Просмотр содержимого документа
«Медиаобразование в начальной школе»
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
(Роль медиаобразования в формировании культуры современной молодежи)
Галченков Алексей Сергеевич,
Маяцкая Мария Николаевна,
Крайненко Татьяна Анатольевна.
учителя
МБОУ Морско-Чулекской ООШ
Медиа (от латинского "media", "medium" - средство, посредник) — термин, возникший в XX веке. Его первоначально ввели для обозначения проявления феномена "массовой культуры" ("mass culture", "mass media"). Что касается понятия "медиакультура" ("media culture"), то это термин, введен для обозначения особого типа культуры информационного общества, являющегося посредником между обществом и государством, социумом и властью.
Медиакультуру определяют как совокупность информационно - коммуникативных средств, материальных и интеллектуальных ценностей, выработанных человечеством в процессе культурно-исторического развития, способствующих формированию общественного сознания и социализации личности. Медиакультура включает в себя культуру передачи информации, культуру ее восприятия и может выступать системой уровней развития личности, способной воспринимать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания в области медиа.
Роль медиакультуры в обществе растет невиданными ранее темпами. Это комплексное средство освоения человеком окружающего мира в его социальных, интеллектуальных, нравственных, художественных, психологических аспектах. Уровень развития современных средств массовой коммуникации и специфика их всестороннего воздействия на личность доказывают, что медиа — один из факторов практической реализации теории "диалога культур", разработка которой была начата М.Бахтиным и продолжена Ю. Лотманом, В. Библером и другими исследователями.
Однако в условиях массового внедрения информационных и компьютерных технологий расширились не только позитивные, но и негативные методы воздействия медиа как на отдельного человека, так и на общество в целом. Компьютерные и телекоммуникационные технологии стали своеобразным инструментом информационной, политической и духовной экспансии, средством для создания новых социальных мифов.
В современном мире люди все больше испытывают медиазависимость. Более того, не так уж редко школьники говорят и совершают поступки, ориентируясь на образцы негативного поведения медийных персонажей.
В документах Совета Европы «медиаобразование (media edисаtion) определяется как обучение/воспитание, которое стремится развивать медиакомпетентность, понимаемую как критическое и вдумчивое отношение к медиа с целью воспитания ответственных граждан, способных высказать собственные суждения на основе полученной информации. Это дает им возможность использовать необходимую информацию, анализировать ее, идентифицировать экономические, политические, социальные и культурные интересы, которые с ней связаны. Медиаобразование обучает интерпретировать и создавать сообщения, выбирать наиболее подходящие для коммуникации медиа. Оно позволяет людям осуществлять их право на свободу самовыражения и информацию, что не только способствует личному развитию, но также увеличивает социальное участие и интерактивность. В этом смысле медиаобразование готовит к демократическому гражданству и политическому пониманию. Необходимо развивать медиаобразование как часть концепции обучения в течение всей жизни человека» [3].
Результатом медиаобразования становится медиакомпетентность личности - «совокупность ее мотивов, знаний, умений, способностей (показатели: мотивационный, контактный, информационный, персептивный, интерпретационный / оценочный, практико-операционный / деятельностный, креативный), способствующих выбору, использованию, критическому анализу, оценке, созданию и передаче медиатекстов в различных видах, формах и жанрах, анализу сложных процессов функционирования медиа в социуме» [4].
Обновление содержания образования происходит в условиях модернизации образования, главная цель которого - достижение нового качества общеобразовательной подготовки школьников. Это требует совершенствования структуры общего образования, обеспечения условий, способствующих сохранению здоровья школьников, использования в образовательном процессе современных технологий, введения профильного обучения, применение программ элективных курсов. Интегрированное медиаобразование развивает медиакомпетентность в ходе урочной и внеурочной деятельности.
«Сегодня, в период значимых перемен в социально-культурном и экономическом облике страны, особенно остро встал вопрос о повышении качества образования как направляющей силы осуществления преобразований» [2]. Поскольку перед школой ставится задача подготовки образованного ученика и человека, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей, использование медиа, проникшего во все сферы человеческой жизни, и становится основным средством формирования современной культуры.
Значительные изменения, которые произошли в медийной среде российского общества, связаны с появлением новых технических средств передачи информации, благодаря которым любая информация стала доступна практически каждому человеку.
Компьютер, Интернет, цифровые технологии стремительно меняют жизнь современной молодежи, а процесс медиаобразования предполагает особый стиль взаимоотношений между учащимися и педагогами. Помимо двух основных участников информационного процесса - учителя и ученика - появляется третий участник: средства массовой коммуникации. Информация, которую школьники получают из медийных сообщений, в отличие от учебной (научной), обладает рядом весьма привлекательных для подростка свойств. Прежде всего, она эмоционально окрашена: даже о не очень интересных вещах рассказывается так, что подростка буквально не оторвать от экрана телевизора, монитора компьютера, интерактивной доски.
«Преподавание гуманитарных дисциплин и усвоение гуманитарных знаний имеют свою специфику и непременно предполагает воздействие на эмоциональную сферу обучаемого. В этой связи весьма актуальным представляется использование открываемых медийными средствами возможностей применения большого количества иллюстративного материала, компьютерной графики, видеофайлов, презентаций, анимаций в сочетании со звуковым сопровождением, что обеспечивает подключение к процессу переработки информации механизмов образного восприятия, использование в процессе обучения осознаваемого и неосознаваемого» [1].
«Видео, CD - RОМы, DVD, Интернет предоставляют учащимся возможность индивидуального общения с экраном. Они могут выбрать интересующую их кассету (диск, сайт), и, к примеру, в любой момент остановить изображение, вернуть экранное действие назад (чтобы, например, лучше разобраться в сложном эпизоде, тексте), получить дополнительную информацию в интерактивном режиме, просмотреть один и тот же аудиовизуальный материал на разных языках. Иными словами, не только использовать все те преимущества, которые имеет процесс чтения книги, но и (в случае с персональным компьютером) в виртуальном мире реализовать свои творческие идеи» [6].
На наш взгляд, применение медиа позволяет построить такую схему обучения, в которой разумное сочетание обычных и медиаобразовательных форм организации учебного процесса дает новое качество в передаче и усвоении системы знаний. Идея включения в учебный процесс разнородных источников информации, преодоления коммуникативных барьеров в учебном процессе значима не только для учащихся, но и для педагогов, также оказавшихся в ситуации «информационного взрыва». Принципиально важным при этом становится одновременное повышение медиакомпетентности, как учащихся, так и педагогов.
«С учетом того, что ЮНЕСКО определило медиаобразование как приоритетную область культурно – педагогического развития XXI века, медиапедагогика имеет большие перспективы. Медиаобразование с его богатой историей и обширной географией оказывается все более востребованным, а главное – необходимым в современной российской социокультурной ситуации” [5].
В средней школе № 22 города Таганрога ведется активнейшая деятельность по внедрению медиаобразования в учебный процесс. В рамках этой деятельности, значимым событием стал выпуск школьного журнала научных и творческих работ учителей и учащихся «Литературный медиамир». За это время вышли уже четыре номера данного журнала. №1, №2, №3, №4 (объемом 36 л);
Подготовлена и проведена «Первая городской научно-практической конференции «Интеграция медиаобразования в условиях современной школы», в которой приняли участие учителя городских школ, школ близлежащих городов и районов, представители ТГПИ, ЮФУ и РАО. В рамках конференции подготовлен и выпущен сборник научных трудов «Первой городской научно-практической конференции Интеграция медиаобразования в условиях современной школы»;
Учителями школы подготовлена и выпущена рабочая программа факультативного курса по медиаобразованию для учащихся общеобразовательных школ с 5 по 11 класс, которая вызвала горячий интерес у представителей педагогического сообщества разных регионов.
С этого года данная программа факультативного курса по медиаобразованию для учащихся 5 класса опробируется в нашей же школе.
Педагоги нашей школы, активно работающие над медиаобразованием, опубликовали более 10 научных работ по данной тематике.
Таким образом, интеграция медиаобразования с конкретными предметами (или предметными областями) может послужить тем самым звеном перехода к международным требованиям стандарта образования, которое обеспечит целесообразное сочетание внимания к фактологической основе предмета. Это поможет обеспечить индивидуальную образовательную траекторию подростков в процессе обучения.
Литература
Баранов О.А. Экран становится другом. М.: Просвещение, 1978. С. 16.
Бондаренко Е.А. Медиаобразование в современной школе с точки зрения образовательных стандартов // Медиаобразование и медиакомпетентность / Под ред. А.В.Федорова, Таганрог: Изд–во Таганрог. гос. пед. ин–та 2009. С.10.
Council Europe (2000). Rесоmmеndation. Media Education. In:
Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. С. 54.
Федоров А.В. Медиаобразование вчера и сегодня. М.: Изд–во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2009. С. 12-13.
Федоров А.В. Развитие медиаобразования на современном этапе // Инновации в образовании. 2008. № 3. С.5.