kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Метод проектов как средство развития познавательной активности младших школьников в малокомплектной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ключевые слова: познавательная активность, малокомплектная школа, метод  проектов.

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции, субъектности учащихся в учебном процессе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Метод проектов как средство развития познавательной активности младших школьников в малокомплектной школе»

Тема: «Метод проектов как средство развития познавательной активности младших школьников в малокомплектной школе»

Осотова Анастасия Викторовна Студентка 4 курса

Соликамского социально - педагогического колледжа им. РаменскогоА.П. специальность Преподавание в начальных классах



«Ученик - это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь.

А зажечь факел может лишь тот, кто сам горит».

В.А. Сухомлинский



Ключевые слова: познавательная активность, малокомплектная школа, метод проектов.

 В настоящее время вопрос о формировании и развитии познавательной активности ученика вновь ставится на повестку дня в педагогической науке и практике. Это связано с тем, что, во-первых, познавательная активность представляется «одним из ключевых качеств личности, формирование, которого является целью обучения» (Т. И. Шамова), во-вторых, если мы признаем ученика субъектом обучения, то вопрос о его активности в учебно-познавательной деятельности должен лежать в основе решения всех остальных проблем. Так как активность - это «первый и необходимый признак» субъекта, «отличающий его от объекта» (М.С. Каган). В-третьих, активность не является неизменным наследственным свойством, она формируема.

 Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции, субъектности учащихся в учебном процессе.

Одним из эффективных методов, по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, является метод проектов, который имеет высокую степень самостоятельности, инициативности обучающихся к их познавательной мотивированности; развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий; приобретение детьми опыта исследовательско - творческой деятельности, межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.

Применение метода проектов в образовательном процессе, в том числе начальной школы, достаточно изучена и представлена в педагогической литературе, однако материалов, связанных с описанием специфики метода проектов обучающихся малокомплектных школ, явно недостаточно.

Малокомплектные школы располагаются в тех населённых пунктах, где нет достаточного количества детей для организации начальной школы с полным комплектом классов.

В условиях малокомплектной школе важно развитие познавательной активности. А для того, чтобы развивать познавательную активность, педагогу необходимо использовать различные методы обучения. Таким методом в нашем случае является метод проектов.

Условия малокомплектной школы устроены так, что педагогам начальных классов можно внедрять метод проектов как средство для развития познавательной активности младших школьников.

Но прежде, чем учитель сможет использовать метод проектов в качестве дидактического средства, необходимо подготовить обучающихся к самостоятельной работе в рамках этой деятельности, сформировать у них необходимые умения и навыки. Развивая эти умения и выполняя целостные проекты, также будет развиваться познавательная активность.

Практически в любой инновации в контекст её содержания и форм реализации включается метод проектов обучающихся.

Проект - это самостоятельная творческая деятельность учащихся, выполненная под руководством учителя, в которой ребёнок сам определяет направление работы и организует свои действия , начиная от идеи и заканчивая её практическим воплощением.

Метод проектов - это дидактическое средство, которое способствует формированию навыков целеполагания и позволяет обучающимся находить оптимальные пути достижения сформулированных целей при соответствующем руководстве со стороны педагога.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, критического и творческого мышления, умений ориентироваться в информационном пространстве. Занимаясь методом проектов, обучающиеся учатся:

- самостоятельному, критическому мышлению;

- принимать самостоятельные аргументированные решения;

- размышлять, опираясь на знание фактов, делать обоснованные выводы;

- учатся работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Для обучающихся метод проектов представляет возможность раскрыть творческий потенциал, попробовать свои силы, размышлять, опираясь на знания и опыт, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат, который носит практический характер и значим для самих открывателей.

Важная роль при выполнении проектов отводится учителю, при чём эта роль изменяется от этапов работы над проектом. Педагог консультирует, мотивирует, провоцирует, а так же наблюдает, то есть не передает знания, а обеспечивает деятельность школьника. Ведь для учителя учебный проект представляет собой в первую очередь интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования.

Можно сделать следующий вывод, что понятия «метод проектов» работает на понятие «познавательная активность». Это проявляется в следующих общих чертах, таких как: проявление интереса к новым знаниям; стремление к успеху при работе в командах; при размышлении, обучающиеся опираются на знания и овладевают ими.

Таким образом, метод проектов важен для развития познавательной активности особенно в малокомплектной школе. При использовании метода проекта педагогам начальной школы обучающиеся учатся работать в командах, тем самым стремятся к успеху, размышляя, опираются на знания и тем самым овладевают ими.

Можно сделать следующий вывод, что понятия «метод проектов» работает на понятие «познавательная активность». Это проявляется в следующих общих чертах, таких как: проявление интереса к новым знаниям; стремление к успеху при работе в командах; при размышлении, обучающиеся опираются на знания и овладевают ими.

Таким образом, метод проектов важен для развития познавательной активности особенно в малокомплектной школе. При использовании метода проекта педагогам начальной школы обучающиеся учатся работать в командах, тем самым стремятся к успеху, размышляя, опираются на знания и тем самым овладевают ими.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Осотова Анастасия Викторовна

Дата: 10.06.2019

Номер свидетельства: 514278


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства