kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Метод синквейна в музыкальном образовании младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью данной работы является анализ методов обучения обучающихся и разработка новых приемов обучения, возможных в использовании на уроках музыки, согласно реализации ФГОС.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Метод синквейна в музыкальном образовании младших школьников»

Дырина Светлана Юрьевна,

учитель начальных классов и музыки

МОУ «Луховский лицей»

г. о. Саранск.


МЕТОД СИНКВЕЙНА

В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


Введенный в область образования Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ставит перед учителем новые цели образования — воспитание ученика нового поколения — высоконравственного, думающего, действующего, способного ставить и достигать цели. Поэтому возникает необходимость изменить формы, методы и принципы обучения обучающихся. Уроки музыки так же необходимо вести в новом ключе.

В связи с этим, целью данной работы является анализ методов обучения обучающихся и разработка новых приемов обучения, возможных в использовании на уроках музыки, согласно реализации ФГОС.

Отличительные особенности курса линии УМК «Музыка» В.В. Алеева - широкая интегративная основа, патриотическая направленность, стилевой подход, включение элементов эстетики, литературоведения и музыкознания, учет психологических особенностей младших школьников.

Содержание учебников выстроено системно и представляет собой единство трех тематических линий: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира». Для большей доступности информация изложена в форме диалога, в котором авторы предлагают ученику обратиться к личному опыту, высказать свою точку зрения, вместе сделать выводы. УМК «Музыка. 1-4 классы» В. В. Алеева, Т. Н. Кичак опирается на позитивные традиции в области музыкально-эстетического развития школьников, сложившиеся в отечественной педагогике.

Данный курс отличает широкая интегративная основа, патриотическая направленность, учет возрастных особенностей учеников, рассмотрение музыкального искусства с точки зрения стилевого подхода, применяемого с учетом научных достижений в области эстетики, литературоведения, музыкознания; углубление идеи музыкального образования при помощи учебника. Содержание курса в начальной школе дается в опоре на следующие тематические линии: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира». Такое трехуровневое выстраивание содержания для 1–4 классов представляет, с одной стороны, систематическую целостность, с другой – необходимый подготовительный этап для последующего качественно нового погружения в проблематику музыкального искусства в рамках 5–9 классов. Информация в учебнике представлена в виде своеобразного диалога между учеником и авторами, в котором авторы предлагают: обратить внимание, выделить для себя, совместно сделать вывод или поразмышлять на ту или иную тему. Учебник направляет ученика в его открытиях, темы раскрываются через обращение к личностному восприятию проблемы, обращение к личностному восприятию проблемы, обращение к литературным и живописным примерам.

Содержательные особенности курса в 4 классе определяют широкое, многоаспектное применение стилевого подхода. Стиль рассматривается как важнейший принцип, позволяющий выявить главные характерно-типологические особенности, или, как говорил Д. Кабалевский, сердцевину творчества композитора, отдельных музыкальных произведений и жанров. Кроме этого, стилевые границы охватывают и более объёмные уровни стилевой системы, связанные с особенностями национальных музыкальных стилей, стилей ведущих музыкальных направлений и течений. Преподнесение стилевых особенностей (закономерностей) музыки осуществляется в опоре на принцип достаточной необходимости: учебные тексты, музыкальный материал, воплощающие стилевые идеи, максимально направлены на доступное восприятие и усвоение обучающимися 4 класса. При этом автором не ставится специальная задача осветить все грани стилевой системы. На первоначальном этапе формирования музыкальной культуры школьников гораздо важнее заложить верное ощущение стиля посредством выявления наиболее характерных его особенностей. (Данная мысль полностью совпадает с утверждением Д. Б. Кабалевского по поводу формирования у школьников чувства музыкального стиля). Согласно такому подходу, С. Рахманинов предстаёт перед школьниками как композитор, отразивший в музыке образы родной русской земли, как композитор-мелодист, многие музыкальные темы которого близки русской народной песне.

Мастер фортепианного жанра Ф. Шопен будет воспринят как композитор, воплотивший в своём творчестве «красоту польской народной песенности и танцевальности». Проникновенный лиризм и взволнованный драматизм — эти два начала, составляющие важнейшую особенность индивидуального почерка композитора, запомнятся ребятам при прохождении тем «Ноктюрны Ф. Шопена» и «Музыка Шопена — это пушки, прикрытые цветами».

Музыка итальянского «трибуна» Дж. Верди войдёт в сознание школьников через яркие, «плакатные» мелодии, энергичные маршевые ритмы, выражающие стойкость духа, уверенность в победе.

Произведения композиторов — венских классиков, в первую очередь В. А. Моцарта и Л. Бетховена, запомнятся ребятам через светлые, лирические образы, воплощающие чувства человека, его душевные переживания (В. А. Моцарт); через образы мужественные, героико-драматические (Л. Бетховен).

Наконец, И. С. Бах предстанет перед школьниками как великий композитор и исполнитель, органные произведения которого отличаются мощью и величием.

Содержание в 4 классе предполагает значительное расширение жанрового пространства музыки. Среди важнейших жанров, подлежащих изучению, назовём следующие: квартет, симфония, соната. Кроме этого, учащиеся знакомятся с жанровыми признаками элегии, полонеза, баркаролы, токкаты, ноктюрна, этюда.

В целом, объем получаемых четвероклассниками знаний впечатляющий. Учитывая, что встречи с классической музыкой у современного школьника происходят единожды в неделю, и на изучение сердцевины стиля того или иного композитора отводится в среднем по одному уроку, тут же сменяющимся погружением в творчество другого мастера - осознать, запомнить и уметь различать особенности стилистики музыкальных творцов дети просто не способны в данных условиях. Следовательно, в средние классы они могут пойти с так и несформировавшейся стилевой основой.

Надо сказать, что материал уроков подается в форме «музыкальных путешествий». Детям путешествовать по разным эпохам, странам очень интересно, равно как и знакомиться более углубленно с творчеством композиторов. Но возникает проблема в осознании одного материала и отграничения его от следующего. Таким образом, встает проблема анализа, синтеза и обобщения полученной информации в очень короткий промежуток времени.

В процессе поиска в системе интерактивного обучения форм и методов решения возникающей проблемы очень хорошо показал себя метод синквейна.

Что же такое синквейн? Изначально синквейн возник в США как стихотворная форма. Разработала его американская поэтесса Аделаида Крэпси. Традиционный синквейн состоит из пяти строк и основан на подсчёте слогов в каждом его стихе. Авторы, развивавшие стихотворную форму в дальнейшем, предложили ряд её вариаций: обратный синквейн, зеркальный, "бабочка", корона и даже гирлянда синквейнов. Нас будет интересовать дидактический синквейн – приём технологии критического мышления.


Дидактический синквейн.

Первая строка - тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка - два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка - образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные свойства объекта.

Четвертая строка - фраза, выражающая свое отношение к теме, цитата, крылатое выражение, афоризм.

Пятая строка - одно слово-резюме, ассоциация к первой строчке, дающее новую интерпретацию темы.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а то и полностью цитату, а в пятой – два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

Методические особенности работы с синквейном.


Исходя из практики, синквейн развивает способность резюмировать что- либо, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. В своей работе я использую этот метод развития нечасто. Очень хорошо он показал себя при изучении творчества композиторов. Есть несомненные плюсы: за короткий промежуток времени ребята глубоко погружаются в музыку, проводят анализ, ищут ответы. Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей умения находить наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Относительная простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. Эта работа требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе, а также развитого образного мышления. Метод эффективен как при работе с отстающими, так и при работе с одарёнными детьми. Каждый ребёнок имеет реальную возможность стать успешным, почувствовать радость от процесса познания. А это в нашей работе самое главное.

Пример синквейнов, составленных четвероклассниками.


Урок 2. Великое содружество русских композиторов


«Могучая кучка».


Русская, непрофессиональная. Нарушала, собиралась, обсуждала. Новая русская музыкальная школа. Идея народности.

Урок 7. Музыкант из Желязовой Воли

Фридерик Шопен.

Польский, измождённый.


Эмигрировал, ностальгировал, концертировал.


«Музыка Шопена – это пушки, прикрытые цветами». Романтик.

Урок 10. «Народный» композитор Италии Джузеппе Верди Джузеппе Верди.

Итальянский, оперный.


Дирижировал, писал на заказ, признан и богат.


„Можешь забрать себе весь мир, но оставь мне Италию.“ Ла Скала.

Урок 11. Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики


Венские классики.


Оптимистичные, образцовые.


Сменили барокко, основали, не дружили.


Создали основу универсального музыкального языка. Гайдн, Моцарт, Бетховен.


Йозеф Гайдн.


Австрийский, респектабельный.

Служил, руководил, дирижировал.

Симфонический оркестр, звучащий как единое целое.


«Отец симфонии».


Урок 12. Знаменитая Сороковая Вольфганг Амадей Моцарт.

Австрийский, гениальный.


Был вундеркиндом, гастролировал, лишён детства.


«Вечный солнечный свет в музыке – имя тебе Моцарт!» Национальная опера.

Урок 13. Героические образы Л. Бетховена Людвиг ван Бетховен.

Одинокий, теряющий слух. Боролся, страдал, романтизировал.

«Я схвачу судьбу за глотку!» Соната.

Урок 14. Песни и танцы Ф. Шуберта Франц Шуберт.

Застенчивый, нищий.


Пел, был лишен наследства, отчаивался.


«Моя музыка - это результат моего таланта и моей нищеты.» Шубертиады.

Урок 15. «Не ручей — море ему имя» Иоганн Себастьян Бах

Ослепший, многодетный.


Переезжал, импровизировал, экспериментировал.


«Не ручей— море ему имя». Токката.

Урок 16. Суровая красота Норвегии. Музыка Э. Грига Эдвард Григ.

Норвежский, низкорослый.


Соединялся с природой, путешествовал, продвигал.


«Музыка Грига – это конфетки, внутри которых леденцы». Скандинавия.

При написании синквейнов мы договариваемся с ребятами изначально не использовать те слова, которые можно употребить для характеристики любого композитора – сочинял, творил; талантливый, музыкальный и т.д. Знакомясь с биографией мастеров музыкального искусства, особенностями их музыкального языка и стиля, обучающиеся выделяют то, что относится только к данному творцу и только.

Итак, на наш взгляд, синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации. Он учит осмысленно использовать понятия и определять своё отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего пять строк. Ребёнок на основе больших объёмов информации, вырабатывает свою способность к анализу. Написание синквейна требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей: интеллектуальных, творческих, образных.

Литература


  1. Акименко В. М. Новые педагогические технологии: учебно-метод. пособие. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 203 с.

  2. Алеев, В. В. Музыка. 4 кл. В 2 ч. Ч. 1: учебник / В. В. Алеев. — 12-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2018. — 79, [1] с.: ил.

  3. Алеев, В. В. Музыка. 4 кл. В 2 ч. Ч. 2: учебник / В. В. Алеев. — 12-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2018. — 80 с.: ил.

  4. Шаталова, И. Л. Музыка. 4 класс: метод. пособие к учебнику В. В. Алеева / И. Л. Шаталова, Н. П. Сокольникова; под ред. В. В. Алеева. — М.: Дрофа, 2017. — 265 с.

  5. Написание синквейнов и работа с ними. Элементы инновационных технологий. МедБио (кафедра Медицинской биологии и генетики КГМУ). — Режим доступа: http://www.medbiokgmu.ru


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Метод синквейна в музыкальном образовании младших школьников

Автор: Дырина Светлана Юрьевна

Дата: 20.02.2023

Номер свидетельства: 626269


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства