Сазнова Т.Е.
4 б класс.
Сценарий внеклассного мероприятия по математике в 4 классе.
Математический «Брэйн-ринг».
Задачи:
воспитывать любовь к математике;
развивать интеллектуальные способности, интерес к науке;
воспитывать коллективизм, чувство сопереживания, навыки сотрудничества и взаимодействия в команде.
I. Введение.
1 уч. О математика земная,
Гордись, прекрасная, собой.
Ты всем наукам – мать родная,
И дорожат они тобой.
2 уч. В веках овеяна ты славой,
Светило всех земных светил.
Тебя царицей величавой
Недаром Гаусс окрестил.
3 уч. Строга, логична, величава,
Стройна в полете, как стрела.
Твоя немеркнущая слава
В веках бессмертье обрела.
4 уч. Я славлю разум человека,
Дела его волшебных рук,
Надежду нынешнего века,
Царицу всех земных наук!
Учитель: Добрый день! Мира, счастья и любви вам и вашим близким! Сегодня мы с вами на «Брэйн-ринге», посвященном математике – царице всех наук. Математика – очень важная наука. Без нее не обходится ни один человек независимо от возраста и профессии.
В нашей игре принимают участие 2 команды:
- команда «Плюс» (по 6 человек);
- команда «Минус» (представление команд)
Участники обеих команд занимают игровые места.
Напоминаю правила игры. Играем до 6 очков. В каждом раунде будет разыгрываться 1 очко. Время обсуждения 30 секунд (секундомер). После того, как будет задан вопрос и дан сигнал «Время», капитан той команды, которая знает ответ, поднимает сигнальный флажок и сообщает нам, кто будет отвечать (номер игрока, фамилия и имя). В случае, если у команды нет правильного ответа, дается время для обсуждения другой команде, но уже 10 сек. После этого команда должна дать ответ. Если и эта команда дает неправильный ответ, счет остается прежним. Тогда в следующем раунде будет разыгрываться 2 очка.
Вас, уважаемые гости, я попрошу по окончании игры назвать лучшего игрока.
Итак, команды готовы? Счет 0:0.
* Первый раунд.
Звучит музыка (симфония № 40 В.А. Моцарта).
Прозвучала прекрасная музыка. Великий композитор, написавший ее, увлекался математикой. Он исписывал пол, стены, выполняя сложные математические вычисления. Назовите имя великого музыканта, который имел блестящие математические знания.
* Второй раунд.
Квадрат обмяк, устал,
Дал за углы себя схватить…
И загрустил…
А вдруг он промахнулся,
А вдруг бы жизнь другим путем пошла,
Подставь он
Два других угла?!
Какой фигурой стал квадрат, дав схватить себя за два угла? (ромбом)
* Третий раунд.
За столом обедает семья. Около каждого человека лежат столовые приборы: ложка, вилка, нож. У каждого члена семьи приборы разложены по-разному (одинаковых троек нет). Сколько человек за столом? (шесть человек)
* Четвертый раунд.
Мы часто используем слова километр, килограмм. Что означает в переводе с французского слово кило? (кило - тысяча)
* Пятый раунд.
Приучайтесь думать точно,
Все исследуйте до дна.
Вместо звездочки в листочке
Цифра верна нужна.
Я подсказывать не буду
Никаких ее примет
Но она везде и всюду
Даст нам правильный ответ.
6* + * = 7,8
1* + *3 = 90
(в первом примере – 9, во втором - 7)
* Шестой раунд.
На базаре спозаранок покупал баран баранок.
Для баранов и овечек 10 маковых колечек,
9 сушек, 8 плюшек, 7 лепешек, 6 ватрушек,
5 коржей, 4 пышки, 3 пирожных, 2 коврижки.
И 1 калач купил – про себя не позабыл.
А для женушки – подсолнушки.
Сколько же вкусных хлебных изделий купил баран спозаранок? (11 × 5 = 55 штук)
* Седьмой раунд.
На вопрос: «Сколько же ты поймал рыбы?» - рыбак ответил: «Половину 8, 6 без головы и 9 без хвоста». Сколько рыбы поймал рыбак? (нуль)
* Восьмой раунд.
3 курицы за 3 дня снесут 3 яйца. А сколько яиц снесут 6 куриц за 6 дней? (1 д. – 3 шт. → 6 дн. – это 2 раза по 3 → 3×2=6 шт за 1 день, а за 6 дней: 6×6 = 36 штук)
* Девятый раунд.
День и ночь – сутки прочь. Сутки, минута, год – это единицы времени. Оказывается, только 2 единицы времени взяты из природы, а остальные придуманы людьми. Назовите эти единицы времени и объясните их «природное» происхождение.
(Сутки – время вращения Земли вокруг своей оси. Год – время вращения Земли вокруг Солнца)
* Десятый раунд.
Шла баба в Москву и повстречала трех мужиков. Каждый нес по мешку, в каждом мешке по коту. Сколько существ направлялось в Москву? (Одна баба)
* Одиннадцатый раунд.
Пять лампочек горели в люстре.
Хлопнули двери – и 2 перегорели.
Сделать нужно вам малость:
Сказать сколько ламп осталось. (пять)
* Двенадцатый раунд.
Сидят три кошки, против каждой кошки – две кошки. Много ли всех? (три)
Какое число в русских пословицах символизирует понятие «много»? Приведите примеры пословиц с использованием этого числа, объясните их.
(7: 7 раз отмерь – один раз отрежь. Семеро одного не ждут…)
* Тринадцатый раунд.
Три мальчика: Петя, Коля и Ваня – отправились в магазин. По дороге они нашли 3 рубля. Сколько бы денег нашел один Ваня, если бы он пошел в магазин? (три рубля)
Тайм-аут.
Вашему вниманию предлагаются школьные частушки.
Как у нас талантов много,
Не допрыгнуть вам до нас.
А частушки сочиняем
Лучше вас и лучше вас.
От мальчишек шум и гам
В коридорах слышится.
На уроках же они
Никак не отдышатся.
А девченки у нас
Радиолюбители
На занятиях они
Громкоговорители.
Не пойду сегодня в школу,
Притворюсь-ка я больной.
Мама купит мне бананы
И устроит выходной.
Настя всех быстрей бежит
И съезжает с горки.
А за партою дрожит,
Словно мышка в норке.
Наш учитель ждал ответа
От Сережи долго –
Ни ответа, ни привета,
Никакого толка.
Буквы в Колиной тетради
Не стоят как на параде.
Буквы прыгают и пляшут,
Коле хвостиками машут.
Мы пропели вам частушки,
Хорошо ли, плохо ли,
А теперь мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали.
Домашнее задание.
Учитель: Дома карандашом нужно было подобрать по 6 загадок, в которых встречаются числа. Та команда, которая отгадает все загадки противника, получает 1 очко. Если хотя бы 1 загадку команда не отгадает, то очко не присуждается.
Дом без окон, без дверей,
Как зеленый сундучок,
В нем 6 кругленьких детей,
Называется… (стручок)
Два брюшка, 4 ушка. (подушка)
Стоит Антошка
На одной ножке.
Где солнце станет,
Туда он и глянет. (Подсолнух)
Живут 2 друга, глядят в 2 круга. (глаза и очки)
Овсом его не кормят,
Кнутом его не гонят,
А как пашет –
Семь плугов тащит (трактор)
Под одной крышей 4 братца живут (стол)
Дополнительный материал.
Автор: Жили-были 2 брата
Δ с □
Старший – квадратный,
Добродушный, приятный,
Младший – треугольный,
Вечно недовольный.
Стал расспрашивать Квадрат.
□ «Почему ты злишься, брат?»
Автор: Тот кричит ему…
Δ «Смотри: ты полней меня и шире.
У меня углов лишь 3, у тебя же их 4.»
Автор: Но квадрат ответил…
□ «Брат! Я же старше, я – квадрат.»
Автор: И сказал еще нежней.
□ «Неизвестно, кто нужней!»
Автор: Но настала ночь,
И к брату, натыкаясь на столы,
Младший брат лезет воровато
Срезать старшему углы.
Уходя, сказал…
Δ «Приятных я тебе желаю снов!
Спать ложился – был квадратным,
А проснешься без углов!»
Автор: Но наутро младший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел он – нет квадрата!
Онемел… Стоял без слов…
Вот так лесть! Теперь у брата
Восемь новеньких углов!
Учитель: Какая пословица подходит к данной ситуации? (Не рой другому яму – сам в нее попадешь…) Надеюсь, среди нас таких завистников нет.
А сейчас жюри подводит итоги.