Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс. Проектная деятельность в начальной школе. Проект "Русские народные сказки"»
Проектная деятельность в начальной школе.
Проект "Русские народные сказки"
“Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность”. Бернард Шоу
Проектная деятельность в начальной школе содействует развитию творческой, познавательной деятельности учащихся, как во время учебного процесса, так и во внеурочное время.
Что же такое проект? Какое назначение проектных методов в современном образовании?
Проект – это метод обучения. Он может быть использован в изучении любого предмета. Он может применяться на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся и потому он уникален. Он формирует невероятно большое количество умений и навыков, поэтому эффективен. Он формирует опыт деятельности, поэтому незаменим.
Проект (проектирование) – это содержание обучения. Проектирование может быть частью учебного предмета. Проектирование может быть отдельным предметом. Проектирование может стать основой профильных спецкурсов.
Проект – это форма организации учебного процесса. Полноценный проект “ не вписывается” в уроки. Это альтернатива классно – урочному обучению. Будущее школы – в балансе альтернатив.
Проект – это особая философия образования. Философия цели и деятельности. Она принята школой сегодняшнего дня, потому что позволяет соединить несоединимое: ценностно-смысловые основы культуры и процесс деятельностной социализации.
В своей работе я придерживаюсь, понимания проекта как метода личностно-ориентированного обучения, в основе которого лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Проект характеризуется:
ориентацией на получение конкретного результата
предварительной фиксацией (описанием) этого результата в виде эскиза в разной степени
детализации и конкретизации
относительно жесткой регламентации срока достижения (предъявления) результата
предварительным планированием действий по достижению результата
программированием – планированием по времени с конкретизацией результатов отдельных действий, обеспечивающий достижение общего результата проекта
выполнение действий и их одновременным мониторингом и коррекцией
получением продукта проектной деятельности, его соотнесение с исходной ситуацией проектирования, анализом новой ситуации
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Внутренний результат - опыт деятельности - становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания, умения, компетенции и ценности.
Проектирование ставит ученика в активную позицию деятельного субъекта, поскольку он сам генерирует идеи, инициирует деятельность, реализует свои замыслы. Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать предвидеть, формирует адекватную самооценку и, главное, происходит интенсивное развитие детей. А деятельность, в свою очередь, формирует мышление, умения, способности, межличностные отношения. Навыки проектирования необходимы в любой деятельности, каждый день и всю жизнь. Необходимо учить им учащихся уже в начальной школе.
Работа над проектом с учениками 1 - 4 класса, дала возможность мне открыть творческий потенциал и способности учащихся, которые не проявляли себя на уроке. Многие ребята за время работы смогли подружиться и стали дружить семьями, так родители принимали активное участие в работе детей. Помогали в создание театральных костюмов. Ведь нашим конечным результатом была – инсценировка сказок: «Снежная Королева», «Теремок» - на новый лад, «Золушка» - на новый лад.
Я хочу представить некоторые этапы работы над проектом. На мой взгляд, они являются самыми важными в работе. Надеюсь, что это поможет начинающим проектную деятельность.
Актуальность проекта:
Мы живем в очень непростое время. На сегодняшний день все чаще сталкиваемся с тем, что наши дети не читают никаких книг. Это вызывает тревогу не только у учителя, но и у родителей. Нужны такие методы и формы работы, которые смогли бы вызвать интерес у ребят к чтению. Очень хорошо подходит как раз метод проектов. В нашем проекте мы работаем со сказками.
Сказка – это один из основных жанров фольклора, популярный жанр устного народного и авторского творчества с установкой на вымысел. Сказка – это этическое, прозаическое произведение с бытовым, волшебным или авантюрным уклоном, построенного на основе вымышленного сюжета. Герои сказок – это обычные люди и животные. Характерная черта любой сказки – счастливый финал. Сказки бывают о животных, волшебные и социально-бытовые.
На уроках и во внеурочное время мы изучаем традиции и обычаи русского народа, знакомимся с народными обрядами и старинными праздниками Руси. С помощью работы над проектом у родителей появится возможность передать детям семейные традиции и культурные ценности народов проживающих в России. Необходимо обучать детей культуре родного народа, так же как и другой учебной дисциплине. В данном проекте в решении этих задач нам поможет фольклорный жанр - сказка, в частности – русская народная сказка.
Дидактические цели учебного проекта:
- развивать творческий потенциал активной, самостоятельной, эмоционально – отзывчивой, социально – компетентной и развивающейся личности как субъекта деятельности через знакомство с русскими народными сказками;
- расширять читательский и культурный кругозор учащихся;
- планировать и реализовывать проектную деятельность в школе.
Компетентности, формируемые учебным проектом:
- в сфере самостоятельной деятельности;
- основанные на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации;
- в сфере гражданско-общественной деятельности;
- в бытовой сфере;
- в сфере культурно - досуговой деятельности.
Методические задачи учебного проекта:
Обучающие:
Научить школьников различать виды русских народных сказок.
Познакомить учащихся с основными сказочными героями русских народных сказок.
Развивающие:
Развивать у учащихся познавательный интерес.
Развивать творческие способности учащихся.
Совершенствовать словарный запас учащихся.
Воспитательные:
Воспитывать добро, справедливость, любовь к родной культуре через русские народные сказки.
Совершенствовать навыки работы в коллективе, добрые отношения в группах, сотрудничество.
Основополагающие и проблемные вопросы проекта:
- Откуда берутся сказки?
- Для чего нужны сказки?
- Чему учат сказки?
Вопросы учебной темы:
- На какие группы делятся русские народные сказки?
- Для чего в сказках нужны волшебные предметы?
- в сфере культурно - досуговой деятельности.
Методические задачи учебного проекта:
Обучающие:
Научить школьников различать виды русских народных сказок.
Познакомить учащихся с основными сказочными героями русских народных сказок.
Развивающие:
Развивать у учащихся познавательный интерес.
Развивать творческие способности учащихся.
Совершенствовать словарный запас учащихся.
Воспитательные:
Воспитывать добро, справедливость, любовь к родной культуре через русские народные сказки.
Совершенствовать навыки работы в коллективе, добрые отношения в группах, сотрудничество.
Основополагающие и проблемные вопросы проекта:
- Откуда берутся сказки?
- Для чего нужны сказки?
- Чему учат сказки?
Вопросы учебной темы:
- На какие группы делятся русские народные сказки?
- Для чего в сказках нужны волшебные предметы?
- Всегда ли в русских народных сказках главным героем является человек?
- Чему учат сказки?
- Основные признаки сказки?
- О чем мечтал народ в сказках?
- Каким животным в сказках народ симпатизирует, а каких осуждает?
Гипотеза:
Проект даст возможность учащимся познакомиться с традициями и обычаями русского народа, со старославянскими словами и поговорками, с незнакомыми сказками, несущими ценность. И это будет способствовать развитию личности ребенка и воспитанию интереса к предмету литературного чтения и русской национальной культуре.
Творческое название проекта: “Волшебный сундучок сказок”.
Самостоятельные исследования учащихся в рамках проекта:
- Изучение обычаев и традиций русского народа.
- Связь сказки с бытом русского народа.
- Словарная работа со старорусскими словами.
- Создание эскизов костюмов.
- Инсценирование сказки.
Ожидаемые результаты:
1.Активизация деятельности детей. Развитие интеллекта, коммуникативных и творческих способностей учащихся.
2. Вовлечение детей и их родственников в активную творческую деятельность .
3. Проявление активности, инициативы, творчества в организации и проведении мероприятий, посвященных сказкам.
4. Овладение разнообразными формами и методами поиска знаний, практическими умениями, в том числе исследовательскими.
5. Обогащение знаниями о русских народных сказках, об их роли.
6 . Инсценировка сказки.
Предметные области:
Литературное чтение, ИЗО, технология.
Возраст учащихся:
2 - 4 классы
Руководитель проекта: Классный руководитель: Барвенкова И.В.
Этапы проекта:
Содержание работы
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Подготовительный
Определение темы и целей
1) Анкетирование.
2) Обсуждение русских народных сказок с учителем.
3) Гипотеза проекта.
4) Постановка целей.
1) Анализ анкет.
2) Мотивация учащихся. Помощь в постановке целей и задач.
Планирование
- Выбор русской народной сказки.
- Определение методов работы.
- Распределение задач между членами группы.
1) Разрабатывают план действий над проектом.
2) Формулируют задачи.
Предлагаю на выбор несколько сказок, аргументирую свой выбор.
Исследовательский
- Сбор информации.
- Словарная работа с устаревшими словами.
- Иллюстрации героев сказок.
-Создание эскизов костюмов.
- Инсценирование сказки.
1) Работа с устаревшими словами.
2) Иллюстрации героев сказки.
3) Создание эскизов костюмов.
Наблюдаю, советую, косвенно руковожу и контролирую деятельность учащихся.
Получение результатов
Анализ выполненной работы. Решение промежуточных задач.
Проводят анализ своей работы.
Наблюдаю, советую.
Представление отчёта
Письменный отчёт:
- Словарная работа с устаревшими словами.
- Презентация иллюстраций и эскизов костюмов.
- Инсценировка сказки
Отчитываются о проделанной работе. Обсуждение работ.
Слушаю, задаю вопросы.
Оценка результатов
Самооценка своей работы путём коллективного обсуждении.
Оцениваю работу учащихся, успешность их деятельности и ценность полученных результатов.
Метод исследования - метод анкетирования:
Вопросы, данной анкеты:
1. Назови русские народные сказки.
2. На кого из героев народных сказок ты хотел бы быть похожим? Почему?
3. Кого из перечисленных сказочных персонажей ты считаешь хорошими:
4. Если бы ты поймал щуку-волшебницу, о чем бы ты ее попросил?
5. Зачем сказка нужна человеку?
- А теперь, вам необходимо организовать 3 группы. Для каждой группы приготовлена таблица, которую вам надо заполнить, работая в группах. На эту работу отводится 5 минут, после чего, каждая группа должна предоставить свой продукт.
Сказка
Проблема
Жизненное решение
Подвиги героев
Результаты этих героев
Мораль сказки (вывод)
Рефлексия участия в проекте.
- Нравится участвовать впроектной деятельности?
- Было интересно, полезно и познавательно?
- Как лучше понять творчество и традиции русского народа?