга уровня сформированности таких метапредметных результатов как коммуникативные универсальные учебные действия - коммуникативные действия, направленные на учёт позиции собеседника. Оценка данных параметров осуществляется с помощью следующего диагностического инструментария:
Оцениваемые УУД: коммуникативные действия, направленные на учёт позиции собеседника (выявление сформированности действий, направленных на учёт позиции партнёра).
Возраст: 6-8 лет (1 класс)
Метод оценивания: индивидуальная и групповая форма работы.
Описание задания:
Методика 1
Цель: Методика направлена на определение уровня развития коммуникативных способностей (пониманием ребенком задач, предъявляемых взрослым в различных ситуациях взаимодействия).
Материал
Картинки (для каждого ребенка) с изображением различных ситуаций общения и взаимодействия взрослого с детьми: занятие (рис. 24), игра (рис. 25), чтение книги (рис.26). На каждой картинке представлены два варианта поведения детей – нормативное и ненормативное (кто-то из детей нарушает правило). Карандаши.
Инструкция к проведению
Педагог.Сейчас мы будем рассматривать картинки, на которых нарисованы дети и взрослые. Вам нужно очень внимательно выслушать то, что я буду говорить и выбрать картинку, на которой изображен правильный ответ. Рядом с картинками есть пустые кружочки (показывает). Выбрав нужную картинку, в кружочке рядом с ней поставьте крестик. Каждый из вас должен работать самостоятельно. Вслух ничего не говорить не нужно.
Задание 1.(Рис. 24.) Рассмотрите картинки (пауза). На какой картинке изображено, что все дети хотят заниматься. Поставьте рядом с ней крестик в пустом кружке.
В ходе выполнения первого задания педагог проверяет, правильно ли дети поняли инструкцию: отмечают ли они выбранные картинки крестиком. Детям, испытывающим затруднения, педагог повторяет инструкцию.
Задание 2.(Рис. 25.) Рассмотрите картинки (пауза). Отметьте, на какой картинке изображено, что всем детям нравится играть вместе. Поставьте рядом с ней крестик в пустом кружке.
Задание 3.(Рис. 26.) Рассмотрите картинки (пауза). На какой картинке изображено, что все дети хотят слушать сказку? Поставьте рядом с ней крестик в пустом кружке.
Каждый раз педагог ждет, пока все дети выполняют задание, и только потом переходят к следующему.
Оценка
3 балла– ребенок правильно выбрал все три картинки.
2 балла– ребенок правильно выбрал две картинки.
1 балл– ребенок правильно выбрал одну картинку.
Интерпретация
Оценку 3 баллаполучают дети, которые четко распознают различные ситуации взаимодействия, вычленяют задачи и требования, предъявляемые взрослым в этих ситуациях, и выстраивают свое поведение в соответствии с ними.
Оценку 2 баллаполучают дети, которые распознают все ситуации взаимодействия и, соответственно, вычленяют не все задачи, предъявляемые взрослым. Поведение таких детей не всегда соответствует правилам ситуации.
Оценку 1 баллполучают дети, которые почти не распознают ситуации взаимодействия и не вычленяют задачи, предъявляемые взрослым в этих ситуациях. Такие дети, как правило, испытывают серьезные затруднения при взаимодействии и общении с другими людьми.
Методика 2
Цель: методика направлена на выявление уровня развития коммуникативных способностей (понимание ребенком состояния сверстника).
Материал
Картинка (для каждого ребенка), передающие различное эмоциональное состояние детей: встреча веселого мальчика и грустной девочки (рис. 27, 28), игра детей (рис. 29, 30), ссора (драка) детей (рис. 31, 32). Рядом с каждой картинкой представлены два варианта эмоционального состояния детей - веселое и грустное. Карандаши.
Инструкция к проведению
Начало инструкции одинаково для всех заданий. Педагог повторяет ее каждый раз, когда показывает новую картинку: «Посмотрите на картинку и подумайте, что здесь происходит; вслух ничего не говорите (пауза). Теперь посмотрите на выражение лиц детей (картинки справа) (пауза)» Затем дошкольникам дается задание в соответствии с изображенной ситуацией:
Задание 1.(Рис. 27.) Как вы думаете, каким мальчик кажется девочке? Рядом с нужной картинкой поставьте крестик в пустом кружочке.
Задание 2.(Рис. 28.) Как вы думаете, какой девочка кажется мальчику? Рядом с нужной картинкой поставьте крестик в пустом кружочке.
Задание 3.(Рис. 29.) Как вы думаете, каким мальчик кажется девочке? Рядом с нужной картинкой поставьте крестик в пустом кружочке.
Задание 4.(Рис.30.) Как выдумаете, какой девочка кажется мальчику? Рядом с нужной картинкой поставьте крестик в пустом кружочке.
Задание 5.(Рис. 31.) Как вы думаете, каким мальчик кажется девочке? Рядом с нужной картинкой поставьте крестик в пустом кружочке.
Задание 6. (рис. 32.) Как вы думаете, какой девочка кажется мальчику? Рядом с нужной картинкой поставьте крестик в пустом кружочке.
Оценка
3 балла– ребенок правильно выбрал 4 и более картинок.
2 балла– ребенок правильно выбрал 2-3 картинки.
1 балл– ребенок правильно выбрал 1 картинку.
Интерпретация
Оценку 3 баллаполучают дети, различающие эмоциональное состояние сверстников и ориентирующиеся на него в процессе общения.
Оценку 2 баллаполучают дети, не всегда различающие эмоциональное состояние сверстников, что иногда может приводить к трудностям в общении.
Оценку 1 баллполучают дети, затрудняющиеся в различении эмоционального состояния сверстников. Такие дети, как правило, имеют существенные трудности в общении со сверстниками.
Методика 3
Методика направлена на выявление уровня развития коммуникативных способностей (представление ребенка о способах выражения своего отношения ко взрослому).
Материал
Картинки, изображающие поступки детей по отношению к взрослому в различных житейских ситуациях (бабушка с тяжелыми сумками (рис. 33), бабушка в транспорте (рис. 34), мама, забивающая гвоздь (рис.35), болеющая мама (рис.36)).
Инструкция к проведению
Начало инструкции одинаковое для всех заданий. Педагог повторяет ее каждый раз, когда показывает новую картинку: «Посмотрите на левую верхнюю картинку (пауза). Как вы думаете, что происходит на картинке? Теперь рассмотрите остальные картинки (пауза).» Далее детям дается задание в соответствии с изображенной ситуацией:
Задание 1.(Рис. 33.) Отметьте картинку, на которой мальчик ведет себя так, что бабушка его поблагодарит.
Задание 2.(Рис. 34.) Отметьте картинку, на которой девочка ведет себя так, что бабушка ее поблагодарит.
Задание 3.(Рис. 35.) Отметьте картинку, на которой мальчик ведет себя так, что мама его поблагодарит.
Задание 4.(Рис. 36.) Отметьте картинку, на которой девочка ведет себя так, что мама ее поблагодарит.
Оценка
3 балла– ребенок выбрал ситуацию, в которой персонаж сам помогает взрослому (несет тяжелые сумки, уступает место, забивает гвоздь, подает больной маме стакан воды).
2 балла– ребенок выбрал ситуацию, в которой персонаж видит затруднения взрослого, но не помогает ему сам, а обращается к другому взрослому (предлагает взрослому донести бабушке сумки, уступить место и т.д.).
1 балл– ребенок выбирает ситуацию, в которой герой не стремится помочь взрослому.
Интерпретация
Оценку 3 баллаполучают дети, которые имеют представления об общепринятых нормах и способах выражения отношения ко взрослому.
Оценку 2 баллаполучают дети, имеющие недостаточно четкие представления об общепринятых нормах и способах выражения отношения ко взрослому.
Оценку 1 баллполучают дети, не имеющие четких представлений об общепринятых нормах и способах выражения отношения ко взрослому.
Методика 4
Методика направлена на выявление уровня развития коммуникативных способностей (представление ребенка о способах выражения своего отношения к сверстнику).
Материал
Картинки (для каждого ребенка) с изображением поступков детей по отношению к сверстниками в различных житейских ситуациях (девочка, поскользнувшаяся на льду (рис. 37); малыш, на которого замахивается мальчик-подросток (рис.38); девочка, плачущая у сломанной постройки (рис. 39); мальчики, ссорящиеся из-за игрушки (рис. 40)). Карандаши.
Инструкция к проведению
Начало инструкции одинаково для всех заданий. Педагог повторяет ее каждый раз, когда показывает новую картинку: «Посмотрите, что происходит на верхней картинке (пауза). Теперь рассмотрите нижние картинки (пауза).» Далее детям задается вопрос в соответствии с изображенной ситуацией.
Задание 1. (Рис. 37) Отметьте картинку, на которой мальчик ведет себя так, что девочка его поблагодарит.
Задание 2.(Рис. 38.) Отметьте картинку, на которой девочка ведет себя так, что малыш ее поблагодарит.
Задание 3.(Рис. 39.) Отметьте картинку, на которой мальчик ведет себя так, что это понравится девочке.
Задание 4.(Рис. 40.) Отметьте картинку, на которой мальчики ведут себя так, что воспитатель их похвалит.
Оценка
3 балла– ребенок выбрал ситуацию, в которой персонаж сам помогает сверстнику (помогает подняться упавшей девочке, защищает слабого, помогает девочке построить башню, находит выход из конфликтной ситуации (совместная игра детей)).
2 балла– ребенок выбрал ситуацию, в которой персонаж видит затруднения другого, но не помогает ему сам, а обращается ко взрослому (предлагает взрослому помочь упавшей девочке, защитить малыша и т.д.).
1 балл– ребенок выбирает ситуацию, в которой персонаж не стремится помочь другому ребенку.
Интерпретация
Оценку 3 баллаполучают дети, имеющие устойчивые представления об общепринятых нормах поведения в ситуации взаимодействия со сверстником, знающие, как оказать помощь, поддержку.
Оценку 2 баллаполучают дети, имеющие недостаточно четкие представления о социально приемлемых действиях в ситуациях коммуникации с другими детьми.
Оценку 1 баллполучают дети, не имеющие четких представлений о социально приемлемых действиях в ситуациях коммуникации.
Интерпретация результатов
Пользуясь приведённой таблицей 3, можно подвести итог по всей батарее из четырёх методик и сделать вывод об уровне коммуникативных способностей ребёнка.
Таблица 3
Подведение итогов по батарее тестов «Коммуникативные способности» (адаптированные в соответствии с ФГОС НОО)
Методики
1
2
3
4
Итог
Определение понимания ребенком задач, предъявляемых взрослым в различных ситуациях взаимодействия.
Выявление уровня понимание ребенком состояния сверстника.
Выявление уровня представления ребенка о способах выражения своего отношения ко взрослому.
Выявление уровня представлений ребенка о способах выражения своего отношения к сверстнику.
Ребёнок понимает состояние сверстника, взрослого, умеет выражать своё отношение к ним; понимает задачи, предъявляемые взрослыми в различных ситуациях взаимодействия.
Высокий (повышенный
3 б.
3 балла
3 балла
3 балла
9-12 баллов
Средний (необходимый (базовый) уровень
2 б.
2 балла
2 балла
2 балла
5-8 баллов
Низкий (ур. ниже базового)
1 б.
1 балл
1 балл
1 балл
балла
Источник: 1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Готов ли ваш ребенок к школе? Книга тестов. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007
2. Пособие для педагогов дошкольных учреждений "Диагностика готовности ребенка к школе" / Под ред. Н.Е.Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2007
3. Тетрадь для диагностики готовности ребенка к школе: Пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Под ред. Н. Е. Вераксы. – 2-е изд., испр. – М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 96 с.
4. Электронный ресурс: Сайт учителя начальных классов Сосниной Светланы Петровны (МОУ СОШ № 4 города Костромы) / Режим доступа: http://firstklass.ru/24-diagnostika-kommunikativnyh-sposobnostey.html