Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка»
Информационные технологии в начальной школе на уроках и во внеклассной работе
(Из опыта работы учителя начальных классов
Малышевой Ольги Леонидовны
МОУ Писцовская СОШ № 4, Комсомольский район, Ивановская область)
- Сегодня я хочу рассказать о том, как я использую в начальной школе на уроках и во внеклассной работе информационные технологии.
Информационные технологии предназначены для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов.
Сегодня информационные компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, развивает интеллектуальную деятельность учащихся.
Применение ИТ:
учебная деятельность
внеклассная работа,
активизация творческой деятельности учащихся и учителя.
Внедрение ИТ осуществляется по направлениям:
создание презентаций, видео- и аудио файлов, фотослайдов к урокам;
использование готовых обучающих программ;
работа с ресурсами Интернет;
разработка и использование собственных авторских программ.
Использование ИТ в учебном процессе позволяет:
наглядно представить учебный материал;
повысить качество усвоения учебного материала;
повысить познавательную активность;
усилить образовательные эффекты;
осуществлять дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению
Эффективность использования ИТ: отзывы детей + фото в компьютерном классе.
Используя сайты Интернета, я подбираю наглядный материал для своих уроков: картинки, фотографии, аудиофайлы, звуковые эффекты, видеофайлы, фильмы.
Для уроков русского языка, математики я создаю свой материал. Одним из таких инструментов является программа Power Point. Презентация позволяет учителю иллюстрировать свой рассказ. Это позволяет не перегружать зрительное пространство, фиксируя внимание на изучаемом объекте. Кроме того, учитель может вернуться в любую точку урока, затрачивая минимальное количество времени, используя гиперссылки.
Презентации эффективно используются на различных этапах урока, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал.
При объяснении нового материала создание слайдов даёт возможность использовать анимацию, которая помогает учителю поэтапно излагать учебный материал. Выделение объектов, передвижение их по слайду акцентирует внимание учащихся на главном в изучаемом материале, помогает составлению плана изучения темы.
Данный вид деятельности дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Подготовка презентаций - серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика.
В данной программе я составляю презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при проведении уроков, а также во внеклассной работе.
Для анализа педагогической деятельности использую программы, помогающие обработать данные. Так в программе Ms Excel была создана таблица данных успешности обучения по каждому ученику и предмету, а затем созданы эти круговые диаграммы.
Для работы с документами использую текстовый редактор, табличный редактор. Диапазон использования компьютера в школьном учебно-воспитательном процессе очень велик: от игры до тестирования учащихся.
Психологическая готовность ребёнка к жизни в информационном обществе должна формироваться с первых лет обучения в школе, что предполагает овладение компьютерной грамотностью учащимися начальной школы. С этой целью у учащихся 3-4 классов проходят занятия кружка «Компьютер – мой друг».
. Занятия идут на компьютерах. Эти занятия помогают детям сделать компьютер хорошим своим другом и помощником в учёбе.
Новые информационные технологии дают возможность на новом уровне проводить не только уроки, но и внеклассную работу: беседы, праздники, внеклассные мероприятия, родительские собрания, совершаем виртуальные экскурсии в разные уголки нашей огромной планеты, познавая окружающий мир.
С помощью компьютера я оформляю стенды, работы, своё портфолио и портфолио учащихся. Выпускаем школьную газету начальных классов «Радуга». Помощниками стали ребята моего класса.
Богатейшие возможности представления информации на компьютере позволяют изменять и обогащать содержание образования, что, несомненно, способствует лучшей адаптации школьников к быстро изменяющимся окружающим условиям и как, следствие, сохранению здоровья детей.
Новые информационные технологии образования дают возможность существенно обогатить и качественно обновить весь процесс обучения, повысить его эффективность, позволяют строить образовательный процесс на компетентностной основе.